Украинская литература второй половины XX века
Дмитрий Павлычко (1929)
Жить на своей земле, и языка родного не слышно,
И каждый день глотать гнев, словно бокал яда... Это присуждено мне, это мне беспощадная кара За доверие молодую, за поривну честь Икара.
(Дмитрий Павлычко)
Дмитрий Павлычко - поэт редкого дарования. Наделен талантом публицистического слова, он откликается на злободневные темы, чувствует пульс эпохи и одновременно стремится изобразить красоту мира, человеческих чувств, открыть самые сокровенные загадки бытия, понять сущность призвания человека. Творчество Дмитрия Павлычко многогранна, противоречива, и в ней важнейший мотив - любовь к Украине. Ему присущи лиризм, философичность и острое, как кинжал, обличительное слово. Большой вклад сделал Павлычко в развитие литературной критики и художественного перевода.
«Не был я, Господи, безбожным, / Но носил клеймо раба» (Дмитрий Павлычко)
Дмитрий Васильевич Павлычко родился в селе Стопчатові Коломыйского уезда на Станиславовщине (ныне - Косовский район Ивано-Франковской области) 28 сентября 1929 года. С малых лет родители приучали мальчика к труду, Дима был и пастушком, и погонщиком. И все же не только для горьких заработков готовили сына. Отец, умный и образованный гуцул, во времена Первой мировой войны воевал в армии Сечевых стрельцов, был во Львове и Киеве. Поэтому не удивительно, что Василий Павлычко пытался дать своим сыновьям образование. Как жил, натужно работая от зари до зари, так и смерть на склоне лет принял за работой, высыпая зерно из мешков и стоя в хлебе. Его мать, неграмотная крестьянка, имела прекрасную память: точно цитировала «Кобзаря» и поэмой «Панські жарти» Ивана Франко. Письма, которые она диктовала, были настоящими стихами, рифмами, меткими высказываниями, удивительно удачными художественными средствами. Поэтому талант сочинять Дмитрий унаследовал от матери. Сначала Дмитрий учился в польской школе в Яблуновом. Учителя-поляки готовили для патриотов Речи Посполитой, поэтому уже у первоклассников настойчиво воспитывали гордость за польскую национальную принадлежность и уважение государственного герба - белого орла. За неправильно наголошене польское слово, ненароком употребленное украинское Дмитрия наказывали ударами линейки по ладоням, стоянием на коленях на острой гальке. Во времена немецкой оккупации Дмитрий Павлычко поступил в Коломыйской гимназии, успешно изучал немецкий и латинский языки, а с младшего школьного возраста свободно владел польским. в 1944 году семья Павличків пережила трагедию: немцы расстреляли Дмитрового брата-красавца Петра. Около гроба и родился юный Павлычко как поэт, потому что из боли, страданий и ненависти заговорила муза. В пятнадцать лет он написал свой первый стих, а впоследствии отразил это событие в поэме «Очаг». В апреле-июне 1945 года Павлычко находился в сотни УПА. Сотенный Спартан приказал Дмитрию и его ровесникам вернуться домой и получать образование. Более полугода Дмитрий Павлычко с другими юношами терпел пытки и допросы в Яблуновской и Станиславской тюрьмах, где энкаведисты требовали, чтобы ребята признались в своей причастности к национального повстанческого движения, однако юноши упорно молчали. В конце за отсутствием прямых доказательств несовершеннолетних узников отпустили на волю.
Окончив в 1948 году среднюю школу, Дмитрий Павлычко поступил во Львовский университет на филологический факультет. в 1951 году состоялся дебют художника: в университетской газете опубликовали его стихотворение «Две елки».
Получив диплом, в 1953 году Дмитрий Васильевич поступил в аспирантуру, написал кандидатскую диссертацию под руководством академика Михаила Возняка. Предметом научных исследований Павлычко стали сонеты Ивана Франко. В этом же году вышел его первый сборник «Любовь и ненависть». За эту книгу на предложение Николая Бажана автора 1954 года приняли в Союз писателей. Сам художник так объяснял название книги: «Поэзию творит любовь, а не злоба... Если в моих произведениях присутствует ненависть, то это означает, что я жил в жестокие и сложные времена». в 1955 году умерла мать, и это стало тяжелым ударом для поэта. К тому же, Дмитрия Васильевича исключили из аспирантуры вроде «за неуспеваемость», а на самом деле за выступление на собрании преподавателей с критикой русификаторской политики властей. Он начал работать в журнале «Октябрь» (ныне «Колокол»), в 1957-1959 годах был завотделом поэзии. В 1955 году увидела свет сборник стихов
Пстрак Ярослав. Портрет мальчика. Конец XIX в.
«Моя земля», в 1958 - «Правда зовет!», какой Павлычко ознаменовал порог шестидесятничества. В книгу вошло стихотворение «Когда умер кровавый Торквемада», где прозвучало грозное обвинение, которое срывало маску из тоталитарной системы и ее вождей. Вскоре сборник «Правда зовет!» было запрещено. «Хрущевская оттепель» тогда только напинала паруса теплым ветром перемен. Начали появляться довольно смелые книги других авторов. Дмитрий Васильевич 1959 году издал сборник «Быстрина», а 1960 - «День». В 60-е годы из-под пера поэта появились сборник стихов «На страже», замечательные сказки «Златорогий олень».
В 1963 году Дмитрий Васильевич переехал с семьей в Киев и устроился на работу в киностудии имени Александра Довженко. По его сценарию, написанному в соавторстве с Владимиром Денисенко, был снят фильм «Сон» о Тарасе Шевченко, впоследствии - фильм «Захар Беркут», сценарий которого написал Павлычко по одноименной повести Ивана Франко. В фильме «Сон» впервые прозвучала песня Александра Билаша на слова Павлычко «Лелеченьки», шедевр украинской песенной культуры. Она имеет глубинный подтекст и созвучна с песней на слова Богдана Лепкого «Слышишь, брат мой». Злая судьба разбросала украинцев по миру, но каждый из них мечтает хотя бы быть похороненным в своем родном краю: «Ночь накрыла глаза / Мне молодому, / Несите меня, аисты, / Мертвого домой». И больше всего прославила Павлычко песня «Два цвета» (музыка Александра Билаша). Широкий резонанс имел сборник стихов «Гранослов» (1968). В этом же году по инициативе и с предисловием Павлычко вышла книга Богдана-Iгоря Антонича «Песня о неуничтожимости материи».
В 1971-1978 годах поэт работал главным редактором журнала «Всесвіт». В период его руководства журналом здесь печатали произведения даже тех зарубежных писателей, которых не рекомендовали публиковать советские идеологи. Павлычко привлекал к сотрудничеству выдающихся переводчиков, чьи имена было запрещено упоминать. За это его и лишили должности, хотя «Вселенная» во времена Павлычко был очень популярен, имел 80 тысяч подписчиков.
Павличкова лирика 70-х годов камерная. Две книги определяют ее профиль: «Сонеты подольской осени» (1973) и «Тайна твоего лица» (1974, 1979). Лирический герой книги «Тайна твоего лица» не только не называется по имени, но и не является главной персоной. Стихи о любви из этой подборки - это не столько история любви, сколько показ любви как высшего чувства одухотворенной счастьем и талантом человека. В украинской поэзии после «Увядшие листья» Ивана Франко до времен творчества Павлычко не было такой изящной, интересной интимной лирики, в частности эротической. Табу на изображение плотских утех как элемент буржуазной культуры в советскую эпоху вообще делало невозможным появление подобных текстов, но автор «Тайны твоего лица» доказал, что стихи эротического звучания могут быть и не пошлыми и примитивными, в зависимости от того, как именно их писать.
В 1977 году за книгу избранное, которая получила название первого сборника Павлычко - «Любовь и ненависть», автору присудили Шевченковскую премию. Через два года вышли в свет «Избранные произведения» в двух томах, а в 1989 году - в трех. Поклонников таланта художника порадовали книги «Костер» (1980), «Спираль» (1984), «Рубаи» (1987). В украинской поэзии Павлычко впервые использовал форму стиха, которой получил мировую славу Омар Хайям. Также он перевел сонеты Шекспира и других выдающихся поэтов, 1983 года издал антологию «Мировой сонет» (1983).
Павлычко успешно работал в области литературоведения. Двухтомник его статей «Литературоведение, критика, украинская литература» (2007), сборник критических работ «Мировая литература» (2007) поражают умением чрезвычайно глубоко и прозірливо осмысливать литературные явления, давать им надлежащую оценку. Философски глядя на мир, художник сделал афористичен вывод: «Я временный, и должна пройти вечность сквозь меня». О том, что талантливый человек должен быть многогранным и испытывать себя в разных сферах, чтобы добиться успеха, Павлычко сказал: «По моему глубокому убеждению, быть в наше время «чистым» поэтом нельзя. Если же не удается проза, пиши статьи. Если они не выходят - переводи. Если из тебя непутевый переводчик, ищи себя в драматургии или в работе сценариста, не проходи попыток высказаться как публицист». За свою жизнь Дмитрий Васильевич успел сделать очень много, но и до сих пор не замедляет творческих обороты, несмотря на почтенный возраст. Художник остается молодым душой, трудолюбивым, готовым подставить плечо ради доброго дела, для пользы Украины. Дмитрий Павлычко занимался и государственной деятельностью. Был депутатом трех созывов Верховной Рады Украины, послом в Словакии и Польше, шесть лет отдал дипломатической службе, приложил немало усилий, чтобы Украинская держава обрела независимость, был одним из авторов «Акта провозглашения независимости Украины», инициировал создание Народного руха Украины, был его идеологом. В то же время поэт не переставал плодотворно работать как писатель. В 90-е годы он написал свою лучшую книгу - «Покаянные псалмы» (1994). В 1998 году увидели свет сборники стихов «Золотое ябко» и «Ностальгия», а в XXI веке - целое созвездие високопоетичних книг: «Свидетельствую жизни», «Наперсток», «нас», «Память», «Сонеты. Мировой сонет», «Глядящими в будущину», «Не предавай», «Три строфы», «Аутодафе», «Кирилл Осьмак», «Потоп», «Из разных лет». В 2009 году вышла в свет юбилейная книга избранных стихотворений «Покаянные псалмы». Сейчас поэт в зените славы, в розповні таланта, поэтому украинцы ждут от него новых произведений.
Словарная работа.
1. Расширьте свои знания о лирические жанры, в частности о народную и авторскую песню.
Лирический жанр (греч. lyrikos - лірний; произведение, выполненное под аккомпанемент лиры, и франц. genre - вид, жанр) - тип лирического произведения. В лирических произведений относят фольклорные стихотворные произведения и авторские стихи: гражданскую, пейзажную, философскую (в том числе медитативную, суггестивную, интеллектуальную, научную), интимную (семейную, любовную или эротическую) лирику, а также поэзию в прозе: этюд, монолог, акварель, воспоминание. И наиболее выразительными лирическими произведениями являются ода, дифирамб, молитва, песня, романс, псалом, идиллия, элегия, мысль (дума).
Песня - музикально-поэтический вид искусства, предназначенный для пения. Если стихотворение состоит из строф, то песня - из куплетов. Если в стихотворении есть рефрен, то в песне - припев. Песнями становятся стихи, положены композиторами на музыку.