ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Павлычко
Дмитрий Васильевич (род. 1929 г.)
Дмитрий Васильевич Павлычко родился
28 сентября 1929 г. в с. Стопчатов Яблунивского района на Ивано-Франковщине в
многодетной крестьянской семье. Сначала учился в польской школе с.
Яблоневая, потом в Коломыйской гимназии и советской десятилетке. В 1948 г.
он поступил в Львовского университета, с 1953 г. учился в аспирантуре, но
вскоре оставил научную работу.
В 1953 г. вышла первая сборка Д.
Павлычко «Любовь и ненависть». В следующем году поэт заочно был принят в
Союза писателей СССР. В 1955 г. вышел его сборник «Моя земля».
В течение 1957-1959 гг. Павлычко
заведовал отделом поэзии журнала «Октябрь». В 1958 г. во Львове была
напечатан сборник его стихов «Правда зовет!», в которой цензура не сразу
заметила произведения, направленные против тоталитарной системы. А когда разобрались, то
почти весь тираж, кроме нескольких экземпляров, был изъят из продажи и
уничтожен.
В 1959-1962 гг. вышли сборники «Быстрина», «День», «Пальмовая ветвь»,
«Жест Нерона», в 1964 г. - сборник избранных стихов «Лепестки и лезвия». Д.
Павлычко переехал в Киев, начал работу в сценарной мастерской киностудии
им. О. Довженко (по его сценариям поставлены фильмы «Сон», в соавторстве с
В. Денисенко, и «Захар Беркут», режиссер Л. Осина).
На протяжении 1966-1968 гг. Павлычко работал в секретариате Союза писателей
Украины, в 1971-1978 гг. - редактировал журнал «Вселенная».
В 80-х годах Д. Павлычко брал
активное участие в учреждении Движения, Демократической партии Украины. В 1990-1994 гг. он был одним из лидеров парламента. Позже работал
на дипломатической работе.
Первый сборник Д. Павлычко «Любовь и
ненависть» сразу привлекла внимание и читателей, и критики, потому что выделялась среди
послевоенной лирики остротой социальных тем и проблем. Но первым решительным
выступлением стал сборник «Правда зовет!», которая начиналась традиционным для
тогдашних сборников циклом «Ленин идет», содержала немало стихов, направленных против
«украинских буржуазных националистов», несколько произведений интимной лирики. И был в
этой сборке произведение, заметив который, чиновники схватились за голову и отдали приказ
уничтожить весь вісімнадцятитисячний тираж. Этим произведением был сонет «Когда умер
кровавый Торквемада», в котором в образе времен средневековой Испании
инквизиции поэт изобразил СССР, а в образе жестокого «великого инквизитора»
пятнадцатого века Т. Торквемади - Й. Сталина. Когда умер Сталин, проводились
митинги траура, собрание, а «недремлющий кагебістське глаз» наблюдало: «не
мелькнет где улыбка на лице». И люди действительно глубоко скрывали свою радость,
приучены бояться доносов, испуганно притихли в ожидании, изображая
скорбь:
О, как боялись святые отцы,
Не схитнеться их могучая власть!
Душа еретика той смерти рада -
Или же не мелькнет где улыбка на лице?
Они сами всем рассказывали,
Что инквизитора уже нет.
А люди, слушая их, рыдали...
Не улыбались даже украдкой;
Наверное, очень хорошо помнили,
Что сдох тиран, но стоит тюрьма!
В поэтическом наследии Д. Павлычко
много произведений, посвященных родному языку: «Ты отрекся от языка родного...», «Если бы я
потерял глаза, Украино...», «О родное слово, что без тебя я?!.», «Письмо
к одному знакомому в делах филологических...». Для Павлычко речь - то
самое ценное сокровище, с которым ничто не может сравниться. В народе принято считать
наибольшей ценностью зрение. Говорят: береги как зеницу ока. Павлычко же использует
это народное выражение, чтобы еще выше поднять ценность языка. В сонете «Если бы я потерял
глаза, Украино...» он пишет, что, ослепнув, мог бы жить:
Если бы я потерял глаза, Украина,
То смог бы жить, не видя полей,
Полесских плесов, подольских ясеней,
Днепра, что стелет волны, словно сено.
/.../
Смотреть на радости обновы,
И материнской не слышать языка -
Вот была бы гибель, смерть моя.
Отношение к родному языку для
Павлычко - то высший критерий нравственности, вообще стоимости человека.
«Два цвета». Немало стихов Павлычко возложена на
музыку, а знаменитая песня на музыку Е. Билаша «Два цвета» по популярности
может конкурировать со многими произведениями поэтов-песенников:
Два цвета мои, два цвета,
Оба на полотне, в душе моей оба,
Два цвета мои, два цвета:
Червоне - то любов, а чорне - то
журба.
Красный и черный цвета - это традиционные
краски украинской вышиванки, символическое наполнение которых не изменилось даже
в течение тысячелетий. При всей своей лиричности и песенности эта поэзия имеет еще и
глубокий философский подтекст: отправляясь в самостоятельную жизнь, лирический герой
получает от матери рубашку, вышитую красными и черными нитями, которые
символизируют память о том, что человеческая судьба является переплетением счастливых и горьких
моментов, «грустных и радостных дорог», которые человеку придется пройти.
Противоречивость жизни, мотивы дороги и возвращение к извечным моральным
ценностей, материнская верность и сыновняя любовь - эти всем известные составляющие
человеческой судьбы и сумел показать поэт в своем произведении.
ЗАПОМНИ
Основные произведения: сборник новелл «Земля
родителей», рассказы «Ястребок», «Комиссар», «Украина», «Через фронт», «Киевская
соната», «Борьба за человека», «Путь во Францию», «Династическое вопрос», «Под
яблоней», книга «Киевские рассказы», пьеса «День гнева».