Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 11 класс

УРОК 43

 

Тема. Д. Павлычко. Обзор жизненного и творческого пути писателя.

Цель: Рассказать старшеклассникам об жизненный путь, творческую и общественную деятельность писателя; вызвать восхищение поэтическим словом Д. Павлычко.

Тип урока: лекция.

Оборудование: портрет Д. Павлычко, выставка сборников поэта, эпиграф.

Ход урока

I.Организационная часть.

II.Сообщение темы и цели урока.

III.Восприятие и осознание нового материала.

Материал для учителя. Эпиграф урока:

Веди меня, дорого правоты,

Как не мне, дай другому дойти

На тихие звезды и на ясные воды

(Д. Павлычко).

Дмитрий Павлычко - лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (1977), переводчик, публицист, автор фундаментальных литературно-критических исследований, статей, один из основателей Движения, Демократической партии Украины, депутат Верховной Рады 1990 - 1994 годов, дипломат, председатель Общества украинского языка им. Т. Шевченко.

Родился Дмитрий Васильевич Павлычко 28 сентября 1929 года в селе Стопчатов на Ивано-Франковской области в многодетной крестьянской семье. Начальное образование получил в польской школе села Яблунив, продолжал обучение в Коломыйской гимназии. В в 1948 году поступил на филологический факультет Львовского университета им. И. Франко. Завершая обучение в университете, Д. Павлычко издал свою первую сборку "Любовь и ненависть", в самом названии которой как бы предначертано идейное, гражданское и нравственное направление всего его творчества. В 1954 году он стал членом Союза писателей СССР. Поэт принадлежит к творческому поколения, которое начало вливаться в литературный процесс в начале 50-х годов и на полный голос своего дарования заговорило в последующие десятилетия.

В сборниках "Моя земля" (1955) и "Черная нить" четко вырисовываются черты собственного поэтического мышления. Это - конфликтность лирического сюжета, где мысль и чувства движутся путем преодоления противоречий.

В политической, гражданской теме Д. Павлычко уже от начала чувствовал себя свободно и уверенно, выражая собственные убеждения и настроения с откровенной страстью. Экспрессивность мысли, энергичность стиха, глубина лирического переживания - основные черты его поэзии. В сборнике "Правда зовет" (1957) остро зазвучали антикультівські мотивы, протиміщанський пафос, однако книга претерпела волевой расправы и была изъята из читательского и литературного обращения.

В 1957-1959 гг. он заведует отделом поэзии журнала "Октябрь". В творческом доработку первого десятилетия книги "Быстрина" (1959), "День" (1960), "На страже" (1961), "Пальмовая вить" и "Жест Нерона" (1962), "Лепестки и лезвия" (1964). Они показали, что для художника не существует исчерпанных тем, завершенных. Каждая, хоть раз привлекла к себе внимание поэта, остается в его душе надолго, приобретая в следующих произведениях большей художественной полноты, ясности поэтического выражение. На протяжении 1966-1968 гг. Д. Павлычко работает в секретариате СПУ. В 1971-1978 гг. редактирует журнал "Вселенная". В его произведениях 60-70-х годов, составили сборника "Гранослов", "Сонеты подольской осени", "Тайна твоего лица", "Костер", поэтическая идея развивается в естественном напряжении, нередко в психологических столкновениях, контрастах, сопоставлениях ("Суть", "Семья", "Зрелость", "Любовь", "Осень"). Художник опоетизовує личность как начало всех начал, показывает ее в "обычности духовного безграничность" ("Космос").

Философичность лирики Д. Павлычко связана с проблематикой произведений. Его волнуют вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, труд, творчество, счастье. С свойственной ему "жаждой познания" жизни, человека, природы Д. Павлычко постоянно в поиске истины, мысль его не знает покоя:

Я прислушиваюсь. Осень и весна,

А там зима - три параллельные ноты,

Над ними - лета золота струна...

Скажи, душа, чего дрожат высоты,

И откуда идет моя жизнь, и кто ты?

Одной из любимых поэтических форм Д. Павлычко является сонет ("Львовские сонеты", "Белые сонеты", "Киевские сонеты", "Сонеты подольской осени", "Мировой сонет"). Сонетна творчество Д. Павлычко чрезвычайно разнообразна тематически: здесь и гражданская и пейзажная лирика, значительная часть относится к интимной лирики. "Белые сонеты" - неизвестное явление в украинской поэзии. Мировая практика сонета имеет немного примеров такой формы сонетов без рифмы (Г. Мур, Пабло Неруда). Павличкові "Белые сонеты" доказывают, что "талант может себе позволить определенные срывы правил". Именно с "белыми сонетами" можно связывать достаточно важные изменения в поэтической манере Д. Павлычко: обогащение за счет образности эмоциональной, психологической неоднозначности слова, выявление его глубоких подтекстов ("Любовь", "Смех", "Верность", "Терпение").

Любовная лирика поэта всегда полна переживаний противоречивых и драматических. Еще в ранней его творчества (цикл "Запах хвои") глубоко интимные почугтя лирического героя постоянно сориентированы на его нравственный идеал. Очень часто он вынужден переживать горькое разочарование, осознавая, что вы лелеемый в его воображении образ любимой противоречит реальному; присущи и мотивы преданного любви. Сборник "Тайна твоего лица" захватывает открытой искренностью переживания, раскованностью чувств. Она полна настроений и ощущений, которые просто невозможно передать прозой. Здесь сочетаются слуховые, цветовые, зрительные, осязательные образы ("Серебрится дождь в тоненьком тумане...", "Воздух ночной к ранняя...", "Акации. Пчелиные колокола..."). Во многих стихах звучат исповедальное мотивы, подтверждая мастерство поэта в изображении развития глубоко внутреннего, интимного чувства ("Да, ты одна моя любовь...", "Был день, когда никто не плачет...").

Философичность, лаконизм, афористичность как характерные признаки художественного мышления и стиля Д. Павлычко способствовали обращению поэта к такой стихотворной формы, как рубаи. Творческий интерес к этому жанру усиливался, очевидно, вследствие знакомства поэта с культурами восточных народов. По идейно-тематическому содержанию Павличкові рубаи родственные ведущими мотивами его творчества:

В моем сердце - скрещение дорог

Ненависти и любви. То же не мог

Я остановит на том перекрестке

Ни на мгновение спокойных дум своих.

Присущи рубаям морально-этические мотивы Павлычко освещает глубокой философской мыслью, сознательно избегая при этом откровенной дидактичности, что является характерной чертой поэтического жанра, восточной поэзии в целом.

Переводческий наследие поэта чрезвычайно богат, художественно весомый. Д. Павлычко издал несколько сборников переводов поэтических произведений Хрис - то Ботева (1976), Хосе Марти (1977), антологию "Мировой сонет" (1985), "Шекспиру сонеты" (1998). Переводчик стремится быть духовно точным в воспроизведении іномовних авторов, внимательно и тонко передает особенности индивидуального стиля поэтов, своеобразие языкового звучание подлинника. В 1985 году Д. Павлычко получил премию им. М. Рыльского за переводческое наследие.

Д. Павлычко как литературный критик создал литературные портреты и обзоры творчества Василия Стефаника, Александра Довженко, Павла Тычины, Василия Чумака, Сергея Есенина, Андрея Малышко, Антуана де Сент-Экзюпери, Богдана-Игоря Антонича, Олеся Гончара, Михаила Стельмаха.

С 1994 года Д. Павлычко - на дипломатической работе.

IV.Итог урока.

Слово учителя.

Напряженная, многогранная творческая работа Д. Павлычко значительной мере воплощает его собственное представление о утверджуваний в нашей литературе, начиная от И. Франко, тип писателя, который считает своим долгом писать не только художественные произведения, но и публицистические, литературно-критические статьи, филологические, социологические, исторические исследования. Творчество Д. Павлычко достойно продолжает традицию, начатую Великим Каменщиком.

V.Домашнее задачи.

Проработать лекцию. Прочитать сборника: "Любовь и ненависть", "Моя земля", "Быстрина".