Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Сосюра Владимир Николаевич (1898-1965)

 

В. М. Сосюра родился на станции Дебальцево (ныне Донецкой обл.) 6 января 1898 г. Детские годы поэта прошли в с. Третья Рота (ныне г. Верхнее), в старой хворостянцы на берегу Донца. Об этом край Сосюра позже образно рассказал в автобиографическом романе «Третья Рота». Одиннадцати лет мальчик пошел работать в бондарного цеха содового завода, затем телефонистом, чернорабочим, не чурался случайных заработков. Начальную образование получил под опекой отца, чертежника по специальности, который работал и учителем, и писарем, и адвокатом, и шахтером.

В 1911 г. В. Сосюра поступает в министерского двухклассного училища в с. Третья Рота.

14 октября 1917 г. лисичанская газета «Голос рабочего» печатает его стихотворение «Плач волн», затем - первый стих на украинском языке «уже пора», а в конце октября - «Товарищ», написанный в стиле революционного марша.

В 1918 г. в составе рабочей жены содового завода В. Сосюра принимает участие в восстании против кайзеровских войск, становится казаком петлюровской армии, входит в личной стражи самого Петлюры. Впоследствии он бежал из ее рядов и попал в плен к деникинцам. Его расстреливали как петлюровца, но рана оказалась несмертельной, и поэт выжил. Судил В. Сосюру и красный ревтрибунал, и только житейская мудрость председателя трибунала, что разглядел в парнишке поэта, спасла ему жизнь.

В 1920 г. В. Сосюра оказался в Одессе, где его, больного тифом, приняли в свои ряды бойцы Красной Армии. В 1920-1921 гг. В. Сосюра воюет с белополяками и армией Н. Махно.

Ранняя поэзия В. Сосюры впитывала художественные достижения разных стилей и течений того времени (символизма, импрессионизма). Вместе с тем выражались черты его собственного стиля: романтика борьбы и любви, остро прочувствованный вкус жизни, красок, звука, слитность субъекта лирики с окружающей действительностью.

В 1921 г. увидела свет сборник Сосюры «Поэзии», которая до сих пор считалась его первой книгой (однако найденный документ корректирует эту мысль: рукой Сосюры в нем записано, что в 1918 г. было напечатан и издан первый сборник его стихов «Песни крови...», но ее пока не найдено). В этом же 1921 г. выходит поэма «Красная зима», которая сделала Сосюру знаменитым.

Эстетика, из которой родилась «Красная зима» и которую несла лирика В. Сосюры 1920-х годов (сборники «Красная зима», «Осенние зари», 1924; «Сегодня», 1925; «Золотые коршуны», 1927; «Когда зацветут акации», 1928 и др.), признавала и подносила ценность каждой отдельной судьбы, сливается с народной, но не теряется, не растворяется в ней бесследно.

Из-под пера художника вышел ряд лиро-эпических поэм: «Оксана» (1922), «Робитфакивка» (1923), «Оно», «Шахтер», «Селькор», «Хлонь». До этих произведений, надо полагать, принадлежала и поэма «Махно» (около 1924 p.), текст которой не сохранился. Одним из первых проявлений интереса молодого литератора к родной старины стал стихотворный роман В. Сосюры «Тарас Трясило» (1926).

От 1925 г. В. Сосюра полностью отдается литературной работе, оставив агитпроп, а затем и Харьковский университет. В течение десятилетия (1922-1932) он был членом многих литорганизаций (Пролеткульта, «Плуга», «Гарт», ВАПЛИТЕ, Вуспп и др.), постоянно участвовал в литературных дискуссиях.

В 1927-1929 гг. написал ряд поэм.

За националистические уклоны в 1934 г. поэта исключают из партии и из Союза писателей. В эти кризисные годы. Сосюра почти не пишет, занимается поэтическими переводами. 1936 г. Сосюру все-таки снова принимают в Союз советских писателей. В притоке новых сил и надежд он возвращается к работе. Следующих лет появляются сборники «Новые стихотворения» (1937), «Люблю» (1939).

В 1940 г. В. Сосюра завершает свое больше всего лиро-эпическое полотно - роман в стихах «Красногвардеец», который вобрал все то, что составляет автобиографическую основу его творчества 1920-1930-х годов: воспоминания о детстве, предреволюционная Донбасс, гражданская война, борьба и любовь в каком-то своем магическом сочетании. Последние предвоенные книги («Журавли прилетели», «Сквозь ветры и годы», 1940) полны мотивов любви к женщины («Марии»), природы («Я цветок не могу сорвать»), к Отчизне.

Вторая книга Сосюринои поэзии - книга Украины.

Любите Украину, как солнце любите,

как ветер, и травы, и воды...

В час счастливую и в радости миг,

любите в час непогоды.

(1944)

Патриотическое стихотворение «Любите Украину!» в 1951 г. стал причиной острых обвинений поэта в национализме. В. Сосюру снова перестают печатать, он живет под прямой угрозой ареста, исчезает только со смертью Сталина в 1953 г.

Ряд интересных произведений содержат книги В. Сосюры «Близкая даль»

(1960) и «Поэзия не спит» (1961), «Осенние мелодии» (1964) и «дыхание Весны» (1964).

Поэт умер от гипертонии 8 января 1965 г.

Поэма «Мазепа» (начата в 1929 p., завершена в 1959-1960) отнесена к «запрещенных произведений», вместе с основательным литературоведческим анализом она была опубликована в журнале «Киев» лишь в 1988 p., ведь за сталинщины опубликовать ее не было никакой возможности, потому фигура гетмана официально искажалась, а его действия считались предательскими. Ю. Барабаш в исследовании произведения справедливо указывал на стилевую неоднородность поэмы.

Если в первой части образ Мазепы определяется в романтическом плане, то во второй значительное внимание отведено философскому осмыслению исторических событий конца XVII - начала XVIII в. и роли в них гетмана, который решительно выступил за восстановление казацкого государства. Поэт придерживается концепции патриотической деятельности Мазепы и опровергает великодержавные - и царские, и коммунистические - версии «предательства» гетмана.

Словом, поэма «Мазепа» проникнута высоким патриотическим пафосом. Это произведение Сосюры «не только отвергал пошлые стереотипы характеристики выдающегося сына Украины, а и заполнял существенную пробел в нашей художественной литературе о трагической сутки потери остатков казацкого государственности.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Беспристрастная критика видит в В. Сосюре ведущего мастера лирического жанра, но «провластные» критики все строже осуждают творчество поэта, ввергая его в состояние глубокого творческого кризиса. Настроения отчаяния сказались и на сборнике «Сердце» (1931) и, в частности, на одноименном стихотворении.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Множество произведений поэта посвящено патриотической теме в течение всей жизни он постоянно исповедуется в любви и клянется в верности родной земле. Причем образ Отечества постепенно разрастается - от маленькой Третьей Роты через степное раздолье Донетчины - до всего украинского мира с непременными «ясными звездами» и «тихими водами». Именно за неугасимую любовь к Украине неповторимом Володьке суждено испытать больше всего неприятностей, но никакие предписания или даже приговоры не заставили его отречься от дорогого.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

В поэме акцентируется, что Мазепа никогда не был предателем родного народа, а заботился о нем, старался освободить от московского колониального угнетения. Конечно, поражение гетмана наложила драматически-трагический отпечаток на его образ в художественной трактовке Сосюры.

В этой связи Ю. Барабаш отмечает, что Сосюра пытался понять прежде всего не столько, может, Мазепу, как самого себя, решить в своем сознании и в сердце не только устаревшие исторические, а не менее болезненные настоящем узлы. То была и искренняя исповедь, и ответ недоброжелателям, которая вызревала в течение десятилетий, и своего рода эмоциональная разрядка, и, если хотите, некая моральная компенсация, -в том числе и за вынужденное раскаяние».

ЗАПОМНИ

Основные произведения: сборники «Любовь и ненависть», «Тайна твоего лица», произведения «Когда умер кровавый Торквемада», «Взгляд в колодец», «Голгофа», «Два цвета», «Ты отрекся от языка родного...», «Если бы я потерял глаза, Украино...», «О родное слово, что без тебя я?!.», «Письмо к другу знакомого в делах филологических...», «Златорогий Олень», «Дядя Дождь», «Где лучшее место на земле», «Приключения кота Мартына», цикл «Покаянные псалмы».

Две любви поэта к женщине и Отечества - были двуединым источником его поэтического вдохновения. Интимную лирику Сосюры часто именуют «Книгой Марии». На первый взгляд, это не совсем справедливо, ведь поэтическая галерея романтизированных женских фигур в творчестве поэта широка: и ивга, и Галя, и загадочная Констанция... И из всех этих милых сердцу имен больше всего почему-то відгукувалось в душе художника старозаповітне имя - Мария. «...Губы шепчут в блаженнім порыве для меня єдинеє имя: «Мария!..» (1931); или же: «Твое имя «Мария» лучше всех имен» (1948).

Зеленеют ржи, и любовь одцвіта,

и васильки в поле синеют.

От моего дыхания тихий мак обліта,

будто печальное имя - Мария.

(1925)

«Так никто не любил». Стихотворение Сосюры «Так никто не любил»- это гимн человеческим чувством:

Так никто не любил. Через тысячи лет Лишь приходит подобное любви.

В день такой расцветает весна на земле И земля убирается с утра...

Поэт раскрывает перед читателем гамму чувств, что расцвели в сердце влюбленного юноши. И сердца читателя касается весна на пробудженій земли; все оживает в то время, когда рождается любовь. По образу весны стоит образ любимого со счастливыми глазами, которые смущают и глубоко западают в душу героя.

Магическая сила имени только олицетворяла магическую силу женщины в жизни и творчестве поэта. Женственность для него - квинтэссенция чистой красоты. Лирическая героиня любовной лирики Сосюры, при всей ее вариантности, многоипостасности, - всегда сохраняет определенный «набор» доминантных черт, - внешних и внутренних. Это непременно - золотоволосая красавица с голубыми глазами, готова к светлой самоофіри во имя любимого, берегиня «тихой», жертвенной любви. Обстоятельства любви меняются из стихотворения к стихотворению, но всегда перед нами - величественная история уникальной любви, способной перевернуть мир.