Украинская литература подготовка к ВНО
ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Устное народное творчество
Народная драма
Спектакль-игрище
Из обрядовых песен-игр рождественского цикла со временем в самостоятельный жанр - спектакли-игрища - выделились отдельные составные части. Это произошло из-за осложнения сценического действия, увеличение текста и количества персонажей игры. Сегодня в разных вариантах дошли два спектакля - «Коза» и «Меланка».
«Коза» - это праздничное представление-игрище, в которой большое значение приобретает собственно сценический элемент. В игре принимают участие следующие персонажи: коза, дед, цыган, доктор, солдат (в другом варианте спектакля может быть еще Мехоноша). Все персонажи должны были быть одетыми соответственно своей роли: дед носил парик и бороду из льняной пряжи, коза была одета в вывернутый кожух и маску, цыгана одевали в лохмотья и вимазували сажей, солдат должен держать, большую палку - ружье, а врача окутывали белым одеялом.
Сценическое действо развивалось следующим образом: в начале действия появлялся дед с капризной козой. Рассердившись на козу, дед ее случайно убивает, а поняв это, начинает тосковать. Когда появляется цыган, дед пытается ему продать убитую козу, но они не пришли к согласию относительно цены. Начинается спор, который переходит в драку. Появляется солдат, который останавливает драку. Потом приходит врач и пытается спасти козу. Но убедившись, что она мертва, хочет снять с нее шкуру. Здесь начинают играть музыки, и коза, а с ней и все остальные персонажи, танцуют.
Хозяева дома, к которой «водили козу», то обязательно должны были одарить участников спектакля, ибо «где коза ходит, там жито родит».
«Меланка» - еще один спектакль-игрище, на мотив вождения козы. Исторические корни этой сценки, возможно, берет начало во времена матриархата, когда женщина считалась главой рода, а новый год начинался именно на праздник Меланки 13 января.
Роль Меланки в ігрищі выполнял высокий крепкий парень, переодетый девушкой. Заходя в дом, он пытался «помогать» хозяйки хозяйничать в доме и вредил, где только мог. Например, помогая хозяйке подмести дом, разбрасывал мусор, а моя посуда, загрязнял его. Такие шутливые выходки заканчивались танцами, во время которых появлялся новый персонаж - Смерть. Дальше представление разворачивалось вроде «Козы»: Смерть убивала козу, дед, рыдая над ней, выпрашивает деньги у хозяев дома, чтобы заплатить врачу. Врач оживляет козу, после чего все участники спектакля танцуют и собирают у зрителей подарки «козе на сечку». Собрав подарки, артисты шли дальше по домам, распевая песню о Меланку-хозяйку.
Со временем народная драматургия начала брать сюжеты для игрищ не только из обрядовых песен, но и использовать социальные, бытовые конфликты, явления. Часто сюжет мог строиться на каком-то анекдоте. Действующие лица резко делились на положительных (крестьянин, солдат, запорожец) и отрицательных (цыган, шинкарь, вор, шляхтич). Тексты пьесок были полны шутливыми диалогами, народными пословицами, поговорками, а собственно действие характеризовалась быстрой сменой сцен. Характерный признак таких спектаклей-игрищ - обилие внешних эффектов, таких как: драки, падения, танцы и разные веселые выходки. Наиболее удачные персонажи, сюжеты, диалоги и целые сценические действия, как правило, переходили из одного спектакля в другой. Для народной драмы также характерна вариативность текстов.
«Войт и нищий» - это драматизована игра, которая имеет социальный сюжет и предусматривает три «сцены»: канцелярию, арестантскую («гайдучню») и суд. Действие драматизированной игры разворачивается в канцелярии: нищий жалуется войту (старосте), что у него ночью украли теленка. Он ссылается на свидетелей и называет вора. Староста приказывает гайдукам (охранникам) привести вора, но тот уверяет, что теленок он и в глаза не видел». Когда свидетели обличают вора, войт отсылает всех в суд. Судья опрашивает вора и свидетелей и выносит приговор: посадить вора. Гайдуки отводят его в арестантскую.
|
|