Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Василий Стефаник (1871 - 1936)

 

«Буду свой мир ваять, как камень» (Василий Стефаник)

 

Первые новеллы Стефаника поразили читателя своей правдой, а критиков - новаторством. «Ему не пришлось искать наугад дороги, как Федьковичеві,- говорила Леся Украинка,- ни бороться за свое литературное существование, как Кобылянской. То яркость таланта, доступность сюжетов сделали его популярным. Он в совершенстве владеет формой и имеет поразительный вкус в подборе своих творческих средств. Он умеет простейшими средствами произвести как можно больше впечатления».

Проникновенно, тепло изображает Стефаник красоту людей, мозолистыми руками которых создается и держится жизнь на земле. И с особым душевным трепетом он рисует женщину - мать. Знаменательно, что уже в первой новелле «Выводили из села» воспроизведен невыразимое горе матери, которая провожает сына в армию, сердцем чувствуя, что прощается с ним навсегда. В «Кленовых листьях» мать, превозмогая смертельную боль, поет детям последнюю колыбельную; в «Лесевій фамилии» доведенная до отчаяния чоловіковими пьянством и побоями иметь побуждает детей поднять руку на отца. Очнувшись, она осознает, каким пожизненным позором покрыла своих детей, а себя обрекла на нечеловеческие страдания и муку; в «Катюше» мать, неспособная помочь единственному ребенку, что угасает на глазах, за последние деньги покупает цветы, чтобы заквітчати ей голову и порадовать больную. Счастье (за исключением Михайлихи из новеллы «Маменькин сынок») не заглядывает в мамину душу. Тяжелая, изнурительная работа отнимает у нее силы и здоровье, лишает радости материнства.

Темами Стефаникових произведений этого периода становятся показ стремительного обнищания крестьян, эмиграция их на американский континент, страшное бедствие царской рекрутчины. Поклонники творчества художника называли его, по выражению Марка Черемшины, «поэтом мужицкой отчаяния». Досконально зная, чем живет покутськое село, Стефаник воспроизвел и нищенскую жизнь крестьянина, и его привязанность к земле, которую часто приходилось терять. Герои новелл писателя - крестьяне, которых нищета гонят за океан искать лучшей судьбы («Каменный крест», «Синяя книжечка»), те, что с отчаяния пропивают последнее («Лесева фамилия», «В корчме»), те, что становятся рекрутами («Выводили из села»), те, что в войске укорачивают себе век («Стратився»).

Выбирая сюжеты из деревенской жизни, Василий Стефаник не ограничивался картинами деревенского быта, для него главным было воссоздание духовного мира человека. Иван Франко так сказал про эту особенность Стефаникової творчества: «Да разве же Стефаник рисует саму крестьянскую нужду?.. Нет. те трагедии и драмы, которые рисует Стефаник, имеют мало общего с экономической нуждой; се трагедии души, конфликты и драмы, что могут повториться в душе каждого, и собственно в том... их большая сила, их потрясающий влияние на душу читателя».

Картины быта покутских крестьян служили для художественной конкретизации показа человека в пограничной ситуации, трагедию которой писатель каждый раз переживал как собственную. Сила этого сопереживания определила экспрессионистическое стиль Стефаникових новелл.

Экспрессионизм - (от франц. expression) литературно - художественный стилевое направление модернизма, оформившийся в Германии в начале XX века, прежде всего в малярном среде (объединение «Мост» и «Синий всадник»), просуществовав до начала 30-х годов. Основной творческий принцип экспрессионизма - отображение заостренного субъективного миропонимания через гипертрофированное авторское «Я», напряжение его переживаний и эмоций, бурную реакцию на человеческую предвзятость общества, распад духовности, заверенный катаклизмами мирового масштаба, в частности Первой мировой войной и революциями. Для экспрессионистов характерные «нервная» эмоциональность и иррациональность, фрагментарность и плакатность письма, лишенного украшений, склонность к контрастирования красок, гротескность, гиперболизация, использование символов. Представителями этого направления в украинской литературе были Василий Стефаник, Тодось Осьмачка, Николай Бажан, Юрий Клен, Николай Кулиш.

Особенности стиля Стефаника обусловлены также его негативным отношением к любой неестественности и искусственности литературных штампов. Писатель смело ломает привычные представления о строении повествования, создает новый в украинской литературе жанр короткой новеллы, лишенной излишней описательности, обозначенной образностью, краткостью повествования, драматизм которой усилены преимуществом диалога и монолога над рассказом.

«Маленькой трагедией всех мужиков на свете» назвал Стефаник «Синюю книжечку». Безупречно владея художественным даром художественных обобщений, Стефаник воспроизвел душу крестьянина, розчавлену, раздираемую властью новой системы капиталистической эксплуатации - варварской, бесстыжей, жестокой, но объективно неизбежной. Отсутствие социальной и политической самосознания делает героев Стефаника несостоятельными не только изменить, но и хоть в какой-то мере противостоять ему («Заседание», «Письмо», «Суд»,«Поджигатель»).

Название второй сборке Стефаника дала новелла «Каменный крест». Это произведение сконцентрировал в себе все то, что видел и пережил писатель, провожая односельчан в далекие миры, наблюдая за сотнями гастарбайтеров на Краковском вокзале, отстаивая их права и болея за то, что не может помочь горю людей, которых нищета и скорбь выгоняли с родной земли.