Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Волновой Николай (1893-1933)

 

Непревзойденный мастер малой прозаической формы М. Волновой вытворил в нашем писательстве собственный стиль, своеобразную разновидность лирико - романтической, импрессионистической новеллы. На середину двадцатых годов он стал признанным лидером целого литературного поколения и был неизменным детонатором острой критической полемики о путях развития послереволюционной украинской культуры, в частности основал знаменитую литературную дискуссия 1925-1928 гг.

Родился Николай Григорьевич Фитилев (настоящая фамилия писателя) 13 декабря 1893 г. в поселке Тростянец на Харьковщине (теперь Сумской области); учился в начальной школе, в Богодуховской гимназии. Участвовал в Первой мировой войне, именно в окопах, среди солдатской массы упрочиваются его демократические, частично большевистские симпатии.

С 1921 г. он в столичном Харькове, где дебютирует как поэт. Самобытный голос автора сборников «Молодость» и «Предрассветные симфонии» не потерялся в поэтическом разнообразии первых послереволюционных лет. И все же за творческим дарованием М. Хвылевой был прозаиком, он сам это скоро почувствовал и после выхода второго сборника поэзии обращался лишь эпизодически.

Новеллы прозаика привлекали не только тематической злободневностью, но и стилевой, художественной самобытностью, свидетельствовали утверждение новой манеры письма. М. Волновой начинал как неоромантик, хотя в новеллистике легко найти и влияния импрессионистической поэтики, и элементы экспрессионизма, даже сюрреализма. Виражальність в его ранних произведениях ощутимо превалировала над изобразительностью, это была проза музыкальная, ритмизирована, даже нередко алітерована, с очень сильным лирическим струей.

Отличались у «Синих этюдах» такие героико-романтические новеллы, как «Солонский овраг», «Легенда», «Кот в сапогах». В этих ранних произведениях, написанных 1921-1922 гг., еще заметны следы ученичества. Герои-революционеры предстают скорее как символические обобщения, чем индивидуализированные характеры. Но М. Хвылевой был слишком прозорливым и честным художником, чтобы закрывать глаза на драматическое несоответствие между идеалом и его реальным воплощением.

Одним из важнейших в прояснении основной коллизии «Арабесок» является сюрреалистический эпизод сна. Герой бьет и бьет отвратительного крысы, но после каждого удара тот лишь увеличивается в объеме.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Мастерски выписана аллегория предлагает разные прочтения. Можно ее трактовать как предостережение по поводу того, что попытки побороть зло с помощью насилия и зла обречены. Зло и насилие не порождает добро, а лишь умножает зло на земле.

 

Мечта и действительность в произведениях М. Волнового предстают не в контрастных сопоставлениях или идейном противоборстве, а в причудливой связи, предоставляет рассказам и новеллам Волнового неповторимой стилевой новизны и свежести. В сборниках «Синие этюды» и «Осень» мы не найдем поэтического воспевания героики революции, здесь нет пафосного восхваления борцов за новые революционные идеалы, что можно было наблюдать во многих тогдашних идеологических «трубадуров». В рассказах «Мать», «Солонский овраг», «Жених», «Редактор Шею», «Синий ноябрь», «Кот в сапогах», «Я (Романтика)» - сложная революционная действительность, которой больше подходят ключевые слова: кровь, смерть, насилие, трагедия, печаль, безвозвратная потеря чего-то по-настоящему стоящего. Там герои М. Волнового предстают не как победители, которые уже завоевали мир, не как строители будущего если не для себя, то для своих детей, а скорее как жертвы этой революционной действительности. Да, это новые герои, новые люди. Так какое же будущее ждет Украину с такими строителями? - чуть ли не во всех рассказах підтекстово спрашивает сам себя и своих читателей «убежденный коммунист» Николай Волновой. Так, по своим политическим убеждениям он был украинским коммунистом. Именно в этом заключалась его внутренняя раздвоенность и трагедия. Ведь он поздно понял, что большевизм и национальная идея - понятия несовместимые. Николай Волновой воевал за новый мир для своей Украины и одновременно стрелял в нее, как его герой-фанат в новелле «Я (Романтика)» стреляет в собственную мать. Вечное противостояние добра и зла в этой новелле перенесено в душу героя. Это противостояние вызывает небезосновательную тревогу за мир и человека в этом новом мире. Новелла является своеобразным предупреждением о невосполнимой утрате на избранном пути истинных ценностей, понастоящему гуманистических идеалов. Так же можно оправдать величайшими идеями убийство родной матери? Так же, как брата, сына, человека вообще? Да еще и когда эти идеи провозглашаются якобы ради ее счастья и благополучия! Такая абсурдная логика вызывает в душе автора большое смятение, отчаяние. Новелла в 20-х годах перепечатывалась несколько раз. Конечно, те, кто фанатично исповедовали большевистские идеи, спокойно воспринимали ее основную кульминационную сцену и, вероятно, не осуждали поступок главного героя, потому что для них цель оправдывает средства. их могло растрогать разве что только то, что и перед смертью мать не думает о себе, ее материнское сердце понимает сына-убийцу и хочет облегчить его страдания: «Она стоит, воздев руки» и «зажурно смотрит» на него, она в который уже раз говорит, что он, «(ее м'ятежний сын) совсем замучил себя». Эта кульминационная сцена впечатляет незаметной, ненавязчивой силой гуманизма, человечности, настоящих бытийных ценностей, силой, способной побороть зло в этом мире.

Ситуация в новелле М. Волнового трагичнее, потому что его герой сам должен выбрать добро или зло, путь человечности, гуманизма, всепрощение или крутую тропу служения абстрактным идеалам. Путь его выбора очень тяжкое. Собственно, в центре авторского внимания и есть душа лирического героя, ее страдание, растерянность, беспомощность, неумение выбрать единственно праведный путь. Рассказ ведется от имени главного героя («Я»), который руководит батальоном, состоящим из «юных фанатиков коммуны», и имеет расчищать с тыла дорогу революционерам. Трагедия усугубляется, когда главный герой осознает, что он должен сделать выбор: «Я - чекист, но я и человек». В новелле этот выбор звучит как выбор между добром и злом, светом и тьмой. Кульминационным является момент, когда среди приведенных к трибунала врагов герой видит свою мать с символическим именем Мария. Из толпы ее слова: «Сын! Мой мятежний сын!» воспринимаются как голос самой Украины. Это голос предостережения относительно того светлого будущего, которое может быть добытым ценой убийства собственной матери. В непримиримой противоречия столкнулись самые святые для героя чувства: сыновняя любовь, сыновний долг перед матерью - и революционный долг, служение дорогой идеи. Он пытается как-то отсрочить роковое решение («Я - чекист, но я и человек»), и весь предыдущий путь нравственных компромиссов делает развязку неизбежной. Герой перестает быть личностью, которая сама распоряжается собственной жизнью и собственными решениями, он становится винтиком и заложником могучей системы.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Новелла имеет специфическую посвящение: «Цвітові яблони», которая может восприниматься и как своеобразный эпитет, что несет в себе основную идею произведения. Вспомним, что «Цвет яблони»- новелла М. Коцюбинского, в души лирического героя которой также тесно соединилось боже, человеческое начало (тяжелые страдания отца над помираючою трехлетней Олен кой) и дьявольское - подсознательный инстинкт художника, который воспринимает смерть дочери как материал для будущего произведения.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Раскрывается противоречие между извечным идеалом любви и тем безоговорочным служением абстрактной идеи, доктрине, которое, словно ненасытный молох, в конце концов требует отречься от всего человеческого.

Все романтические положительные герои писателя живут вне своим временем, в мечтах об идеальном будущем или в воспоминаниях о идеальное прошлое. Грезит прошлым редактор Шею, мучительно стремясь соединить разорванные исторические связи («Редактор Шею»). «А я вот: Запорожье, Хортица. Зачем было бунтовать? Я ежедневно читаю голодные информации с Запорожье. И я вспоминаю только, что это была житница»). Карка, этого печального дон Кихота (кстати, образ дон Кихота - один из сквозных, наряду с образом Фауста, в творчестве Хвылевого), ужасает осознание, что революция, которой жертвовали себя целые поколения, ничего не изменила.

Не находят себя в серой будничной эпохе Ульяна, Бьянка («Сентиментальная история»), горбун Алеша («Лілюлі»), в которого «глаза напоминают Голгофу». Для всех этих революционных романтиков настоящего времени как бы и нет. Они чувствуют себя заброшенными (в экзистенциалистском понимании данного термина) в это межвременье, в эту уродливую действительность, где можно лишь жертвенно терпеть («не героические будни, а героическое терпение», - так определяет ее Вероника из «Силуэтов»).

Выразительное притчеве звучания новелла «Сентиментальная история». Несколько идеализированная героиня, чистая и наивная Бьянка, искренне увлеченная революционными преобразованиями, в огне которых погиб ее старший брат. Но быстро она убедилась, «что пришла какая-то новая дикость, и над нашей провинцией зашумела модернизированная тайга азіатщини». Новелла может быть прочитана как жизнеописание потерянного поколения, трагическая история безнадежных поисков утраченного времени.

Что же касается надежды, то ее в мифологизированной мироздании прозаика символизирует Мария - человеческая и божья мать, материнское всепрощение и любовь. Это она появляется перед внутренним зрением коммунара-чекиста в первых строках новеллы «Я (Романтика)»: «Из далекого тумана, из тихих озер загірної коммуны шелестит шелест: то идет Мария», «...поистине моя мать - воплощенный прообраз той чрезвычайной Марии, что стоит на гранях неизвестных веков. Моя мать - наивность, тихая жура и благость безгранична». Убив мать, герой оказывается среди мертвого степи, а над «тихими озерами загірної коммуны» исчезает светлое видение Богоматери.

Мария - центральный гуманистический символ новеллы «Я (Романтика)». В этом високотрагедійному произведении, не сильнейшему в прозаическом наследии писателя, автор бесстрашно анализирует одну из основных коллизий времени - коллизию гуманизма и фанатизма.

В трактовке основного конфликта произведения заметен, в частности, влияние антропософських идей. Важным в художественной концепции новеллы есть и развенчания фальшивой романтики, которая заслоняет собой традиционные этические ценности. Заполоненого сомнениями героя-чекиста, «главковерха черного трибунала коммуны», Г. Волновой ставит в экстремальную ситуацию неизбежного выбора. Раздвоенное существо Я-рассказчика раскрывается в его внутренних монологах, в всегдашней попытках самооправдания.

М. Волновой-романтик умел быть и пристальным наблюдателем, аналитиком послереволюционной действительности. Критический, сатирический струя появляется уже в ранней его прозе. Небольшим же повести «Иван Иванович» (1929) писатель показал виртуозное владение сатирическим жанром. Острая ирония, уничтожающий сарказм писателя направлены против все тех же вечных обывателей, мировой сволочи, которая воспользовалась плодами революции и проникла во все соты нового общественного организма.

Об чиновника Ивана Ивановича читаем, что этот «образцовый член такой-то коллегии, такого-то треста» был совсем чужой буржуазным привычкам. Признавал он только «батально-героические и мажорно-реалистичные фильмы», конечно же, советского производства. Кухарка в него не какая-то там старорежимная, а «член местного харчосмаку», и герой, достаточно скромный человек, «никогда не требовал отдельной спальни для кухарки», несмотря на трудности с жильем. Эти детали, будто поданы с точки зрения героя, настолько выразительны сами по себе, не требующих авторских комментариев.

Летом 1926 p., в разгар литературной дискуссии, появилась в печати первая часть романа «Вальдшнепы». Его персонажи, так же неутомимо полемизируя, ищут ответов на самые острые вопросы своего времени. Речь идет о болезненные проблемы национального бытия, национально-культурного возрождения Украины, о осмысления непростых уроков революции.

Дмитрий Карамазов - недавний ее участник. Он является представителем той романтической молодежи, которая и формировалась духовно во время революции. Крушение идеалов приводит Дмитрия к глубокой депрессии. Он - вечный оппозиционер, пробует пересмотреть и переоценить свои взгляды, но не может отказаться от дорогой для него идеи национального возрождения. Однако эта идея противоречит партийной политике. Итак, украинские революционные интеллигенты оказываются на страшном распутье. Это - трагедия поколения, трагедия самого М. Волнового.

Время публикации памфлетов раскрыли еще одну грань блестящего таланта М. Волнового - таланта несравненного памфлетиста, страстного полемиста. В течение 1925-1926 гг. появилась еще ряд памфлетов, объединенных в циклы «Камо грядеши», «Мысли против течения», «Апологеты писаризму». Написано в 1926 г. памфлет «Украина или Малороссия?» был запрещен и стал известным читателю лишь в 1990 г.

Лелея надежды на расцвет украинского искусства, даже мессианскую роль своей молодой нации, писатель прежде всего подчеркивает необходимость избавиться от вековечного назадництва, зависимости от «российского дирижера».

И культурологические проблемы уже не брались оппонентами во внимание. Дискуссия набирала политического характера. Облака одной из самых страшных трагедий XX в. уже собирались над Украиной. Наступала пора горьких поражений и разочарований и для самого М. Волнового. Перестает выходить журнал «Ваплите», а затем прекращает существование и сама организация. Писатель вынужден писать покаянные письма, клясться в верности коммунистической идеологии. Читать эти документы (в частности статьи, направленные против товарищей по перу, как против футуристов или С. Ефремова) горько и сегодня, и они дают представление, в которую тупик «героического терпения» он был загнан.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Своими памфлетами М. Волновой выразил в значительной степени позиции всей творческой интеллигенции. Его статья «О «сатана в бочке», или о графоманов, спекулянтов и прочих «просвитян» (1925) была весомым аргументом в знаменитой литературной дискуссии 1925-1928 гг.

М. Волновой решается на последний шаг в своей изнурительной борьбе. Выстрел 13 мая 1933 г. был трагической точкой в истории украинского возрождения послереволюционных лет. Однако все, совершенное им, осталось в сокровищницу украинской культуры как одна из непревзойденных ее страниц, как залог будущего расцвета, вимріяного М. Волновым.

ЗАПОМНИ

Основные произведения: «Народный Малахий», «Мина Мазайло», «Маклена Граса», «Патетична соната».