ЛИТЕРАТУРА
XX ВЕКА
Юрий
Яновский (1902-1954)
Известный
украинский прозаик, поэт и драматург Юрий Иванович Яновский родился 27
августа 1902 года на хуторе Майєрове на Єлисаветградщині (ныне село Нечаївка
Кировоградской области) в зажиточной крестьянской семье. В 1911-1919 годах Ю.
Яновский учился в Елисаветградском реальном училище, которое закончил с
золотой медалью. К 1921року он работал в различных учреждениях Елисаветграда.
1922 года Ю. Яновский поступил на электромеханический факультет Киевского
политехнического института, откуда через два года обучения его исключили за
сокрытие социального происхождения. Печататься Ю. Яновский начал с 1922
года, дебютировав стихами на русском языке. в 1924 году был напечатан первый
стихотворение на украинском языке «Колокол».
1925 года
молодой поэт переехал в Харьков, где работал в редакции журнала «Кино»,
возглавляемого М. Семенко. Того же года вышла первая книга новелл Ю. Яновского
«Мамонтовые бивни. в 1926 году он стал редактором ВФУКУ (Всеукраинского
фотокиноуправление) и переехал в Одессу, где занимал должность главного редактора
кинофабрики. После освобождения в 1927 году Ю. Яновский вернулся в Харьков, где
активно включился в литературную жизнь, став членом ВАПЛИТЕ с первого дня
ее основания. После ликвидации ВАПЛИТЕ
он и дальше
принадлежал к позагрупового среды Г. Волнового. в 1929 году вместе со всеми
бывшими ваплітянами писатель принимал активное участие в создании месячника
«Литературная ярмарка». В конце 1929 года Ю. Яновский становится членом и
основателем новой литературной организации ПРОЛІТФРОНТ. Вместе с этой
организацией он пережил ее ликвидации по приказу партии 1931 года и перешел
до официального союза писателей.
На этот
период приходится период расцвета таланта Ю. Яновского. в 1927 году появляется сборник
новелл «Кровь земли», а в следующем году - книга стихов «Прекрасная УТ». Роман «Мастер
корабля» (1928), написанный автором на основе опыта работы редактором Одесской
кинофабрики, сразу был воспринят критикой как новаторское явление в украинской
литературе. Следующий роман «Четыре сабли» (1930), который по праву считается
одним из лучших произведений украинской литературы, вызвал острую негативную
реакцию официальной критики и более пятидесяти лет не издавался в СССР.
Писатель попал в опалу к официальной власти. Роман в новеллах «Всадники»
(1935), в котором Ю. Яновский попытался исправить «идеологические ошибки»
предыдущего произведения, смог появиться в печати только в русском переводе
в.Москві, где после официального обсуждения было дано разрешение на печать произведения в
Украине.
Вскоре Ю.
Яновский написал пьесу «Дума о Британке» (1937) в 20-вещь-летие Октябрьской
революции, которая имела успех на советской сцене. в 1939 году писатель переехал в
Киев и возглавил редакцию журнала «Украинская литература» (с 1946 года -
«Отчизна»). Во время войны журнал издавался в Уфе, и Ю. Яновский фактически стал
координатором тогдашнего украинского литературного процесса. За годы войны
писатель написал драму «Сын династии» (1942) и издал сборник рассказов «Земля
родителей» (1944).
Однако по
войне на него ждали новые неприятности. 1946 года «за пропаганду
буржуазно-националистической идеологии» на страницах редактируемого им журнала
«Отечество» Ю. Яновского уволили с поста главного редактора, а в следующем
года идеологического разгрома понес его новый роман «Живая вода», который уже
после смерти автора вышел в искаженном виде под названием «Мир» (1956).
Облегчение пришло лишь в 1949 году, когда писателю было присуждено
Сталинскую премию за сборник «Киевские рассказы». в 1953 году Ю. Яновский
издал драму «Дочь прокурора», которая пользовалась успехом у зрителей.
Умер Ю.
Яновский 25 февраля 1954 года в Киеве.
«Сочинение
Яновского [«Всадники»] лучше всего определить как синоптический или панорамный роман.
Пример Дос
Пассоса [американский писатель] помог Яновскому сделать большой шаг
вперед в своей романистике. Благодаря ему он нашел способ путем нанизывания
будто независимых эпизодов и глав, внутренняя связь между которыми все ярче
очерчивается, представить лицо страны в определенную историческую эпоху. Отказываясь
от приписывания всех приключений ограниченному числу «героев», с самого начала тесно
связанный между собой, он получил возможность охватить огромную плоскость, дать ощущение
безграничных просторов родины и ярко показать, как на ее безмерных степях
решалась в достопамятных боях судьба народа».
(Ласло-Куцюк
М. Искания формы: Очерки по украинской литературе XX века. - Бухарест:
Критеріон, 1980. - С. 190.)
«Герой
Яновского, культивируя принцип «полного», истинного жизни, выступает
антагонистом любой имитации в отношении к . смерти. И в своей
ориентированности на антиімітаційність героя автор был настолько последовательным, что
оставил ее даже в позазмістових пластах произведений. Речь идет прежде всего о жанре -
роман в новеллах... В жанровой природе «Четырех сабель» и «Всадников» можно
наблюдать отражение амбівалентної природы смерти, синтез в ней очень
личностного и абсолютно универсального: «ведь умирают все, но в то же время
смерть является наиболее личное событие». Нарація каждой новеллы разворачивается вокруг
факта смерти героя или героев, так что все смысловые структуры (возьмем в
«Всадниках»: 1) смерть братьев; 2) смерть родственников и деда Даниила; 3) рефлексия
матерью смерти сыновей и предчувствие ней смерти мужа; 4) гибель семьи
Даниила; 5) смерть почтальона; 6) смерть раненых и солдата-сухотника; 7) смерть
коваля Максима; 8) смерть Адаменко) помечены знаком или индивидуального
умирание, или индивидуальной реакцией на смерть других. При этом элементу
смерти в наративному теле обязательно присуща личностная рефлексия и
осознанность, он полностью замкнут в индивидуальном сознании. Умирание
каждого героя в каждой новелле является знаком индивидуального состояния, состояния
индивидуального осознания...»
(Хоменко
Г. Юрий Яновский: танатологічна версия раннего творчества.- Харьков:
ХГПУ им. Г. С Сковороды, 1998.- С. 29-ЗО.)