И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Урок 38. ШКАТУЛКА СКАЗОК НАРОДОВ МИРА. КАК ДЕВУШКА КОРОЛЯ ПЕРЕХИТРИЛА (ВЕНГЕРСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА)
Цель: продолжить ознакомление учащихся со сказками народов мира; ознакомить с венгерской народной сказкой; совершенствовать технику сознательного выразительного чтения; учить следить за логикой описания событий; развивать мышление, внимание, память; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Артикуляционная разминка
Пригласим тишину: ц-ц-ц.
Ветерок в лесу: ш-ш-ш.
Прилетели птицы: шук-шук-шук.
Запел соловей: тех-тех-тех.
Тают сосульки: кап-кап-кап.
Журчит вода в ручейке: дз-дз-дз.
2. Чтение скороговорки «дождиком»
На реке среди мелей
Построил себе линь мельница.
Грело солнце мель,
И дрімалося несусь.
В мельнице на мели.
А как мельница?
А мельница как мельница:
Тоже дремал среди отмелей.
М. Заяц
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Работа в паре. Игра «Лицом к лицу»
Ученики возвращаются в паре друг к другу и пересказывают сказку.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке мы начнем читать венгерскую народную сказку «Как девушка короля перехитрил».
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Выразительное чтение сказки учителем до слов «Если выполнишь - вот моя рука, женюсь с тобой»
- Кто является главной героиней сказки?
2. Словарная работа
Кудель - пряжа или шерсть, намотанные на специальный колышек.
Веретено - ручное орудие для прядения; тонкая палочка с удлиненными заостренными концами и утолщением посередине.
Плетень - изгородь, сплетенная из лозы, тонкой ветки.
Чтение слов «эхом» за учителем
Запрячь лицевого
спряди повивертати
повелителю сначала
столетний задачи
величество кувшины
- Прочитайте сначала двусложные слова (спряди), затем - трискладові (запрячь, столетний, задачи, кувшины). Назовите слова с мягкими согласными звуками (запрячь, спряди, властителю, столетний, величество, лицевого, задачи).
Физкультминутка
3. Чтение сказки учениками
Игра «Снежинка»
Читает ученик, на парту которого упала снежинка.
4. Игра «Засечка - бросок»
По команде «бросок» все дети начинают вполголоса читать текст. По команде «засечка» - останавливаются и карандашом отмечают последнее прочитанное ими слово. Этот текст (части) в такой способ читают еще раз. Во время повторного чтения дети убеждаются, что прочитали больший объем - «засечка» поставлена уже дальше. Это доказывает им необходимость многократного чтения текста, ведь каждый раз результаты улучшаются.
5. Анализ содержания сказки с элементами выборочного чтения
- Чем прославилась девушка?
- До кого дошла слава про ум и сообразительность девочки?
- Что приказал сделать король?
- Куда привезли девушку?
- Каким было первое задание короля?
- Какой был ответ девушки?
- Как отреагировал на такой ответ король?
- Прочитайте второе задание короля и ответ девушки.
- Что пообещал король, если девушка выполнит еще одно задание?
- Как вы считаете, справится ли девушка с третьим заданием короля?
- Оправдались ли наши предположения - узнаем на следующем уроке.
6. Чтение сказки по лицам
7. Игра «Незнайка Читает»
Учитель читает предложение, умышленно допуская ошибок. Ученики должны найти предложение и прочитать его правильно.
Жила-была за семью морями умный (умная) девушка.
Есть у меня на чердаке сто горшков (горшков) с дырками.
Второй ответ также (тоже) умная.
VI. ИТОГ УРОКА
- С какой сказкой познакомились на сегодняшнем уроке?
- Кто автор этой сказки?
- Кто является главной героиней сказки?
- Чем прославилась девушка?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать и пересказывать сказку.