Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Леся Украинка (1871-1913)

 

«Contra spem spero!»

 

Датировано 1890 годом, стихотворение «Contra spem spero!» (лат. - без надежды надеюсь) стал программным для всего творчества Леси Украинки. В письме к брату Михаилу поэтесса назвала свое стихотворение безнадежно-надежным. Он родился в пышности весеннего мая из-под пера девушки, прикованной к постели и обреченной на операцию. Этот «частный» контраст перерос в выразительный художественный контраст. Полон аллегорических образов (осенние облака; золотая весна; красочные цветы, посеянные на морозе; прочная ледовая кора; крутая крем'яна гора; тяжелый камень; темная ночка; звезда ведущая), это произведение построено на антитезе. Думам-облакам, лютуванню самодержавного «мороза» на «вбогім печальном перелозі» украинской культуры, личному горю и беде общенациональном лирическая героиня противопоставляет желание полноты жизни молодого, сознательное намерение тяжесть этого бремени тяжелый камень обязанности писательницы и гражданки. Поставив в первой строфе вопрос («то так в жалости, в причитании / Придут молодые лета?»), всеми следующими лирическая героиня дала достойный ответ: человеческий дух является непокоренным, его не сломают ни личные, ни общественные обстоятельства, какими бы удручающими они ни были.

 

София Караффа Корбут. «Я на вбогім печальном перелозі буду сеять красочные кнітки»

 

Стих интересный, учитывая формы: латинский заголовок («Contra spem spero!»), мифологический образ Сизифов труда («Я на гору крутую крем'яную / Буду камень тяжелый підіймать») демонстрируют интеллектуальную «европейскость». Изменение задекларированных заявлений - «нет, я хочу» на «так! Я буду» - композиционно завершает движение поэтической мысли, подчеркивает выбранную жизненную позицию лирической героини, которую ведет «звезда путеводная» - символ служения Украине. Прием контраста способствует превращению аллегорических образов в символы, поскольку их наполнение багатозначніше, а кое-где и совсем новое, как-то: «Я на вбогім печальном перелозі / Буду сеять красочные цветки, / Буду сеять цветы на морозе, / Буду лить на них слезы горькие». Метафорическая гипербола «И от слез тех горячих растает / И кора льодовая, крепкая» в контексте монолога лирической героини акцентирует декларацию намерений молодого поколения патриотически настроенной украинской интеллигенции. Главная мысль произведения - решительность героини в соревновании с собственными невзгодами и тьмой самодержавной ночи - сквозная. Ритм тристопного анапесту расставляет логические ударения именно на тех словах, которые являются ключевыми в восприятии антитезы, афористичность высказывания создает сильную волевую личность лирической героини: «Так! Я буду сквозь слезы смеяться, Среди бедствия петь песни, Без надежды таки надеяться, / Буду жить! Прочь грустные думы!»