ЛИТЕРАТУРА
XX ВЕКА
Максим
Рыльский (1895-1964)
Максим
Рыльский родился 19 марта 1895 г. в Киеве в дворянской семье.
Детство провел в основном в с. Романовка на Житомирщине. 1908 г. он поступил
в частной Киевской гимназии. Науменко и получил там глубокую гуманитарную
образование. С 1915 г. М. Рыльский учился в Киевском университете - сначала на
медицинском, а затем на историко-филологическом факультете. Революция и
гражданская война не дали возможности закончить образование, и М. Рыльский вынужден был
переехать на село, где учительствовал до осени 1923 г. После возвращения в Киев он
еще шесть лет преподавал язык и литературу в средней школе и на работфаке,
пока полностью не посвятил себя литературной деятельности. В 1920-е годы М.
Рыльский принадлежал к литературной группе «неоклассиков» (Г. Зеров, П. Филипович,
М. Драй-Хмара, Юрий Клен), которых объединяла не только любовь к своей родине
и украинской литературы. Основательная образование, интеллигентность, наличие
художественного вкуса, осведомленность в мировой культуре и отсутствие
иррациональной веры в светлое будущее были причиной органического неприятия
невежества и бескультурья представителей нового пролетарского искусства.
«Неоклассики» в своем творчестве были склонны к иронии, скептицизма и
своеобразного фатализма, что порождались знанием об относительности явлений жизни.
В 1930-1932
гг. меняется судьба поэта: в стране разворачивались массовые репрессии против
национальной интеллигенции, партией был провозглашен курс на массовую
коллективизацию, что привело к голоду 1932-1933 гг. Не обошла сутки и Г.
Рыльского: с марта до августа 1931 г. он пробыл «под следствием» в тюрьме.
После выхода на свободу поэт, чтобы засвидетельствовать свою лояльность советской власти,
печатает в августе 1932 г. «Декларацию обязанностей поэта и гражданина» и сборник «Знак
весов» (1932). Дальнейшее творчество М. Рыльского, который должен был отныне
обслуживать господствующую идеологию, была обозначена определенным снижением уровня
художественности. Непродолжительный период относительной творческой свободы поэт пережил в годы
Отечественной войны. В послевоенный период М. Рыльский понес несправедливой
критики и идеологических гонений. Новое духовное возвышение он почувствовал лишь после
смерти Сталина, когда с середины 1950-х гг. было ослаблено идеологическое давление.
Это время поэт назвал периодом «третьего цветения». Творчество М. Рыльского была
отмечена Сталинскими (1943; 1950) и Ленинской (1960) литературными
премиями СССР.
В 1943 г.
М. Рыльский был избран действительным членом Академии наук УССР, а в 1958 ρ. -
академиком АН СССР, возглавлял Институт искусствоведения, фольклора и
этнографии АН УССР, оставив критические и научные труды по языкознанию,
литературоведения и фольклористики. Он также много переводил, в частности с
английского (Шекспир), белорусской (Я. Купала, Я. Колос и др.), польского (А.
Мицкевич, Ю. Словацкий); русской (А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Брюсов и
др.), французской (Ж.-Б. Мольер, Вольтер, П. Верлен, В. Гюго) и других языков.
Умер
Максим Рыльский 24 июля 1964 г., похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
До первых
литературных попыток М. Рыльский удался еще в детстве, а уже в пятнадцать
лет издал свой первый поэтический сборник «На белых островах», которая, несмотря
ученический характер стихов, была благосклонно встречена критикой. Дальнейшая
литературное творчество показала быстрое художественного мастерства поэта. 1918 г.
вышла следующая сборка - «Под осенними звездами», где, как и в предыдущий,
превалировали ро-мантыка юношеской мечты, порывы в далекие неведомые миры,
поэтизация любви, красоты и человека.
Наивысшего
творческого развития М. Рыльский достиг в 1920-х гг., в так называемый неоклассический
период. Сборники «Синяя даль» (1922), «Сквозь бурю и снег» (1925), «Тринадцатая
весна» (1926), «Где сходятся дороги» (1929), «Звук и отзвук» (1929)
показали расцвет самобытного таланта поэта, оказался прежде всего в
художественный совершенства стиха, філігранній обработке каждой строфы, изысканной
совершенства образов. В стихах М. Рыльского этого периода воспроизведено идеи
культуры, красоты, искусства, поиски гармонии природы и человеческой души.
В годы Великой
Отечественной войны Г. Рыльский создал такие произведения, как «Слово о родной матери»,
поэмы «Жажда» и «Путешествие в молодость» (последнюю поэту пришлось несколько позже
раз переделывать, чтобы избежать обвинений в национализме). Тема патриотизма
встала в воспоминаниях о детстве, изображении художником красоты пейзажей родной
земли, героики национальной истории, лучших черт украинского народа.
Творческое
возрождение Г. Рыльского пришлось на период «оттепели» в жизни общества. Поэтические
сборники «Розы и виноград» (1957), «Далекие небосхили» (1959), «Голосеевская
осень» (1959) синтезировали в себе достижения предыдущих этапов. Ведущими для
поэта стали философские размышления о вечных ценностях бытия: труд, красоту, добро и
гуманизм.
«Рыльский
довольно изящный и сложный поэт, чтобы так легко было его умостити в
элементарные формулы как «прочь от современности!» или «сладкий мир!». И живет он
вместе со своим временем, напряженно и внимательно в окрестное жизнь всматривается, умеет
замечать последнее выражение его лица. Умеет познавать в его глубине струю вечно
человеческого, близкого всем временам и народам. <:..>
Весь чар
поэзии Рыльского и лежит именно в широте его творческого сочувствия и
разнообразия поэтических перевоплощений. <...>
Он не
верит в розовый и безграничный прогресс. Знает, что человек решит еще тысячи
сложных технических задач, но главная жизненная загадка останется
неразгаданной. <...>
Следы
символической техники в Рыльского можно найти везде - прежде всего в
непобедимой власти звуков, друг другу подсказывают, нанизываются один на один,
образуя целые узоры внутренних рим, анафор и др. повторов... Вместе с тем в
второй книге, «Под осенними звездами», заметно стремление другой поэтики и другого
слова, твердого и острого, без дрожи, зато четкого ясной линией...
Парнасизм
не сразу дается поэту, возбуждая в нем лишь жажду и зависть («Завидую
тебе, морозный покоя»). Но медленно, с созреванием таланта из смешанной манеры
«Осенних звезд» виформовується, если хотите, классический стиль, с его
зрівноваженістю и кларизмом, живописными эпитетами, крепким логичным
побудуванням и строгой течению мысли. Местами он достигает вершин Леконта де Лиля
(«Звери», «Ловцы»), временами объединяет непосредственность Гомера с изящным резцом
Эредия («Анхізів сын, вклонившися богини... И ряд глаз, приверженных и враждебных,
На них смотрел из чертогов Божьих»); то разольется по стихотворных строках
капризным потоком почти разговорной синтакси Мицкевича («Лодка»); то возьмет мотив
Франко и до неузнаваемости с декорирует и «розбарочить» строгую архитектурность его
монументальных масс (« Путешественники »).»
(Зеров М.
Литературный путь Максима Рыльского// Зеров М. Произведения: В 2 т - К.9 1990.- Т. 2 -
С 547-562.)