ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Довженко Александр Петрович (1894-1956)
Родился Александр Довженко 10
сентября 1894 г. в крестьянской семье на Черниговщине, в живописном городке
Сосница.
С семнадцати лет он - студент Глуховского
учительского института, окончив который в 1914 p., получает направление в Житомира.
Сестер его продолжалось до лета
1917 г. и включало в себя естествознание и гимнастику, географию и физику,
историю и рисование. Впоследствии он переезжает на работу в Киев. Здесь он учительствует
и учится в Киевском коммерческом институте на экономическом факультете. Когда
в Киеве открылась Академия искусств, Довженко становится ее слушателем. В неспокойный
лихолетье 1918-1920 гг. Довженко - на службе в Красной Армии. После освобождения
Киева от польских интервентов работает в губернском управлении народной
образования заведующим отделом искусства.
ЗАПОМНИ
Основные произведения: «Поэма о море»,
«Повесть пламенных лет», «Зачарованная Десна».
Так продолжалось до июля 1921 p., когда его по приказу Наркомата иностранных дел УССР
был зачислен сотрудником этого почтенного ведомства и направлено на работу
за границу - сначала в консульство в Варшаву, а затем в Берлин. Там он
продолжает рисовать и изучать живопись. В 1923 г. О. Довженко возвращается в
Украину. Судьба заносит его в Харьков, в то время столице Украины, где он
устраивается на работу в газету «Известия», работая там карикатуристом и
художником-иллюстратором. На тридцать третьем году жизни В. Довженко круто
меняется.
В 1928 г. он за сто дней снимает
фильм «Звенигора» - историю украинского народа от древности до
современности. «Картину я не сделал, а спел, как птица», - говорил художник.
Следующей работой О. Довженко становится
лента «Арсенал», а еще через год, в 1930 p., на экраны выходит непревзойденный шедевр мировой
киноклассики - «Земля».
В начале 1933 г. покидает Киевскую
кинофабрику и переезжает в Москву. Впоследствии вместе с женой Ю. Солнцевой и
писателем О. Фадеевым отправляется на Дальний Восток. Цель поездки - создание сценария
о восточные рубежи страны. Результатом творческого командировки стал фильм
«Аэроград». Накануне войны работает над фильмом «Щорс», с основной темой -
народ в войне. За эту работу художник был удостоен Государственной премии СССР. С
началом войны меняется и В жизни. Довженко. Он добровольцем уходит на фронт
защищать родную землю.
В 1943 г. на экраны выходит документальный
фильм «За нашу Советскую Украину». В мае 1945 г. появляется еще одна лента
«Победа на Правобережной Украине». После войны О. Довженко снимает
документальный фильм об Армении «Родная страна», в 1949 г. - ленту
«Мичурин». В начале пятидесятых годов великий режиссер в основном занимается
педагогической и преподавательской работой в Институте кинематографии. Пишет сценарии
и киноповести: «Открытие Антарктиды», «Поэма о море», «Повесть пламенных
лет», «Зачарованная Десна».
«Зачарованная Десна». Это автобиографическое произведение, воспоминания
писателя о детстве, первые шаги познания жизни, о «первые радости, и
переживания, и волшебство первых детских увлечений...», про деда и прадеда Тараса,
прабабушку, мать и отца, кузнеца деда Захарка, дяди Самуила - непревзойденного
косаря. Воспоминания эти время от времени перерастают в авторские размышления - о «тяжких
кандалы неграмотности и несвободы», другие бедствия и страдания трудовых людей
Украины и вместе с тем - богатство их душ, моральное здоровье, внутреннюю
культуру мыслей и чувств, их вкус, их врожденную готовность к «высшего и
тонкого», о войне и сожженное фашистами село, об отношении к прошлому -
известный авторский монолог, который начинается словами: «Я сын своего времени и все
принадлежу своим современникам. Когда же оборачиваюсь я к колодцу, из которого пил когда
воду...» и в котором выражено знаменитую формулу: «Современное всегда на дороге с
прошлого в будущее». Писатель прекрасно знал духовный мир крестьянина,
народный быт, обычаи, его психологию. Можно сказать, что «Зачарованная Десна» -
своеобразная энциклопедия сельской жизни Украины конца XIX - начала XX веков.
«Украина в огне». Над повестью В. Довженко продолжал
работать до 1955 года. Которого большое значение придавал он этому произведению,
подтверждает такой факт: в архиве писателя хранится четыре варианта
рукописи на украинском языке. Собственноручно он совершил и перевод произведения на русском
языке. По повести «Зачарованная Десна» в 1964 году режиссер Ю. Солнцева поставила
одноименный фильм.
Весьма плодотворным периодом в творчестве
писателя была Великая Отечественная война. Только в течение 1942-1943 годов им
было создано 18 статей, 10 рассказов, пьеса и киноповесть. Под непосредственным
впечатлением виденного и пережитого на фронте А. Довженко приступает к работе над
киноповести «Украина в огне». Начал писать с конца, потом вернулся к мирным
дней. Принцип ретроспективного сопоставления событий определил и сюжет, и композицию
произведения: трагедия войны надолго разлучает членов семьи колхозника Запорожца,
олицетворяют весь украинский народ, опозоренный, растоптан оккупантами.
Довженко спешил, потому что реально уже видел будущий фильм. Он хотел рассказать
«правду о народе и его беде», о горящую в огненном кольце между двух империй
Украину. В произведении не было возвышенного пафоса, воспевание триумфального движения
Красной Армии, ни слова он не сказал и о Сталине. Его повесть стала
криком боли, первым острым, ранимым восприятием фашистского нашествия. Довженко
не обходил острых проблем, устами героев спрашивал самого вождя, как же случилось,
что не «бьем врага на его территории» и целый народ украинский - отдано на
заклание. Понятное дело, киноповесть не понравилась Сталину, и он ее запретил для
печати и для постановки... «...мне тяжело от сознания,- записывал в дневнике
О. Довженко,- что «Украина в огне» - это правда». Но Сталин думал по-другому. В
январе 1944 г. созвали даже специальное заседание политбюро ЦК ВКП (б), на
котором был заклеймен Довженко «как кулацкого підспівувача, враждебного
политике партии и интересам украинского и всего советского народа».
Писателя вывели из состава комитетов и редколлегий, уволили с должности
художественного руководителя Киевской киностудии и навсегда выслали из Украины. Только
1966 года киноповесть впервые напечатали, правда, со многими цензурными
купюрами.
Многие из исследователей творчества
Довженко обращает внимание на то, что его рассказы, киноповести имеют внутреннюю
единство, значительно более высокую, чем обычная общность в произведениях, написанных тем самым
писателем,- это и в самом деле будто одна книга про время и народ. Ее прологом по
праву может считаться «Зачарованная Десна», а завершением - «Поэма о море»,
проникнутая стремлением широкого поэтического синтеза рассказ о современности и
историю, народ и личность, труд и красоту, взволнованные размышления о народной
душа и воспитание чувств.
Довженко называли поэтом и одновременно
политиком кино. Художника сравнивали с Гомером, Шекспиром, Рабле, Гофманом,
Бальзаком, Бетховеном, Брехтом. А сам Довженко говорил, что свои картины «писал с
горячей любовью, искренне. Они составляли самый главный смысл моей жизни». Система,
используя эту «горячую любовь», не только подносила художника, но и ломала его.
Как один из знаков той борьбы Довженко за свою духовную свободу остался
запись в его дневнике: «Товарищ мой Сталин, если бы Вы были даже богом, я и
тогда не поверил бы Вам, что я националист, которого надо пятнать и держать в
черном теле. Когда нет принципиальной ненависти и пренебрежения нет, и
недоброжелательности ни к одному народу в мире, ни к его судьбе, ни к его
счастью, ни достоинства или благосостояния,- неужели любовь к своему народу есть национализм? Или
национализм в непотуранні глупости людей чиновных, холодных діляг, в неумении
художника сдержать слезы, когда народу больно?..»
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Активная творческая настроенность на
современность и ее проблемы, органический историзм образного мышления, принципы
созидание глубоко народных, национально своеобразных характеров, сочетание
высокого романтического взлета мысли с проницательным анализом реальной действительности,
переосмысление поэтики народного творчества, свободное применение гіперболізму,
гротеска, символики - эти и многие другие черты Довженкової творчества существенно
обогащали поиски украинской прозы.
ЗАПОМНИ
Основные произведения: «Третья Рота»,
«Красная зима», «Соловьиные дали», «Любите Украину», «Так никто не любил», «Два
Володьки», «Марии», «Мазепа», «Расстрелянное бессмертие».