ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Сосюра
Владимир Николаевич (1898-1965)
В. М. Сосюра родился на станции
Дебальцево (ныне Донецкой обл.) 6 января 1898 г. Детские годы поэта прошли в с.
Третья Рота (ныне г. Верхнее), в старой хворостянцы на берегу Донца. Об этом
край Сосюра позже образно рассказал в автобиографическом романе «Третья Рота».
Одиннадцати лет мальчик пошел работать в бондарного цеха содового завода,
затем телефонистом, чернорабочим, не чурался случайных заработков. Начальную
образование получил под опекой отца, чертежника по специальности, который работал и учителем,
и писарем, и адвокатом, и шахтером.
В 1911 г. В. Сосюра поступает в
министерского двухклассного училища в с. Третья Рота.
14 октября 1917 г. лисичанская газета
«Голос рабочего» печатает его стихотворение «Плач волн», затем - первый стих на украинском
языке «уже пора», а в конце октября - «Товарищ», написанный в стиле
революционного марша.
В 1918 г. в составе рабочей
жены содового завода В. Сосюра принимает участие в восстании против кайзеровских
войск, становится казаком петлюровской армии, входит в личной стражи самого
Петлюры. Впоследствии он бежал из ее рядов и попал в плен к деникинцам. Его
расстреливали как петлюровца, но рана оказалась несмертельной, и поэт выжил.
Судил В. Сосюру и красный ревтрибунал, и только житейская мудрость председателя
трибунала, что разглядел в парнишке поэта, спасла ему жизнь.
В 1920 г. В. Сосюра оказался в
Одессе, где его, больного тифом, приняли в свои ряды бойцы Красной Армии. В
1920-1921 гг. В. Сосюра воюет с белополяками и армией Н. Махно.
Ранняя поэзия В. Сосюры впитывала
художественные достижения разных стилей и течений того времени (символизма, импрессионизма).
Вместе с тем выражались черты его собственного стиля: романтика борьбы и
любви, остро прочувствованный вкус жизни, красок, звука, слитность субъекта лирики с
окружающей действительностью.
В 1921 г. увидела свет сборник
Сосюры «Поэзии», которая до сих пор считалась его первой книгой (однако найденный
документ корректирует эту мысль: рукой Сосюры в нем записано, что в 1918 г. было
напечатан и издан первый сборник его стихов «Песни крови...», но ее пока не
найдено). В этом же 1921 г. выходит поэма «Красная зима», которая сделала Сосюру
знаменитым.
Эстетика, из которой родилась «Красная
зима» и которую несла лирика В. Сосюры 1920-х годов (сборники «Красная зима», «Осенние
зари», 1924; «Сегодня», 1925; «Золотые коршуны», 1927; «Когда зацветут акации», 1928
и др.), признавала и подносила ценность каждой отдельной судьбы, сливается с
народной, но не теряется, не растворяется в ней бесследно.
Из-под пера художника вышел ряд
лиро-эпических поэм: «Оксана» (1922), «Робитфакивка» (1923), «Оно», «Шахтер»,
«Селькор», «Хлонь». До этих произведений, надо полагать, принадлежала и поэма «Махно»
(около 1924 p.), текст которой не сохранился. Одним из
первых проявлений интереса молодого литератора к родной старины стал стихотворный
роман В. Сосюры «Тарас Трясило» (1926).
От 1925 г. В. Сосюра полностью
отдается литературной работе, оставив агитпроп, а затем и Харьковский
университет. В течение десятилетия (1922-1932) он был членом многих
литорганизаций (Пролеткульта, «Плуга», «Гарт», ВАПЛИТЕ, Вуспп и др.),
постоянно участвовал в литературных дискуссиях.
В 1927-1929 гг. написал ряд поэм.
За националистические уклоны в 1934 г.
поэта исключают из партии и из Союза писателей. В эти кризисные годы. Сосюра
почти не пишет, занимается поэтическими переводами. 1936 г. Сосюру все-таки снова
принимают в Союз советских писателей. В притоке новых сил и надежд он
возвращается к работе. Следующих лет появляются сборники «Новые стихотворения»
(1937), «Люблю» (1939).
В 1940 г. В. Сосюра завершает свое
больше всего лиро-эпическое полотно - роман в стихах «Красногвардеец», который вобрал
все то, что составляет автобиографическую основу его творчества 1920-1930-х годов:
воспоминания о детстве, предреволюционная Донбасс, гражданская война, борьба
и любовь в каком-то своем магическом сочетании. Последние предвоенные книги
(«Журавли прилетели», «Сквозь ветры и годы», 1940) полны мотивов любви к
женщины («Марии»), природы («Я цветок не могу сорвать»), к Отчизне.
Вторая книга Сосюринои поэзии - книга
Украины.
Любите Украину, как солнце любите,
как ветер, и травы, и воды...
В час счастливую и в радости миг,
любите в час непогоды.
(1944)
Патриотическое стихотворение «Любите Украину!»
в 1951 г. стал причиной острых обвинений поэта в национализме. В.
Сосюру снова перестают печатать, он живет под прямой угрозой ареста,
исчезает только со смертью Сталина в 1953 г.
Ряд интересных произведений содержат книги
В. Сосюры «Близкая даль»
(1960) и «Поэзия не спит» (1961),
«Осенние мелодии» (1964) и «дыхание Весны» (1964).
Поэт умер от гипертонии 8 января
1965 г.
Поэма «Мазепа» (начата в 1929 p., завершена в 1959-1960) отнесена к «запрещенных
произведений», вместе с основательным литературоведческим анализом она была опубликована в
журнале «Киев» лишь в 1988 p., ведь за сталинщины опубликовать ее не было никакой
возможности, потому фигура гетмана официально искажалась, а его действия считались
предательскими. Ю. Барабаш в исследовании произведения справедливо указывал на стилевую
неоднородность поэмы.
Если в первой части образ Мазепы
определяется в романтическом плане, то во второй значительное внимание отведено
философскому осмыслению исторических событий конца XVII - начала XVIII в. и роли
в них гетмана, который решительно выступил за восстановление казацкого государства. Поэт
придерживается концепции патриотической деятельности Мазепы и опровергает
великодержавные - и царские, и коммунистические - версии «предательства» гетмана.
Словом, поэма «Мазепа» проникнута
высоким патриотическим пафосом. Это произведение Сосюры «не только отвергал пошлые
стереотипы характеристики выдающегося сына Украины, а и заполнял существенную
пробел в нашей художественной литературе о трагической сутки потери остатков казацкого
государственности.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Беспристрастная критика видит в В.
Сосюре ведущего мастера лирического жанра, но «провластные» критики все строже
осуждают творчество поэта, ввергая его в состояние глубокого творческого кризиса.
Настроения отчаяния сказались и на сборнике «Сердце» (1931) и, в частности, на
одноименном стихотворении.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Множество произведений поэта посвящено
патриотической теме в течение всей жизни он постоянно исповедуется в любви и
клянется в верности родной земле. Причем образ Отечества постепенно
разрастается - от маленькой Третьей Роты через степное раздолье Донетчины -
до всего украинского мира с непременными «ясными звездами» и «тихими водами».
Именно за неугасимую любовь к Украине неповторимом Володьке суждено испытать
больше всего неприятностей, но никакие предписания или даже приговоры не заставили его
отречься от дорогого.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
В поэме акцентируется, что Мазепа
никогда не был предателем родного народа, а заботился о нем, старался освободить
от московского колониального угнетения. Конечно, поражение гетмана наложила
драматически-трагический отпечаток на его образ в художественной трактовке Сосюры.
В этой связи Ю. Барабаш
отмечает, что Сосюра пытался понять прежде всего не столько, может, Мазепу,
как самого себя, решить в своем сознании и в сердце не только устаревшие
исторические, а не менее болезненные настоящем узлы. То была и искренняя исповедь, и
ответ недоброжелателям, которая вызревала в течение десятилетий, и своего рода
эмоциональная разрядка, и, если хотите, некая моральная компенсация, -в том числе и
за вынужденное раскаяние».
ЗАПОМНИ
Основные произведения: сборники «Любовь и
ненависть», «Тайна твоего лица», произведения «Когда умер кровавый Торквемада»,
«Взгляд в колодец», «Голгофа», «Два цвета», «Ты отрекся от языка родного...», «Если бы
я потерял глаза, Украино...», «О родное слово, что без тебя я?!.», «Письмо к другу
знакомого в делах филологических...», «Златорогий Олень», «Дядя Дождь», «Где
лучшее место на земле», «Приключения кота Мартына», цикл «Покаянные псалмы».
Две любви поэта к женщине и
Отечества - были двуединым источником его поэтического вдохновения. Интимную лирику
Сосюры часто именуют «Книгой Марии». На первый взгляд, это не совсем
справедливо, ведь поэтическая галерея романтизированных женских фигур в творчестве
поэта широка: и ивга, и Галя, и загадочная Констанция... И из всех этих милых
сердцу имен больше всего почему-то відгукувалось в душе художника старозаповітне имя -
Мария. «...Губы шепчут в блаженнім порыве для меня єдинеє имя: «Мария!..»
(1931); или же: «Твое имя «Мария» лучше всех имен» (1948).
Зеленеют ржи, и любовь одцвіта,
и васильки в поле синеют.
От моего дыхания тихий мак обліта,
будто печальное имя - Мария.
(1925)
«Так никто не любил». Стихотворение Сосюры «Так никто не любил»-
это гимн человеческим чувством:
Так никто не любил. Через тысячи лет
Лишь приходит подобное любви.
В день такой расцветает весна на
земле И земля убирается с утра...
Поэт раскрывает перед читателем гамму
чувств, что расцвели в сердце влюбленного юноши. И сердца читателя касается
весна на пробудженій земли; все оживает в то время, когда рождается любовь. По
образу весны стоит образ любимого со счастливыми глазами, которые смущают и глубоко
западают в душу героя.
Магическая сила имени только
олицетворяла магическую силу женщины в жизни и творчестве поэта. Женственность для него
- квинтэссенция чистой красоты. Лирическая героиня любовной лирики Сосюры, при всей
ее вариантности, многоипостасности, - всегда сохраняет определенный «набор»
доминантных черт, - внешних и внутренних. Это непременно - золотоволосая красавица с
голубыми глазами, готова к светлой самоофіри во имя любимого, берегиня
«тихой», жертвенной любви. Обстоятельства любви меняются из стихотворения к стихотворению, но
всегда перед нами - величественная история уникальной любви, способной перевернуть
мир.