Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ШЕВЧЕНКО ТАРАС (09.03.1814, с. Моринцы, теперь Звенигородского р-на Черкасской обл. - 10.03.1861, Петербург) - великий украинский поэт, прозаик, драматург, художник, мыслитель, общественно-политический деятель, педагог.

Родился в семье крепостным крестьянам помещика В. Энгельгардта. Род Шевченко имел пракозацьке корни, в духе свободолюбия Тараса воспитывал дед - свидетель (и участник) гайдаматчины. Жил в Кирилловке, учился грамоте у дьяков Рубана и Богородского. С 14 лет - казачок помещика П. Енгельгардга. Как его «домашний живописец» путешествовал в г. Свободная, где учился живописи, 1831 г, прибыл в Петербург, в следующем году его «контрактуют» мастеру живописи В. Ширяеву. В 1836 г. Т. Шевченко знакомится с учеником Академии художеств И. Сошенко, позже - с Есть. Гребенкой, В. Григоровичем, А. Венециановым, В. Жуковским, К Брюлловым. 22 апреля 1838 г. его выкупили из неволи, а 21 мая принят в Академию художеств в мастерскую К. Брюллова. 1838 г. за рисунок «Мальчик - нищий...» награжден серебряной медалью, 1840 г. - во второй раз.

Начал писать стихи еще до освобождения из крепостничества. Самый ранний произведение (балладу «Причинная») передал Является. Гребешки для альманаха «Ласточка»; восемь произведений объединил в сборник «Кобзарь», вышедшая весной 1840 г. и сразу открыла «словно новый мир поэзии, возник языков источник чистой, холодной воды, засверкала неизвестной до сих пор в украинском писательстве ясностью, простотой и поэтической грацией выражения» (И. Франко). 1841 г. отдельным вещанием вышла поэма «Гайдамаки», 1842 - отрывок из трагедии «Никита Гайдай» (рус.), 1843 г. написана драма «Назар Стодоля» (на украинском языке 1844 г.).

в 1843 г. поэт посетил Украину, познакомился с М. Максимовичем, П. Кулешом, историческими местами Запорожской Сечи, встретился с родней и земляками. В Яготине общался с семьей Репиных-Волконских, написал поэму «Тризна». 1844 г. посетил Киев, Москву, где встречался с М. Щепкиным и В. Бодянским. Новые произведения переписал в альбом «Три лета» (поэма «Сон»). 22 марта 1845 г. Совет Академии художеств присвоил звание неклассного художника.

1845 г. снова прибыл в Украину, где встретился с М. Максимовичем. Написал поэмы «Наймичка», «Кавказ», в конце 1845 г. в Переяславе тяжелобольным написал «Завещание». 1846 г. в Киеве познакомился с членами Кирилло-Мефодиевского братства. 1847 г. находился в Седневе в А. Лизогуба, начал готовить альбом «Живописная Украйна».

5 апреля 1847 г. Т. Шевченко арестован на днепровской переправе, 17 апреля заключено в Петербургском каземате «Третьего отдела». За произведения из рукописного сборника «Три лета» сослан рядовым в Отдельный Оренбургский корпус с повелением царя Николая i: «Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать». 1848 г. работал как художник Аральской экспедиции. 23 апреля 1850 г. поэта по доносу офицера Исаева арестован и переведен в Новопетровское укрепление. Освобожден из ссылки в 1857 г.

Ожидая права на возвращение, 1857 г. начал вести «Дневник». У1857 - 1858 гг. переписал «Большую книгу», куда поместил «Неофиты», «Юродивый», триптих «Доля», «Муза», «Слава». 1858 г. прибыл из Нижнего Новгорода до Москвы, 27 марта в Петербург. В мае 1859 г. получил разрешение посетить Украину.

в 1860 г. вышел «Кобзарь» Т. Шевченко. 2 сентября 1860 г. Совет Академии присудил ему звание академика - графика.

Умер 10 марта 1861 г. в Петербурге, был похоронен на Смоленском кладбище, а в мае его прах перевезен в Украину. Похоронен на Чернечей горе в Каневе,

Еще в середине XIX ст. Т. Шевченко получил общенациональное и международное признание и как великий народный поэт, и как художник, талант вселенского масштаба.

Все то было обусловлено объективно: Т. Шевченко пришел в жизнь универсально одаренной личностью, поистине идеальным воплощением украинского типа человека.

Потомок казацкого среды, он генетически вобрал в свой характер дух свободы - человеческой, социальной, национальной, духовной, чести, достоинства, справедливости, правды, красоты. Свобода как высшая форма благодати (счастье), путем к которой является истина, - это кредо, выработанное Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, Илларионом, И. Мазепой, П. Орлик, И. Вышенским, Г. Сковородой, стало основополагающим и для Т. Шевченко. На алтарь свободы народа, личности, Слова он положил всю свою жизнь («Мне одинаково, буду ли я жить в Украине, или нет»), явил миру редчайший феномен целостности как синтеза искренности, величия и честности, красоты и свободы, творчества и жизни: только в неизменчивой согласии с гуманистическим идеалом. С этого и его поэтическое кредо: возвеличить «малых тех рабов немых», «на страже круг их» поставит Слово.

Народ, его язык, духовно-поэтическое творчество становятся вторым характером и духотворчим принципу: из глубин человеческой, национальной души черпает он и настроения, проблемы и образы, поэтику и философию, меру правды и красоты. Там он черпает вдохновение собственной души, открывает историческую волю и сознание всечеловеческой миссии народа («Гайдамаки», «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам...»), оправдание своей титаноборчої, самоотверженной жизнедеятельности.

Уроки отечественной и мировой истории - один из решающих факторов Шевченко судьбы и музы («Судьба», «Муза», «Слава»): он глубинно знал многовековую летописное наследие, неутомимо изучал опыт прошлого и руководствовался в оценках людей, фактов, процессов не только как художник (на почве эмоций, интуиции, представление, пророчества), но и как ученый - мыслитель, аналитик. Историзм стал для него критерием не только истины, но и морали, духовности, красоты.

Формообразующим источником стала для Т. Шевченко и тысячелетняя литературно-эстетическая традиция: к - и христианский фольклор, героический эпос (он переводил «Слово о полку Игореве»), «Библия», искусство барокко, высокие образцы английского (в первую очередь В. Шекспира), шотландской, французской, польской, русской, немецкой, еллінсько-греческой и римской, итальянской, грузинской, чешской литератур, музыка, живопись, театр, скульптура многих народов. И так же глубоко интересовался проблемами педагогики и философии, науки и эстетики, основами национального развития («Близнецы», «Художник», «Сон», «Кавказ», «Еретик»), формирования человеческой личности («Тризна»), духовной преемственности поколений, веры в идеалы, борьбы за них («Мария», «И мертвым, и живым, и нерожденным землякам...»), бескомпромиссной честности, исторической воли в борьбе за свободу, счастье Отечества («Никита Гайдай», «Гайдамаки», «Балагур») .

Человек универсальных дарований и интересов, Т. Шевченко обнаружил соответствующий универсализм и в творчестве и жизнедеятельности: стал поэтом, прозаиком, драматургом, литературно-художественным критиком и естетиком, художником и педагогом, политическим и общественным деятелем. Подобно Г. Сковороды он и творил, и жил по законам гуманной этики и эстетики, саможертовно и честно.

Универсализм дарований и интересов обусловил универсализм системы творчества: идейный синкретизм, философско-психологический в содержании произведений - с одной стороны, и форме (лирика, эпика, драма, синтез элементов литературы, музыки, живописи) - с другой. Во всех формах творчества Т. Шевченко выступил новатором, реформатором - пророком, создателем нового типа поэтики, художественного языка.

Титанизм жизни и творчества обусловил титанизм жизнедеятельности: он возродил, поднял на качественно высший уровень - к осознанию личной, национальной, государственной, культурной, исторической миссии нацию и язык, государственное волю и энергию народа.

Глибокоправдиві слова Т. Шевченко о том, что жизнь поэта является частью жизни его Родины: тематика, проблематика, мотивы, образы произведений Шевченко связанные с природой родного края, исторической памятью и национальным самосознанием, борьбой за государственную, социальную, национальную, духовно-культурную, религиозную свободу. Образы матери («Наймичка», «Екатерина», «Мария»), что от сохранения семьи, рода, супружеской верности переходит к борьбе за самые высокие общественно-политические идеалы, рыцарей и гетманов великой национально-освободительной войны, вождей народных восстаний («Гайдамаки», «Тризна», «Тарасова ночь», «Гамалия»), мыслителей и художников («Перебендя», «Художник», «Прогулка с удовольствием и не без морали», «Близнецы») с гениальной простотой раскрыли миру историческую судьбу, ментальность украинского характера, государственно-гуманистическое призвание, историческую миссию народа, духовно-пророческую миссию Слова и творца.

На уровне общемировых исканий и научных обобщений Т. Шевченко ставил проблемы человека, нации, отечественного и зарубежного опыта («И мертвым, и живым...», «Еретик», «Сон», «Кавказ», «Журнал»), оказывал государственно -, человеко -, мово -, культуротворческой веса национальной идеи, как универсальный возвеличил идеал свободы. Стал и творцом и выразителем универсальной сущности русского человека, языка художественной словесности.

Мировой уровень таланта, интересов, эстетических достижений определил и мировой уровень творчества Т. Шевченко. И. Франко имел достаточно оснований, чтобы сказать: «Он был сыном мужика и стал обладателем в царстве духа. Он был крепостным и стал великаном в царстве человеческой культуры. Он был самоучкой - и указал новые, светлые и свободные пути профессорам и книжным ученым».

Тарас Шевченко синтезировал опыт предыдущих традиций тысячелетней истории и стал началом, творцом нового этапа литературного, художественного, философско-эстетического, культуро логического и духовного развития, открыл миру Украину, а украинцам - дорогу в мир.

Лит.: Мировое величие Шевченко. Сборник материалов: В 3 т. К., 1964. Т. 1-3; Шевченковедение: Итоги и проблемы. К., 1975; Кирилюк Есть. П. Тарас Шевченко. К., 1979; Т. Г. Шевченко в интернациональных связях. К., 1981; Новиченко Л. Тарас Шевченко-поэт, борец, человек. К., 1982; Кононенко П. П. Украинская литература: проблемы развития. К., 1994; Вечный как народ: Страницы к биографии Т. Шевченко. К., 1998; Луцкий Ю. Между Гоголем и Шевченко. К., 1998.

П. Кононенко