Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Устное народное творчество

Народная драма

Свадьба


Свадьба - одно из самых величественных форм народной драмы, в которой отразились мораль и мировоззрение, семейные и общественные отношения украинского народа на каждом этапе его развития, его поэтические представления и артистические способности.

Свадьбы справляли осенью, после окончания полевых работ, но традиционно только к середине октября - к православному празднику Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). В народе даже появилась пословица: «Идет Покрова, ревет девка, как корова». Это означало, если девушку не «отдали» к празднику, то замуж она выйдет не раньше следующей осени. Также традиционно свадьбы происходило в воскресенье (в некоторых регионах празднование продолжалось еще всю следующую неделю).

В традиционном свадьбе обряды сочетались с драматическими действами, песенными и разговорными партиями, музыкой, играми. В разных регионах Украины свадьбу имело свои отличия, но основные элементы драматического действа были одинаковыми.

Как драматическое произведение свадьба имела постоянный состав действующих лиц: молодые, их родители, дружки и бояре, гости (челядь). В селах всегда были знатоки свадебного обряда, которые направляли ход действа, хотя каждый участник и сам обязательно должен знать, что и когда говорить, петь, делать. Причем свадебный обряд начинался гораздо раньше и заканчивался позже собственно праздника. Молодая, пока еще находилась дома, имела грустить и плакать по дому, по родителям, таким образом она выражала им благодарность и уважение, но в доме жениха после свадьбы она должна быть веселой, проявлять радость и удовольствие, чтобы не разгневать свекровь со свекром. Родители молодых на празднике должны выказывать уважение к гостям, любовь и забота о молодых, а мать невесты должна ходить грустная, чтобы не подумали, что она рада избавиться от дочери. Бояре - неженатые парни - должны поддерживать молодого, а старший боярин вместе со сватами распоряжался на свадьбе. Подружки одевали невесту к венцу, ходили с ней приглашать гостей на свадьбу, снимали с нее венок во время обряда покрытия. Свахи из обоих родов плели венки, лепили каравай, пели.

Свадебное действо состояло из следующих составных частей: обручение, смотрины, сватовство, приглашение, каравай, веточку, девичник, свадьба, кладовка, покрытие, перезва.

Помолвка. Помолвка происходили задолго до сватовства. Иногда родители сами договаривались о помолвке, исходя из хозяйственных расчетов, но чаще парень с девушкой договаривались сами, а потом сообщали об этом родителям. Парень с родным дядей (или с отцом или уважаемым в селе человеком, если дяди нет) шел к родителям девушки договариваться о времени сватовства. Если родители девушки были против, они отказывали, или выдвигали условия, при которых они согласились бы отдать свою дочь.

Смотрины. Если парень был из другого села, его родители должны были поехать на смотрины, то есть посмотреть на хозяйство и состояние будущей невестки, познакомиться с ее родителями. На смотринах девушка должна показать себя с наилучшей стороны, хорошо поприветствовав гостей, доказать, что она будет хорошей хозяйкой. Если родители парня оставались недовольными увиденным, они могли запретить ему брать в жены эту девушку.

Сватовства. Обряд сватовства проходил таким образом: парень договаривался с наиболее уважаемыми людьми в селе, чтобы они были его сватами, и с ними шел к дому девушки. Сваты трижды стучали в дверь, заходили, а дальше - согласно обрядовым текстом - просили отдать девушку («куницу - красную девицу») за своего «князя». Девушка при этом должна стесняться. Если родители девушки заранее были согласны, то они обменивались хлебом со сватами, связывали их полотенцами, а молодого - платком, всех угощали. Если не были выдержаны предварительные договоренности с парнем или родители девушки передумали, они отказывали сватам. В случае отказа сватов угощали водкой. В некоторых случаях родители девушки показывали сватам условия, при которых они бы согласились. Тогда парень, выполнив условия, мог посвататься второй раз и получить согласие. Второй способ отказа сватам - тыква. Тыква был самым большим позором для парня, что сватался. Получив тыквы, парень не мог посвататься второй раз. Поэтому девушка, которой не нравилась выбранная родителями пара, таким образом могла вопреки их воле сорвать сватовства.

Приглашение. Обряд приглашения заключался в том, что невеста с дружками или жених с боярами ходили по селу и приглашали родственников и друзей на свадьбу. Зайдя в дом, невеста или жених кланялись хозяевам, целовали им руки со словами: «Просили отец, просили мать, и я прошу на мою свадьбу». Хозяева целовали невест в голову, обещали прийти и желали им счастья.

Каравай. Подготовка к свадьбе длилась долго. В семье засватаної девушки готовили приданое (вино), убирали в доме и усадьбе, готовили еду - до двадцати блюд. Особым обрядом был обряд выпекания свадебного каравая. Специально для этого приглашали каравайниц - молодых счастливых в замужестве женщин (от трех до семи). Коровайницею не могла быть женщина, у которой не все в порядке в семейной жизни, которая бы была разведенной или вдовой. Каравай выпекали в домах невесты и жениха. Процессом руководил старший сват, который благословлял все этапы выпечки каравая: замешивать тесто, сажать его в печь, вынимать из печи каравай и выносить в кладовую. Каравайницы для теста приносили собственно мука, яйца, масло и на всех этапах выпекания каравая и других изделий из теста пели песен, в которых славились мука из «семи домов», вода «из семи колодцев» и «золотые плечи» печи. Когда каравайницы скінчали работу, их угощали хозяева, и они расходились.

Веточку. Плетение веточки символизировало свивки новой семьи. Накануне свадьбы, в субботу утром, невеста со старшей дружкой приглашали свах и дружок выть веточку. Сидя за столом и пели обрядовые песни, они украшали заранее приготовленными цветами, лентами и разным зельем срезанную ветку дерева, на конце которой привязывали пучок колосьев. Затем веточку втыкали в свежий хлеб, который стоял на столе в течение всей свадьбы. Также девушки сплетали венки и букетики из цветов, которые затем пришивали к боярам шапок. Такое же веточку плели и бояре в доме жениха.

На Слобожанщине кроме веточки еще делали розги. Розги - это длинные ивовые прутики, которые очищали, а затем, обмотав тестом в форме листочков, высушивали в печи. В основном резки украшали бумажными цветами и конфетами, а в конце свадьба. раздавали гостям.

Девичник. Вечером накануне свадьбы невеста прощалась с девичеством. В ее дом приходили подруги и пели песни о девичью красоту, молодость, о предстоящей разлуке с родителями.

Свадьба. Свадьба проходила в воскресенье. Утром невесту готовили к браку: расплетали ей косу (чаще всего это делал брат), невесты вплетали в косу ленты и монеты, вкладывали чеснок (как оберег от напасти), надевали на невесту венок, фату (вельйок) и лучшую одежду. Во время одевания дружки пели о красоте невесты, о ее будущем счастье. Когда приходил молодой, молодожены становились на рушник, чтобы жизнь была длинным и гладким, и их благословляли родители. Родители трижды крестили брачную пару иконами и приговорювали: «Бог благословляет, и я благословляю на счастье, на здоровье, на долгие годы».

Получив родительское благословение, невесты в голове брачной процессии шли в церковь венчаться. Всю дорогу челядь (гости) пели песни.

После венчания молодые возвращались в дом родителей невесты на угощение. Родители выходили им навстречу с хлебом-солью на рушнике. Мать молодой, одетая в вывернутый кожух (чтобы посевы были густые, как шерсть), осыпала молодых и челядь хлебом, смешанным с конфетами, монетами и орехами, чтобы были богатые.

В доме молодежи занимали самое почетное место - на посту, под божницей. По правую руку от молодого садился его род, слева молодой садился ее род. Свидетели зажигали свечи, и начиналось угощение. Каждое поданное на стол блюдо хоры сопровождали шуточной песней о том, что «непатраними давали» курицу или гуся, а «борщ укипів на льду». Иногда происходили перепевы между хорами дружок, бояр и светильник: дружки пели про прожорливость бояр («полтора вола съели, на столе нет крышечки, под столом ни косточки»), а бояре высмеивали дружок или светильник: у них «зубы из редьки», старшая дружка «толстая, как капуста», другие - «костями тарахтят», сваты «нищие, безногие и нелепые», а «свахи-нетіпахи», свидетели, как «шпильки в сене». До молодых и родителей пели уважительных песен.

После угощения старший боярин подавал молодым платок, они брались за ее край и выходили во двор танцевать, а за ними шли и все гости.

Особое место на свадьбе занимал обряд прощания невесты с родителями и родом. Она сама или хор пели прощальных песен с благодарностью отцу и матери, родственникам. А бояре в это время выносили и грузили приданое невесты. После прощания «свадебный поезд» отправился к дому молодого, а всем гостям раздавали резки и свадебные «шишки», каравай.

Перед двором молодого зажигали снопы, и «свадебный поезд» должен был быстро через них перескочить (остатки языческого обряда очищения огнем). Весь переход до избы молодого сопровождался песнями.

Иногда молодой ехал домой сам, там его встречали хлебом-солью. Затем он возвращался к молодой, но на воротах его встречал брат молодой и требовал выкуп за нее водкой или деньгами. Но чаще «выкуп» невесты происходил еще за первым разом, когда жених забирал ее к церкви.

Кладовка. Этот обычай был важным мероприятием для поддержки у молодежи высокой нравственности и целомудрия, а для родителей - проверкой, способны ли они воспитать своего ребенка согласно обычного права и морали. В доме жениха в кладовке молодым готовили постель, а на утро простынь вывешивали во дворе, чтобы все видели, что невеста была целомудренна. В случае, если это было не так, род молодого имел право вернуть родителям молодую, что не сохранила девственность до брака. Это считалось особым позором для рода невесты.

Покрытия. Обряд покрытия происходил в понедельник утром. Дружки с песнями снимали с честной молодой венок и ленты и отдавали их младшей сестре или незамужней родственнице невесты. А женщины надевали на молодую чепец и связывали сверху платком. Перед покрытием нечестной молодой (если ее не возвращали родителям) ленты рвали, а венок бросали и топтали ногами.

Перезва. После покрытия весь род жениха караваем направлялся в новых сватов. После угощения дружки всех гостей угощали караваем, а после танцев все расходились. На этом свадьба заканчивалось.

В некоторых регионах свадьбу праздновали еще и во вторник. В доме молодого молодежь наряжалась цыганами и группой ходила по родственникам, выпрашивая или воруя муку, кур, гречку. Вернувшись в дом молодого, они граблями, рогачами и кочергами царапали печь и стены, чтобы молодая продемонстрировала, какая из нее хозяйка будет. А родителей жениха сажали на телегу с сеном, катали по селу, а затем выворачивали в пыль на дороге или в самую большую лужу.