Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Юрий Яновский (1902-1954)

Известный украинский прозаик, поэт и драматург Юрий Иванович Яновский родился 27 августа 1902 года на хуторе Майєрове на Єлисаветградщині (ныне село Нечаївка Кировоградской области) в зажиточной крестьянской семье. В 1911-1919 годах Ю. Яновский учился в Елисаветградском реальном училище, которое закончил с золотой медалью. К 1921року он работал в различных учреждениях Елисаветграда. 1922 года Ю. Яновский поступил на электромеханический факультет Киевского политехнического института, откуда через два года обучения его исключили за сокрытие социального происхождения. Печататься Ю. Яновский начал с 1922 года, дебютировав стихами на русском языке. в 1924 году был напечатан первый стихотворение на украинском языке «Колокол».

1925 года молодой поэт переехал в Харьков, где работал в редакции журнала «Кино», возглавляемого М. Семенко. Того же года вышла первая книга новелл Ю. Яновского «Мамонтовые бивни. в 1926 году он стал редактором ВФУКУ (Всеукраинского фотокиноуправление) и переехал в Одессу, где занимал должность главного редактора кинофабрики. После освобождения в 1927 году Ю. Яновский вернулся в Харьков, где активно включился в литературную жизнь, став членом ВАПЛИТЕ с первого дня ее основания. После ликвидации ВАПЛИТЕ

он и дальше принадлежал к позагрупового среды Г. Волнового. в 1929 году вместе со всеми бывшими ваплітянами писатель принимал активное участие в создании месячника «Литературная ярмарка». В конце 1929 года Ю. Яновский становится членом и основателем новой литературной организации ПРОЛІТФРОНТ. Вместе с этой организацией он пережил ее ликвидации по приказу партии 1931 года и перешел до официального союза писателей.

На этот период приходится период расцвета таланта Ю. Яновского. в 1927 году появляется сборник новелл «Кровь земли», а в следующем году - книга стихов «Прекрасная УТ». Роман «Мастер корабля» (1928), написанный автором на основе опыта работы редактором Одесской кинофабрики, сразу был воспринят критикой как новаторское явление в украинской литературе. Следующий роман «Четыре сабли» (1930), который по праву считается одним из лучших произведений украинской литературы, вызвал острую негативную реакцию официальной критики и более пятидесяти лет не издавался в СССР. Писатель попал в опалу к официальной власти. Роман в новеллах «Всадники» (1935), в котором Ю. Яновский попытался исправить «идеологические ошибки» предыдущего произведения, смог появиться в печати только в русском переводе в.Москві, где после официального обсуждения было дано разрешение на печать произведения в Украине.

Вскоре Ю. Яновский написал пьесу «Дума о Британке» (1937) в 20-вещь-летие Октябрьской революции, которая имела успех на советской сцене. в 1939 году писатель переехал в Киев и возглавил редакцию журнала «Украинская литература» (с 1946 года - «Отчизна»). Во время войны журнал издавался в Уфе, и Ю. Яновский фактически стал координатором тогдашнего украинского литературного процесса. За годы войны писатель написал драму «Сын династии» (1942) и издал сборник рассказов «Земля родителей» (1944).

Однако по войне на него ждали новые неприятности. 1946 года «за пропаганду буржуазно-националистической идеологии» на страницах редактируемого им журнала «Отечество» Ю. Яновского уволили с поста главного редактора, а в следующем года идеологического разгрома понес его новый роман «Живая вода», который уже после смерти автора вышел в искаженном виде под названием «Мир» (1956). Облегчение пришло лишь в 1949 году, когда писателю было присуждено Сталинскую премию за сборник «Киевские рассказы». в 1953 году Ю. Яновский издал драму «Дочь прокурора», которая пользовалась успехом у зрителей.

Умер Ю. Яновский 25 февраля 1954 года в Киеве.

«Сочинение Яновского [«Всадники»] лучше всего определить как синоптический или панорамный роман.

Пример Дос Пассоса [американский писатель] помог Яновскому сделать большой шаг вперед в своей романистике. Благодаря ему он нашел способ путем нанизывания будто независимых эпизодов и глав, внутренняя связь между которыми все ярче очерчивается, представить лицо страны в определенную историческую эпоху. Отказываясь от приписывания всех приключений ограниченному числу «героев», с самого начала тесно связанный между собой, он получил возможность охватить огромную плоскость, дать ощущение безграничных просторов родины и ярко показать, как на ее безмерных степях решалась в достопамятных боях судьба народа».

(Ласло-Куцюк М. Искания формы: Очерки по украинской литературе XX века. - Бухарест: Критеріон, 1980. - С. 190.)

«Герой Яновского, культивируя принцип «полного», истинного жизни, выступает антагонистом любой имитации в отношении к . смерти. И в своей ориентированности на антиімітаційність героя автор был настолько последовательным, что оставил ее даже в позазмістових пластах произведений. Речь идет прежде всего о жанре - роман в новеллах... В жанровой природе «Четырех сабель» и «Всадников» можно наблюдать отражение амбівалентної природы смерти, синтез в ней очень личностного и абсолютно универсального: «ведь умирают все, но в то же время смерть является наиболее личное событие». Нарація каждой новеллы разворачивается вокруг факта смерти героя или героев, так что все смысловые структуры (возьмем в «Всадниках»: 1) смерть братьев; 2) смерть родственников и деда Даниила; 3) рефлексия матерью смерти сыновей и предчувствие ней смерти мужа; 4) гибель семьи Даниила; 5) смерть почтальона; 6) смерть раненых и солдата-сухотника; 7) смерть коваля Максима; 8) смерть Адаменко) помечены знаком или индивидуального умирание, или индивидуальной реакцией на смерть других. При этом элементу смерти в наративному теле обязательно присуща личностная рефлексия и осознанность, он полностью замкнут в индивидуальном сознании. Умирание каждого героя в каждой новелле является знаком индивидуального состояния, состояния индивидуального осознания...»

(Хоменко Г. Юрий Яновский: танатологічна версия раннего творчества.- Харьков: ХГПУ им. Г. С Сковороды, 1998.- С. 29-ЗО.)