Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Владимир Сосюра (1898-1965)

Владимир Николаевич Сосюра родился б января 1898 г. на станции Дебальцево (ныне Донецкой обл.) в семье шахтера. Детство будущий поэт провел в с. Третья рота (ныне г. Верхнее, что входит в состав Лисичанска). Учился в двухклассной сельской школе, в ремесленном училище, затем - в агрономической школе. Работал с 12 лет на шахте, позже - на содовом заводе. Гражданская война существенно повлияла на судьбу В. Сосюры: в 1917 г. он стал бойцом красной Донецкой гвардии, в 1918 г. был казаком гетманских охранных сотен, в 1919 - гайдамакой 3-го Гайдамацкого полка, курсантом Совместной юношеской старшинской школы армии УНР, после поражения украинской армии стал юнкером Добровольческой белогвардейской армии, в 1920 г. В. Сосюра - стрелец Черноморского полка Красной украинской галицкой армии (ЧУГА), а закончил войну опять бойцом Красной армии. в 1920 г. он стал членом большевистской партии, в следующем году демобилизовался и переехал в Харьков, где работал в агітпропі.

В. Сосюра был одним из основателей украинской советской литературы, написав вместе с М. Волновым и М. Йогансеном в ноябре 1921 г. предисловие к сборнику «Октябрь», которая называлась »Наш универсал до пролетариата и пролетарских художников украинских». в 1922 г. он поступил в Харьковский университет, где, на свой удивлению, должен был изучать собственную поэму «Красная зима», которая

уже считалась классикой украинской советской литературы. 1925 г. поэт бросает университет и полностью отдается литературной работе. В. Сосюра в 1920-е гг. был членом многих литературных организаций (Пролеткульта, «Плуга», «Закалки», ВАПЛИТЕ, Вуспп и др.), руководствуясь при этом не столько идейно-эстетическими программами, как личными симпатиями. В это время поэта подвергали острой критике за национализм, разочарование советской действительностью, воспевание любви и красоты. Под давлением руководства Вуспп в 1929-1930 гг. В. Сосюра даже вынужден был «перевоспитываться», работая слесарем на заводе. Но это не защитило его от преследований и несправедливой критики, что сказалось на психическом состоянии поэта, к этому добавились также жуткие картины голода 1932-1933 гг. Поэтому 1934 г. В. Сосюра был исключен из Коммунистической партии и попал в психиатрическую больницы. Однако пребывание в ней, возможно, помогло поэту избежать репрессий.

1936 г. В. Сосюру приняли в Союз советских писателей Украины, и он получил возможность издавать свои произведения. 1937 г. поэт был награжден орденом «Знак почета». Того же года он переехал в Киев. 1940 г. В. Сосюра написал личное письмо И. Сталину, и он был восстановлен в партии. Во время войны он работал в Москве в ук-раїнському радиокомитете и украинском партизанском штабе, был корреспондентом фронтовой газеты. 1944 г. поэт вернулся в Киев. 2 июля 1951 г. в московской газете «Правда» появилась статья «Против идеологических извращений в литературе», в которой В. Сосюру был обвинен в национализме за стихотворение 1944 г. «Любите Украину!». Поэта перестали печатать, он жил под непосредственной угрозой ареста. Только смерть И. Сталина в 1953 г. позволила художнику вернуться в литературу. Умер В. Сосюра 8 января 1965 г. в Киеве.

Первые поэтические попытки русском языке. Сосюра относит к 1914 г., позже он писал стихи на украинском и русском языках. в 1921 г. вышел сборник В. Сосюры «Поэзии». Того же года появилась его поэма «Красная зима», которая имела определенный успех и сразу ввела В. Сосюру в ранг ведущих советских поэтов. В сборниках «Красная зима» (1922), «Осенние зори» (1924), «Сегодня» (1925), «Золотые коршуны» (1927), «Когда зацветут акации» (1928) и др. ярко проявился лирический талант художника. В мелодичности стихотворения В. Сосюры, глубине и искренности сердечного переживания ощущаются влияния импрессионизма и имажизма, российской и украинской романсової традиции (О. Апухтин, И. Северянин, А. Олесь, Елена Журлыва, С. Черкасенко). Утверждая через чувство любви неповторимость личности. Сосюра тем самым противопоставлял его колективізмові советской идеологии. Наряду с лирическими произведениями в это время были написаны и такие «идеологически выдержанные» поэмы, как «Ответ», «ГПУ» и т.д. Психическое расстройство поэта, разочарование советской действительностью ярко отразились в сборниках «Город» (1924) и «Сердце» (1931), где в поэзии «Два Володьки» автор откровенно говорит о своей внутренней борьбе между коммунистическим и национальным.

После принятия поэта в Союз писателей появились сборники «Новые стихи» (1937), «Осень» (1938), «Люблю» (1939) и большой роман в стихах «Красногвардеец» (1940). В период войны В. Сосюра написал проникнуты патриотическими мотивами и призывами к борьбе с поработителями Украины сборника «В час гнева (1942), «Под гул кровавый» (1942) и поэму «Мой сын» (1942-1944). После смерти И. Сталина в 1953 г. вышли поэтические сборники «За мир» (1953), «На струнах сердца» (1955), «Соловьиные дали» (1957), «Близкая даль» (1960), «Осенние мелодии» (1964) и др. Окончил он также начатую еще в 1926 - 1929 гг. поэму «Мазепа» (1959-1960) и написал поэму «Расстрелянное бессмертие» (1960), посвященную украинским художникам 1920-х гг. Всего В. Сосюра оставил около 60 поэтических сборников, десятки поэм, а также автобиографический прозаическое произведение «Третья рота». Творчество поэта была отмечена Сталинской премией 1948 г. и Государственной премией Украины им. Т. Шевченко 1963 г.

Популярность среди массового украинского читателя. Сосюра получил преимущественно своей талантливой интимной лирикой. Гораздо слабее были его эпические произведения, в которых он пытался совместить искренность национального почуття4 и догматы коммунистической идеологии. Так, исторический роман в стихах «Тарас Трясило» (1926), в котором автор старался придерживаться социологической модели украинской истории, скорее напоминает плохо сделанную пародию. Такую же социологическую модель. Сосюра положил в основу поэмы «Мазепа», соединив ее с распространенным в европейской романтической традиции XIX в. мифом о И. Мазепу как «украинского Дон-Жуана» (Байрон, В. Гюго, Ю. Словацкий и др.).

«После самоубийства Николая Хвылевого в украинской подсоветской литературе самой интересной человеческой фигурой остался, бесспорно, Владимир Сосюра. Подчеркиваем - «человеческой фигурой», потому как поэт-мастер Сосюра, конечно, не относится к особо интересных среди украинских підсовєцьких поэтов, много в почему уступая таким мастерам, как Бажан, Рыльский и, даже, розтичинений Тычина...

Два Сосюры - украинец и коммунист - живут в одном Сосюре-поэты рядом, но совершенно отдельным жизнью... Сосюра-коммунист имеет в своем владении исключительно сферу сознания, умственного восприятия действительности, в то время, когда Сосюра-украинец безраздельно царит в сфере чувства, так сказать - «сердечного» восприятия всего... Хоть в то же самое время оба Сосюры полностью искренние, потому что вообще искренний Сосюра - поэт и человек. И совершенно ясно что советская власть не имеет каких-либо оснований серьезно обвинять Сосюру в измене ей, ведь совершенно ясно, что своим сознанием он принадлежит ей. А что сердцем он украинец, то это не его вина, а его... несчастье. Другое дело, что в области сердца он больше на своем месте, чем в сфере ума, но это опять же не его вина, а его несчастье, как поэта с призвание».

(Гришко В. Сердце «второго Володьки» и запретная любовь // Сосюра В.

Осуждено и запрещено (Избранное из сочинений).- Нью-Йорк, 1952.- С 7-10.)