Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Леся Украинка (1871-1913)

 

«Поэтическое слово дозрело» (Иван Франко)

 

Франко студия творчества Леси Украинки, которая была напечатана в 1898 году в «Литературно-научном вестнике», содержит наиболее компетентные оценки. Дебютный сборник «На крыльях песен» названа важнейшим достижением украинской литературы за 1893 год, хоть талант Леси Украинки «впервые широко и смело размахнувшей крыльями собственного лету». Иван Франко уверен, что мастерство автора является «достижением очень интенсивной духовной работы над собственным образованием, над овладением языка и стихотворной техники», а также результатом влияния Михаила Драгоманова - «незабываемого сеятеля живых и широких идей среди нашей общественности».

 

 

 

Виктор Зарецкий. Леся Украинка в группе «Плеяда»

 

Творчество Леси Украинки характеризует притяжение объединять стихи в циклы, что только в целости наиболее полно реализуют главную идею, способствуют художественному воплощению идейно-эстетического сверхзадача. Эту тенденцию впервые отметил Иван Франко, тоже сторонник циклизации. Не хронология была господствующим принципом компоновки сборок Леси Украинки, а мотивы или жанры. Циклизация стала характерной особенностью выявления идейной позиции автора.

Самыми известными циклами стихов Леси Украинки является: «Путешествие к морю», «Семь струн», «Мелодии», «Невольничьи песни», «Песни про волю».

Цикл «Слезы-перлы», посвященный Франко, вызвал восторг исследователя широкой гаммой чувств («от тихого сумму до бешеной тоски и мужественного гордого проклятие») и категорический вывод: «со времени Шевченковского «Поховайте та вставайте, цепи разорвите» Украина не слышала такого силь ного, горячего и поэтического слова, как из уст этой слабосильной, хорої девушки». Искренним признанием Иван Франко поощрил Лесю Украинку к дальнейшей работы: «Поэтическое слово дозрело и сыплется, как золотая пшеница». Такая высокая оценка сборника была заслуженной. Ведь Леся Украинка выделялась среди современников своими поисками как в области содержания, так и стихотворной техники. Ее гражданская лирика «налила душу», призывала к борьбе, вселяла оптимизм и веру в лучшее будущее. Однако принципиально новыми оказались горизонты художественного мышления Леси Украинки. Яркая представительница украинского модернизма (прежде всего в области драматургии), Леся Украинка является выразительным неоромантиком, сосредоточенным на внутреннем мире человека. Она употребила термин неоромантизм (новоромантизм) для обозначения нового качества украинской литературы. Отмежевавшись от эстетики народничества, писательница сознательно выводила украинскую литературу на авангардные эстетические позиции своей эпохи.

Для модернистов характерно отрицание традиционализма, стремление новой формы и антиреалістична направленность. Споря с реализмом как творческим методом, украинские писатели начала XX века стремились создать новую художественную действительность.

Леся Украинка начинала как лирик, и «лирической струны не забросила она до скончания века (Максим Рыльский). Самая первая струна Лесиной лиры посвящена Украины. Поэтесса болеет, что родина - «земля безщасная», которую «покрыла темная ночь», где «правду ложь везде боре», где люди закованы в кандалы, Лесю пекут «страшные незагойнії раны», что пылают на лоне Украины. И поэзия «Сторононько родная! любимый мой край!», начата нежным обращением к отчей земле, завершается строфой-призывом: «Когда же это пройдет! / Или згинем без судьбы? / Проклятие рукам, что приходят без силы! / Зачем рождаться и жить в могиле? / Как должны жить в позорной неволе, / Пусть смертная темнота нам глаза застеле! / Ой леле!». В тональности этого раннего стихотворения отчетливо звучит идея патриотизма, национального сознания, которая станет сквозной в творчестве Леси Украинки. Потребность «собственного дома», то есть своего государства для народа, разделенного двумя империями, порабощенного народа и страждущего, создала поэтическое слово автора «словом-оружием», «мечом обоюдоострым». Это слово защищает, оно и предостерегает.

В стихотворении «Чего марсельскую песню слышать?» из цикла «Песни о свободе» есть строки: «се на нас идут чужаки / добытую волю разрушена? / Или за ту волю все вкраїнці / готовы единодушно пол?». Поэтическая метафора «слова-оружия» выразительна в мечты о собственном украинское войско, что звучит в рефрене «А где же наше оружие? / Где войско в рядах?».

Творчество Леси Украинки соединила мотивы общественные и частные, драматизм эпохи и веру в лучшую будущую судьбу. Поэзию «Кто вам сказал, что я слабая...» (1911) исследователи называют драгоценным венцом лирики Леси Украинки. Этот стих - утверждение победы автора над собой, вопреки всем козням судьбы: «Кто вам сказал, что я слабая, / что я повинуюсь судьбе? / Разве дрожит моя рука / или песня и мнение хилые?». Использовав параллелизм с временами года, поэтесса вспоминает ранние «сожаления и причитания» своей музы, что были «весенней бурей, а не слякотью осенней». Осень ее жизнь принесла урожай «злотобагряний». Зима (как посмертная судьба) снегом-самоцвітом покроет краски и цветка - то есть выкристаллизует самоцветы художественного слова поэтессы. Так четырьмя строфами стихотворения Леся Украинка не просто проанализировала собственно творческую жизнь - неизлечимо больной, бедный и обречена на фатальный конец, она гениально утвердила несокрушимость человеческого духа.

О назначении поэта и поэзии, о бессмертии и силу свободной песни размышляла Леся Украинка во многих произведениях. Стихотворение «Слово, чому ти не твердая криця» своеобразно продолжил мотивы произведения «Поэт во время осады». Поэзия как оружие, которым художник должен служить своей нации, - так понимала автор поэтическое призвание, так трактовала миссию собственной музы: «Слово, моя ти єдиная оружие, Мы не должны погибнут оба! / Может, в руках неизвестных братьев, / ты Станешь лучшим мечом на палачей». Произведение характеризуется выразительным боевым звучанием, призывом к борьбе против «крепостей тиранов», «оков» и «палачей». Есть в поэзии строки, которые проявляют личную трагедию автора («Оружие моя, послужи воинам / Лучше, чем ты служишь больным рукам!»), драматизируют ее фигура и одновременно приближают к читателю. Поэзия как огненная сила воспринята в знаменитых Лесиних строках, налають страстью: «Пламенными молниями, мечами / хотела бы я вас виховать, слова! / Чтобы вы луну горную будили, а не стон, / чтобы терзали, и не травили сердце. / чтобы песней были, а не квилінням. / Удивляйте, режьте, даже убивайте, не будьте только дождиком осенним, / пылайте или курите, и не в'яліть!». Любовь Леси к родной земле, к своему народу вдохновляла ее веру в лучшее будущее украинцев, ее страстное стремление к свободе. «Кто моря переплыл и сжег корабли за собой, тот не умрет, не получив нового добра», - утверждала поэтесса в стихотворении «Мечтает, не предавай!..», внушенном дуновением весны 1905 года.

Анализируя разнообразие мотивов лирики Леси Украинки, Иван Денисюк отметил: «Она писала о мечи и молнии, о борьбе и кровь, стремилась «дышать огнем» как лицарка украинской поэзии. А в минуты интермеццо между поэзией патриотического долга отзывались пение ласковые и нежные другой, «мирной тональности». Тональности, в которой воспринимала природу, прибегая к мажорной гаммы, в светлой тональности, как:«Почему бы им не злинути вверх. / языков жаворонка пение, колокольчиком серебряным? / Почему не рассыпаться над черной пашней, / словно звонкий дождь, просвеченный лучами?»

Поэзия Леси Украинки «Вы счастливы, пречистые звезды» проникнута своеобразным космізмом, а звезды выступают символом высокого, чистого начала, автор исповедовала на протяжении всей жизни. Зари - один из ее любимых образов, присутствует в лирике пейзажной и интимной. Прав литературовед Николай Зеров, утверждая, что «со всем героизмом своих чувств, со всей напряженностью свободы, со всем своим культом нечеловеческой силы и мужественных добродетелей, Леся Украинка везде и всегда остается женщиной. Ее поэзия приобретает необычайной чистоты и прозрачности «вічножіночого»: «Ночка тихая и темная была. / Я стояла, мой друг, с тобой: / Я смотрела на тебя с тоскою, / Ночка тихая и темная была». В поэзии «Забытая тень» Леся Украинка демонстрирует неожиданный поворот темы о бессмертной пару - Данте и Беатриче, - напомнив читателю о Дантову жену, которая разделила с флорентийским изгоем «твердый хлеб изгнания», разожгла ему костер «среди чужой дом», стала опорой на чужбине. А по ее слезах, «языков по росе перлистій, / Прошла в страну славы - Беатриче!». Интимная лирика Леси Украинки, ее особая образность отчетливо показывают чрезвычайную чувствительность поэтессы и блестящий дар ее художественной реализации.