Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Устное народное творчество

Народная драма


Народной драмой называют произведение, сюжет которого разворачивается благодаря сочетанию языковых, сценических и музыкальных средств.

Жанры народной драмы: песня-игра, спектакль-игры-еще, свадьба.



Песни-игры

Песни-игры возникли в первобытном обществе и были составной частью различных обрядовых циклов - рождественского, брачного, сельскохозяйственного. Но существовал и смешанный тип песен-игр - веснушки, которые органично сочетали элементы брачного и сельскохозяйственного стилей (например, вспашку, посев, жатва с древним брачным обычаем - покупкой молодой). Яркими примерами веснушек есть такие произведения: «Мак», «Подоляночка», «Просо».

В песнях-играх существовало два типа персонажей: индивидуальный (девушка, которая стояла в хоровом кругу и показывала все то, что хор пел) и коллективный (хор). Например, в песне-игре «Мак» хор пел о посев мака, о том, как мак растет, как его полют, собирают, веют, растирают, едят, а девушка, которая стояла в хоровом кругу, все это показывала. При этом текста песни и имитации движений придавалось магическое значение.

В песне-игре «Подоляночка» говорится о том, что девушка должна быть опрятной, трудолюбивой, веселой. Девушка в центре хора под соответствующие слова песни показывала, как она утром встает, умывается, расчесывает и заплетает косу ее, одевается, хлопочет по хозяйству, а потом - танцует:

Встань, встань, подоляночка,

Встань, встань, молодесенька,

Умой личико так, как стаканчик,

Утрись, утрись шелковым полотенцем,

И возьмись в стороны,

Покажи нам пляски,

Беги к Дунаю,

Бери ту, что с краю.

Понемногу песни-игры усложнялись, эволюционировали. Так, в бытовой песни-игре «Дед» уже существующий элемент сценического перевоплощения: девушка, которая играет роль деда, не просто показывает то, о чем поет хор, она своими действиями будто отвечает на песню. Когда хор поет о различные хозяйственные работы (сеять, жать, молотить, рубить дрова и т.п.), девушка делает вид больного: жалобно морщится, хватается за голову, живот. Под конец этой части песни «дед» чуть не умирает, но когда хор начинает петь про вкусные блюда и напитки, «дед» «выздоравливает», танцует, а потом выбирает вместо себя кого-то из хора (элемент древних брачных обычаев времен патриархата: парень выбирает себе жену).

Игра «Коструб» представляет собой небольшую пьеску, которая является диалогом, в отличие от песен-игр, которые имели только словесную партию хора. Хор просит отсутствующего Коструба приехать и жениться на девушке, стоящей в круге. Девушка начинает бегать и спрашивать, не видел ли кто ее Коструба. Хор отвечает, что он тяжело заболел. Сначала девушка убивается за женихом, а потом спрашивает, что у него болит. Перечень его болезней хор завершает словами «твой Кострубонько уже умер». Далее «невеста», вместо того, чтобы грустить, начинает танцевать и петь:



Слава тебе, божий царю,

Что мой Коструб на кладбища!

Лежи, лежи, как бревно,

Я молода, как ягода,

Я молода, как ягода,

Ай меня для тебя жаль!

Лежи, лежи, чтобы-с не встал,

Потому что до меня другой пристав.

Ноженьками насмерть затоптала,

Ручонками захлопала!

Потом девушка выбирает себе замену из хора.