Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

 

Урок 36. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. В МИРЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

 

Цель: поддерживать интерес детей к сказки; закреплять умение различать народную и авторскую сказки; развивать память, наблюдательность; вызвать желание творить добро, пробуждать желание читать сказки самостоятельно.

Ход урока

И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня к нам в гости пришла сказка.

- Рассмотрите выставку книг.

- Какие сказки называют авторскими? народными?

- В древности, когда люди не умели писать, любимые сказки устно передавали из поколения в поколение. Поэтому автором таких сказок считают народ, а сказки называют народными. Авторская сказка имеет конкретного автора - писателя-сказочника.

- Приведите примеры народных сказок.

- Каких сказочников вы знаете?

- Сказка - это чудо. Она дает нам повод для размышлений, поучает, приносит много радости. Сегодня наш урок будет состоять из заданий-вопросов. Поэтому занятия назовем... (викториной).

- Вы заранее объединились в две команды. Желаю успеха!

 

III. СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА

I тур «Ты меня знаешь»

Стук в дверь. Заходит старшеклассник, одетый почтальоном Печкиным, приносит телеграммы.

- Странно, но телеграммы без подписей. От кого они?

• Отправляюсь на свадьбу к Дюймовочки. (Ласточка из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка»)

• Болею от переедания: съел семерых козлят. (Волк из сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят»)

• Стесняюсь своей уродливой внешности. (Гадкий утенок из одноименной сказки Г. X. Андерсена)

• Спешу в лес. Мачеха приказала принести подснежники. (Падчерица из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»)

• Иду освобождать братьев и сестру из плена. (Котигорошко с одноименной украинской народной сказки)

 

II тур «Загадочный»

• Как он нашел колосок,

Муки сморозил мешок -

Пирожков напек и съел,

Лентяев не угостил. (Петушок и двое мышат)

 

• Я - храбрый рыцарь!

Никого не боюсь!

Своей булавой с нечистью я дерусь.

Пусть небольшой ростом,

Зато высокий род!

Хотя я с горошинки,

И царь Горох - мой дед! (Котигорошко)

 

• Коноплей обкрутився,

Еще и смолой обсмалився,

С большой булавой

Змея вызвал к бою. (Кирилл Кожемяка)

 

• Одной головой -

Воду выпуска рекой,

Вторая странная голова

Ветром буйным с ног збива.

Третья глава дохнет -

И пылает все огнем. (Трехглавый змей)

 

• Верность - чувство хорошее,

Не покупается за деньги.

Хозяйку я люблю

И для нее все сделаю.

Я за ласку ей отблагодарю

И отдам жизнь собачья.

Не сдается в плен

Верный пудель... (Артемон).

Физкультминутка

 

III тур «Кто мы и откуда?»

На доске - рисунки медведя, волка, зайца, лисы, петушка, собаки.

- Рассмотрите рисунки. В каких сказках живут эти герои? Как их называют?

 

IV тур «Чья это песенка?»

- Сказочные герои умеют петь. Послушайте аудиозапись песенок-промовлянок. Кто это поет? Из какой он сказки?

Звучит запись песенок-промовлянок. (Можно использовать песенки: Колобка, Козы-Дерезы, Ивасика-Телесика из одноименных украинских народных сказок, Петушка с украинской народной сказки «Котик и петушок», мамы Козы из сказки братьев Гримм «Волк и семеро козлят», Винни-Пуха из повести-сказки Алена Милна «Винни-Пух и его друзья»),

 

V тур «Сказочники»

• Кто обул кота в сапоги? (Шарль Перро)

• Кто придумал зеркальце, что говорит? (Александр Пушкин)

• Благодаря кому Айболит вылечил зверей? (Корней Чуковскому)

• Кто построил теремок? (Русский народ в своей сказке)

• Кто наделял зверей музыкальным слухом? (Братья Гримм)

• Кто собрал деревянных кукол в театре? (Алексей Толстой)

 

VI тур «Инсценировка»

Ученики инсценируют заранее подготовленные отрывки сказок.

 

IV. ИТОГ УРОКА

- Что вам понравилось на уроке?

- О чем расскажете дома?

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Следующий урок внеклассного чтения проведем по теме «Человек начинается с добра» (по произведениям В. О. Сухомлинского). Задания к уроку и список литературы вы найдете в уголке читателя.