Украинская литература подготовка к ВНО
ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Устное народное творчество
Народная драма
Народной драмой называют произведение, сюжет которого разворачивается благодаря сочетанию языковых, сценических и музыкальных средств.
Жанры народной драмы: песня-игра, спектакль-игры-еще, свадьба.
Песни-игры
Песни-игры возникли в первобытном обществе и были составной частью различных обрядовых циклов - рождественского, брачного, сельскохозяйственного. Но существовал и смешанный тип песен-игр - веснушки, которые органично сочетали элементы брачного и сельскохозяйственного стилей (например, вспашку, посев, жатва с древним брачным обычаем - покупкой молодой). Яркими примерами веснушек есть такие произведения: «Мак», «Подоляночка», «Просо».
В песнях-играх существовало два типа персонажей: индивидуальный (девушка, которая стояла в хоровом кругу и показывала все то, что хор пел) и коллективный (хор). Например, в песне-игре «Мак» хор пел о посев мака, о том, как мак растет, как его полют, собирают, веют, растирают, едят, а девушка, которая стояла в хоровом кругу, все это показывала. При этом текста песни и имитации движений придавалось магическое значение.
В песне-игре «Подоляночка» говорится о том, что девушка должна быть опрятной, трудолюбивой, веселой. Девушка в центре хора под соответствующие слова песни показывала, как она утром встает, умывается, расчесывает и заплетает косу ее, одевается, хлопочет по хозяйству, а потом - танцует:
Встань, встань, подоляночка,
Встань, встань, молодесенька,
Умой личико так, как стаканчик,
Утрись, утрись шелковым полотенцем,
И возьмись в стороны,
Покажи нам пляски,
Беги к Дунаю,
Бери ту, что с краю.
Понемногу песни-игры усложнялись, эволюционировали. Так, в бытовой песни-игре «Дед» уже существующий элемент сценического перевоплощения: девушка, которая играет роль деда, не просто показывает то, о чем поет хор, она своими действиями будто отвечает на песню. Когда хор поет о различные хозяйственные работы (сеять, жать, молотить, рубить дрова и т.п.), девушка делает вид больного: жалобно морщится, хватается за голову, живот. Под конец этой части песни «дед» чуть не умирает, но когда хор начинает петь про вкусные блюда и напитки, «дед» «выздоравливает», танцует, а потом выбирает вместо себя кого-то из хора (элемент древних брачных обычаев времен патриархата: парень выбирает себе жену).
Игра «Коструб» представляет собой небольшую пьеску, которая является диалогом, в отличие от песен-игр, которые имели только словесную партию хора. Хор просит отсутствующего Коструба приехать и жениться на девушке, стоящей в круге. Девушка начинает бегать и спрашивать, не видел ли кто ее Коструба. Хор отвечает, что он тяжело заболел. Сначала девушка убивается за женихом, а потом спрашивает, что у него болит. Перечень его болезней хор завершает словами «твой Кострубонько уже умер». Далее «невеста», вместо того, чтобы грустить, начинает танцевать и петь:
Слава тебе, божий царю,
Что мой Коструб на кладбища!
Лежи, лежи, как бревно,
Я молода, как ягода,
Я молода, как ягода,
Ай меня для тебя жаль!
Лежи, лежи, чтобы-с не встал,
Потому что до меня другой пристав.
Ноженьками насмерть затоптала,
Ручонками захлопала!
Потом девушка выбирает себе замену из хора.
|
|