ЛИТЕРАТУРА
XX ВЕКА
Павел
Тычина (1891-1967)
Павел
Григорьевич Тычина родился 27 января 1891 г. в с Писках Козелецкого уезда на
Черниговщине в семье дьячка. Учился в бурсе, впоследствии - Черниговской семинарии.
Будучи музыкально одаренным человеком, П. Тычина пел сначала в семинарском,
а позже - городском хоре. в 1913 году он переехал в Киев и поступил в
Киевского коммерческого института, подрабатывал в редакциях журнала «Свет» и
газеты «Рада», а также помощником хормейстера в театре М. Садовского. 1918
года П. Тычина стал членом редколлегии газеты «Нова рада». Того же года в Киеве
вышел первый сборник поэта «Солнечные кларнеты». в 1923 году П. Тычина переехал в
Харькова и стал членом редколлегии журнала «Красный путь». Принадлежал к «Закалки»,
затем к ВАПЛИТЕ. В этот период поэт был неоднократно критикуемый за
националистические уклоны. Чтобы избежать физического уничтожения, ему пришлось постепенно
приспосабливаться к идеологическим требованиям партии.
С 1934 г.
П. Тычина был признан официальным классиком украинской советской литературы,
уважаемый партией и правительством, удостоен всех наград и почетных званий:
в 1929 году он стал академиком АН УССР, членом-корреспондентом Белорусской АН,
позже был лауреатом Сталинской премии (1941) и Государственной премии Украины
им. Т. Г.
Шевченко (1962), министром образования УССР, депутатом Верховных Советов СССР и УССР,
Председателем Президиума Верховного Совета УССР (1953-1959). Последний сборник поэта «Осенние
зари» вышла в свет в 1964 году. Умер П. Тычина 16 сентября 1967 г. в Киеве.
П. Тычина -
один из самых одаренных и найконтроверсійніших украинских художников XX в. Первые
поэзии П. Тычины появляются в 1906-1907 гг. На интерес юноши литературой
имел влияние М. Коцюбинский. Печататься П. Тычина начал 1912 г. в киевском
журнале «Украинская хата». От первых поэтических попыток, обозначенных влиянием Т.
Шевченко, О. Олеся, Г. Вороного, Г. Чупринки и др., поэт быстро эволюционировал,
и уже дебютный сборник «Солнечные кларнеты» (1918) стала событием в украинской
литературе. П. Тычина смог синтезировать принципы импрессионистической и
символистской манеры создание образа, музыкальность стиха, совместить лучшие
достижения украинского и мирового модернизма.
«Солнечные
кларнеты», особенно вторая часть сборника, проникнутые чувством молодости и
оптимизма, светлыми и радостными образами, порожденными надеждой на возрождение
украинской нации к государственной жизни после нескольких столетий колониального
рабства. Отношение поэта к национальной революции раскрывают поэма «Золотой
гомон» и произведения, напечатанные в периодике: «Эй, ударьте в струны кобзари...», «Ой
что в Софийском заиграли колокола...»
Но уже в
декабре 1917 г. большевики развязали войну с Центральной Радой. В память о
погибших под Кругами юношей П. Тычина написал стихотворение «Памяти тридцати».
Жестокость большевистского террора ужаснуло поэта, поэтому и в стихах сборника,
обозначенных 1918 г., ощутимое осуждение жестокости братоубийственной войны и
тревога за будущее Украины, за будущее человеческой души («Открывайте двери...»,
«Война», «По голубой степи...», поэма «Скорбящая мать» и «Дума о трех ветров»).
Отчаяние и
страх навсегда пленили душу поэта. Философские размышления по этому поводу легли в
основу сборника «Вместо сонетов и октав» (1920). П. Тычина понял неизбежность
новой эпохи и склонился перед ней. Следующие сборники «Плуг» (1920) и «Ветер с
Украины» (1924) должны были засвидетельствовать усмирения поэта перед нечеловеческой, непобедимая
силой революции. Однако наряду с ви-использованием новой власти в сборнике много произведений,
которые отражают тогдашнее состояние души поэта, его растерянность и страх.: «И Белый,
и Блок...», «26-П (11-ИП) (на день Шевченко)». Искренне стремясь быть на стороне новой
власти, П. Тычина в течение 1920-х гг. все же пишет такие стихи, как «Голод»,
«Стучать в дверь прикладом», «Кто же это так с тебя посмеяться смел?», отрывки из
поэмы «Чистила мати картоплю...», в которых изображает духовную деградацию и
одичание человека, за что и был неоднократно критикуемый.
1930 года
вышел в свет сборник «Чернигов», в которой, с одной стороны, было прямое воспевание
коллективизации, Ленина, политических статей Сталина и т.д. С другой стороны, эта
сборка была обозначена крайней формальной усложненностью, использованием
бурлескных и простонародных форм, богатством авторских поэтических новообразований,
игрой разными смысловыми плоскостями и т.д. В результате взаимодействия «высокой» идеологической
тематики и «низкой» бурлескной формы текст приобрел откровенно иронического
окраски, что, вероятно, отражало истинное отношение поэта к воспроизводимых
событий. в 1934 году П. Тычина издал сборник «Партия ведет», которая стала этапной на
пути до официального признания его классиком соцреализма и одновременно творческой
деградации. С того времени и до 1964 г. П. Тычина издал много книг - однако
искусная стоимость подавляющего большинства из них не является высокой. Исключение составляет
разве что написана во время Великой Отечественной войны поэма «Похороны друга»
(1942), в который поэт сумел искренне и талантливо передать чувства, которые возникают в
человека во время смерти близких людей.
«Виртуозный
полифонизм лирики П. Тычины («Вы знаете, как липа шелестит», «Из любви плакал
я», «Где-то на дне моего сердца», «Посмотрела ясно» и др.) питался опытом
народного и церковного многоголосия, взорував на произведения Д. Бортнянского и М.
Березовского, которые поразили поэта еще в молодые лета на співанках в Троицком
хоре. То же не удивительно, что поэзии П. Тычины опирались на принципы музыкальных пьес,
актуализировали співні (хоровые) партии...
Гармонично
цельная, поліритмічна лирика, спороджена, по наблюдению М. Рыльского,
«духом музыки», свидетельствовала о приход в украинскую поэзию не просто исключительного
таланта, а профессионального музыки, дирижера, который сознательно обогащал ее достоянием
музыкальной культуры, изымал консонансы, ибо и сам не переносил «дефектов
музыкального слуха», считая их недостатками «языка и стиля», структурировал до сих пор неслыханные
синкретические формы искусства, о них мечтали романтики и модернисты
(Новалис, А. Рембо, Г. Вагнер, А. Скрябин и др.). Уже этим он отличался от
символистов, хоть вивершував их идейно-эстетические поиски, действительно - там
«начался, где Вороной поставил точку», но в этом стиле (как и в любом
другом) ему чувствовал себя тесновато. Поэтому усматривать в «Солнечных группы кларнетов» (1918)
«корону» символистского движения - недостаточно, поскольку П. Шест не устраивал
элегантный «звуковой образ» ни того же М. Вороного, ни Г. Чупринки, ни О. Олеся,
лишался своей линейности в мощной течения стереоскопических світлоритмів,
приобретал в силовом поле синестезии уплотненно предметной, ярко колористической
панмузичності. Образ концентрировался в метафоре (хоть и не ограничивался ею), а не
в символе, который достигал в тичинівському дискурсе особого семантического сгущения,
не вытесняемые на второй план, а злютовуючись в неповторимый единственно-множественный
світообраз («Петухи черный плащ ночи / огненными нитями стачивают» и др.),
воспринят исследователями за «гармонию сфер».
Речь идет
собственно эстетическую концепцию П. Тычины, пойменовану с легкой руки Ю.
Лавриненко «кларнетизмом», наполненную философским смыслом, обозначенную
конструктивной перспективой развертывания творческих возможностей. В основу ее
закладывалась идея всеединства, зманіфестована поэзией «Не Зевс, не Пан, не
Голубь-Дух», потенціювалися этногенетические архетипы, энергия духовного и
национального возрождения, уравновешивались земная сила и божественный чин.»
(Кузнецов Ю.
Украинская поэзия первой половины XX в.- К., 2000.- С. 15-16.)