Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Кулиш Николай Гурьевич (1892-1937)

 

Николай Кулиш принадлежит к «командной» верхушки художников Расстрелянного Возрождения - рядом с Тычиной, Волновым, Рыльским, Довженко и Курбасом. их сверстник, он дебютировал несколько позже, вместе с моложе на 10-15 лет группой новых могучих талантов во главе с Бажаном и Яновским. Поэтому, как и те младшие, имел очень короткие сроки для творческого самовыражения: это 1926-1933 гг., когда наступила вторая и последняя - критическая фаза Возрождения.

Родился 6 декабря 1892 г. в селе Чаплино Днепровского уезда (центр Олешки) на Херсонщине. Суровые экзамены степного детства - найми с восьми лет, нищета крестьянской семьи (отец Гурий батрачил), ранняя смерть сработанной матери, жизнь в сиротском доме - не помешали упрямому и чрезвычайно способному и желающему к науке парню закончить сельскую школу в Чаплиному (1901-1905) и высшую начальную школу (1905-1909) и частную гимназию (1909-1913) в Алешках.

1914 p., имея хорошую классическую среднее образование, Кулиш вступает на историко-филологический факультет Одесского университета.

Первая мировая война перевернула его далеко идущие образовательные планы, и он, окончив школу, два года (с осени 1915 до осенью 1917) воюет на протинімецьких фронтах круг Свободно, на Волыни, в Галичине. Кулиш был рыцарем и в любви, и в войне.

Кулиш был свидетелем страшного голода в степной Украине 1921 p., который навеял ему тему его первой драмы «97», что ее он закончил уже в Одессе.

1925 г. с таким же успехом прошла в театрах Украины и других республик вторая драма Кулиша «Коммуна в степях». Обе пьесы имели пропагандистский характер, стиль их был натуралистически-бытовой, и хоть в них видно было искры истинного таланта, и все же они не предвещали ясно в Кулеше будущего великого драматурга.

Тем временем Курбас уже приготовил к спектакли новый шедевр Кулиша - политическую комедию «Мина Мазайло» - сокрушительное комедию-сатиру на: 1) малоросса (меняет свою украинскую фамилию на российское Мазєнін для успеха в служебной карьере); 2) российский великодержавный шовинизм (тетя Мотя Разторгуєва из Курска патронирует русификацию Мазайло); 3) анахроничный украинский национализм (дядя Тарас из Киева); 4) духовный инфантилизм комсомольской молодежи.

Лицемерие московской политики украинизации Украины Кулиш показывает сквозь призму деловых персонажей пьесы: 1) малоросс-карьерист Мазайло: «Сердцем предчувствую, что украинизация - это способ делать из меня провинциала, второсортного служащего и не давать мне хода на высшие должности». 2) дядя Тарас: «их украинизация - это способ выявить всех нас, украинцев, а потом уничтожить вместе, чтобы и духу не было... Предупреждаю!» 3) мокий (сын Мазайло, гордый из своего украинского фамилии и патриот українізовуваної УССР): «Провокация. Кто станет уничтожать двадцать миллионов одних только крестьян украинцев, кто?» 4) тетя Мотя из Курска: «И во дни Турбиных (антиукраинская пьеса Булгакова, что шла тогда в Мхате в Москве) Алеша, ты знаешь, как о украинизацию сказал: все это туман, черный туман, говорит, и все пройдет. И я верю, что все это пройдет. Останется единая, неделимая...» Мокий: «Что-о?» Тетя Мотя: «СССР...»

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

От 1924 г. «97» ставилась в Харькове и других городах Украины, а позже и в других республиках СССР, создав Кулишу репутацию «основоположника украинской советской драмы».

 

Здесь все четыре супротивные себе персонажи «сложились» своими почуваннями на объективную правду, а наивный молодой Мокий в отрицательной форме бессознательно спророкував страшный факт истребления миллионов украинских крестьян, что произошел уже через три года после премьеры «Мины Мазайло».

Кулишу еще осенью 1933 г. удалось вместе с Курбасом выставить в «Березолі» его новую пьесу «Маклена Граса», писанную им 1932-1933 гг. Чтобы это могло произойти, Кулиш обошел украинские темы, поместив действие пьесы в Польше на фоне экономического кризиса. Пружиной действия является збанкрутований биржевой маклер Зброжек с его бесовской страстью игрока, который пускает в игру не только чужую, но и собственную смерть, чтобы получить посмертную страховую премию.

Десятилетняя девочка - нищенка Маклена, - чтобы спасти своего отца - рабочего - от голодной смерти, принимает предложение Зброжека убить его за небольшую плату. На фоне игры демона и трагедии ангела, что должен убить, вырастает образ пропащего поэта Падуры, что спит в собачьей будке и играет на окарині - глиняном инструментика - об одинокой закинену в мире душу - в пустую ночь, в холодный месяц.

Политбюро ЦК КП(б)У и верхушка НКВД, в сопровождении сотни вооруженной охраны на только для них устроенном просмотре спектакли могли осознать, что пьеса не о Польше, а Украину, что демонський збанкрутований игрок - это они сами, Маклена украинский народ, поэт Падура - сам Кулиш, а пьеса задумана и выставлена как лебединая песня великого драматурга большого театра.

ЗАПОМНИ

«Мина Мазайло» - классический образец политической комедии «дискуссионного» жанра. Диалоги, реплики действуют (как говорит одна Кулишева ремарка в пьесе), «языков сабли». Богатство специфікованої за персонажами языка чрезвычайное. Многогранное Кулішеве слово и дело разрывается, языков бомба, сдвигая действие на сцене и хохот в зале. Персонажи схвачены в таких важнейших и обнаженных их чертах, что целый ряд типов осталась в памяти зрителя, словно маски старого вертепного украинского театра. Кулиш проявил здесь себя также мастером гротеска и пародии.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

«Маклена Граса» после семи спектакля специальным постановлением ЦК партии была запрещена, «Березиль» ликвидирован, Курбас, а потом и Кулиш арестованы и сосланы на северную российскую каторгу как враги народа.