ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Кулиш Николай Гурьевич (1892-1937)
Николай Кулиш принадлежит к «командной»
верхушки художников Расстрелянного Возрождения - рядом с Тычиной, Волновым,
Рыльским, Довженко и Курбасом. их сверстник, он дебютировал несколько позже,
вместе с моложе на 10-15 лет группой новых могучих талантов во главе с
Бажаном и Яновским. Поэтому, как и те младшие, имел очень короткие сроки для
творческого самовыражения: это 1926-1933 гг.,
когда наступила вторая и
последняя - критическая фаза Возрождения.
Родился 6 декабря 1892 г. в селе
Чаплино Днепровского уезда (центр Олешки) на Херсонщине. Суровые экзамены
степного детства - найми с восьми лет, нищета крестьянской семьи (отец
Гурий батрачил), ранняя смерть сработанной матери, жизнь в сиротском доме
- не помешали упрямому и чрезвычайно способному и желающему к науке парню
закончить сельскую школу в Чаплиному (1901-1905) и высшую начальную школу
(1905-1909) и частную гимназию (1909-1913) в Алешках.
1914 p., имея хорошую классическую среднее образование, Кулиш вступает на
историко-филологический факультет Одесского университета.
Первая мировая война перевернула его
далеко идущие образовательные планы, и он, окончив школу, два года (с осени 1915 до
осенью 1917) воюет на протинімецьких фронтах круг Свободно, на Волыни, в Галичине.
Кулиш был рыцарем и в любви, и в войне.
Кулиш был свидетелем страшного голода в
степной Украине 1921 p., который навеял ему тему его первой драмы «97», что
ее он закончил уже в Одессе.
1925 г. с таким же успехом
прошла в театрах Украины и других республик вторая драма Кулиша «Коммуна в
степях». Обе пьесы имели пропагандистский характер, стиль их был
натуралистически-бытовой, и хоть в них видно было искры истинного таланта, и
все же они не предвещали ясно в Кулеше будущего великого драматурга.
Тем временем Курбас уже приготовил к
спектакли новый шедевр Кулиша - политическую комедию «Мина Мазайло» - сокрушительное
комедию-сатиру на: 1) малоросса (меняет свою украинскую фамилию на российское
Мазєнін для успеха в служебной карьере); 2) российский великодержавный
шовинизм (тетя Мотя Разторгуєва из Курска патронирует русификацию Мазайло); 3)
анахроничный украинский национализм (дядя Тарас из Киева); 4) духовный
инфантилизм комсомольской молодежи.
Лицемерие московской политики
украинизации Украины Кулиш показывает сквозь призму деловых персонажей пьесы: 1)
малоросс-карьерист Мазайло: «Сердцем предчувствую, что украинизация - это способ
делать из меня провинциала, второсортного служащего и не давать мне хода на
высшие должности». 2) дядя Тарас: «их украинизация - это способ выявить всех нас,
украинцев, а потом уничтожить вместе, чтобы и духу не было... Предупреждаю!» 3) мокий
(сын Мазайло, гордый из своего украинского фамилии и патриот українізовуваної
УССР): «Провокация. Кто станет уничтожать двадцать миллионов одних только крестьян
украинцев, кто?» 4) тетя Мотя из Курска: «И во дни Турбиных (антиукраинская
пьеса Булгакова, что шла тогда в Мхате в Москве) Алеша, ты знаешь, как о
украинизацию сказал: все это туман, черный туман, говорит, и все пройдет. И я
верю, что все это пройдет. Останется единая, неделимая...» Мокий: «Что-о?»
Тетя Мотя: «СССР...»
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
От 1924 г. «97» ставилась в Харькове
и других городах Украины, а позже и в других республиках СССР, создав
Кулишу репутацию «основоположника украинской советской драмы».
Здесь все четыре супротивные себе персонажи
«сложились» своими почуваннями на объективную правду, а наивный молодой Мокий в
отрицательной форме бессознательно спророкував страшный факт истребления миллионов
украинских крестьян, что произошел уже через три года после премьеры «Мины Мазайло».
Кулишу еще осенью 1933 г. удалось
вместе с Курбасом выставить в «Березолі» его новую пьесу «Маклена Граса»,
писанную им 1932-1933 гг. Чтобы это могло произойти, Кулиш обошел украинские темы,
поместив действие пьесы в Польше на фоне экономического кризиса. Пружиной действия является збанкрутований
биржевой маклер Зброжек с его бесовской страстью игрока, который пускает в игру
не только чужую, но и собственную смерть, чтобы получить посмертную страховую премию.
Десятилетняя девочка - нищенка
Маклена, - чтобы спасти своего отца - рабочего - от голодной смерти,
принимает предложение Зброжека убить его за небольшую плату. На фоне игры демона и
трагедии ангела, что должен убить, вырастает образ пропащего поэта Падуры, что
спит в собачьей будке и играет на окарині - глиняном инструментика - об одинокой
закинену в мире душу - в пустую ночь, в холодный месяц.
Политбюро ЦК КП(б)У и верхушка НКВД,
в сопровождении сотни вооруженной охраны на только для них устроенном просмотре
спектакли могли осознать, что пьеса не о Польше, а Украину, что демонський
збанкрутований игрок - это они сами, Маклена украинский народ, поэт Падура
- сам Кулиш, а пьеса задумана и выставлена как лебединая песня великого
драматурга большого театра.
ЗАПОМНИ
«Мина Мазайло» - классический образец
политической комедии «дискуссионного» жанра. Диалоги, реплики действуют (как говорит одна
Кулишева ремарка в пьесе), «языков сабли». Богатство специфікованої за персонажами
языка чрезвычайное. Многогранное Кулішеве слово и дело разрывается, языков
бомба, сдвигая действие на сцене и хохот в зале. Персонажи схвачены в таких важнейших
и обнаженных их чертах, что целый ряд типов осталась в памяти зрителя, словно
маски старого вертепного украинского театра. Кулиш проявил здесь себя также
мастером гротеска и пародии.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
«Маклена Граса» после семи спектакля
специальным постановлением ЦК партии была запрещена, «Березиль» ликвидирован, Курбас,
а потом и Кулиш арестованы и сосланы на северную российскую каторгу как враги
народа.