ЛИТЕРАТУРА
XX ВЕКА
Владимир
Сосюра (1898-1965)
Владимир
Николаевич Сосюра родился б января 1898 г. на станции Дебальцево (ныне
Донецкой обл.) в семье шахтера. Детство будущий поэт провел в с. Третья
рота (ныне г. Верхнее, что входит в состав Лисичанска). Учился в двухклассной
сельской школе, в ремесленном училище, затем - в агрономической школе. Работал
с 12 лет на шахте, позже - на содовом заводе. Гражданская война существенно
повлияла на судьбу В. Сосюры: в 1917 г. он стал бойцом красной Донецкой
гвардии, в 1918 г. был казаком гетманских охранных сотен, в 1919 -
гайдамакой 3-го Гайдамацкого полка, курсантом Совместной юношеской старшинской
школы армии УНР, после поражения украинской армии стал юнкером Добровольческой
белогвардейской армии, в 1920 г. В. Сосюра - стрелец Черноморского полка
Красной украинской галицкой армии (ЧУГА), а закончил войну опять бойцом Красной
армии. в 1920 г. он стал членом большевистской партии, в следующем году
демобилизовался и переехал в Харьков, где работал в агітпропі.
В. Сосюра
был одним из основателей украинской советской литературы, написав вместе с
М. Волновым и М. Йогансеном в ноябре 1921 г. предисловие к сборнику
«Октябрь», которая называлась »Наш универсал до пролетариата и пролетарских художников
украинских». в 1922 г. он поступил в Харьковский университет, где, на свой
удивлению, должен был изучать собственную поэму «Красная зима», которая
уже
считалась классикой украинской советской литературы. 1925 г. поэт бросает
университет и полностью отдается литературной работе. В. Сосюра в 1920-е гг.
был членом многих литературных организаций (Пролеткульта, «Плуга», «Закалки»,
ВАПЛИТЕ, Вуспп и др.), руководствуясь при этом не столько идейно-эстетическими
программами, как личными симпатиями. В это время поэта подвергали острой критике
за национализм, разочарование советской действительностью, воспевание любви и
красоты. Под давлением руководства Вуспп в 1929-1930 гг. В. Сосюра даже вынужден
был «перевоспитываться», работая слесарем на заводе. Но это не защитило его
от преследований и несправедливой критики, что сказалось на психическом состоянии
поэта, к этому добавились также жуткие картины голода 1932-1933 гг. Поэтому 1934
г. В. Сосюра был исключен из Коммунистической партии и попал в психиатрическую
больницы. Однако пребывание в ней, возможно, помогло поэту избежать репрессий.
1936 г. В.
Сосюру приняли в Союз советских писателей Украины, и он получил возможность
издавать свои произведения. 1937 г. поэт был награжден орденом «Знак почета». Того
же года он переехал в Киев. 1940 г. В. Сосюра написал личное письмо И.
Сталину, и он был восстановлен в партии. Во время войны он работал в Москве в
ук-раїнському радиокомитете и украинском партизанском штабе, был
корреспондентом фронтовой газеты. 1944 г. поэт вернулся в Киев. 2 июля 1951
г. в московской газете «Правда» появилась статья «Против идеологических
извращений в литературе», в которой В. Сосюру был обвинен в национализме за
стихотворение 1944 г. «Любите Украину!». Поэта перестали печатать, он жил под
непосредственной угрозой ареста. Только смерть И. Сталина в 1953 г. позволила
художнику вернуться в литературу. Умер В. Сосюра 8 января 1965 г. в Киеве.
Первые поэтические
попытки русском языке. Сосюра относит к 1914 г., позже он писал
стихи на украинском и русском языках. в 1921 г. вышел сборник В. Сосюры «Поэзии».
Того же года появилась его поэма «Красная зима», которая имела определенный успех и сразу
ввела В. Сосюру в ранг ведущих советских поэтов. В сборниках «Красная зима»
(1922), «Осенние зори» (1924), «Сегодня» (1925), «Золотые коршуны» (1927), «Когда
зацветут акации» (1928) и др. ярко проявился лирический талант художника. В мелодичности
стихотворения В. Сосюры, глубине и искренности сердечного переживания ощущаются влияния
импрессионизма и имажизма, российской и украинской романсової традиции (О.
Апухтин, И. Северянин, А. Олесь, Елена Журлыва, С. Черкасенко). Утверждая
через чувство любви неповторимость личности. Сосюра тем самым
противопоставлял его колективізмові советской идеологии. Наряду с лирическими
произведениями в это время были написаны и такие «идеологически выдержанные» поэмы, как
«Ответ», «ГПУ» и т.д. Психическое расстройство поэта, разочарование советской
действительностью ярко отразились в сборниках «Город» (1924) и «Сердце» (1931), где в
поэзии «Два Володьки» автор откровенно говорит о своей внутренней борьбе между
коммунистическим и национальным.
После
принятия поэта в Союз писателей появились сборники «Новые стихи» (1937),
«Осень» (1938), «Люблю» (1939) и большой роман в стихах «Красногвардеец»
(1940). В период войны В. Сосюра написал проникнуты патриотическими мотивами и
призывами к борьбе с поработителями Украины сборника «В час гнева (1942),
«Под гул кровавый» (1942) и поэму «Мой сын» (1942-1944). После смерти И.
Сталина в 1953 г. вышли поэтические сборники «За мир» (1953), «На струнах сердца»
(1955), «Соловьиные дали» (1957), «Близкая даль» (1960), «Осенние мелодии»
(1964) и др. Окончил он также начатую еще в 1926 - 1929 гг. поэму «Мазепа»
(1959-1960) и написал поэму «Расстрелянное бессмертие» (1960), посвященную
украинским художникам 1920-х гг. Всего В. Сосюра оставил около 60 поэтических
сборников, десятки поэм, а также автобиографический прозаическое произведение «Третья рота».
Творчество поэта была отмечена Сталинской премией 1948 г. и Государственной
премией Украины им. Т. Шевченко 1963 г.
Популярность
среди массового украинского читателя. Сосюра получил преимущественно своей талантливой
интимной лирикой. Гораздо слабее были его эпические произведения, в которых он
пытался совместить искренность национального почуття4 и догматы коммунистической
идеологии. Так, исторический роман в стихах «Тарас Трясило» (1926), в котором автор
старался придерживаться социологической модели украинской истории, скорее
напоминает плохо сделанную пародию. Такую же социологическую модель. Сосюра положил
в основу поэмы «Мазепа», соединив ее с распространенным в европейской романтической
традиции XIX в. мифом о И. Мазепу как «украинского Дон-Жуана» (Байрон, В.
Гюго, Ю. Словацкий и др.).
«После
самоубийства Николая Хвылевого в украинской подсоветской литературе
самой интересной человеческой фигурой остался, бесспорно, Владимир Сосюра.
Подчеркиваем - «человеческой фигурой», потому как поэт-мастер Сосюра, конечно, не
относится к особо интересных среди украинских підсовєцьких поэтов, много в
почему уступая таким мастерам, как Бажан, Рыльский и, даже, розтичинений
Тычина...
Два Сосюры
- украинец и коммунист - живут в одном Сосюре-поэты рядом, но совершенно отдельным
жизнью... Сосюра-коммунист имеет в своем владении исключительно сферу сознания,
умственного восприятия действительности, в то время, когда Сосюра-украинец безраздельно
царит в сфере чувства, так сказать - «сердечного» восприятия всего... Хоть в
то же самое время оба Сосюры полностью искренние, потому что вообще искренний Сосюра - поэт и
человек. И совершенно ясно что советская власть не имеет каких-либо оснований серьезно
обвинять Сосюру в измене ей, ведь совершенно ясно, что своим сознанием он
принадлежит ей. А что сердцем он украинец, то это не его вина, а его...
несчастье. Другое дело, что в области сердца он больше на своем месте, чем в сфере
ума, но это опять же не его вина, а его несчастье, как поэта с
призвание».
(Гришко В.
Сердце «второго Володьки» и запретная любовь // Сосюра В.
Осуждено и
запрещено (Избранное из сочинений).- Нью-Йорк, 1952.- С 7-10.)