Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Василий Стефаник (1871 - 1936)

 

«Как коротко, сильно и страшно пишет этот человек» (Максим Горький)

 

Новелла «Каменный крест» (1899) - выдающееся явление украинской новеллистики. В ней события максимально сгущенные, характеры персонажей потрясают своей драматической силой. Художественным открытием новеллиста было, по словам Ивана Денисюка, «монументальное мышление в форме миниатюры», открытие мощной энергии слова, с помощью которого рисуется мир в капле воды. «Я писал потому,- признавался художник, - чтобы струны души нашего крестьянина так крепко настроить и натянуть, чтобы с того вышла великая музыка Бетховена». Этой элегической и драматичной мелодией жизнь проникнута новелла, в центре которой - простые крестьяне, земледельцы, работники, изображены в русле поэтики экспрессионизма. Они мыслители, люди душевно богатые, искренние, доброжелательные, которые своим криком души повествуют миру о несчастьях, выпавших на их долю. Идея новеллы - в животворной любви автора к народу, сочувствие обездоленным, оптимистической вере в их стоицизм, духовное величие. Не случайно новеллам Василия Стефаника восхищался Максим Горький: «Как коротко, сильно и страшно пишет этот человек... Для художника важны не слова, а факты, не умозаключения, а образы».

В новелле автор затронул драматической темы: обнищавшие крестьяне в поисках работы массово уезжали в Америку, мечтая найти в далекой стране счастья. Массовая эмиграция западноукраинских крестьян приобрела такого размаха, что пугала европейцев, ведь из Галиции в начале XX века эмигрировали 554 тысячи украинцев. Языком художественных образов Василий Стефаник осветил причины этого явления: «Экономическая нужда и безработица, перспектива батрачества и попрошайничества гонят крестьянина за океан». Явление эмиграции тружеников новеллист считал трагедией нации: «Женщины на рядах третьего класса желтые как воск, задыхаются как мухи, мужики плачут и говорят, что не мы русины, а цыгане уже. Море слез, ад целое муки!» Наблюдения за эмигрантами на Краковском вокзале стали импульсом к написанию «Каменного креста». Через Краков «грохотали вагоны с галицкими эмигрантами. Там в вокзальных почивальнях он увидел ад. Народ, вырванный будто древесина из Почвы, увядал на городском плитті, а с черного, оборванного корни Стефаникові в душу сыпалась русівська земля» (Дмитрий Павлычко).

В основу повести положены подлинные события в родном селе писателя. Односельчанин художника Штефан Дидух (в произведении - Иван), емігруючи в Канаду, поставил на своем поле каменный крест, который и сейчас стоит на самом высоком холме в Русе. По свидетельству сына писателя Кирилла Стефаника, еще одним прототипом образа Дидуха был крестьянин Русова Иван Ахтемійчук. Новеллист брал сюжеты из жизни, возвышаясь до глубоких художественных обобщений. Он писал свою новеллу с большой любовью к народу. Субъективное авторское начало отражает гуманистическую концепцию новеллиста, который, по словам Дмитрия Павлычко, «взвалил себе на плечи каменный крест больших страданий народа и вынес высоко на гору своего искусства, чтобы все видели знак большого горя».

Межпредметные параллели. Теме эмиграции украинских крестьян посвятили свои произведения российский прозаик Владимир Короленко («Без языка»), польская поэтесса Мария Конопницкая («Господин Бельцер в Бразилии»). В этом русле творили украинские писатели Иван Франко («По деревням», «В Бразилии»), Тимофей Бордуляк («Аисты», «Иван Бразилец»), Марко Черемшина («Осень»), Ольга Кобылянская («Земля»), Богдан Лепкий («Журавли»).

В подзаголовке Стефаник определил жанр произведения - «студия», подчеркивая этим художественный замысел: представить читателю на основе тщательно изученных фактов картины бытия народа, его помыслы, надежды, ожидания. Для воплощения своего замысла новеллист удастся к своеобразной сюжетно-композиционной организации текста, оперируя одновременно поэтикой экспрессионизма. Прежде всего, художник в центр своей картины ставит самосознание человека, интуитивное осмысление ею действительности, повышенную эмоциональную наполненность образов, описывая «крик души», отчаяние, отчаяние. Литературоведы заметили, что стилевая палитра новеллы созвучна с картинами французского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик», «Мадонна». Експресіоністськими красками в новелле Стефаника изображаются образы-символы «своей дороги», «своего мира», «своего слова», «своего камня», «своего креста».

По жанру «Каменный крест» - центрогеройна новелла, ведь все события вращаются вокруг судьбы главного персонажа - Ивана Дидуха. Иван Франко назвал Стефаника «абсолютным господином формы», эту утонченность структуры прозаик продемонстрировал в новелле «Каменный крест». Она состоит из семи частей. Экспозиционным является первый раздел, в котором раскрывается предыстория героя. Бывший наемник-сирота, придя из армии, застал лишь развалившуюся хату и «букато (кусок, ломоть) бугра, наивысшего и щонайгіршого над все поле». Всю жизнь Иван тяжело трудился и выращивал хлеб на этом песчаном холме, потерял здоровье, стал калекой, но не разбогател. Если предшественники новеллиста начинали свой рассказ, представляя статический портрет персонажа, то Стефаник отмечает только отдельные портретные детали, которые стимулируют читателя в воображении дорисовать образ. Тяжелый труд Ивана в первом разделе воспроизведен с помощью образа напряженных жил. Когда крестьянин тянул воз со снопами, «однако и на коне, и на Иване жили выступали». В финале новеллы через портретные детали («Он шел со старой, сгорбленный, в сивім одіянню и ежеминутно танцевал польки») изображается сработанная человек. Новеллист писал, что образ Дидуха олицетворяет душевную красоту, прибитую бедностью, «слезы и кровавые крики народа».

 

 

Д. Лазаренко. Каменный крест. Гравюра. 1970

 

 

Есть. Голмковський. Фронтиспіс к русскому изданию произведений Стефаника

 

Герой Стефаника уподобляется мифическому Сизифовы, которому суждено вечно катить камень на гору. Как вы уже знаете из 8 класса, Сизифов камень каждый раз падал с вершины вниз, а он начинал тяжелый труд снова и снова. Поражает в новелле экспрессивная картина, когда Иван, запрягшись вместе с конем, тянет груженый воз на гору, превращаясь в одно целое, становится символом каторжного труда крестьянина, который, надрываясь, не может выбиться из нищеты. Красноречивым является прозвище героя новеллы - «Переломаний», которым наделили Ивана односельчане, потому что вследствие сизифов труда ходил сгорбленным. Измученный и истощенный, он напоминает сплошной мозоль, его кости немилосердно ноют, но он, преодолевая боль, утром сводится с постели, чтобы продолжать свой труд. Хоть вместе с Иваном тяжело работают и жена, и дети, семья не может обеспечить себя.

Освещение внутреннего мира Ивана, его мнений, жалоб на жизнь описана в русле нагнетания динамических образов, экспрессивных переживаний, что проявляют глубины психики персонажа, силу его духовной доминанты. Діалогізм определяет характер повествования новеллы. Всезнающий рассказчик проникает во внутреннюю сущность героя, говорит его голосом: то Иван повествует сам себе, словно исповедуется кому-то другому, то произносит свои сентенции, чтобы в такой способ всесторонне выяснить причины, которые заставили его с семьей эмигрировать в заокеанский мир.

Итак, экспозиция новеллы мотивирует причины выбора Ивана Дидуха, который не выстоял перед домогательствами сыновей и женщины, продал хозяйство, стал перед хозяевами села и щемяще почувствовал свою драму, словно «камней, ибо слова не годен был зговорити». Завязка новеллы - в словах Иоанна: «Эта земля не годна столько народу здержати и столько беды выдержать. Мужик не годен, и она не годна. И саранчи нет, и пшеницы нет. А налоги накипають, что платил льва, то теперь пять, что ел солонину, то теперь картошку».

Рассказчик воспроизводит образ Ивана по-експресіоністськи монументально, используя светотень: «Не раз. как заходяче солнце застало Ивана наверху, то несло его тень с холма вместе далеко на нивы. По тех нивах залегала тень Иванова, как великана, схиленого в поясе. Иван тогда показывал пальцем на свою тень и говорил горбове: - Вот с нет, небоже, посминал в дугу! Но пока ми ноги носе, то мусс родить хлеб!». При этом Стефаник применяет внутреннюю фокалізацію: мир передается через восприятие героя. Особую художественную функцию играет образ камня, за которым наблюдает Иван у реки, чувствуя его внутреннее состояние: камень тяжелый и бездушный, мигает «мертвыми блисавками, отраженными от восхода и захода солнца». В такой ситуации Дидух особенно остро ощущает не только свое органическое единство с природой, но и отчужденность от нее перед катастрофой, что наступает на его семью.

Однако величественным, умным, щедрым душой изображается Иван и в эпизодах с односельчанами, которых собрал перед отъездом в Америку у себя дома, чтобы навеки проститься. Психологический рисунок образов крестьян и Ивана Дидуха выразительный и красноречивый. Рассказчик бытовыми этнографическими деталями, воспроизведением обычаями, речью персонажей сумел глубоко осветить психологическую драму человека. При этом дальний край герой сравнивает с могилой. Он горячо любит свою землю, труд на ней, человек, лошадь, даже горб: «Ади, стою перед вами и говорю, а тот горб не выходит из головы. Таки го вижу, да и умирать буду, и то буду его видеть. Все забуду, а его не забуду. Песни-м знал, да и на нем забыл-ем, силу-м имел, и на нем оставил-ем». Одна слеза катилась по лицу, как перла по стеклам». Образ слезы является многозначным в контексте художественной картины мира: она символизирует духовно чистую душу героя, разрыв с родной землей, вместе горе, безнадежность, неизвестность будущего.

Експресіоністський рисунок заметнее эпизодом прощания Дидуха с женой перед односельчанами. Иван будто собирается на смерть, поэтому ставит каменный крест, словно заживо хоронит себя. «Хотел-ем сколько памнєтки по себе оставить», - признается он гостям. Дидух стало легче на душе от того, что рассказал землякам о наболевшем, а они пообещали ухаживать тот крест. Иван верит, что память о нем не исчезнет бесследно и не развеется, как те кленовые листочки по полю. Тоска охватывает старого Михаила, который, прожив век, заключает свою жизнь песней о потерянных лета, которые уже не возвратятся. Так постепенно рассказчик создает экзистенциальное измерение человека и ее жизнь, нарушая вопросы бытия и смерти, власти земли над человеком.

Название новеллы «Каменный крест» - символическая и неоднозначная. Во - первых, Иван Дидух построил массивный каменный крест на песчаном склоне как памятник, как воспоминание о себе - вечного труженика на земле. Во - вторых, каменный крест напоминает могилу, которая ассоциируется у персонажа с эмиграцией, где умирали от тяжелого труда, болезней, бесправия сотни переселенцев. В-третьих, Иван Дидух уподобляется Иисуса Христа, который пронес свой крест на Голгофу. Поэтому своего героя Стефаник подносит к общечеловеческим измерений: простой земледелец несет свой крест на Голгофу человечности.

Экспрессией обозначены и другие эпизоды, в частности надрывное прощание Ивана с Михаилом («Ловились за шию. целовались, били кулаками в грудь и в стол и такой своим заржавілим голосом тоски нанесли, что в конце не могли никакого слова вымолвить, лишь: «Ой Ванечка, брат!». «Ой Михаил, приятель!»). Через поэтику экспрессионизма передастся крик души героев, когда земледельцы увидели Дидухов в «барском одежде», что отчуждал их от крестьян.

Наивысшим накалом в развертывании новеллистических действия - кульминация - есть эпизод танца, который изображен по-експресіоністськи определенно, через подтекст воспроизводится психология персонажей: «Люди одеревенели, а Иван тормосив женщиной, если бы не имел пустить ее из рук». Словно на гору получилось подсознательное, интуитивное начало, герои ощутили духовный кризис, что неумолимо надвигается на них. Материальный мир, в частности хата, персонифицируется: «Как выходили обратно в дом, то целая хата зарыдала. Как бы облако плачу, что нависла над селом, прорвалась». Мир и его антигуманные законы наступают на село, изменяя его образ жизни.

Развязка новеллы происходит в седьмом миниатюрном разделе, когда герои отправляются из села. Иван остановился и, увидев свой каменный крест на холме, сказал жене: «Видишь.

 

Каменный крест, поставленный Штефаном Дидухом в селе Русове

старая, наш крестик? Там есть выбиты и твое наймено. Не бійси (не бойся), есть и моє. и твое».

 

Итак, Иван Дидух стал символическим воплощением драматической судьбе галицкого крестьянства конца XIX - начала XX веков, обобщал характерные явления бытия народа, его поиски счастья. Чтобы изобразить такую эпохальную тему, новеллист прибег к стилевой манере экспрессионизма, проецируя картину мира через призму экспрессии, нанизывание впечатлений о мире, яркой образности, к страстному утверждению идеалов гуманизма, своего беспокойства судьбой человечества. Неслучайно новелла «Каменный крест» сразу перевели на польском языке Владислав Оркан, а на немецком - Иосиф Роздольский.

Творчество Василия Стефаника преподнесла украинскую литературу до мировых вершин. Прежде всего, его произведения полны национального колорита и написаны, по словам Ивана Франко, сквозь призму чувств и сердца. Автор нарушил общечеловеческие проблемы бытия человека, оригинально интерпретировал на украинской почве вечные образы и сюжеты, связанные с мифическими архаичными и библейскими образами. Его новеллы, написанные в русле экспрессионизма, имели и имеют большое влияние на читателя, вызывают восхищение у человека XXI века. Это свидетельствует не только национальное, но и мировое значение творчества Василия Стефаника.