Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Леся Украинка (1871-1913)

 

Светом ясным, буйными волнами, борзыми искрами, летящими звездами, горящими молниями, мечами хотела бы я вас виховать, слова!

(Леся Украинка)

«Лесю Украинку - славную и любимую писательницу нашего народа, феноменальную женщину в мировой культуре - можно характеризовать ее же поэтическому образу - «свет нагорное». Нагорной проповедью было ее слово, что будило из летаргического сна нацию и вселяло веру и надежду в ее духовные силы» (Иван Денисюк). Леся Украинка проявила свой гениальный дар в разных ипостасях: поэтесса, драматург, критик, публицист, прозаик. Одна из самых ярких представительниц украинского модернизма, она одновременно была той, что «заново с неизвестной доселе силой и елеганцією формы навязала нить литературной традиции, оборванную в 1861 году, традиции «Сна» и «Завещания» (Дмитрий Донцов).

 

«На путь я вышла ранней весной» (Леся Украинка)

 

Леся Украинка (литературный псевдоним Ларисы Петровны Косач-Квитки) родилась 25 февраля 1871 года в городе Звягелі (теперь Новоград-Волынский Житомирской области) в дворянской семье. Ее отец Петр Антонович Косач был председателем съезда мировых посредников (уездным маршалком) и, рожденный на Черниговщине, на протяжении почти всей жизни работал на Волыни. Во время учебы в Киевском университете он был членом Общины, работал в воскресных школах, издавал книги-«бабочки». Супружескую долю молодого юриста определила близкая дружба с Михаилом Драгомановым: Косач обручился с его сестрой. Ольга Драгоманова-Косач - мать Леси Украинки - уроженка Полтавщины, была женщиной особенной. Первая в Украине женщина-журналистка, первая женщина - академик, она писала поэзию, прозаические произведения, драмы, критические статьи. Настоящая патриотка, высокоэрудированная личность, человек принципиальный и способна на самопожертвование - такой была мать Косачей, убранным литературным именем (Олена Пчилка) подчеркнула еще одну примечательную черту своего характера - трудолюбие. Культивируемые в украинской дворянской семьи, эта черта стала добродетелью всех ее шести детей (двух сыновей и четырех дочерей), особенно - Леси. Пример матери был наибольшим воспитательным стимулом.

 

 

 

Дом-музей, в котором жила семья Косачей. Новоград-Волынский Житомирской области. Первая половина XIX в.

 

 

Комната Леси Украинки в мемориальном доме в селе Колодяжном на Волыни

 

Перевод Петра Косача по службе сделало постоянным местом жительства семьи село Колодяжное недалеко от города Ковеля. Именно там прошли детство и юность Леси. Волшебная природа Волыни, атмосфера доброжелательности и любви, которая царила в семье, национальное воспитание - вот основные факторы формирования характера будущей писательницы.

Леся была вторым ребенком в семье. Ее особая дружба со старшим братом Михаилом (в литературе известен под псевдонимом Осмотрителен) привела к появлению одного из косачівських родственных неологизмов - «Мишолосіє». Так одним именем называли их за неразлучность, общность интересов и полное взаимопонимание. Эти чувства брат и сестра лелеяли на протяжении всей жизни. Подготовка Михаила Косача к поступлению в гимназию поспособствовала Лесином изучению древней истории, греческого и латинского языков. С раннего детства Леся любила музыку, увлекалась игрой на фортепиано.

Препятствием в совершенном овладении музыкальным искусством стала простуда. С десятилетнего возраста Леся начала тяжело болеть. Туберкулез поразил сначала кости, потом легкие, а напоследок - почки. Болезнь закрыла девочке дверь в школу, помешала полноценному общению с любимым другом - пианино. Сожаление по этому поводу наполняет строки Лесиной элегии «К моему фортепиано». Сама Леся Украинка была убеждена, что из нее был бы лучший музыкант, чем поэт, когда бы судьба распорядилась иначе.

Межпредметные параллели Всестороннее художественное дарование поэтессы ставит Лесе Украинке рядом с величайшими гениями всех времен. Ее сестра Изидора Косач пишет: Леся имела незаурядный талант к рисованию и музыке... Играла она хорошие классические вещи или народные украинские песни, в исполнение которых вложено много души и чувства. А порой даже играла какие-то свои собственные импровизации». Любимыми композиторами Леси Украинки были Чайковский, Шопен, Шуман, Бетховен. Искренняя поклонница творчества Николая Лысенко, она часто выполняла его инструментальные этюды и народные песни в обработке художника. Из инструментов Леся Украинка выделяла фортепиано и орган. По убеждению Максима Рыльского, в «Лесной песне» «сильнее оказалась одна из основных черт Лесиного мироощущение и Лесиной творческой манеры - музыкальность».

Самообразование, феноменальные способности к языкам, широкий круг художественного и научного чтения сделали Лесю Украинку одной из самых передовых людей своего времени. Метафорически характеризуя образовательные пути Леси Украинки, исследователь Иван Денисюк называет три университета, в которых она училась - волынский, домашний и сельский; киевский, тоже домашний, но с культурой большого города; в конце «школой и храмом» была для нее «чужая и родная» дом в Софии - дом Михаила Драгоманова. По сознательной воле Елены Пчилки основы образования были даны всем детям семьи Косачей на родном языке. Одновременно лелеялась уважение и любовь к другим языкам, из которых Леся частности знала русский, французский, немецкий, итальянский, английский, греческий, латинский, польский, болгарский. Она начинала изучать шведский и испанский, а также грузинскую. Знание десятка языков открыло ей доступ к сокровищницам всемирной культуры. Через переводы стремилась юная Леся, вместе с другими членами киевского литературно-артистического общества «Плеяда», сделать мировую литературу достоянием родного.

 

Елена Пчилка

 

Ребенок литературной семьи (еще ее дед писал стихи и собирал фольклор), Леся рано обнаружила поэтические способности: стихотворение «Надежда» она написала в 9 лет, и с тех пор ужз не переставала творить. Мать и дядя всячески поддерживали ее, художественные интересы не были чужими и отцу Петру Антоновичу. Культурное окружение (а это прежде всего семьи Старицких, Лысенко, Франков, Комаровых) всячески способствовало формированию личности с глубоким пиететом к национальному и уважением к мировому. Это найпромовистіше подчеркивает псевдоним - Украинка - и широкоаспектна творчество, такая богатая осмыслением мировых сюжетов. Юная Леся в 1890 году написала «Древняя история восточных народов». Предназначена для младших сестер, в 1918 году книга была издана как учебник для национальной школы. То одно из многих прижизненных признаний многогранного таланта писательницы. Так, встреча Леси Украинки с Михаилом Павликом во Львове в 1891 году произвела на него неизгладимое впечатление. Ее колоссальная осведомленность в широких сферах художественного и политической жизни мира дала основания Павликові назвать ее «гениальной женщиной». А было же Леси лишь 20 лет, в течение которых успела стать довольно публичной персоной. Читатель знал молодую поэтессу из публикаций в журналах «Заря», «Звонок», «Народ», женском альманахе «Первый венок». 1893 - год появления первого поэтического сборника «На крыльях песен». Следующие появились в 1899 («Думы и мечты») и 1902 («Отзывы») годах.

Неизлечимо больная, Леся Украинка не только стоически боролась за каждый день жизни, она еще и других учила духовной стойкости, сил и жизнелюбия. Однако был прав Олесь Гончар, когда подчеркивал, что, ведя «тридцатилетнюю войну» с приступами болезни, Леся Украинка «не имела какого дополнительной защиты против боли, когда ей болело, то болело, как и каждому, и можно понять, как жадалося ей обычного человеческого счастья. если, прикованную болезнью к постели, так радовала ее даже яблоневая лепесток, занесена весенним ветром в окно».

В определенной степени этапным в жизни писательницы были 1894 - 1895 годы - пребывание Леси Украинки у дяди Михаила Драгоманова в Софии способствовало кристаллизации мыслей, в России нежелательных и неприемлемых. Леся Украинка выполнила завещание своего родственника и учителя - она не чуралась политики на протяжении всей жизни, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Возвращение в Украину привело к гнетущего ощущения Лесей политической неволе. Поэтому в статье «Голос одной русской узницы» (1896), посланной в парижских газет, Леся Украинка протестовала против поздравлений царя Николая II во Франции: «Позор лицемерной лири, льстивые струны которой наполняли аккордами залы Версаля». Заанґажована в общественно-политическое движение конца XIX - начала XX веков, писательница становится лидером группы украинских социал-демократов, спикером идеи независимости Украины.

В 1901 году в Минске три с половиной месяца Леся пытается спасти от смерти своего друга Сергея Мержинского. Чувства, что наполняли ее сердце, отраженные в стихах «Порвалась бесконечная разговор». «Твоїлисти всегда пахнут зов'ялими розами...», «Хотели бы я тебя, как плющ, обнять», «Я видела, как ты хиливсь наземь». Боль потери Леся Украинка пробует унять путешествием на Буковину. По дороге состоялись встречи во Львове с Иваном Франком и Иваном Трушем (он был зятем Михаила Драгоманова и нарисовал один из самых известных портретов Леси Украинки), в Черновцах - с Ольгой Кобылянской и студентами Черновицкого университета. Впечатления от этого путешествия, красота карпатского края нашли отзвук в произведениях поэтессы.

 

Михаил Коцюбинский, Василий Стефаник,

Елена Пчилка, Леся Украинка, Николай Старицкий,

Гнат Хоткевич, Владимир Самойленко на открытии памятника Ивану Котляревскому в Полтаве. Фото. 1903

 

 

Памятник Лесе Украинке в Ялте. Скульптор Г. Кальченко

 

1903 год в жизни Леси Украинки был знаменателен участием в открытии памятника Ивану Котляревскому в Полтаве, встречей со многими деятелями украинской культуры. В этот период писательница активно работает в области драматургии, создавая художественные вещи, что были, по убеждению исследователей, сплошной и сиисловою, и тематически-жанровой новизной для украинской литературы. Она пишет произведения разных жанров: драматическая сцена «Ифигения в Тавриде», диалог «В дома работы, в стране неволи», этюд «Йоганна. женщина Хусова», драматические поэмы «Одержимая», «В катакомбах», «Кассандра», «В пуще», «Боярыня», «Оргия», драмы «Руфин и Прісцілла», «Каменный хозяин», фантастическая драма «Осенняя сказка», драма-феерия «Лесная песня». Затаив февраль физическую боль, Леся Украинка писала вдохновенные произведения, которые достигали вершин мирового духа. Поэтесса горела в высокой температуре, а огонь творческого экстаза закалял вещи небывалой художественной веса.

Путешественница не по собственной воле, побывала Леся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке. Потребность в лечении привела поэтессу в Крым, в Италию, впоследствии к - Египта и Грузии. Дворянская дочь, которая несмотря на все проблемы со здоровьем, никогда не была белоручкой, Леся Украинка в последние годы своей жизни была вынуждена преодолевать материальную нужду, отказывать себе в самом необходимом. И все же она за свой счет поспособствовала появлению труда Филарета Колессы «Мелодии украинских народных дум», позаботилась о праздновании 40-летия творческой деятельности Ивана Франко. До последних дней большая украинка верила, что Поэзия - «тая страна, где счастье и горе одинаково милые, / тая страна, где смех и слезы одинаково ясные, / тая страна, где лица подводят наклонные. / где не слезами, а пением рыдают несчастные...»

Жизнь Леси Украинки оборвалась 1 августа 1913 года в грузинском городе Сурами. Тело было перевезено в Киев и 8 августа похоронен на Байковом кладбище рядом с могилами отца и брата. Осознание потери переполняло грустью сердца современников: « Так мало звезд на хмарнім небе нашей литературы. А те, что наиболее ясно светили, - гаснут» (Николай Евшан).