Украинская литература 10-х годов ХХ века
Василий Стефаник (1871 - 1936)
Василий Стефаник - это истинный артист Божьей милостью, которым уже сейчас можем повеличатися перед миром.
(Иван Франко)
Непревзойденный мастер социально-психологической прозы, Василий Стефаник занял особое место среди новелістів украинской литературы излома веков. Виртуозное владение словом, тонкое наблюдение человеческой психологии, глубокий гуманизм его произведений, умение постичь бездны человеческой души, найти неповторимый один-единственный образ, что, как в капле росы, выявляет картину, подарили Стефаниковим новеллам многочисленных благодарных читателей среди разных поколений, а модернистская техника письма поставила его на видное место среди писателей-новаторов.
«Я ушел от мамы в беленькой рубашке, сам белый» (Василий Стефаник)
14 мая 1871 года в селе Русов Снятинского уезда на Станиславщине (ныне Ивано-Франковская) в зажиточной крестьянской семье Семена и Оксаны Стефаників родился сын Василий. Мальчик рос среди роскошной природы, окруженный любовью и опекой матери и старшей сестры Марии, в атмосфере маминой песни. Детские впечатления были настолько сильными, что и в зрелом возрасте писатель с щемящей болью в сердце вспоминал, как искал концу песни, что маленьким мальчишкой слышал от мамы».
Учился Стефаник сначала в сельской школе, а поскольку имел хорошие успехи, отец продолжил учебу сына, мечтая, что Василий станет врачом. В Снятинской школе и Коломыйской мужской польской гимназии будущий писатель чувствовал пренебрежение учителей до крестьянских детей, да и ровесники - кавалеры относились к «мужланов» крайне цинично и жестоко.
На всю жизнь сохранился в памяти Стефаника случай, который чуть не закончился фатально. Через невысокий рост Василий не мог достичь рукой доски, висящей на стене. Учитель начал так бить парня по руке, что она сразу опухла, а когда еще и ученики начали глумиться с избитого, он потерял сознание, после стресса хотел наложить на себя руки. Шло время, а острота пережитого боли и стыда не сглаживалась. Впечатлительная душа Стефаника впитывала и другие драматические события, которые формировали трагическое мироощущение будущего писателя.
Гимназия, кроме формального обучения, ничего выпускникам не давала. Поэтому группа гимназистов, которые стремились подлинной образования и применения своих знаний для улучшения жизни крестьян, создали тайный кружок. Среди его участников были одноклассник Стефаника, будущий писатель-сатирик Лесь Мартович, и немного младше них Иван Семанюк, вошедший в литературу под именем Марко Черемшина. Кружковцы выступали с докладами на актуальные темы, обсуждали их; писали статьи для созданной ими газеты «Сборка»; проводили просветительную работу среди крестьян, основывали в селах читальни. Впоследствии Стефаник, Мартович и Черемуха составили «Покутську троицу» - творческое объединение духовно близких художников - земляков.
За активную общественно-политическую работу Стефаника исключили из гимназии. Седьмой и восьмой классы ему пришлось заканчивать в Дрогобыче (1890-1892). Это город привлекло юношу тем, что здесь учился Иван Франко, а рядом был Борислав, так колоритно описанный в произведениях выдающегося мастера. Познакомиться с Франком Стефаникові удалось в Нагує - рассолом, и эта встреча положила начало большой дружбе и взаимном уважении художников. С Франком, по словам Стефаника, он имел «всю жизнь найдружніші взаимоотношения» и именно Ивана Яковлевича из «украинских великих писателей больше всего любил».
В 1890 году Василий Семенович становится членом только что созданной Иваном Франко и Михаилом Павликом радикальной партии, принимает участие в написании ее программы, пропагандирует ее идеи среди крестьян. Этому же периоду относятся и первые литературные попытки гимназиста.
в 1892 году, по окончании гимназии, Стефаник едет в Краков и поступает на медицинский факультет университета. Здесь он принимает участие в собраниях студенческого общества «Академическая община», много читает, знакомится с выдающимся польским писателем-модернистом Станиславом Пшибышевскими, Василием Орканом и другими польскими художниками, которые «научили его уважать искусство», развили эстетические вкусы юноши.
Василий Стефаник с Лесем Мартовичем
Важнейшим событием своей молодости Стефаник считал знакомство с семьей Морачевських1, о чем в «Автобиографии» написал: «София Морачевська - госпожа, что научила меня любить Русов и правду в себе»: «Вацлав Морачевский - моя дорога в мир»: «Юра Морачевский отдал бы мне свою молодость, чтобы спрятать меня в ней от грязи мира».
В Кракове расширился круг читательских интересов Стефаника: Золя, Достоевский, Гамсун, Ибсен, Дюма. Стефаник выступает с публицистическими статьями в газетах «Народ», «Хлебороб», агитирует за крестьянских кандидатов в сейм, которые должны заботиться об интересах простых людей. Аресты, избиения, подкупы, преследования властей, низкий уровень самосознания крестьян к невозможности уменьшали шансы народных избирателей иметь достойного депутата. «Уж сколько раз мужики убеждались, что выборы - это фальшивство и обман. Потому что каждый перед выборами напрошуєся мужикови, а лишь станет депутатом, то забывает не то за мужика, а за уезд, из которого вышел».
За предвыборную антишляхетську агитацию Стефаника арестовали и в сопровождении жандармов привезли в Коломыйскую тюрьму. Напрасно надеялась власть двухнедельным заключением напугать Стефаника, заставить отречься от «мужицкой политики». Он вышел полным решимости продолжать начатое дело. Однако на свободе Стефаник узнал об избирательных махинациях и порвал с товарищами, что предали общие идеалы, «нашли себе обруч железный и добровольно обгородилися ним». В «Автобиографии» он писал: «Я пошел своей дорогой. И дорога самотна, какая-то темная и тяжело ею самому ходить. В душе как-то горько, потому что вне обручем я оставил часть фантастической дружбы и буйности мои, и молодости мои».
Переживания и горечь чувств Стефаника углубляются печальной вестью с Русова о болезни его матери. С этого времени мысли о матери заполнили все его естество. «В ту минуту должны были прийти ему на ум строки Шевченко о возвеличивании немых рабов. И, может, в ту минуту Стефаник почувствовал свое призвание - говорить за онімілих, вырезать страдания и голос народа в вечном материале», - писал Дмитрий Павлычко в «Слове о Стефаника».
1 Вацлав Морачевский - доктор биологии, искусствовед и литературный критик, переводчик произведений Стефаника польском языке; София Морачевська-Окуневская - первая в Австро - Венгрии женщина - доктор медицины; Юрко Морачевский - юрист, доктор классической филологии, автор статей о Стефаника и переводчик его новелл немецком языке.
Василия Семеновича все владніше влечет литература. Даже письма Стефаника до родных и друзей все отчетливее обретают форму поэтических миниатюр.
в 1897 году в черновицкой газете «Правда» увидели свет дебютные новеллы писателя («Выводили из села», «Стратився», «Письмо», «Набожная», «В корчме», «Синяя книжечка», «Сама - саміська»). В следующем году в майском номере «Литературно - научного вестника» напечатано новеллы Василия Стефаника «Заседание», «Вечерний час» и «Из города»идя. В конце 1899 года в Черновцах вышла в свет его первый сборник «Синяя книжечка», единогласно признана специалистами значительным явлением в украинской литературе.
В начале 1900 года после продолжительной болезни умерла мать писателя. После похорон опечаленный Стефаник вернулся в Краков. Невыносимые одиночество, сожаление и отчаяние охватили его. Потеряв интерес к медицине, в 1900 году он оставляет университет. Утешение Стефаник находит в воспоминаниях о маме, в которых «столько большого и глубокого, что мне ни науки, ни людей, ни целого света уже не надо». Матери впоследствии он посвятит новеллу «Дорога».
От горьких мыслей о страшной потере Василия Семеновича спасала работа. Он работал до изнеможения, до забытья. И уже в конце 1900 года во Львове появилась его второй сборник «Каменный крест». Физически и морально истощен, Стефаник нуждался покоя, тишины. Поэтому в июне 1900 года Василий Семенович едет к своему приятелю И. Плешкана в село Чортовці на Тернопольщине. Здесь он пишет «Кленовые листья», «Васараби», «Вор», «Похороны», «Такой панок». Эти новеллы вошли в третьей сборника «Дорога», датированной 1901 годом. Литературная работа изнуряла художника, что показали его письма этого периода проникнуты трагизмом, безнадежностью, предчувствием смерти. Большинство из них имеют жанровые признаки стихотворений в прозе.
На рубеже веков произведения Стефаника уже были широко известны в Украине, России, странах Западной Европы. Поэтому когда в 1903 году писатель приехал в Полтаву на открытие памятника Ивану Котляревскому и встретился с Лесей Украинкой Еленой Пчилкой, Михаилом Коцюбинским, Михаилом Старицким и другими художниками, они приветствовали его как одного из выдающихся деятелей украинской культуры. Однако в творческом труде Стефаника в это время длительный перерыв.
В начале 1904 года Василий Семенович, утомленный странствующим жизнью и одиночеством, женился на дочери священника Ольгой Гаморак. До 1910 года супруги живут в селе Стецеві, неподалеку от Русова. Крестьяне Стефаника уважают и любят, с ним советуются, ему жалуются. Он желанный и почетный гость на свадьбах и крестинах. Почти безвыездно живя в Стецеві, Стефаник занимается хозяйственными делами и накапливает материал для будущих произведений. Публично не выступает. Четвертый сборник его новелл «Мое слово», изданная во Львове в 1905 году, состояла преимущественно из уже печатных произведений (кроме новелл «Суд» и «Мое слово»). Этого же года в Петербурге опубликовали на украинском языке «Рассказы» Стефаника, куда вошли все его произведения.
В 1907 году в Галиции разворачивается агитационный движение в связи с выборами в австрийский парламент. «Он стал душой вечевой движения,- писал Василий Костащука,- неизменным агитатором и обладателем крестьянских дум. Слушая его, народ волновался, огнем пылал или. как ребенок, плакал от умиления. Речи Стефаника были короткие. Простыми, сильными словами он рисовал перед слушателями образы из тяжелого крестьянского жизнь, отгадывал самые сокровенные мысли крестьян, впитывал их в слова и придавал им права гражданства. Ругал и позорил мужские слабости, подносил хорошие стороны, призвал к единству и борьбе».
В 1908 году Стефаника избирают депутатом. Десять лет он выполняет обязанности «мужицкого посла», защищая крестьян на высшем уровне в Вене. Его новеллы печатают в журналах Галиции и Восточной Украины, перекладывают на русском, польском, чешском, болгарском, немецком, французском и других языках. О нем пишут, его приглашают к сотрудничеству издательства, редакции журналов и газет. От него ждут новых произведений, однако он их не пишет, а с 1904 года даже переписки сводит к минимуму. «Не может быть, чтобы Стефаник - наш, а особенно мой любимый писатель, краса нашего анемической литературы, счастливая оазис - замолчал навсегда», - с тревогой писал Михаил Коцюбинский автору «Новости» в 1909 году.
Творческая работа очень истощала писателя. «Кожда моя мелочь, которую я пишу,- признавался Стефаник,- граничит с безумием, и я никого в мире так не боюсь, как самого себя, когда я творю». Об этом прекрасно знала жена и пыталась оберегать мужа от стрессов.
В 1910 году супруги Стефаників с сыновьями Семеном, Кириллом и Юрием возвращается к Русова, в новопостроенный дом. Важно, с каким-то торжественным грустью провожали стецівські крестьяне своего защитника и с надеждой встречали народного защитника жители Русова. Конечно, художник и здесь всячески поддерживал сельскую бедноту.
В 1914 году умерла Ольга Гаморак, оставив троих сыновей. Личное горе совпало для Стефаника с общенародным: началась Первая мировая война, которая разрушительным колесом прокатилась Галичиной, неся народу физические и моральные потери.
В марте 1915 года по фальшивому доносу Стефаника арестовали, однако через несколько дней отпустили. Помогли статус посла и ходатайство Марка Черемшины. Некоторое время Стефаник живет в Вене, где после длительной паузы начинается второй период его творчества (1916-1933) вместе с появлением рассказов «Діточа приключение» и «Мария».
В январе 1919 года в составе делегации от ЗУНР Стефаник принимает участие в празднике Соборности Украины. Он устанавливает связи с деятелями науки и культуры, заботится об издании своих произведений для читателей Приднепровья. С 1919 года его книги постоянно издаются в Харькове и Киеве.
По случаю 55-летия со дня рождения Стефаника состоялся торжественный вечер во Львове. «Ни одного такого слова не писал, которого не хотел написать, и ни одного лишнего слова - сама золотая пшеница, которой долгие лета питаться народ на благо и на славу, на осуществление своих и Твоих больших желаний»,- отмечал в юбилейной статье Богдан Лепкий.
В конце 20-х годов все чаще в прессе появляются сообщения о принудительной коллективизации в Восточной Украине, голод, репрессии. 1929 года Стефаник отзывает свою кандидатуру в академики ВУАН, а в 1931 году в знак протеста против голодомора в Украине отказывается от государственной пенсии, назначенной художнику советским правительством в 1928 году.
24 мая 1931 года состоялся торжественный вечер во Львове, посвященный 60-летию новеллиста. Поступили сотни телеграмм, поздравлений отовсюду; в Галичине и за рубежом опубликовали десятки юбилейных статей о жизни и творчестве юбиляра, сборник стихов и воспоминаний «Дорога».
Стефаник не любил юбилеи, да и тяжелое состояние его здоровья и финансовое положение не способствовали праздничному настроению. Писатель уединяется, никого не хочет видеть. До многих болезней Василия Семеновича присоединяется воспаление легких, что стало роковым. 7 декабря 1936 года Стефаника не стало. Тысячи людей из окрестных сел и городов, многочисленные делегации из издательств, союзов, учреждений провожали великого писателя в последний путь.
Настоящим всенародным праздником стало празднование 100-летия со дня рождения Стефаника. Митинги, научные конференции, открытие памятников в Львове, Снятыне, Русе, Эдмонтоне (Канада); юбилейные вечера в Ивано-Франковске, Львове, Киеве, Москве, в культурных центрах Западной Европы, а также Канады и Южной Америки показали неугасимую уважение и любовь к украинского художника слова. Имя Василия Стефаника носят Львовская научная библиотека и Прикарпатский национальный университет.