Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Яновский Юрий Иванович (1902-1954)

 

Ю. И. Яновский родился 27 августа 1902 г. в с. Нечаївці (Компанеевский район Кировоградской области), где когда был хутор пана Майера. В апреле 1945 г. Ю. Яновский из уст матери записал некоторые подробности о свою родословную и место рождения, а опубликованы они полностью 1983 г.

Семья имела девять детей; нищета и нужды заставляли ее несколько раз менять место своего проживания, с 1917 г. жили в Слисаветграді, где отец работал на заводе сельскохозяйственных машин.

Дальше - среднее образование (народное училище, земское реальное училище); служба в 1919-1921 гг. в различных учреждениях; незавершенное обучение в Киевском политехническом институте (1922-1925), где он участвует в литературной студии института, входит в театральные круги столицы, помогает актерам и режиссерам театра-студии имени Г. Михайличенко в создании ряда спектаклей, проявляя недюжинные знания фольклора, и пишет в соавторстве с С. Греем гротескную пьесу «Камергер»; сотрудничество с группой киевских панфутуристів.

Тогда были опубликованы стихи «Море» (на русском языке под псевдонимом «Нэй») и «Колокол» (на украинском по собственному фамилией), осуществленные газетные публикации в «Большевике» (двенадцать очерков и две рецензии, подписанные псевдонимом «Юр. Юрченко»).

Несколько поздних стихотворений датируются сороковыми и п'ятдесятими годы, но печать не выдавались. Они стали известными лишь после смерти писателя, когда вышло первое пятитомное собрание его произведений (1958-1959).

Первое прозаическое произведение - новелла «А потом немцы бежали» - опубликован в газете «Большевик» 2 марта 1924 г.

1925 г. выходит сборник «Мамонтовым бивни», в которую включены новеллы, созданные на материале конкретных событий гражданской войны.

1927 г. - книга «Кровь земли», дополненная новыми рассказами - «В ноябре», «Байгород», «Рейд». Во время их создание Ю. Яновский работал на Одесской киностудии, осваивая там секреты новой для него кіносправи (о мастерах кино опубликовал в 1930 г. книгу очерков «Голливуд на берегу Черного моря»). Пишет два очерки о режиссере О. Довженко («История мастера» и отзыв-эссе о фильме «Звенигора» (1927)), рассказ «В ноябре», посвященное

О. Довженко. В Одессе создал несколько киносценариев - «Гамбург», «Фата моргана».

Итог литературной молодости - два романа - «Мастер корабля» (1928) и «Четыре сабли» (1930) (в 1930 г. несколько разделов «Четырех сабель» опубликовал журнал «Красная новь»).

Замысел «Мастера корабля» (представляет собой мемуарную рассказ То-Ма - Ки - Товарища Мастера Кино) родился еще во времена работы на Одесской кинофабрике, а реализация этого замысла происходила после приезда в 1927 г. до Харькова.

1932 г. - вышла отдельным изданием пьеса «Завоеватели».

1935 г. - опубликование «Всадников». По содержанию, жизненным материалом и по художественной весом «Всадники» - один из лучших произведений советской литературы о героике гражданской войны.

Рост таланта Яновского-драматурга обозначено созданием романтической трагедии «Дума о Британку» (1937). Первые спектакли «Думы о Британке» в 1937 г. театральная критика не восприняла. Позже пьеса была переработана, и последний вариант ее вызывать уже меньше критических нареканий. По ее мотивам М. Винграновским создан фильм, а В. Губаренком - оперу.

1939 г. была опубликована пьеса с деревенской жизни «Потомки». Во второй половине 1930-х годов вызревает замысел нового эпического произведения «Капитаны», но совершить задуманное не удалось.

в 1940 г. выходит книга рассказов «Короткие истории». Это остросюжетные рассказы («Шпион»), разновидность дорожного очерка («Дорога на Запорожье»), романтические новеллы («Чапай», «Романтик», «Кра- нарм»), стилизованные сказания монологического типа («Василий Палийчук, гуцул», «Иван», «На зеленой Буковине»). Несколько произведений («Наталка», «Анна Антоновна») могут быть условно названы новеллами портретами.

1944 г. - сборник новелл «Земля родителей». В форме новеллы-монолога выдержаны рассказы «Коваль», «Генерал Макодзьоба», «Дед Данила из «Социализма», «Девочка в венке» и др.; в форме классического рассказы - «Ястребок», «Комиссар», «Украина».

Несколько лет (военных и послевоенных) Ю. Яновский работал редактором журнала «Украинская литература» (с 1946 г. «Отчизна»), много ездил по стране, на Нюрнбергском процессе был одним из корреспондентов советской прессы, что дало возможность написать цикл волнующих репортажей «Письма из Нюрнберга» (1946).

1945-1946 гг. - работа над романом «Живая вода» (1947), который в более поздней редакции (после смерти писателя) публиковался под названием «Мир» (1956). Журнальная публикация романа «Мир» - «Живая вода» (Днепр. - 1947. - № 4-5) воспринята была сначала одобрительно, но через какое-то время потерпела глубоко несправедливой критики, организованной Л. Кагановичем.

1948 г. - новая книга «Киевские рассказы», отмечена 1948 г. Государственной премией СССР (рассказ «Через фронт», «Киевская соната», «Борьба за человека», «Путь во Францию», «Династическое вопрос», «Под яблоней» и др.).

1954 г. издана «Новая книга» («На ярмарки», «Искусство», «Святой вечер»).

Отдав лучшие творческие годы прозе, последнее слово в литературе писатель сказал языком драматургического искусства. Речь идет о пьесе «Дочь прокурора», которая увидела свет рампы за несколько дней до смерти Юрия Ивановича Яновского.

Работая над драмой (замысел пьесы приходится на предвоенные годы, когда писатель начал работу над незавершенной пьесе «День гнева», 1940), он одновременно публикует комедию «Райский лагерь» (1953) (сатирический памфлет на империалистический мир периода интервенции США в Кореи), начинает работать над тетралогією «Молодая воля», которая посвящалась 300-летию воссоединения Украины с Россией (романтическая драма о молодых годах Тараса Шевченко).

Как сценарист Ю. Яновский также создает сценарий художественного фильма «Связной подполья» (1951), литературный сценарий «Павел Корчагин» (по мотивам романа М. Островского «Как закалялась сталь», 1953) и сценарий документального фильма «Николай Васильевич Гоголь» (1952).

«Всадники». Выдающимся произведением в наследии Яновского стал роман «Всадники», который по-своему продолжал, а отчасти и «толковал» произведение «Четыре сабли». Во «Всадниках» каждый герой получил точную политическую характеристику (петлюровец, денікінець, махновец, большевик...). Уже в первой новелле «Двойной круг» действие разворачивается довольно драматично: в революционной борьбе друг против друга выступили братья Половцы, которые не жалели братских жизней в желании отстоять свои политические взгляды, и по очереди на землю летят головы Половцев (деникинца Андрея, петлюровца Оверка, махновца Афанасия), что их «рубить» друг другу родные братья. Непобедимым остается только большевик Иван Половец, целиком «сходилось» с развитием послереволюционной истории, но в то же время повівало на читателя нескрываемой нечеловеческой жестокостью. Суть той жестокости «объяснил» Ивану комиссар Герт: мол, братоубийственная вакханалия началась потому, что братья были хоть и одного рода, и не одного класса. Действовали, следовательно, законы классовой борьбы, суть которых выразил тот же комиссар Герт:«... род распадается, а класс стоит».

Мотив распада человеческого рода, начался с революцией, это лишь один мотив «Всадников», потому что роман был своеобразным компромиссом с официальной критикой и поэтому написан идеологически правильно: здесь и ведущая роль большевистской партии, и победа красного знамени, и воспевание героизма коммунистов. Но произведение все же не такой однозначный, потому за победой красноармейца Ивана Половца явно усматриваются взволнованные размышления самого Яновского: автор не поддерживает кровавой разные, хоть она якобы и оправдывается светлым будущим. Ведь как может строиться будущее после проклятие родного брата, после нарушения простой родительской заповеди: «Поэтому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие»?

Композиционно роман состоит из восьми новелл, которые не связаны единым сюжетом, но объединены главной авторской установкой: показать через внутренний мир героев историческую необходимость превращение земного мироздания. В каждой новелле персонажам предоставляется роль символов. Символический Иван Половец в новелле «Двойной круг»; символическое свет излучают его родители в «Шаланді в море» и безымянный почтальон из «Письма в вечность»; также символические образы комиссара Данила Чабана («Детство»); командира полка Чубенко («Чубенко - командир полка»); главаря отряда «двух босых сотен» Шведа («Батальон Шведа») и др. Они представлены автором в поэтическом ключе, в ключе глубокого психологического драматизма воспроизведены ситуации, в которых они действуют. Это настоящие поэмы не только о распаде, а о сохранение рода и творения добра на земле (родители братьев Половцев), о красоте украинской степи и неба («Детство»), о человеческую выносливость и жажда свободы («Письмо в вечность», «Чубенко - командир полка»). Воплощают в себе человеческое и национальное стремление героев построить лучший мир на земле.

Ю. Яновский - это еще одна трагическая фигура в украинской литературе. Талантливый мастер, который фактически за десять лет молодой жизни создал свои лучшие произведения, которые обогатили нашу литературу, остальное время был вынужден оправдываться и подстраиваться под руководство кабинетных посредственностей и писать на заказ. Но несмотря на гонения со стороны критики, наследие писателя получила широкое признание читателей. Его произведения дважды выходили п'ятитомними изданиями. Лучшие из них переведены на многие языках, опубликованные в Болгарии, Германии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Австрии, Италии, Франции.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Развитая в «Всадниках» романтическая форма художественного освоения жизни столкнулась во второй половине 30-х гг. с рядом преград. Самая главная из них - «официальное» утверждение на Первом съезде писателей СССР метода социалистического реализма. Романтизмові в нем отводилась прислужницька роль пафоса - прославление каждого шага советской истории.

ЗАПОМНИ

Основные произведения: сборники стихов «Апостолы», «Белый свет», эпическая поэма «Судный степь», романы «Рай», «Желтый князь».