Украинская литература второй половины XX века
Василий Симоненко (1935-1963)
Не ищу к тебе ни тропы, ни брода - ты в груди моей, в главе и в руках. Упаду я зарей, мой вечный народ, на трагический и длинный твой Млечный путь.
(Василий Симоненко)
Многим талантливым украинцам судьба отвела мало времени на земле. Тарас Шевченко, Борис Гринченко, Василий Стус прожили только 47 лет, Леся Украинка - 42, Павел Грабовский - 38, еще на десяток меньше - Василий Симоненко, яркий представитель поколения шестидесятников, поэт, гениальный своей простотой, мужеством и бескомпромиссностью. Дмитрий Павлычко так образно представляет жизненный путь Симоненко: «Он мало жил. Словно самолет, что скрывается за горизонтом быстрее, чем добьется до нашего слуха шум его двигателей, Василий Симоненко исчез за кромкой жизни скорее, чем донесся до нас могучий грохот его сердца, заряженный тревогой двадцатого века и любовью к украинской земле. Это сравнение не точное, потому что звук моторов непременно погибает, а звук сердца поэта, качая сердцами миллионов, возрождается в душе народа».
«Здесь я начну зажинок...»(Василий Симоненко)
Родился Василий Андреевич Симоненко 8 января 1935 года в селе Биивцы Лубенского района на Полтавщине недалеко от горы Лысак и знаменитого колодца, описанного Михаилом Коцюбинским и известным историком Дмитрием Яворницким. Над живописной Удай-рекой прошли детские годы будущего поэта. Рос без отца, от которого унаследовал только фамилию. «Лишь от матери ласку знать» пришлось Василькове. Первым учителем, который помогал мальчику познать мир, историю своего народа, был дед Федор, о котором впоследствии Василий Андреевич напишет стихотворение «Дед умер» и рассказ «Дума про деда». Дедушка любил книги, интересовался историей родного края, пересказывал малом легенды, пел песни. «Вася пошел в деда», - подчеркивала мамочка. Мать очень любила своего единственного ребенка, хотя по тяжким трудом в колхозе не видела мира, пытаясь выкарабкаться из послевоенных лишений. Не только материнским, но и Василевим детским рукам приходилось крутить тяжелые жернова, чтобы перемолоть зерно на хлеб насущный. В памяти матери Вася-школьник остался упорным и старательным ребенком: «В школе он учился только на «отлично». Школу закончил с Золотой медалью. А учиться ему было ой как нелегко! Пять классов он закончил в Біївцях, а остальные - в соседних селах Єнківцях и Тарандинцях. А это 9 километров только в одну сторону. Весной или осенью - то еще ничего, а зимой - беда. Послевоенные же зимы были лютые. А пальто у Васи - потрепанное, сапоги - дырявые. Только ни разу он не опоздал на первый урок». Любимая учительница Симоненко Ульяна Демченко в воспоминаниях подчеркивала, что даже педагоги не читали столько книг, как Василий, а еще писал стихи для школьной газеты. Когда односельчане спрашивали Василия, не лучше ли ему бросить учебу, ведь тяжело каждый день туда и обратно преодолевать длинную дорогу, он отвечал: «И почему там трудно? Пока дойду до школы, то все уроки повторю, а как обратно возвращаюсь, то все песни переспіваю».
В 1952 году Василий Симоненко поступил на факультет журналистики Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко. Даже в столице юноша не чувствовал себя оторванным от родного села как духовного сердечника: «Больше всего люблю землю, людей, поэзию и... село Биивцы на Полтавщине, где мама подарила мне жизнь». Чтобы как-то преодолеть хроническое безденежье, а еще и приобрести газетярського опыта, Василий Симоненко согласился работать секретарем университетской многотиражки. Среди однокурсников Василий отличался внутренним аристократизмом. С теплой улыбкой на худощавом лице, Симоненко относился ко всем приветливо и доброжелательно. Был во всем красивой, чистой человеком, бескомпромиссным к лицемеров, сирых и убогих духом подхалимов. Евгений Сверстюк метко отметил: «Симоненко шел в полный рост, красиво шел, как его «Прохожий» - и смотрел перед себя мужественными глазами мужицкого сына. Тропа его имеет волшебную силу выпрямлять горбатые души». На фоне однокурсников Василий казался намного старше не столько внешне, сколько поведением, зрелыми взглядами на жизнь. В характере Симоненко не было наигранности, бравады, напускного пересиченості жизнью.
Студентом Симоненко посещал литературную студию имени Василия Чумака, и друзья избрали его старостой. Николай Сом, один из лучших приятелей-сокурсников поэта, вспоминает об их жизни в общежитии: «Есть в столице Украины небольшая улица, где каждое старое дерево знает живого Симоненко. Это улица Просвещения, которая уже давно просится, чтобы ее назвали именем Симоненко - знаменитого народного поэта. Не может быть, чтобы такой улицы в Киеве не было. Ведь Симоненкова дорога в вечность проходит и через Киев».
В день двадцатилетия Симоненко написал строки, которыми предусматривал недолговечность собственного земной жизни: «Не докорю никогда и никому, / Разве на себя иногда позлюсь, / Что в двадцать лет в моем сердце усталость, / А в тридцать смерти в глаза посмотрю». В студенческие времена был написан и один из самых мощных стихотворений Симоненко - «Толока», в котором говорилось о витоптаний цвет украинской нации, об отсутствии условий для рождения гения в тоталитарном государстве: «Поэзия бесплодна, как толока. / Все замерло, словно прошла чума, - / Нет Брюсова, нет Блока, / Есенина и Бальмонта нет! / У руля - предатели, кастраты / Дрожат от страха в немощи слепой... / Если бы эту толоку распахать, / Шевченко мог бы вырасти на ней!» Сам Василий Симоненко был убежден в том, что именно ему высшей силой поручено защищать правду и добро: «Не знаю, кем - дьяволом или Богом - И Дано мне призвание грустном: / Любить все прекрасное и земное / И говорить правду всем бульдогам».
Хотя большинство выпускников университета пыталась остаться в столице, Василий Симоненко выбрал работу в провинции. Он устроился журналистом в редакцию газеты «Черкасская правда», где часто печатал свои сказки, стихи, фельетоны. Василий Андреевич был также собственным корреспондентом газеты «Молодежь Черкащины» и центральной «Рабочей газеты». Читатели не обходили вниманием его острые очерки, публицистические статьи, рецензии на фильмы и театральные спектакли, отзывы на книги начинающих поэтов (сборники стихов Лины Костенко «Путешествия сердца», Василия Диденко «Зацвітай, калина»). В то же время поэт потерпел тоталитарного давления, замалчивание своих литературных достижений критикой. Он осознавал, что сталинизм не развенчан до основ, а его идеологи надлежащим образом не наказаны, поэтому к ним поэт обратился с грозным предупреждением в стихотворении «Где сейчас вы, палачи моего народа?»: «Не забывайте, уроды, нигде: / Народ мой! В его волячих жилах / Казацкая кровь пульсирует и гудит!».
В поэзии «Древний, обворованный народ!» Симоненко воспел нацию, которая выстояла в неравном противостоянии с тоталитарным режимом: «Новые поколения, как обнова, / В лоне сповиваються твоим. / И дедовская надменная речь / Служит верно и послушно им. // Страстным, орлино-мудрым / зрением / Смотришь во Вселенную из-под век... / Уроды - подтверждение строгое, / Что живешь и будешь жить вовек». Понимал ли Василий Симоненко, что даже во времена «хрущевской оттепели» так остро писать опасно? Конечно, осознавал риск сказанного, даже предчувствовал, что над ним сгущаются тучи, однако не собирался сходить с выбранного пути народного защитника. На стене в рабочем кабинете журналист повесил своеобразную декларацию, в которой сформулировал свои пять заповедей в жизни: «1. Знать язык, на котором пишешь. 2. Стать образованным человеком. 3. Не быть равнодушным к окружающим. 4. Работать до седьмого пота. 5. Иметь то, что от Бога - талант».
В 1962 году вышел первый сборник поэта «Тишина и гром» с предисловием Степана Крыжановского, который делал акцент на новаторстве поэта, что «идет не столько путем изобретения новых художественных форм - что тоже очень нужно, потому что искусство ни в чем не терпит однообразия и застоя, - сколько в сфере новых художественных идей». Этот дебют показал, что в украинскую литературу вошел Поэт, осознающий свое предназначение. Олекса Мусиенко отметил: «Симоненко поразил читателя не изысканным кружевом слов, а озарением красоты собственной души; подлинностью чувств, интеллектуальной высочеством и молодецким задором».
Василий Андреевич оказался замечательным отцом. Его единственный сын Олесь вспоминал, как папа играл с ним, маленьким, рассказывал сказки, читал стихи, и делал это очень искусно. Сказку «Царь Плаксий и Лоскотон» Симоненко написал для своего малыша за одну ночь. Детям Симоненко адресовал интересное произведение в жанре небылицы - «Путешествие в страну Наоборот», взрослым - «Сказка о Обманывала». Автор стихотворных сказок обладал тонкой иронией, доброжелательным юмором, удачно вплетал в сюжет элементы фантастического.
8 января 1963 года в Союзе писателей Украины состоялось обсуждение стихов Симоненко и Винграновского. Председательствовал Максим Рыльский. Когда взволнованный Симоненко продекламировал свои стихи «Монархи», «Прохожий», «Вор», зал взорвался овациями. Присутствующие хорошо поняли подтекст стихов, направленных против Сталина и его сатрапов. Поэтический вечер стал этапным событием для художника.
Для тоталитарной системы талантливый правдолюб оказался опасным. За ним уже вели слежку. А вскоре Василия Андреевича жестоко избили и бросили в камеру милиционеры. Узнав об аресте товарища, 28 августа 1962 года в районный городок Смела Черкасской области прибыли журналисты и освободили коллегу. Они сразу ужаснулись: руки Симоненко были в синяках. Художник почувствовал, «будто что-то оборвалось внутри». Видимо, в результате этого избиения у Симоненко вскоре развился рак почек. В канун смерти, в больнице, он написал письмо Президиума Союза писателей Украины. Побудила его сделать это забота о беспомощную, больную мать: «Уважаемые товарищи и старшие друзья! Обращаюсь к вам в трагическую минуту... Не могу уйти из жизни, не позаботившись о судьбе семьи, особенно матери. Мама моя работала в колхозе 27 лет, но, несмотря на это, вынуждена довольствоваться ролью «содержанки». Первый день моей смерти может стать первым днем ее нищенского прозябания. От всего сердца прошу вас не допустить того, если это возможно, выделить ей из средств Литфонда хотя бы минимальную сумму, которая гарантировала бы ее от голодной смерти... 12 декабря 1963 г. В. Симоненко». Содержание письма хорошо отражал незавидное положение не только Симоненкової матери-колхозницы, но и многих ее сверстниц.
Второй сборник «Земное притяжение», которую Василий Андреевич держал в руках только в виде верстки, был издан в 1964 году. Во Львове увидела свет сборник новелл Симоненко «Вино из роз» (1965), а в Киеве - сборник избранного «Поэзии» (1966). Выход этих сборников в свет имел целью опровергнуть упреки власти отдельных вольнодумцев, что Симоненко подвергся цензурным гонениям. С этой же целью в 1965 году поэта посмертно наградили самой высокой в Украине премией имени Тараса Шевченко. За рубежом украинская диаспора опубликовала стихи, прозу и дневник Симоненко в издательстве «Современность» (Мюнхен) в 1973 году. Книга называлась «Берег ожиданий», а предисловие к ней написал один из самых талантливых литературоведов - Иван Кошелівець. Сборник стихов «Лебеди материнства» вышла на Родине художника аж 1981 года, а книга «Народ мой всегда будет» - 1990 года.
Похороны поэта в Черкассах был многолюдным. На могиле Василия Симоненко возвели постамент, где высечены бессмертные строки поэта: «Можна все на світі вибирати, сину, / Выбрать нельзя только Родину».
Украина не забыла своего сына-страдальца. Именем художника названы три школы: в родных Біївцях, в Тернополе и Черкассах. За лучшие поэтические книги в Украине присуждают литературную премию имени Василия Симоненко.
В 2010 году в Черкассах был торжественно открыт памятник Василию Симоненко. Скульптор Владислав Димйон во время открытия постамента сказал: «Замысел состоял в том, чтобы подчеркнуть, что крыло гения несло его на вершину славы так рано, так молодо, так пророчески».
Художественная сокровищница.
Композитор Анатолий Пашкевич написал музыку на стихотворение «Лебеди материнства» и назвал песню «Вырастешь ты, сын», которую прекрасно исполняли народная и артистка Украины Раиса Кириченко и хоровые коллективы.