И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Урок 37. ШКАТУЛКА СКАЗОК НАРОДОВ МИРА. МІНЬБА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА)
Цель: ознакомить учащихся с русской народной сказкой «Міньба»; совершенствовать технику сознательного выразительного чтения; учить пересказывать близко к тексту, характеризовать действующих лиц; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Упражнения для развития артикуляции дыхания
«Цоканье» языком в ротовой полости.
Набрав воздуха, подольше трижды произнести слово «нет» с постепенным выдохом.
«Маятник» - рот открыт в улыбке, язык движется от левой щеки к правой (10 раз).
2. Работа над чистомовкою
Ан-ан-ан - дует холодный вітрюган.
Это-это-это - сыплет снег прямо в лицо.
Ло-ло-ло - снегом землю замело.
Ля-ля-ля - стала белою земля.
Ли-ли-ли - вот сугробы немалые.
Уха-уха-уха - щипа мороз нос и уши.
Имо-имо-имо - домой бежим.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Пересказ сказки «Лисичка-сестричка».
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Как называется наша страна?
- Какие еще страны вы знаете?
- Каждый народ самобытен и неповторим. У каждого народа свои обычаи, традиции, своя культура и, конечно же, свои сказки. Сказок в мире есть множество, как звезд в небе. Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Міньба».
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Пчелки»
- Напівголосне чтение первой части сказки (с. 41-42) учениками - каждый в своем темпе.
- Назовите персонажей сказки.
2. Словарная работа
Міньба - то же, что обмен.
Лавочник - торговец.
Сірячок - небогатый человек; бедняк.
Чвалати - идти медленно, тяжело ступать, образуя шум, шорох; брести.
Чтение слов «эхом» за учителем: неподалеку, глубину, величиной, перекупщик, чвалаєш, пастух, поблагодарил.
3. Повторное чтение первой части сказки учениками
Игра «Снежинка»
Читает ученик, на парту которого упала снежинка.
- Кого спас дед?
- Как лавочник ему отблагодарил за спасение?
Физкультминутка
4. Составление учениками продолжение сказки по рисункам
- Рассмотрите рисунки к сказки, приведенные на первом форзаце учебника. В какой последовательности дед совершал міньбу? Расскажите сказку дальше, используя повторы.
5. Игра «Рыбки». Самостоятельное чтение последней части сказки молча (с. 42-43)
- Кто дома ждал деда?
- Как баба встретила деда?
- Ругала она его за міньбу?
6. Чтение последней части сказки по лицам
- С какой интонацией следует читать слова бабы? (Нетерпеливо, с вопросительной интонацией)
- Слова деда? (С чувством вины)
7. Анализ содержания сказки
- Какое приключение случилось с дедом?
- С чего все началось? Чем завершилось?
- Одобряете ли ты поступки деда? Почему?
- Подберите к словам метнулся, чвалаєш слова, близкие по значению.
- Можно ли ими заменить те, что употреблено в тексте?
8. Деление сказки на части. Подбор названий к каждой из них
1) Дед спасает лавочника.
2) Благодарность лавочника.
3) От куска золота до иглы.
4) Дед вернулся к бабе ни с чем.
9. Игра «Дуэль»
Работа в группах
Группы задают вопросы друг другу по содержанию сказки.
10. Игра «Чьи это слова?»
- Отдай мне золото, возьми лучшего коня. (Перекупщика)
- Ох, голубчик, я тут без тебя совсем пропадаю. (Бабы)
- Отдай мне коня за лучшего вола. (Пастуха)
- Кусок золота с лошадиной голову. (Деда)
VI. ИТОГ УРОКА
- С какой сказкой познакомились на сегодняшнем уроке?
- Кто автор этой сказки?
- Соответствуют содержанию сказки эти поговорки?
• Міньба одном полезна.
• Променял быка на индюка.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Пересказывать сказку.