ЛИТЕРАТУРА 
XX ВЕКА 
Юрий 
Яновский (1902-1954)
Известный 
украинский прозаик, поэт и драматург Юрий Иванович Яновский родился 27 
августа 1902 года на хуторе Майєрове на Єлисаветградщині (ныне село Нечаївка 
Кировоградской области) в зажиточной крестьянской семье. В 1911-1919 годах Ю. 
Яновский учился в Елисаветградском реальном училище, которое закончил с 
золотой медалью. К 1921року он работал в различных учреждениях Елисаветграда. 
1922 года Ю. Яновский поступил на электромеханический факультет Киевского 
политехнического института, откуда через два года обучения его исключили за 
сокрытие социального происхождения. Печататься Ю. Яновский начал с 1922 
года, дебютировав стихами на русском языке. в 1924 году был напечатан первый 
стихотворение на украинском языке «Колокол».
1925 года 
молодой поэт переехал в Харьков, где работал в редакции журнала «Кино», 
возглавляемого М. Семенко. Того же года вышла первая книга новелл Ю. Яновского 
«Мамонтовые бивни. в 1926 году он стал редактором ВФУКУ (Всеукраинского 
фотокиноуправление) и переехал в Одессу, где занимал должность главного редактора 
кинофабрики. После освобождения в 1927 году Ю. Яновский вернулся в Харьков, где 
активно включился в литературную жизнь, став членом ВАПЛИТЕ с первого дня 
ее основания. После ликвидации ВАПЛИТЕ
 он и дальше 
принадлежал к позагрупового среды Г. Волнового. в 1929 году вместе со всеми 
бывшими ваплітянами писатель принимал активное участие в создании месячника 
«Литературная ярмарка». В конце 1929 года Ю. Яновский становится членом и 
основателем новой литературной организации ПРОЛІТФРОНТ. Вместе с этой 
организацией он пережил ее ликвидации по приказу партии 1931 года и перешел 
до официального союза писателей.
На этот 
период приходится период расцвета таланта Ю. Яновского. в 1927 году появляется сборник 
новелл «Кровь земли», а в следующем году - книга стихов «Прекрасная УТ». Роман «Мастер 
корабля» (1928), написанный автором на основе опыта работы редактором Одесской 
кинофабрики, сразу был воспринят критикой как новаторское явление в украинской 
литературе. Следующий роман «Четыре сабли» (1930), который по праву считается 
одним из лучших произведений украинской литературы, вызвал острую негативную 
реакцию официальной критики и более пятидесяти лет не издавался в СССР. 
Писатель попал в опалу к официальной власти. Роман в новеллах «Всадники» 
(1935), в котором Ю. Яновский попытался исправить «идеологические ошибки» 
предыдущего произведения, смог появиться в печати только в русском переводе 
в.Москві, где после официального обсуждения было дано разрешение на печать произведения в 
Украине.
Вскоре Ю. 
Яновский написал пьесу «Дума о Британке» (1937) в 20-вещь-летие Октябрьской 
революции, которая имела успех на советской сцене. в 1939 году писатель переехал в 
Киев и возглавил редакцию журнала «Украинская литература» (с 1946 года - 
«Отчизна»). Во время войны журнал издавался в Уфе, и Ю. Яновский фактически стал 
координатором тогдашнего украинского литературного процесса. За годы войны 
писатель написал драму «Сын династии» (1942) и издал сборник рассказов «Земля 
родителей» (1944).
Однако по 
войне на него ждали новые неприятности. 1946 года «за пропаганду 
буржуазно-националистической идеологии» на страницах редактируемого им журнала 
«Отечество» Ю. Яновского уволили с поста главного редактора, а в следующем 
года идеологического разгрома понес его новый роман «Живая вода», который уже 
после смерти автора вышел в искаженном виде под названием «Мир» (1956). 
Облегчение пришло лишь в 1949 году, когда писателю было присуждено 
Сталинскую премию за сборник «Киевские рассказы». в 1953 году Ю. Яновский 
издал драму «Дочь прокурора», которая пользовалась успехом у зрителей.
Умер Ю. 
Яновский 25 февраля 1954 года в Киеве. 
«Сочинение 
Яновского [«Всадники»] лучше всего определить как синоптический или панорамный роман.
Пример Дос 
Пассоса [американский писатель] помог Яновскому сделать большой шаг 
вперед в своей романистике. Благодаря ему он нашел способ путем нанизывания 
будто независимых эпизодов и глав, внутренняя связь между которыми все ярче 
очерчивается, представить лицо страны в определенную историческую эпоху. Отказываясь 
от приписывания всех приключений ограниченному числу «героев», с самого начала тесно 
связанный между собой, он получил возможность охватить огромную плоскость, дать ощущение 
безграничных просторов родины и ярко показать, как на ее безмерных степях 
решалась в достопамятных боях судьба народа».
(Ласло-Куцюк 
М. Искания формы: Очерки по украинской литературе XX века. - Бухарест: 
Критеріон, 1980. - С. 190.)
«Герой 
Яновского, культивируя принцип «полного», истинного жизни, выступает 
антагонистом любой имитации в отношении к . смерти. И в своей 
ориентированности на антиімітаційність героя автор был настолько последовательным, что 
оставил ее даже в позазмістових пластах произведений. Речь идет прежде всего о жанре - 
роман в новеллах... В жанровой природе «Четырех сабель» и «Всадников» можно 
наблюдать отражение амбівалентної природы смерти, синтез в ней очень 
личностного и абсолютно универсального: «ведь умирают все, но в то же время 
смерть является наиболее личное событие». Нарація каждой новеллы разворачивается вокруг 
факта смерти героя или героев, так что все смысловые структуры (возьмем в 
«Всадниках»: 1) смерть братьев; 2) смерть родственников и деда Даниила; 3) рефлексия 
матерью смерти сыновей и предчувствие ней смерти мужа; 4) гибель семьи 
Даниила; 5) смерть почтальона; 6) смерть раненых и солдата-сухотника; 7) смерть 
коваля Максима; 8) смерть Адаменко) помечены знаком или индивидуального 
умирание, или индивидуальной реакцией на смерть других. При этом элементу 
смерти в наративному теле обязательно присуща личностная рефлексия и 
осознанность, он полностью замкнут в индивидуальном сознании. Умирание 
каждого героя в каждой новелле является знаком индивидуального состояния, состояния 
индивидуального осознания...»
(Хоменко 
Г. Юрий Яновский: танатологічна версия раннего творчества.- Харьков: 
ХГПУ им. Г. С Сковороды, 1998.- С. 29-ЗО.)