УРОК 43
Тема. Д. Павлычко. Обзор
жизненного и творческого пути писателя.
Цель: Рассказать
старшеклассникам об жизненный путь, творческую и общественную деятельность писателя;
вызвать восхищение поэтическим словом Д. Павлычко.
Тип урока: лекция.
Оборудование: портрет
Д. Павлычко, выставка сборников поэта, эпиграф.
Ход урока
I.Организационная часть.
II.Сообщение темы и цели урока.
III.Восприятие и осознание нового материала.
Материал для учителя. Эпиграф урока:
Веди меня, дорого правоты,
Как не мне, дай другому
дойти
На тихие звезды и на ясные
воды
(Д. Павлычко).
Дмитрий
Павлычко - лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (1977), переводчик,
публицист, автор фундаментальных литературно-критических исследований, статей, один из
основателей Движения, Демократической партии Украины, депутат Верховной Рады 1990 -
1994 годов, дипломат, председатель Общества украинского языка им. Т. Шевченко.
Родился
Дмитрий Васильевич Павлычко 28 сентября 1929 года в селе Стопчатов на
Ивано-Франковской области в многодетной крестьянской семье. Начальное образование получил в
польской школе села Яблунив, продолжал обучение в Коломыйской гимназии. В
в 1948 году поступил на филологический факультет Львовского университета им. И.
Франко. Завершая обучение в университете, Д. Павлычко издал свою первую сборку
"Любовь и ненависть", в самом названии которой как бы предначертано
идейное, гражданское и нравственное направление всего его творчества. В 1954 году
он стал членом Союза писателей СССР. Поэт принадлежит к творческому поколения,
которое начало вливаться в литературный процесс в начале 50-х годов и на полный
голос своего дарования заговорило в последующие десятилетия.
В сборниках
"Моя земля" (1955) и "Черная нить" четко вырисовываются
черты собственного поэтического мышления. Это - конфликтность лирического сюжета, где мысль
и чувства движутся путем преодоления противоречий.
В
политической, гражданской теме Д. Павлычко уже от начала чувствовал себя свободно и
уверенно, выражая собственные убеждения и настроения с откровенной страстью.
Экспрессивность мысли, энергичность стиха, глубина лирического переживания -
основные черты его поэзии. В сборнике "Правда зовет" (1957) остро
зазвучали антикультівські мотивы, протиміщанський пафос, однако книга претерпела
волевой расправы и была изъята из читательского и литературного обращения.
В
1957-1959 гг. он заведует отделом поэзии журнала "Октябрь". В творческом
доработку первого десятилетия книги "Быстрина" (1959),
"День" (1960), "На страже" (1961), "Пальмовая
вить" и "Жест Нерона" (1962), "Лепестки и лезвия"
(1964). Они показали, что для художника не существует исчерпанных тем, завершенных. Каждая,
хоть раз привлекла к себе внимание поэта, остается в его душе надолго,
приобретая в следующих произведениях большей художественной полноты, ясности поэтического
выражение. На протяжении 1966-1968 гг. Д. Павлычко работает в секретариате СПУ. В 1971-1978
гг. редактирует журнал "Вселенная". В его произведениях 60-70-х годов, составили
сборника "Гранослов", "Сонеты подольской осени",
"Тайна твоего лица", "Костер", поэтическая идея
развивается в естественном напряжении, нередко в психологических столкновениях,
контрастах, сопоставлениях ("Суть", "Семья",
"Зрелость", "Любовь", "Осень"). Художник опоетизовує
личность как начало всех начал, показывает ее в "обычности духовного
безграничность" ("Космос").
Философичность
лирики Д. Павлычко связана с проблематикой произведений. Его волнуют вечные темы:
добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, труд, творчество, счастье. С
свойственной ему "жаждой познания" жизни, человека, природы Д. Павлычко
постоянно в поиске истины, мысль его не знает покоя:
Я прислушиваюсь. Осень и
весна,
А там зима - три
параллельные ноты,
Над ними - лета золота
струна...
Скажи, душа, чего дрожат
высоты,
И откуда идет моя жизнь, и
кто ты?
Одной из
любимых поэтических форм Д. Павлычко является сонет ("Львовские сонеты",
"Белые сонеты", "Киевские сонеты", "Сонеты подольской
осени", "Мировой сонет"). Сонетна творчество Д. Павлычко
чрезвычайно разнообразна тематически: здесь и гражданская и пейзажная лирика,
значительная часть относится к интимной лирики. "Белые сонеты" - неизвестное
явление в украинской поэзии. Мировая практика сонета имеет немного примеров такой
формы сонетов без рифмы (Г. Мур, Пабло Неруда). Павличкові "Белые
сонеты" доказывают, что "талант может себе позволить определенные срывы
правил". Именно с "белыми сонетами" можно связывать достаточно
важные изменения в поэтической манере Д. Павлычко: обогащение за счет образности
эмоциональной, психологической неоднозначности слова, выявление его глубоких
подтекстов ("Любовь", "Смех", "Верность",
"Терпение").
Любовная
лирика поэта всегда полна переживаний противоречивых и драматических. Еще в ранней
его творчества (цикл "Запах хвои") глубоко интимные почугтя лирического
героя постоянно сориентированы на его нравственный идеал. Очень часто он вынужден
переживать горькое разочарование, осознавая, что вы лелеемый в его воображении образ
любимой противоречит реальному; присущи и мотивы преданного любви. Сборник
"Тайна твоего лица" захватывает открытой искренностью переживания,
раскованностью чувств. Она полна настроений и ощущений, которые просто невозможно
передать прозой. Здесь сочетаются слуховые, цветовые, зрительные, осязательные образы
("Серебрится дождь в тоненьком тумане...", "Воздух ночной к
ранняя...", "Акации. Пчелиные колокола..."). Во многих стихах
звучат исповедальное мотивы, подтверждая мастерство поэта в изображении
развития глубоко внутреннего, интимного чувства ("Да, ты одна моя
любовь...", "Был день, когда никто не плачет...").
Философичность,
лаконизм, афористичность как характерные признаки художественного мышления и стиля Д.
Павлычко способствовали обращению поэта к такой стихотворной формы, как рубаи. Творческий
интерес к этому жанру усиливался, очевидно, вследствие знакомства поэта с
культурами восточных народов. По идейно-тематическому содержанию Павличкові рубаи
родственные ведущими мотивами его творчества:
В моем сердце - скрещение
дорог
Ненависти и любви. То же
не мог
Я остановит на том
перекрестке
Ни на мгновение спокойных дум
своих.
Присущи
рубаям морально-этические мотивы Павлычко освещает глубокой философской мыслью,
сознательно избегая при этом откровенной дидактичности, что является характерной чертой
поэтического жанра, восточной поэзии в целом.
Переводческий
наследие поэта чрезвычайно богат, художественно весомый. Д. Павлычко издал несколько
сборников переводов поэтических произведений Хрис - то Ботева (1976), Хосе Марти (1977),
антологию "Мировой сонет" (1985), "Шекспиру сонеты"
(1998). Переводчик стремится быть духовно точным в воспроизведении іномовних авторов,
внимательно и тонко передает особенности индивидуального стиля поэтов, своеобразие
языкового звучание подлинника. В 1985 году Д. Павлычко получил премию им. М.
Рыльского за переводческое наследие.
Д.
Павлычко как литературный критик создал литературные портреты и обзоры творчества
Василия Стефаника, Александра Довженко, Павла Тычины, Василия Чумака, Сергея
Есенина, Андрея Малышко, Антуана де Сент-Экзюпери, Богдана-Игоря Антонича,
Олеся Гончара, Михаила Стельмаха.
С 1994
года Д. Павлычко - на дипломатической работе.
IV.Итог
урока.
Слово учителя.
Напряженная,
многогранная творческая работа Д. Павлычко значительной мере воплощает его собственное представление
о утверджуваний в нашей литературе, начиная от И. Франко, тип писателя,
который считает своим долгом писать не только художественные произведения, но и публицистические,
литературно-критические статьи, филологические, социологические, исторические исследования.
Творчество Д. Павлычко достойно продолжает традицию, начатую Великим Каменщиком.
V.Домашнее
задачи.
Проработать
лекцию. Прочитать сборника: "Любовь и ненависть", "Моя земля",
"Быстрина".