Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

 

Урок 37. ШКАТУЛКА СКАЗОК НАРОДОВ МИРА. МІНЬБА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА)

 

Цель: ознакомить учащихся с русской народной сказкой «Міньба»; совершенствовать технику сознательного выразительного чтения; учить пересказывать близко к тексту, характеризовать действующих лиц; воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Упражнения для развития артикуляции дыхания

«Цоканье» языком в ротовой полости.

Набрав воздуха, подольше трижды произнести слово «нет» с постепенным выдохом.

«Маятник» - рот открыт в улыбке, язык движется от левой щеки к правой (10 раз).

2. Работа над чистомовкою

Ан-ан-ан - дует холодный вітрюган.

Это-это-это - сыплет снег прямо в лицо.

Ло-ло-ло - снегом землю замело.

Ля-ля-ля - стала белою земля.

Ли-ли-ли - вот сугробы немалые.

Уха-уха-уха - щипа мороз нос и уши.

Имо-имо-имо - домой бежим.

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Пересказ сказки «Лисичка-сестричка».

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Как называется наша страна?

- Какие еще страны вы знаете?

- Каждый народ самобытен и неповторим. У каждого народа свои обычаи, традиции, своя культура и, конечно же, свои сказки. Сказок в мире есть множество, как звезд в небе. Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Міньба».

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Игра «Пчелки»

- Напівголосне чтение первой части сказки (с. 41-42) учениками - каждый в своем темпе.

- Назовите персонажей сказки.

2. Словарная работа

Міньба - то же, что обмен.

Лавочник - торговец.

Сірячок - небогатый человек; бедняк.

Чвалати - идти медленно, тяжело ступать, образуя шум, шорох; брести.

Чтение слов «эхом» за учителем: неподалеку, глубину, величиной, перекупщик, чвалаєш, пастух, поблагодарил.

3. Повторное чтение первой части сказки учениками

Игра «Снежинка»

Читает ученик, на парту которого упала снежинка.

- Кого спас дед?

- Как лавочник ему отблагодарил за спасение?

Физкультминутка

4. Составление учениками продолжение сказки по рисункам

- Рассмотрите рисунки к сказки, приведенные на первом форзаце учебника. В какой последовательности дед совершал міньбу? Расскажите сказку дальше, используя повторы.

5. Игра «Рыбки». Самостоятельное чтение последней части сказки молча (с. 42-43)

- Кто дома ждал деда?

- Как баба встретила деда?

- Ругала она его за міньбу?

6. Чтение последней части сказки по лицам

- С какой интонацией следует читать слова бабы? (Нетерпеливо, с вопросительной интонацией)

- Слова деда? (С чувством вины)

7. Анализ содержания сказки

- Какое приключение случилось с дедом?

- С чего все началось? Чем завершилось?

- Одобряете ли ты поступки деда? Почему?

- Подберите к словам метнулся, чвалаєш слова, близкие по значению.

- Можно ли ими заменить те, что употреблено в тексте?

8. Деление сказки на части. Подбор названий к каждой из них

1) Дед спасает лавочника.

2) Благодарность лавочника.

3) От куска золота до иглы.

4) Дед вернулся к бабе ни с чем.

9. Игра «Дуэль»

Работа в группах

Группы задают вопросы друг другу по содержанию сказки.

10. Игра «Чьи это слова?»

- Отдай мне золото, возьми лучшего коня. (Перекупщика)

- Ох, голубчик, я тут без тебя совсем пропадаю. (Бабы)

- Отдай мне коня за лучшего вола. (Пастуха)

- Кусок золота с лошадиной голову. (Деда)

 

VI. ИТОГ УРОКА

- С какой сказкой познакомились на сегодняшнем уроке?

- Кто автор этой сказки?

- Соответствуют содержанию сказки эти поговорки?

• Міньба одном полезна.

• Променял быка на индюка.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Пересказывать сказку.