И.
Устное народное творчество
Тема 1. Народная лирика
1.1. Календарно-обрядовые песни
Всю жизнь наших далеких предков
было тесно связано с календарем.
Одним из древнейших видов устной
поэзии народа является календарно-обрядовые песни, которые отражали каждый цикл
земледельческого труда в разные времена года. В этих песнях очень часто воспроизводился
трудовой процесс: изображали движения, которые символизируют пахоту, сев, жатва и т.д. Все календарно-обрядовые песни отмечаются
лиризмом. Это как художественное отражение самой жизни в песнях, хороводах, играх,
танках.
Остатки первобытной обрядности впоследствии
были смешаны с христианскими обрядами и связанные с церковно-календарными
датами христианских праздников. Наряду с сезонными хліборобськими праздниками важное
место занимают сезоны свадьбы и поминовения умерших.
К
календарно-обрядовые песни относятся:
- колядки, щедривки (зимний
рождественский цикл);
- веснянки, гаивки, или горелки
(весенний цикл);
выразительные (связанные с праздничным
циклом колошения хлеба и расцвета природы в конце весны);
купальские (переджниварський цикл
середины лета);
жатки и стодольні
(сбор урожая в конце лета).
(Овин - строение для хранения
снопов, сена, половы и т.д, а также для молотьбы, веяния зерна).
Песни рождественского цикла
Зимнее обряд начинался в
Сочельник колядками. Колядки - это воспроизведение мифа о Сотворении Мира и величальные
песни, предназначенные для каждого конкретного человека: хозяину, хозяйке, парню,
девушки, ребенка. В них довольно часто называются имена тех, кого величают.
Колядки имеют в основном
10-составной стихотворение с двухстрочной строфой (5+5) х 2. Иногда он записывается как
четверостишие с 5-составляющими строками.
Что же означает слово коляда? В
украинцев это и сам обряд, и рождественская песня, и вознаграждение за колядование. По
утверждению древних авторов, Коляда - один из языческих богов, символизирующий
начало года. Возможно, от Коляды происходит и слово календарь (годовой круг). В
римлян тождественным Коляде был бог Янус, а от него - название первого месяца года
«януаріс» (январь). Слово коляда есть у всех славянских народов с тем же
значением, что и у украинцев.
В колядках имеют место определенные образы:
Ясен месяц - господин хозяин,
Красное солнце - жена его,
Мелкие звезды - его дети и др.
Ведущие мотивы колядок:
- любовь как залог человеческого
счастье;
- извечный семейное благополучие;
- прославление рождения Иисуса
Христа,
- прославление земледельческого труда, защиты родной земли.
Колядки:
«Добрый вечер тебе, пане
хозяин!»,
«Новая радость стала»,
«Вне лесом, лесом темненьким»,
«Конь мой, конь вороненький»,
«Ой красна, красна в лузі калина» и
др.
Щедровки - песни, исполняемые на Щедрый
вечер (Новолетие). Но когда Новый год был перенесен на январь, тогда, пожалуй,
и произошло смещение во времени празднования Новолетия, а обрядовые песни весеннего
щедрівочного цикла стали петь вместе с колядками.
В них звучат щедрые пожелания родным
и близким, а также имеющиеся мотивы весенних хозяйственных работ, потому что в
дохристианские времена Новый год отмечался весной.
Щедривки:
«Щедрый вечер, а я иду»,
«Щедрик, щедрик, щедривочка»,
«Щедривочка щедровала»,
«Сидит баба на лежанке»
«Ой сивая та зозуленька» и др.
Веснушки
В зависимости от местности весенние песни
назывались веснянки, гатками, ягілками, яголойками, маевками.
По народным представлениям, весну
приносят птицы. Первыми прилетают жаворонки, поэтому им посвящено много
веснушек.
На протяжении веков сформировался четкий
весенний обряд призывания весны песнями, хороводами, играми. Выпекается
весеннее печенье в виде жаворонков, голубков, которое дети и разносят по селу,
распевая:
Благослови, мать,
Весну призывать!
Весну призывать,
Зиму провожать!
Зимочка в возочку,
Лето в човночку...
В весенних играх и хороводах
имитируются движения, характерные для трудовой деятельности: засевание поля, сбор
урожая, обмолот и др:
Ведущие мотивы веснушек:
- забота о будущем благосостояние;
призывы и пожелания (чаще всего
звучат обращения к птиц: гусей, уток, аистов, кукушек, ласточек, - им
задают вопросы о будущем урожае, просят принести летнее тепло);
- заговоры урожая и т.д.;
Веснушки:
«Ой весна, весна ;; днем
красная»,
«Ой ковала кукушечка»,
«Кривой танец»,
«Подоляночка» и др.
Выразительные песни
Выразительные песни исполняются во время
Зеленых праздников в начале или в середине мая, во время наибольшего замаювання
земли зелами, цветами и травами (Троица).
Предки украинцев верили в русалок,
или нимф (нявок), - существ, которые поселяются среди растений в лесах, полях и водах.
Считалось, что эти духи могут или помогать, или вредить людям. Поэтому от них
нужно было иметь обереги - полынь или любисток, кое - мяту, аир,
чеснок и т.д. Нельзя в эти дни ходить в рожь, купаться в реке, чтобы русалки не
защекотали. Слово оберег означает то, что надо было «в берегу» (при
берегу), отсюда - оберегать. Пахучие травы - это жертвы русалкам и берегиням.
Обычай вносить в дом зелье на
Троицу означает приглашение русалок, потому что они живут в травах и цветах. Это был
своеобразный обряд почитания их как своих прародителей. В первый день Тройни
русалок «выводят из села». Девушки в поле готовят обед - поминальную тризну,
заквитчують себя венками и поют.
Выразительные песни:
« В ржи на грани»,
«Ой бежит, бежит молодая девушка»,
«Проведу я русалочки к бору» и др.
Купальские песни
Песни языческого, купальского
содержания; сопровождают развлечения молодежи во время летнего праздника Купалы, который длится
всю ночь.
Купало, за языческими
верованиям, - бог брака и земных плодов. В этот день земля имеет наибольшую силу,
которую отдает целебным травам. До восхода солнца нужно было собирать травы. Перед
началом уборки приносили жертву земле - клали хлеб-соль или монету как плату
за щедрость и целебное зелье.
Ребята, девушки, а также вдовы к
этого праздника не допускались. Считалось, что одиночество не должно существовать: все
должно быть в паре.
Купальское действо состоит из
многих элементов:
- плетение венков;
- зажжение очага и прыгание
через него;
украшения
лентами и венкам женского деревца (Марены, Купалы); вождение хороводов
вокруг нее;
- зажигание колеса;
сжигание
соломенной мужской куклы Купала;
-
гадания;
- купание и т.д.
Все эти действия сопровождались песнями.
Найнопулярнішими есть песни, которые
поют и сегодня, однако в них часто перепутана христианская символика с
рідновірською.
Через христианское влияние их
кое-где стали называть петрівочними (петрівчаними) песнями.
Петрівчані песни условно можно
поделить на:
- песни-размышления о любви,
- песни о несчастной судьбе сироты,
- песни про сложную жизнь невестки.
Лейтмотив этого цикла - взаимоотношения
молодых.
Главный образ большинства песен -
Петрівочка, девушка перед замужеством.
Ведущие мотивы купальских песен:
мечты девушек о замужестве,
- размышления девушки о своей судьбе,
- прощание с вольной жизнью под
отцовской крышей: осенью наступает пора свадеб.
Ой
когда мы Петрвочки (Купайлочки) ожидали,
То
мы ее русую косу заплетали.
Теперь
же мы Петрівочку ( Купайлочку) проведем,
Мы
же ее русую косу розплетемо.
Купальские песни:
«Заплету веночек »,
«Ой венок мой венок»,
«Купало, купало» и др.
Жатвенные песни
Жатвенные песни украинцев, как и
всех славянских народов, отражают торжественную, ответственную пору в жизни
земледельца - сбор урожая.
Жатвенные песни подразделяются на:
- зажинковые, идущих к
начала работы,
- жатвенные, выполняемые во время
уборки урожая,
- обжинкові (дожинки),
сопровождали праздник окончания жатвы.
Жали и пели жатвенных песен
преимущественно женщины.
Песни превозносили, опоетизовували
хлеборобский труд, величали хозяина, уславлювали жнецов. Сжат последний
сноп, «останец» (или «дед») перевязывали красной полоской и торжественно, с
песнями несли в деревню. На поле оставляли клок невижатого хлеба, украшенного
лентами и цветами, что назывался Волосовою, или Спасов, «бородой», а
кое - где - «козой», «перепелкой». Колосья связывали вместе и заламывали вниз
на восход солнца, вытряхивали в вспаханную серпом землю зерно, клали между стеблей
хлеб, щепоток соли, ставили в воду, чтобы в доме не переводился хлеб, приговаривали:
«Роди, Боже, на всякого долю: бедного и богатого!».
Окончив жатву, жнецы имели
отдохнуть на стерне, чтобы не болела спина и легко было жать следующего года. При
этом пели: «Ой ниво наша, ниво, Верни нам нашу силу! Мы на тебе жили,
Силоньку положили».
Характерные особенности жатк
песен:
-
важная роль описаний природы;
использование художественного приема
параллелизм (картины, образы природы служат и своеобразным поэтическим зачином, и
средством психологической характеристики человека);
уменьшено-пестлива
лексика; яркие гиперболы, сравнения;
общий ласковый эмоциональный тон
(напоминают колядки и щедривки);
величание сочетается с магическим
заклинанием урожая за пожелания того, без чего невозможно жизнь земледельца:
здоровья, благополучия, гаразду в семье, хорошего хлеба (напоминают свадебные).
Жатвенные песни:
«Развевалась рожь, развевалась»,
«Там
в поле колодец» и др.