Марко Кропивницкий
(1840 - 1910)
Выдающийся актер, режиссер, энергичный организатор театрального дела, талантливый композитор и писатель М. Кропивницкий вместе с М. Старицким и и. Тобилевичем (И. Карпенко-Карым) преподнес на новый, высший уровень национальные культурные традиции, открывал перспективные пути украинской драматургии.
До Марка Крапивы и этого - одного из главных украинских драматургов - стремление развивать родное писательство пришло не сразу. Когда взорвался его неудержимое влечение , стремление реализовать яркий актерский талант, - молодой служащий пришел в российской актерской труппы, при отсутствии украинской. Когда же возникает первая возможность (разрешение 1881 года), М. Кропивницкий в российской труппе Г. Ашкаренка вместе с ним создает украинские спектакля "Сватання на Гончарівці", "Наталка Полтавка" и др. Те спектакли отмечено прессой, в частности "Одесским вестником" от 28 августа 1882 г., как проявление "новой...
реально-художественной школы по малорусского (украинского. - Л. Г.) репертуара, который так жестоко профанируется и снижается различными рутинерами и традиционалистами" [1, 151].
Произведения М. Кропивницкого, по словам И. Франка, "уверяют ему в истории украинского театра не только имя одного из его родителей, но также в истории нашего писательства имя выдающегося драматического автора" [2, 345].
Марко Лукич Кропивницкий родился 7 мая 1840 года в с. Бежбайраки на Херсонщине. "Эпоха, в которую довелось мне впірнути с головой, строгая и непогрешима указание всего моего существования и всей моей работы", - отмечал в "Автобиографии" писатель [3, 145]. Отец его - "человек труда, труда мозольные", - хоть вроде и достиг достатка и положения в обществе, не прижился в барском среде, а его должность управителя имений не гарантировала ни морального защиты от произвола, ни материальной стабильности его семье.
Детство М. Кропивницкого мало чем отличалось от жизни крестьянских детей. Еще тогда, писал М. Вороной в первом номере журнала "Заря" за 1897 г., он "возлюбил сей простой "серм'яжний люд", как своего родного брата, как часть самого себя, - что позднее и оказалось в его красивых, насквозь демократических произведениях; некоторых знакомых из тех детских лет он даже описал в своих драмах и комедиях... Например, Иван Непокрытый в "Дай сердцу волю", как рассказывал нам сам уважаемый автор, - живесенький, взятый из самой жизни. Это был молодой парень, с собственной охоты пошел в солдаты вместо своего приятеля, который в противнім случае должен был бы покинуть молодую женщину. Несколько типов в "По ревизии" и др. также взято из действительной жизни, но уже немного позднее".
Разносторонняя природная одаренность будущего художника проявилась еще в детстве, когда он "сочинял сам песни, писал стихи и обладал замечательной памятью" [3, 267]. Образование получал без всякой системы - в частной школе, которую юноша закончил с похвальным листом. Мать учила его музыки, разучивала с ним разные вокальные партии. М. Кропивницкий принимал участие и в любительском кружке, в котором ставили пьесы украинских и российских драматургов.
После неудачной попытки продолжить обучение в гимназии в Киеве юноша возвращается к Бобринца и поступает на службу к уездного суда.
С 1862 г. М. Кропивницкий посещает занятия на юридическом факультете Киевского университета в качестве вольнослушателя. Под впечатлением одной из переводных мелодрам, увиденных в киевском театре, он пишет пьесу "Никита Старостенко, или Не зчуєшся, как бедствие спобіжить". То было произведение начинающего автора (впоследствии он сам критически оценил эту попытку), полон внешних сценических эффектов и "ужасных" страстей. Даже в доработанном виде под названием "Дай сердцу волю, заведет в неволю" эта пьеса вызвала довольно резкие замечания. Франко. Теперь она известна в варианте, который потерпел многочисленных обстоятельных авторских доработок и обозначен живостью, оригинальностью конфликта, социальной остротой. Главными для Кропивницкого стали здесь моральные проблемы (они ощутимы даже в первой названию произведения), ответственность человека перед самим собой за бездумное убивание собственных возможностей.
Содержание пьесы не сводится к мелодраме (жанра, что предусматривает наказание зла и торжество добра): ведь Никита так и не совершил того преступления, на которое покушался. Умирает он От неразрешимой внутреннего противоречия - он не может принять братского отношения от того, кого издавна и до сих пор считает своим врагом. "Это не просто погордий богатырь... это человек, который страдает от того, что ее держатся в стороне", - замечал П. Рулин, ссылаясь на мнение И. Марьяненко, который в своей работе над ролью шел "против обычной традиции, по которой грана Никиту как "преступника" [4, 64]. Можно говорить о элементы дидактики в художественном воспроизведении этого психологического конфликта.
Пройдет сорок лет, и писатель со всей категоричностью поднимет вопрос об ответственности человека за совершенное преступление (хотя и не убийство, а обычное ограбление, да еще и бедным богатого), о том, что незаработанные деньги могут дать материальное благосостояние, но не дадут ни счастья, ни душевного покоя (драма "Казнена сила"). В общем тема честно или нечестно приобретенного богатства (и - шире - чистой или от запачканной совести) становится лейтмотивом каждого произведения писателя, независимо от сюжетных и жанровых его особенностей.
Так и не завершив по разным причинам образования, Г. Кропивницкий был "человеком широких общественных и культурных интересов, которой органически была чужда профессиональная замкнутость и провинциальная ограниченность" [5]. В течение всей жизни Кропивницкий пополнял свои знания, особенно с переездом в Елисаветград, куда 1865 г. было переведено уезд. В молодые годы интересовался он и философскими трудами - от социалиста-утописта Р. Оуэна в прагматика - моралиста С. Смайльса. А между ними - Дж. Ст. Милль с его пониманием нравственности как стремление к "наибольшей суммы общего счастья", Г. Спенсер, который еще теснее связывал нравственность с полезностью, даже вульгарно-материалистические рассуждения Я. Молешотта. В последних годах жизни М. Кропивницкий читал труды А. Шопенгауэра, находя, вероятно, у них созвучность со многими собственными переживаниями, связанными с многочисленными разочарованиями - жизненными и творческими. А еще больше - с философским утверждением сочувствия, жалости как истинной основы человеческой морали; эта идея была сердцевинной в большинстве его произведений.
На казенной службе он не продвигался, а часто совсем терял заработок через увлечение искусством и участие в любительских спектаклях. 1871 г. Кропивницкий перешел в профессиональные актеры, согласившись работать в труппе графов Морковых (Одесса). В течение десяти лет работы в российских театральных труппах он получил огромного сценического опыта, выработал свои творческие принципы, понимание места театра в жизни общества.
Богатые музыкальные и вокальные данные М. Кропивницкого вместе с ярким актерским талантом вызвали настоящий восторг зрителя. Несмотря на большую популярность, он был очень требовательным к себе, что давало ему как режиссеру право много требовать и от актеров. Стремясь к естественности и правды, художник не допускал "никакой пересади, ни одного крикливого возгласа, ни одного фальшивого взмаха рукой, никакого вихилясу, - в угоду особой общине, чтобы могла за то наградить артиста самой громкой хвалой. Правда, одна только правда, и мера. Но не было при том и холодной повздержності. Сердце, горячее сердце говорило горячее, когда это вызывалось ролею..." [6, 466]. Литературный стиль Кропивницкого формировалось в неразрывной связи с этими чертами его творческой личности.
1872 г. в одесской газете "Новороссийский телеграф" было опубликовано водевили М. Кропивницкого "Помирились" и "За сиротой и Бог с калитою, или же Неожиданное сватовство". Их персонажи - люди состоятельные, заняты сугубо личными делами. Здесь заметно и склонность автора к социально-нравственной проблематике.
После получения разрешения (1881) на спектакли украинского театра (хотя и с многочисленными ограничениями и оговорками) начали возникать украинские труппы в Киеве, Харькове, Одессе. И работа у них не удовлетворяла Кропивницкого, который хотел кардинальных изменений в сценическом творчестве. в 1882 г. он организует свою труппу, которая примерно за год объединяется с гробом М. Старицкого, где Кропивницкий становится ведущим режиссером. Начинается новая эпоха в истории украинского профессионального театра, на сцене которого выступали, определяя его творческое лицо, Г. Заньковецкая, М. Садовский, а несколько позже - М. Садовская-Барилотти, Г. Затыркевич-Карпинская, П. Саксаганский, И. Карпенко-Карый. Выставляя произведения 1. Котляревского, Т. Шевченко, Г. Квитки-Основьяненко и собственные, выдающиеся художники в узких рамках дозволенного цензурой создавали высокие образцы сценического искусства.
Сборник произведений М. Кропивницкого, вышедшей в Киеве в 1882 г., содержала пьесы "Дай сердцу волю, заведет в неволю", "Мироед, или же Паук" и "Невольник". Драматург осмысливал нравственные основы тогдашних жизненных конфликтов, связанных с живучим наследием крепостничества, с формированием новых социальных сил, что приводило разрушению исторически одобренных этических норм и вытеснение их антигуманным, сугубо прагматичным подходом, жертвой которого в первую очередь становится беззащитные тех условий существо - женщина. Счастливые же, при всех драматических перипетий, финалы некоторых его пьес имеют в определенной степени поучительный смысл и тем самым являются полемическими относительно написанных ранее (например, трагедии И. Карпенко-Карого "Безталанна" и собственной - "Две семьи").
Живучесть рабской психологии, разрушения "дворянских гнезд", хищническая конкуренция "чумазого" с подобными себе, русско-японская война и ее влияние на жизнь народа, революционные беспорядки на селе - вот круг тем, которые оказываются в поле зрения драматурга. Актуальность их бесспорна, как и важность моральных проблем жизни творческой интеллигенции, ее взаимоотношений с "толпой", со спекулянтами от искусства, новаторские-поставленных в драме "Беспочвенники" и сатирической комедии (с гротесковым окраской) "Нашествіє варваров". Время от времени писатель обращался и к инсценировки известных литературных произведений: "Глумление и месть" за Шевченко поэмами "Невольник" и "Титарівна", "Чайковский, или Алексей Попович" за". Гребенкой, "Вий" и "Пропавша грамота" за М. Гоголем, "Вергілієві Энеида" по И. Котляревским, "Підгоряне" по И. Гушалевичем, "Усы" по А. Стороженко, "Хоть с моста в воду головой" за Мольєровим "Жоржем Данденом"; к некоторым из них Кропивницкий написал оригинальную музыку.
Органическая связь драматургии Кропивницкого с фольклором проявляется в исходных идейно-художественных позициях писателя, который, отстаивая народное понимание добра и зла, всегда был на стороне бедных и обиженных, в отражении в языке персонажей меткого народного слова, юмора, мелодики украинского языка. В 70 - 80-х годах он обращался и к песни, создал несколько дивертисментов (предшественник современной оперетты). Со временем художественная ткань его произведений уплотняется, и для песен и разного рода этнографических вставок не остается уже места.
Кропивницкий был убежден в том, что только серьезный, проблемный, связанный с интересами и традициями народа репертуар может стать основой развития украинского театра.
Считая, что широкие народные массы еще не в состоянии воспринять серьезное искусство, он ищет средств заинтересовать зрителя, у которого "нервы - веревки, а ум дитинячий". Сценическое произведение нельзя строить "целиком на психологии... массовому слушателю надо густые краски, грубые черты, мораль, чтобы в нос ему бил..." [С, 456]; пока не следует пренебрегать и эффектами, необходимо "только обходить шарж и вульгаризмы".
В произведениях Кропивницкого, который осмысливал "горячие" проблемы противоречивой, полной контрастов эпохи, действуют люди самых разных общественных слоев. Социально-конкретное изображение народа видим в пьесах, коллизии которых основываются на взаимоотношениях простых людей с господами, вчерашних крепостных с вчерашними владельцами их душ ("Пока солнце взойдет, роса глаза выест", "Олеся", "Две семьи", "Помирились"). В таких произведениях, как "Дай сердцу волю, заведет в неволю", "Мироед, или Паук", "Две семьи", "Сумасброд", конфликт имеет морально-этический характер и одновременно связана с процессами формирования новых социальных сил. Он разворачивается преимущественно в семейно-бытовой сфере, однако суть его выходит за эти пределы. Само же семейная жизнь художник видит как ячейка поисков нравственного идеала (драмы "Две семьи" ("Где зерно, там и мякина"), "Зай-диголова") или же такое, что выявляет невозможность гармонии ("Мамаша" и др.).
В изображении семейных конфликтов, сквозь которые как их настоящая первопричина отчетливо просвечивают актуальные социальные проблемы, Кропивницкий близко подходит к новейшей европейской драмы XX в. (хоть в выборе материала и в средствах развертывания конфликта, т.е. во внешнем проявлении мысли произведения, остается еще верным традиции), где именно в 70 - 90-х годах на первый план выдвигаются социальные и моральные проблемы: критическое изображение действительности с особым обострением проблемы положения женщины в семье и обществе в произведениях Б. Шоу, Д. Голсуорси, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, Г. Бракко.
До самых острых, самых совершенных произведений Кропивницкого принадлежат драмы "Мироед, или Паук", "Две семьи", "Олеся". "Зло во всей его откровенной уродливости" (по словам "Одесского вестника" от 20 ноября 1882 г.) выражено в образе Бычка, роль которого исполнял сам автор пьесы. По мнению рецензента, и как драматург, и как актер М. Кропивницкий "правдиво свел все черты этого типа: хищничество, лицемерие, безграничный эгоизм, что кроется под маской благочестия, практический ум, знание людей, умение стать нужным человеком, наглость со слабым и полная униженность и панический ужас в минуту расплаты за грех" [1, 190-191]. Писатель вышел на общечеловеческую, вечную проблему: живучесть зла в его безграничных возможностях приспосабливаться, в вечности, способности противостоять попыткам бороться против него, в том, что даже средства этой борьбы оно способно ассимилировать со своей низкой сущности. Прочитав в письме, підміненому коварным Бычком, что муж бросил ее ради богатой, Елена идет в любовницы до кулака, то есть пытается защитить свое человеческое достоинство способом, не совместимым с ее моральными принципами. Такого вопиющего противоречия, в конце концов, не вигримує психика ранимой, способной на тонкие и глубокие чувства женщины, и она сходит с ума. Надругательство над своими моральными принципами равносильно для него самоубийству. Типичность такой судьбы - в словах героини: "Не я первая, не я последняя! Чем я лучше других?"
О самоубийстве души героини писал С. Дурылин: "...ей больно, стыдно, страшно за Андрея, что он променял ее любовь на этот золотой мелочь, и она мстит ему за это, бередя свое сердце" [7, 135]. Внутренняя противоречивость, вплоть до парадоксальности, смещение понятий заключаются здесь в том, что наказаны не виновника, а его жертву. Трагедия Елены - в ее убеждении, что она осуществляет высший суд над мужем - предателем; довершает начатое им (на ее дезінформовану мнению) разрыв на уровне душ, которые были так счастливо соединены в кратковременную романтическую пору их взаимной любви.
Франко считал лучшими произведениями Кропивницкого пьесы "Две семьи", где "без театральной интриги развивается акция драмы очень естественно и с поэтической правдой, основанным на разнородности характеров" [2, 398], и "Сумасброд" - "талантливо написанную студию из народной жизни, где театральную интригу заступает действительный конфликт разнородных характеров... и где акция без искусственной помощи развивается натурально от начала до конца, творя при том ряд театрально ефектових сцен" [2, 397].
Драмы Кропивницкого "Мироед, или Паук", "Две семьи", "Олеся", "Сумасброд", "Пока солнце взойдет...", "Перед волей", "Кавардак", "Противоположные течения", "Заиленные источники" дают всестороннее представление о судьбе женщины от времен крепостного права до начала XX в.
Бесправности ее положения, поглиблюваного множеством условностей и жестоких традиций, драматург показывает в разных общественных слоях. Беззащитными жертвами антигуманных обстоятельств, безудержного произвола тех, от кого зависит их судьба, становятся крестьянки-беднячки Оксана ("Пока солнце взойдет...") и Елена ("Мироед..."), зажиточная мещанка Зинько ("Две семьи"), дочери помещиков - эмоциональная Арина ("Перед волей") и здравомыслящий Женя ("Заиленные источники"). Активную борьбу ведут и в конце концов побеждают - хотя бы морально - Олеся ("Олеся"), Домаха ("Сумасброд"), Катя ("Кавардак").
Драматург раскрывает трагическое положение женщины и в тех произведениях, где она выступает как второстепенный персонаж. Слова "тут еще живое место" говорят своим мужчинам, которые пытают их, и позасценічна героиня водевиля "Дошел до ума", и Зинько в трагедии "Две семьи". В веселой "комедии с пением" "Джигун" спокойно, почти с улыбкой, как о чем-то обычном, рассказывает мужчина, как он бил свою жену, и добавляет: "Недзя, брат, их не бить - таков закон!.."
Литературное творчество Кропивницкого обозначена поиском, постоянными экспериментами в жанровой и стилевой сферах. Каждое из его произведений имеет несколько вариантов (часто появление их обусловлено вмешательством цензуры), между которы-ми часовой промежуток нередко растягивается на годы, за что и различия между ними довольно существенные.
Стремление драматурга полнее осмыслить сложность жизни и поощрить зрителя к театру нашло свое выражение в жанровой разнообразия и сюжетной изобретательности в двух последних его произведениях. В драме "Казнена сила" (1903) герой, оказавшись "на дне" общества, отчаянно сопротивляется обстоятельствам, и в конце концов погибает, задавленный ними. Финал пьесы "Зерно и плевелы" (1910) кажется неожиданным, однако гибель честного человека, что решилась на бунт, от руки жандарма вполне закономерна. Такой сюжетный поворот появляется в украинской литературе не впервые.
Художественные и гражданские принципы Кропивницкого - актера, режиссера и драматурга в основе своей оставались неизменными в течение всей его творческой жизни. Уже в первых произведениях появляются элементы трагического, которые по мере роста Кропивницкого как художника усиливаются. Это обусловлено как самим жизненным материалом, что был подвергнут осмыслению, так и близкими ему тогдашними представлениями эстетической мысли о близости драматического и трагического.
"Страшная непреодолимая сила" (слова Оксаны из пьесы "Пока солнце взойдет - роса глаза выест") - господа со всем комплексом его взглядов и привычек - не только губит судьбу простых людей, но и разрушает души своих отпрысков, лишая их права на естественные человеческие чувства.
Писатель понимал, что помещик как социальная сила уже сходит с исторической авансцены, и направлял обличительный пафос своих произведений против тех, кто шел на смену дворянству и становился влиятельной силой, - против старшины, новоявленной сельской буржуазии. Слишком широкие права и возможности, практическая безнаказанность папства породили зло сразу во многих ипостасях: беззащитным крестьянам наносится обида, деформируется внутренний мир как самих помещиков, так и крестьян, а это явление оказывается самым опасным, потому что имеет тенденцию к переносу его в следующие поколения. Особенно пагубно это сказывается на той части крестьянства, которая непосредственно соприкасается с господами: дворовые люди, лакеи, конюхи, горничные, а также приказчики, управляющие, экономы и др. Последние, имея доступ к материальным ценностям и возможность присваивать их, лелеяли надежды занять место вчерашних помещиков, что многим из них и удавалось.
Проблема живучести рабской психологии и ее своеобразных видоизменений вырастает в произведениях Кропивницкого до уровня общечеловеческого. Писатель заметил характерную особенность своего времени: нарушение логики общественных отношений, когда человек, не зная нормальных человеческих способов самореализоваться, самоутвердиться, в конце концов, сохранить свое достоинство, прибегает к средствам, противоположных по самой своей сути. Под увеличительное стекло художника попадает специфический тип человека - уродца, лишенной социальной и национального самосознания, жалко смешной в готовности ради денег продать кого и что угодно, даже и собственную честь. Начиная с Гордея Поваренка ("Пока солнце взойдет...") подобный персонаж, в противовес трагическим образам несчастных героинь, время от времени появляется в украинской драматургии, по-своему проявляя трагедию здеморалізованого люда. Соотношение трагического и комического в творчестве Кропивницкого находится, следовательно, в постоянной диалектической зависимости от объекта и способа его изображения.
Уже в первом водевиле Кропивницкого "Помирились" - произведении вроде бы сугубо развлекательном - И. Франко не случайно увидел темные, возможны только в душной атмосфере тогдашней жизни картины, которые показывают тенденцию автора к обобщениям социального характера. Традиционный мольеровский (а собственно, еще из народного ярмарочного театра - балагана) сюжет про находчивого слугу и простоватого господина в водевиле "Пошились у дурні" показал "настоящий сатирический талант" драматурга и его способность "творческой рукой соткать несколько фигур, живьем выхваченных из жизни" [8, 233].
Приобретенный в этих произведениях опыт дает возможность Кропивницкому создать блестящий образец социальной сатиры - этюд "По ревизии ". Изображение духовной пустоты сельского "начальства" - старшины и писаря, под властью которых находятся сотни людей, обнаруживает родство творческой манеры с сатирической традицией М. Гоголя. "Бурная деятельность" старшины Василия Мироновича и писаря Севастьяна Савватьєвича очень похожа также к поведению Эстрагона и Владимира - персонажей пьесы С. Беккета "в Ожидании Годо". И тех, и других одинаково характеризуют слова Эстрагона: "...всегда что-то такое придумываем, от чего кажется, будто мы существуем...". В то же время история ссоры бабы Риндички и солдатки Приськи и примирение их с помощью "начальства" есть не что иное, как театрализованный народный анекдот, и этим произведение ближе подходит к своему пражанру - интермедии, где использовались забавные и смешные истории, рассказы, анекдоты. Ежедневными пиятиками занята вся сельская верхушка: писарь, поп, становой, старшина в Кандалуповій, письмоводитель. Ориентироваться во времени и пространстве возможно лишь за тем, где и с кем бенкетувалося, поэтому и не удивительно, что "потеряли день" Эту, уже привычную, ситуацию подтверждает недовольство сторожа, которому то и дело приходится запрягать лошадей для выезда "по ревизии", и те лошади порой и по двое суток стоят, пока их розпряжуть. Затем все повторяется сначала.
Фарсовый смех превращается во всеобъемлющее обобщение полной прогнилості бюрократического государственного аппарата, который опирается на умственно и морально выродившихся своих прислужников на местах. Произведение является политической сатирой, которая своим внутренним содержанием перекликается с определением, данным М. Салтыковым-Щедриным: "Общество, лишенное нравственности (а что такое нравственность, как не непрерывное служение обязательны?), на что может быть способно? Оно способно единственно на то, чтобы распространять семена найзгубнішої безнравственности".
Кропивницкий имел способность видеть парадоксы и абсурды, а то и преступность в том, что для всех было обычным. Вместе с тем в том, что, с точки зрения обычной житейской логики, воспринималось как парадокс и абсурд, он видел проявление неумолимой закономерности. Социальное, а за ним и психологическое разъединение, а дальше отчуждения людей на почве борьбы за собственность, за право сильнейшего не просто зафиксировано драматургом. Приобретая характер морального диагноза, оно вносит такие нюансы поэтики его произведений, которые приближают ее к литературного экзистенциализма.
Своеобразным явлением в украинской драматургии есть комедии Кропивницкого "Чмырь" (1890), "На руинах" (1900), "Противоположные течения" (1900), "Мамаша" (1903), "Старые сучки и молодые побеги", "Лысый" (обе 1908), водевиль "Дошел до ума" (1909). В некоторых из них имеются признаки трагикомедии, что было новым для того времени жанровым образованием. Главных персонажей - новоявленных господ из вчерашних мужиков, порой и из бывших крепостных изображено сатирическими красками.
Суть трагикомичной ситуации в пьесе "Чмырь" ("Чумазий") заключается в социальной и духовной несовместимости тружеников и паразитов. Небогатый крестьянин Демко Пшинка был нормальным человеком, пока жил своим трудом. Его мелкие недостатки компенсировались здравым смыслом и вмілістю рук, ощущением нужности своего труда. Неожиданно ему достается огромное, по его представлениям, богатство - наследство от умершего в городе брата. И он теряет здравый смысл. Пытаясь перенять внешние формы барского жизни и прикладывая к ним непонятное для него понятие "разные образования", Демко, подобно персонажей комедии А. Островского "Не в свои сани не садись", оказывается действительно в дурацком положении. В конце концов его, неграмотного, ловко обкрадывает хитрый лавочник.
"Чмырь" - одна из самых совершенных пьес Кропивницкого. Стремительность развертывания действия, остроумие ситуаций, лаконизм и точность диалогов, яркость характеров, как и недвузначность нравственной позиции автора, делают ее привлекательной для театра и по сей день.
Если приключение с Пшінкою является следствием временного помрачения сознания героя, то духовная эволюция "купца из крепостных" Кирпы в пьесе "Старые сучки и молодые побеги" уже завершена. Скупость героя, как и его жены, которая экономит даже на питании родных детей, не имеет границ. Многочисленные схватки Кирпы со всеми участниками драматического действия складываются в один всеобъемлющий конфликт бесчестия и порядочности. Логический финал произведения - нелепая смерть Кирпы на куче денег (здесь сатира переходит в гротеск) - рисует сатирическую картину, в которой отсутствуют полутона.
Пьеса Кропивницкого "Мамаша" представляет собой образец того "нового типа" комедии, о который Бы. Шоу говорил как о комедии, "в такой степени трагічнішу за трагедию с катастрофическим финалом, в какой степени несчастный или даже счастливый брак более трагичный от железнодорожного несчастного случая" [9, с. 522]. Драматург рисует зловещую картину полного морального вырождения людей, которым затмила мир безмерная жажда богатства.
Несмешные комедии М. Кропивницкого относятся к типологического ряда произведений, которые в свое время дали основания А. Скабичевському определить своеобразие русской комедии, прежде всего - Островского. В отличие от европейской комедии нравов, в частности Мольера, замечал критик, в российской комедии персонажи являются носителями противоположных моральных норм, ведут разговор, не замечая, что они говорят на разных языках о разных предметах, не понимая друг друга. Это касается как основного конфликта произведений Кропивницкого, так и побочных. Людьми различных миров оказываются просветительница Надежда и ублюдок Николай, а также те крестьяне, которые всерьез считают ее ведьмой ("Противоположные течения"), господа старые и грядущие - Смородина и Стакан ("На руинах"), даже члены одной семьи ("Чмырь", "Мамаша", "Дошел до ума" и др.).
Драматургическое наследие Кропивницкого является своеобразным отражением пути драмы как рода словесно - театрального искусства от традиционной к новой поэтики XX вв.
В первое десятилетие написано произведения преимущественно комедийных жанров - "Помирились" (1869), "За сиротой и Бог с калитою, или же Неожиданное сватовство" (1871), "Актер Синица" (1871) по водевилю Д. Ленского "Лев Гурыч Синичкин", "Пошились у дурні" (1875), "По ревизии" (1882), "Беда не каждому бедствие, другом и талант" (1882), "Усы" (1885). Этим произведениям, как и драмам "Пленник" (1872), "Беспочвенники" (1878-1898), "Пока солнце взойдет, роса глаза выест" (1882), "Мироед, или Паук" (1882), присущие жанровая определенность, основанная на использовании фольклорной поэтики, традиционность системы художественных средств (в частности, развертывание конфликта вокруг главного героя или главной пары, которым противопоставлено их антиподы), яркие психологические характеристики персонажей, чье поведение детерминировано социально. Впоследствии появляются пьесы, в которых конфликт несколько разветвляется, теряя единый центр развития действия, но само действие еще развивается в одном направлении. В драмах "Где зерно, там и мякина" ("Две семьи", 1888), "Сумасброд" (1889), "Олеся" (1891), "Перед волей" (1889), "Кавардак" (1906) наряду с основным конфликтом развивается дополнительная сюжетная линия, которая не только способствует его углублению, но и имеет свою идейно-эстетическую значимость.
Соответственно изменяются и средства раскрытия характера. Например, Олена ("Мироед, или же Паук") от преисполненной надежд безоглядном доверии к Бычка - ее социального и нравственного антипода (которого Елена сначала воспринимает как друга, советчика) - шаг за шагом приближается к гибели. Четко очерчивается ее противостояние той конкретной личности, в которой сконцентрировано вражескую силу. Это еще традиционное построение конфликта: в одном персонаже уособлено положительный, следовательно, страдальческий стержень, а во втором - отрицательный, такой, что воплощает зло, причем всем ходом событий утверждается моральная превосходство первого над вторым. Тяготеет к такого принципа и драма "Две семьи", хотя для понимания натуры Зинки существенное значение имеет осуществляемый ею самой анализ ситуации и психологический самоанализ, а также противопоставление ее несчастью счастью подруги. Социальный конфликт в прямом проявлении здесь отсутствует; причины жестокости Зіньчиного мужа Самрося кроются не в том, что он богат (скорее это традиционное отношение к жене). Трудно определить прямого виновника самоубийства героини. Постепенно драма ведет к более широких обобщений - осмысление положения личности в душной общественной атмосфере.
В драме "Олеся" М. Кропивницкий вывел яркую личность представителя новоявленного барства Балтиза. Немало узнаем о его путь - бывшего управляющего барского имения - до настоящего богатства, и не из событий, а из разговоров. И в теперешнем его жизни определяющими выдаются не конкурентная борьба, а рассуждения (это одна из черт "новой" драмы о человеческой потасовку. Внимание писателя сосредоточено на Балтизовій дочери Олеси - человеку разумному и справедливому, которая имеет чуткое сердце и мечтает учиться, чтобы отдать себя целиком на пользу и помощь людям". Она критически относится к действительности, в частности к папиных методов накопления богатства, пытается понять смысл человеческой жизни.
С характером Олеси в значительной степени связано композицию пьесы, о чем П. Рулин в свое время отмечал: "Может такое ее положение, когда она не знает, к какому делу себя прислонить, и то гуляет поет, то бросается нянчить детей первой попавшейся наймички, - и оправдывает ту традиционную для драмы романічну интригу, что, совсем не пасуя к этой пьесы, была, однако, к ней пришита, и не удивительно, потому что и занимала она в ней второстепенное место, не придавая пьесе настоящего напряжения" [4, 84].
Сказанное свидетельствует о переходном характере архитектоники произведения, в котором так же второстепенной можно считать сюжетную линию Балтиз-Загрива или Олеся-Балтиз. В произведении нет центрального конфликта, вокруг которого разворачивались бы события, так или иначе "работая" на него, нет традиционного нарастания событий к определенной кульминации. Герои не вступают в прямые столкновения со своими антиподами, то есть подаются не так, как в рассуждениях, хотя само действие не исчезает, а сюжет, медленнее, чем обычно, все же разворачивается. Мера активности персонажа зависит уже не от его социальной определенности или индивидуальных особенностей характера, а от душевного состояния, от настроения. Это качественно новая черта психологизма в украинской драматургии. Ее проявления мы видим и в таких произведениях, как "Учитель" И. Франка, "Суета" и "Житейское море" И. Тобилевича (И. Карпенко-Карого). В "Олесе" к тому же и значительная часть диалогов не движет действие, потому что выполняет функцию самохарактеристики или взаимной характеристики персонажей. Есть и моменты, когда диалог выступает средством не раскрытие, а наоборот, сокрытия истинных чувств героев.
Пьесы 900-х годов М. Кропивницкий не раз называл рисунками - "рисунки сельского движения" ("Конон Блискавиченко", 1904; "Трудное время", 1906), "Картинки деревенской жизни" ("Старые сучки и молодые побеги", 1908), "рисунки сельского каламуту" ("Зерно и плевелы", 1910). Это обусловлено их структурой, в которой трудно определить начало, середину и конец действия, завязка, по сути, состоялась в начале произведения, а конфликт финалом не исчерпывается. Эти пьесы являются переходными от традиционной к новой драмы.
В отличие от А. Чехова, который переносил конфликт во внутреннюю жизнь персонажей, М. Кропивницкий постоянно заботился о сценичность своих произведений. Своеобразного отражения приобретает в него общественная потребность в публицистической заостренности искусства: драматург раз предоставляет героям возможность откровенно высказывать свои взгляды, давать оценку различным общественным явлениям, событиям, поступкам. В ряде произведений на сцену выведено большую группу людей, которая слушает речи на общественно-политические темы. Писатель остроумно использует игру слов, которая трагикомично воспроизводит путаницу в головах людей, что не могут, естественно, составить четкого представления о непростых событиях. Кропивницкий довольно часто прибегает к народной этимологии, более понятной простому человеку и более соответствующей парадоксальной сути явления. Так, один из персонажей пьесы "Сумасброд" рассказывает, как он "был за присяжного засудителя".
Сосредотачиваясь на общественных проблемах, драматург отходит от традиционных сюжетных схем. В одной из таких драм - "Трудная эпоха", действие которой происходит на Харьковщине в конце 1905 года, - видим новую черту крестьянства - заинтересованность политической жизнью. Это уже не те тихие разговоры двух - трех, что были в "Мироеды...", это активное открытое обсуждение общественных новостей, в том числе и царского манифеста от 17 октября (как говорит один из персонажей пьесы, "манифест, которым даровано всем народам Российской империи всякие вольности").
Публицистической заостренности "Трудной эпохе" предоставляют и выступления агитаторов, которые разъясняют народу содержание отдельных положений манифеста - гуманных и демократических, если бы они действительно выполнялись. Но пикантность ситуации заключается в том, что в деспотической стране не существует механизмов для реализации провозглашенных политических свобод, и поэтому становой пристав, руководствуясь приказом губернатора, до тех пор никем не отмененным, спокойно прекращает сходку и забирает агитаторов. Что же до крестьян, которые, поняв по-своему свои человеческие права, решили распределить между собой помещичью землю, то с ними разговор короткий и вполне традиционная: "Молчать! В нагайки их, каналій!.. Всех перепорю!.. Я вам покажу!.. Гонітє их к расправє!" (снова игра слов: расправой в селе называли контору).
Интенсивная артистическая (как правило, не менее ста спектаклей в год) и организаторская деятельность. Кропивницкого, разветвленность театральных маршрутов - не только гастрольных, но и тех, что были зу-сказанные отсутствием стационарного театра (многочисленные города Украины, России, Молдавии, Закавказья, Польши, Беларуси), - оставляли немного времени для литературного творчества. Но настоятельная потребность в полноценном репертуаре, преданность искусству, разносторонняя одаренность порождали огромный энтузиазм, который давал возможность художнику преодолевать все трудности "актерского напівциганського жизни", и временные (иногда даже конфликтные и длительные по времени) различия с единомышленниками. Он написал более сорока пьес разных жанров, включая переделками и инсценировкой, переводил Шекспира, некоторые произведения русской драматургии.
Даже в конце жизни, когда из-за резкого ухудшения здоровья вынужден был поселиться на хуторе Уют, Кропивницкий довольно часто участвовал в спектаклях, и дальше писал пьесы, нарушая злободневные, острые темы тогдашней жизни. Его волнуют события 1905 года: в одном из писем он мечтает о тех временах, когда Правда победит Кривду и можно будет "хоть разочек дышать свободным воздухом, услышать свободное пение "Марсельезы" [3, с. 503]. Кропивницкий хлопочет об организации школы для крестьян и их детей, создает две детские пьесы ("Ивасик-Телесик" и "По щучьему велению..." - обе 1907 г.) и работает над их постановкой у себя на хуторе.
Умер М. Л. Кропивницкий 21 апреля 1910 года по дороге из Одессы, где был на гастролях; похоронен в Харькове.
Творчески развивая традиции И. Котляревского, Т. Шевченко, М. Гоголя, А. Островского, М. Кропивницкий внес заметный вклад в литературе художественным осмыслением сложных моральных проблем своего времени. Существенной эволюции подверглись его положительные герои: от долготерпение и пассивного протеста к способности анализировать обстоятельства, осознавать себя как личность, к социальной активности. Драмы и комедии Г. Кропивницкого является своеобразным аналогом так называемых идеологических повестей И. Нечуя-Левицкого, Б. Гринченко, А. Конисского, которые И. Франко назвал первыми пробами рисования новых общественно-политических течений.
Определяющей чертой художественного мышления писателя был интерес к острейших моральных и политических проблем современности, оказывался в публицистической заостренности, сатирической направленности многих его пьес. Усилия художника сыграли большую роль в развитии не только украинского искусства, но и всего национального культурного среды.
В произведениях М. Кропивницкого долгое время видели только мышление экономиста, который прослеживал процесс социального расслоения деревни, формирование в крестьянской среде нового хищника, противопоставление патриархального села городу, которое разрушало народную мораль. Самое же главное в них - это боль за попранную человеческое достоинство, здеградовану личность. Проповедь христианско-гуманистических моральных заповедей сочетается с осмыслением ужасных последствий искажения и прагматического приспособления их. Писатель анализирует проявления деструктивных тенденций в деморалізованій крестьянской массе и ее неосознанный сопротивление слабым попыткам городской интеллигенции принести ей свет знаний.
Контрольные вопросы и задания
Как отражено в драматургии М. Кропивницкого переход от традиционной к новой поэтики?
Охарактеризуйте социально-нравственную проблематику произведений М. Кропивницкого, в частности показ внутренне семейных отношений. Какие интересные характеры здесь изображено?
Можно ли найти элементы публицистики в пьесах N. Кропивницкого? Какую роль они выполняют?
Какими фигурами обогащает М. Кропивницкий галерею женских характеров, созданных украинской драматургией?