Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Ольга Кобылянская (1863-1942)

 

«Кровь людская - не волица»

 

Повесть «Земля» (1901) - одно из самых выдающихся произведений современной украинской литературы на рубеже веков. В ней писательница мастерски соединила реалии жизни крестьян на Буковине с мифологическими и неоромантичними его измерениями. В повести ярко проявилось модернистское образное мышление автора, которая фабулу братоубийства за землю осветила сквозь призму общечеловеческих проблем: жизни и смерти, греховности и святости, преступления и искупления, любви и ненависти, власти земли над человеком. Литературовед Степан Смаль-Стоцкий, современник писательницы, писал, что «Земля» очаровывает читателя «своей красотой, художественным разрисовкой большого фона события, захватывает большой идеей, большим бесподобным синтезом», вследствие которого «демоническая сила земли творит свою поэзию». Межпредметные параллели. Тема власти земли над крестьянином принадлежит к вечным темам в искусстве. Она достигает мифологии античных времен. Деметра, греческая богиня плодородия и земледелия, научила людей, как возделывать поля под зерновые культуры. В XIX веке эту тему поднимали французский писатель Оноре де Бальзак («Крестьяне»), польский - Владислав Рэймонт («Крестьяне»), немецкий - Вильгельм Поленц (трилогия «Сельский священник». «Крестьяне», «Могильник»), русский - Глеб Успенский («Власть земли»), а также украинские - Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Василий Стефаник и другие.

Правда, если в произведениях зарубежных художников крестьянин - объект сострадания, обездоленный человек, за которым с дальнего расстояния наблюдает «объективный» и «равнодушен» наратор, то в «Земле» Ольги Кобылянской - субъект созидания внутреннего мира, который словно вырастает из земли и изображается сквозь призму верований, предрассудков, действия чар, приворотного зелья, гадания, снов, предчувствий, мистических явлений. Персонажи произведения - фаталисты, глубоко верят в определенность и неотвратимость судьбы. Этот мифологический мотив является сквозным в художественном мире повести и характеризует мировосприятие земледельца, его единство с природой, землей, которая одухотворюється и становится важным фактором формирования мировоззрения героев. Антитеза является движущей силой развертывания художественной картины мира: сопоставлены цивилизацию и природу, мечтательное воображение и мудрость, страсти и разум, преступление и моральную силу, равнодушие к природе и поэтически-трудовое, мистическое ее восприятия. Персонажи автора находятся в вечном циклическом кругообороте жизни людей на земле, в мире, что несет в себе красоту, гармонию и тайну прошлого и будущего, которое предусматривает вечное возвращение, а следовательно возрождение человеческого духа. В целом власть земли несет положительную энергию для человека, однако в силу стечения антигуманных общественных и личностных факторов в характере крестьянина приобретает негативного воздействия. Личные эгоистические черты в характере Саввы, его страсть к разрушению, нелюбовь к земле привели его к преступлению, нарушение человеческих моральных ценностей, а значит - братоубийства.

Из этого следует идея произведения: «земля должна быть для человека, а не человек для земли». Земля, призванная рождать жизнь, в произведении Кобылянской становится причиной смерти. Гуманистическая идея повести состоит в отрицании темной власти земли над человеком. Произведение пронизывает жизнеутверждающая вера в духовное раскрепощение человека, в победу светлых начал жизни, а ее предупреждающий пафос перекликается со словами народной песни, опубликованной Маркияном Шашкевичем в альманахе «Русалка Днестровая»: «Кровь людская - не водица, / Проливать не годится».

История написания повести, типы и прототипы. В основу сюжета произведения легли подлинные события, имевшие место в селе Дымка, где с 1889 по 1891 годы проживала Ольга Кобылянская в небольшом имении, приобретенном отцом. В селе она глубоко познала крестьянское жизни, в частности знала семью Константина Жижияна, который имел двух сыновей - Саву и Михаила. в 1894 году в семье произошло трагическое событие: Савва, желая быть единственным наследником отцовской земле, убил старшего брата Михаила. Это событие очень впечатлила писательницу: «Факты, побудившие меня написать «Землю», правдивы. Лица почти все из жизни взяты. Я просто физически терпела под з'явиськом тех фактов, и когда писала - ох, как я волнами рыдала/» На этом документальном материале писательница художественно отразила вечную тему Каина и Авеля, предательства и искупления. Впоследствии Савва Жижиян - прототип Саввы Федорчука - эмигрировал в Канаду, где и умер. Маріука Магіс - прототип Рахіри - прожила девять лет с Саввой. Когда он ее бросил, тяжело работала на земле, чтобы прокормить детей. Прототипами других персонажей «Земли» были крестьяне из Дымки и других сел. Описывая жизнь тогдашних земледельцев, писательница не копировала их, а прибегала к образных приемов индивидуализации и типизации: лицо наделяла сущностными для эпохи чертами и обобщенными, воссоздавая образ мышления, мировоззрения народа, но изображенные им герои ярко индивидуальны и неповторимы. Не случайно Иван Франко отметил поэтичность и «высокое мастерство» повести, которая «будет иметь длительное значение еще и как документ способа мышления нашего народа во времена нынешнего тяжелого лихолетья».

Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие произведения. Жанр «Земли» автор определила как рассказ. Михаил Коцюбинский в письме к нему писал о «Земле» как о повести, в которой «и природа, и люди, и психология их» производят сильное впечатление. Традиционно произведение относят к социально-психологической повести, поскольку в ней социальные вопросы освещаются сквозь призму психологизма, изображается сложный душевное состояние героев, их предчувствие, страх перед неизвестным. В то же время в произведении представлен «самый смелый вскрытие крестьянской психики» (Дмитрий Павлычко), показывают, как социальная несправедливость пускает корни в человеческую душу, искажая ее мораль, толкая на преступление. Из глубин подсознания всплывают приглушенные инстинкты, желания, символические картины, образы - символы.

Искусство изображения загадочных и подсознательных процессов души, внутренних импульсов, борьбы со своими кликами, скрытыми желаниями героев, анализ их поступков - непревзойденные с художественной точки зрения. В этом плане повесть украинской писательницы созвучна с идеями немецкого психоаналитика Зигмуда Фрейда, которые активно осваивали художники XX века. Так создавалась эпическая панорама жизни. Это дало основание Ивану Франко «Земля» Ольги Кобылянской отнести к роману: «Концепция романа тонко задуманная и хорошо изложена, персонажи произведения очерчены четко, описывая события, писательница не выходит за узкие пределы одного села, чтобы дать широкую картину культурного уровня буковинского народа, и все же сохранность проникнута таким эмоциональным настроем, что это дает «Земле» особого очарования». Современные литература знатоки Иван Денисюк, Зенон Гузар и некоторые другие относят произведение к жанру романа, в котором проявили себя эпическая глубина, романне мышления писательницы.

По художественной структурой повесть Кобылянской можно назвать органическим, то есть такой, в которой сюжет выстраивается адекватно развития общественных, идейных, психологических и бытовых отношений между героями и окружающей средой. По жанру «Земля» - центроподійна повесть, художественная картина мира вращается вокруг главного персонифицированного образа - Земли, которая, словно фокус, впитывает все противоречия времени и содержит все пружины сюжета, группирует героев и предопределяет их мировосприятие. Итак, мотив власти земли предопределяет сюжетно-композиционную организацию текста. Сюжет произведения концентрический, события воспроизводятся в причинно-следственных связях. В первой главе представлены экспозицию и завязку главной сюжетной линии.

В центре картины произведения - в прошлом бедняк, а теперь зажиточный крестьянин Ивоника, его жена Мария, сыновья Михаил и Савва. Каждый из них имеет свое понимание счастья и значение земли в их жизни. Родители обожают землю. Ивоника беспокоится, кто будет обрабатывать поле, когда Михаила заберут в рекруты. Отец идет на жертву: продает пару волов, чтобы откупить сына от армии. И его потуги напрасны - Михаил вынужден идти в императорскую армию. У родителей свое понимание счастья детей; они никогда не согласятся на брак Михаила с бедной наймичкой Анной. Федорчуков не интересуют чувства сына. Они уже выбрали ему девушку Прасину из состоятельной семьи, ведь нивы обоих хозяев «граничат между собой, составляют одну равнину: их сила одинакова». Так намечается конфликт между родителями и детьми. Завязка сюжетной линии завершается в третьей главе, когда Михаил и Анна встречаются в поле. Эта сюжетная линия обозначена лирико-романтической тональности, нежностью чувств, богатством красок.

Параллельно развивается сюжетная линия Саввы - Рахіри, которая имеет большое влияние на юношу («она отбирала ему весь разум и все сознание его сущности, была для него богиней и держала его при себе, словно магической силой»). Однако девушка также бедная, ее отец происходил из цыган и был безземельный. Поэтому Федорчуки против женитьбы Саввы с Рахірою. Развитие действия связывается с пребыванием Михаила в армии. Это впечатляющие картины издевательства немецких офицеров над новобранцами - вчерашними украинскими крестьянами, которые не знают немецкого языка. Экспрессию повествования усиливает рассказ Михаила отцу о неописуемые мучения в армии, даже намерение дезертировать, хоть за это беглецов расстреливали. Однако находясь в городе.

Михаил понял, что можно прожить без земли, чтобы было желание работать. Во время отпуска он очертил перед Анной выход из драматического положения, убеждая его в возможности счастья влюбленных даже без земли.

Сюжетные линии Михаила - Анны, Саввы - Рахіри пересекаются, образуя напряжения в развитии сюжета. Рахира, узнав, что Анна ждет ребенка от Михаила, попыталась висварити ее, однако получила отпор от женщины. В события вмешивается Савва, обещая отомстить Анне. Драматизм действия возрастает, приближаясь к кульминации. Одной ночи Савва с Михаилом пошли к барскому лес за жердями, чтобы починить забор. Второго дня Михаила нашли в лесу убитым. Автор использовала детективный прием: самой трагедии, что произошла в лесу, не показано. Она воспроизводит реакцию односельчан на страшном событии. Родители и Анна подозревают Саву, и небезосновательно. Однако однозначного ответа, кто убийца Михаила, не дано.

События в повести Ольги Кобылянской хронологически охватывают время в течение двух лет. Однако важную композиционную функцию играют в тексте такие повествовательные приемы, как ретроспекции, то есть возвращения в прошлое персонажей, и пролепсиси, то есть забегание в будущее, с помощью которых расширяется измерение изображения художественного мира. Автор прибегает к таким композиционных единиц, как описания природы, времен года, описание портретов героев, интерьера, картин труда круг земли, авторских характеристик. Психологическая выразительность достигается через диалоги, монологи, внутренние монологи, которые фиксируют душевные переживания персонажей.

В композиции «Земли» смысловую художественную функцию выполняет эпиграф, который подчеркивает фатальность судьбы «детей земли»:«Кругом нас находится какая-то бездна, ее вырыла судьба, но здесь, в наших сердцах, она самая глубокая». Такое же смысловую нагрузку масс эпилог, в котором сказано, что произошло в будущем с героями. В построении образного мира повести важную художественную роль играют образы-символы, лейтмотивы, подтекст, что свидетельствует о модерне средства автора в моделировании картины бытия героев.

 

 

Сергей Васильковский. Волы. 1900

 

Мифологический образ земли. Концепт земли в художественном мире Ольги Кобылянской имеет философское измерение. Это архетипический, то есть первоначальный образ, известный человечеству с древних мифов. В этом аспекте земля изображается двопланово: как генератор жизни, движения, изменения, обновления, вітаїстичного утверждения добра и одновременно как роковой разрушитель, темная сила, что вызывает зло, забирает в свое черное лоно людей, животных, растения. Такая интерпретация образа свидетельствует древнее представление наших предков о земле как основу бытия, в котором жизнь и смерть - равнозначные величины. Восприятие персонажами земли неоднозначное. Івоніку, Марийку с землей объединяет мистическая духовная связь, представления крестьян о жизни, смерть и вечность. Ивоника говорит Михаилу: «Знаем только землю! Она черная и руки наши почернели от нее, и она святая. Сквозь наши руки идет и белый хлебушек». Это своеобразная крестьянская философия. Хлебороб своим трудом «цивилизует» землю, превращает ее в рай, где люди едят белый хлеб. Он верит в счастливую, данную судьбой землю, на которой жили его предки, будут жить и засевать поля и внуки. Дмитрий Павлычко справедливо отметил: «Кобылянская показала труд как спасение человека в дни величайшего горя и тем самым открыла еще одну сторону труда как главного смысла человеческой жизни. Ивоника и Марийка, если бы они на себя посмотрели со стороны, как Гамлет, сказали бы: быть!» Именно труд круг земли возрождает в труженику «целостного человека» (Иван Франко), с ее восхищением красотой родной земли, пробуждает философию антеїзму и философию «еродної труда» Григория Сковороды. Как только человек отстраняется от нее, она вырождается, мертвее, становится злым, эгоистичным, совершает преступления.

В художественном мире Кобылянской образ земли обозначают оппозиционные пары: вітаїстична, воспроизводимая сила природы / черная, стихийная и роковая сила; красота / ужас: свобода / неволя («власть земли»); духовное возвышение личности / низкое падение, антилюдяне начало. В русле модернизма писательница показала, что причиной и следствием поступков полевода были не только социальные корни жизни конкретного человека (постулат реалистической эстетики), но и поступки, которые не подлежат причинно-следственным связям, обусловлены подсознательными импульсами. Для героев произведения Ольги Кобылянской земля таит в себе мистическую, черную стихию, что порождает каина среди людей, драматизм жизни. Христианский мотив жертвоприношения земле звучит из уст Маши, которая обращается к мертвому Михаила: «Не для тебя, сынок, была она, а ты для нее! Ты ходил по ней, а как вырос и стал годен, она отворила пасть и забрала тебя!» Христианский миф об Адаме відлунюється в образе «естественного человека» Івоніки, который, стремясь добра, совершает грех, рождает смерть сына, а потом - смерть внуков. Постепенно герой возрождается через страдания и самоосудження, что восстанавливают в его сердце настоящую любовь к человеку. Поэтому земля предстает как реальный и одновременно мистический образ, как божество, что пожирает и возрождает человека. Ее могущественная и тайная энергия определяет предковічний зов земли, влияет на судьбу персонажей произведения.

Повествовательная манера. Жанр повести позволяет писательнице создать целостную картину мира. Большое количество персонажей, совокупность событий, иногда удаленных между собой временными и пространственными промежутками, - все это объединено логике развития сюжета, причинно-следственными связями и идейной системой взглядов автора. Именно поэтому важную роль играет рассказчик усезнавець в произведении. В «Земле» применен третьоособову рассказ, при которой позиция наратора является внешней относительно описанных событий. Он не принадлежит к оповідуваного художественного мира, но обладает полной информацией о нем. Его голос является объединяющим фактором для эпической целостности произведения. Он представляет описания, сведения о действующих лицах, его речи органично сочетает эпизоды произведения в единое целое. Описывая свадьбу Параски, рассказчик акцентирует внимание читателя на психологической напряженности ситуации, неестественном сочетании молодой девушки и старого жениха через введение художественного образа: «Голос скрипки, жалобный, роздразнений, бросился в беспамятстве, а потом как будто навеки сочетал их с собой...» И тут же подтверждает свое видение изображением психического состояния инициатора этой свадьбы Евдокии: «И еще двое людей не разделяло сегодня радости присутствующих. Это была Докія. которая из жалости, что дочь покидала так вовремя ее дом, стала на лице как будто земля, и отец дружбы Михаила, старый Ивоника Федорчук. Оба сидели в одном углу на скамье и грустили. Евдокия несказанно терпела от сознания, что «сиротеет»; а во-вторых, она хорошо видела, что ее растение зять не был ни красив, ни видный парень, и что Прасковья улягла ее почти отчаянным мольбам, что выхо дила за него». Из уст рассказчика мы узнаем не только ход событий, но и их мотивы, оценку, восприятие действующими лицами. Однако в произведении звучит история не рассказчика, а непосредственных участников, ведь в его словах слышим голоса Михаила и Саввы, Рахіри, Анны, Евдокии, семье Федорчуков, жителей села, которые стали свидетелями трагических событий. Наратор через речь и внутренние монологи передает взгляд персонажей на мир и события, читатель видит весь спектр страстей, что бушует в головах участников событий. Этот прием наряду с другими средствами создания характеров дает возможность автору представить целостную художественную картину.

Однако розповідна манера в произведении меняется, когда после убийства Михаила ограничивается угол зрения персонажей, а Савва и Рахира изображаются с помощью внешней фокалізації. Наратор не сообщает о ходе мыслей Саввы и Рахіри, что позволяет усилить интерес читателя до сюжетных перипетий. До конца произведения читатель так и не нашел убедительного подтверждения вины Саввы, ведь рассказчик не применил внутренней фокалізації, поэтому его мысли остаются загадкой. Зато в речи наратора подозрение о причастности Саввы к преступлению подается как коллективная точка зрения крестьян. Такой повествовательный прием намекает читателю, что человек, способный на преступление, остается неясной для общества, которое может лишь догадываться о причинах подобного поведения и даже определить виновного косвенными доказательствами, возможными мотивами, исходя из прошлого и характера человека.

Система персонажей. Магическая власть земли такая, что делит людей на богатых (Ивоника, семья Тодорки, Іфтемія), средних средствам (Евдокия, Онуфрий) и гастарбайтеров (Анна, семья Григория), на героев, что любят землю, и тех, которые сторонятся ее. Галерею дополняют образы трудолюбивого Петра, юмориста Онуфрия Лопаты, пьяницы и убийцы Григория Чункача. Колоритными персонажами являются Евдокия, Доминика, Парасинка, которые любят землю, чувствуют ее призывы. В то же время земля влияет на формирование полярных по натуре сыновей Івоніки - Михаила и Саввы, их поступков, предпочтений, желаний. Художественное мастерство писательницы оказалась в умении изобразить индивидуальные характеры, богатство внутреннего мира. Некоторые из них задумываются над философским вопросом смысла жизни, в частности старый Ивоника: «А в конце концов... зачем человек живет?», с грустью констатируя: «Не на то, чтобы делал, день и ночь тяжело делал? Пока мне Бог сил даст и буду жить, буду делать. Бог сам позовет нас уже. чтобы мы почили. Наша судьба работать, поэтому то и отдых наш без конца. Так уж сам Бог дал!»

В образе Івоніки Федорчука изображено ментальные черты украинского земледельца. Он воплощает идею «магической силы, которой мужик демократической и долго порабощенной нации прикованный к матери земле» (Денис Лукиянович). С помощью антитезы рассказчик изображает противоречивый характер героя, который соединил в себе изначальную любовь к земле и покорность перед сильными мира сего, природную доброту и настойчивость, любовь и чувство справедливости. Образ полевода моделируется с особым психологическим проникновением в его духовный мир, прослеживается история его становления как зажиточного хозяина, который не потерял человечности, искренности, доброты. Горкой и изнурительным каждодневным трудом с женой он приобрел землю, получил определенные доходы. Лаконичные портретные детали индивидуализирующие труженика («Он был мелкой, слабой строения тела»), но особенно экспрессивно изображается портрет прибитого горем отца в эпизоде, когда Ивоника просил у судей разрешения завтра похоронить сына. Контрастные цвета оттеняют его образ: седые волосы и черные от труда и мозолей руки, которые касаются барских ног, падают мужские слезы. В тяжелом горе он обращается к земле, которую он любил, а теперь ненавидит: «Бери его, - заскрежетал сквозь зубы, - бери и спряч. Труд и кровь моя пошла в тебя, а теперь бери же его!»

Образ Івоніки подчеркивает народную речь, пересыпано метафорами, меткими фразеологічними оборотами, яркими красками. Автор применила разнообразные средства психологизма, прежде всего - монологи и несобственное прямой речи, с помощью которых вырисовывается художественно правдивый образ буковинского крестьянина. Всезнающий рассказчик проникает во внутренний мир отца, который переживает до предела напряженные моменты жизни (пребывания Михаила в армии, убийство сына, разочарование в неосуществимости мечты). После смерти сына Ивоника духовно прозрел, поняв темную силу власти земли.

В образе Маши Федорчук изображены характерные черты крестьянки: неутомимый трудолюбие, рассудительность, покорность мужу. Ее образ воспроизводится в развитии, в спорных помыслах и поступках. Смолоду Марийка потерпела мытарств бедной работницу. Выйдя замуж за Івоніку, она неутомимо работает, добивается успеха, становится состоятельным и уважаемым в общине хозяйкой. На ее образе прослеживается пагубное вылил власти земли на женщину-труженицу, собственнический инстинкт которой приводит к ослепленности и неблагоразумных шагов Маши. Душа когда кроткой и искренней девушки черствеет, озлобляется. Мать любит своих детей, но испытывает неприязнь к Савы, который стремится жениться Рахірою, проклинает его. После смерти Михаила в душе Маши побеждают черные силы. Она даже бьет Анну, а впоследствии ее прогоняет вместе с детьми, ведь Анна продолжала везде говорить, что Савва убил брата. Вскоре маленькие внучки Машеньки умерли. Измученная душевно, она несказанно жалеет за Михайловими детьми и ненавидит Саву, Рахіру и их детей. Власть земли взяла Машу в свои темные объятия. Ее душа окаменела, и женщина потеряла смысл жизни.

Повесть Ольги Кобылянской наполнена мифологическими и библейскими интонациями и символами:«Бог дал ему (Івоніці) двое детей. А что по одной стороне было именно хорошо, получилось по второй именно зло. А он их все равно любил, выкормил одинаковой трудом своих рук. Оба были его родные-родные дети...»

Моделируя образ Михаила Федорчука, писательница мастерски соединила психологическое и социальное начала с драматическим накалом и лирическим струей. Его образ создается с помощью портретных деталей (Михаил был молодец! И не большой, а плечистый и сильный. А с лица, как у девушки, только что над устами засіявся ус. Девушки в селе знали: был застенчив и замкнут... Был сильный, как медведь. Но сердце у него мягкое, как тесто!») и характеристик рассказчика, который отмечает его уравновешенность, вежливость, покорность родителям, наделяет юношу жизнерадостным мировосприятием и трудолюбием:«Молодой парень сопротивлялся всему рвению. Смеясь выходил из дома и смеясь возвращался назад. Словно олень, перескакивал весной глубокие окопы в полях, которым гнала разбушевавшаяся вода, а осенью, как птица с высоты, различал и в найгустішій тумане все предметы на просторах». Сравнения подчеркивают свободолюбивую и благородную душу героя, который утверждает себя в труде. Он любит пахать и засевать поля: «Я это так люблю делать, и кто знает, когда вновь за плугом ступатиму», - говорит он Івоніці перед армией. Михаил по типу темперамента - флегматик, то есть человек, которому присущи уравновешенность, пунктуальность, настойчивость в работе.

 

 

Леонид Адамович. Михаил Федорчук. Гравюра

 

Поэтичность натуры Михаила характеризует выразительная деталь: сын просит отца принести в казарму свирель. Пребывания на военной службе было ужасным испытанием для юноши, который, в отличие от отца, не отличался героическим стоицизмом. Однако военная муштра закалила его характер и расширила кругозор. Михаил становится решительным, расчетливым, мечтает о счастье с Анной в совместном труде.

Между землей и Михаилом существует органическое единство, он чувствует внутреннюю гармонию с ней, любит лелеять поле своим трудом. У парня работа вовремя и толком сделана, везде в хозяйстве порядок. Он романтичный и возвышенный, эмоционально воспринимает окружающую среду. В отношении Михаила к земле нет слепого поклонения ее власти. У него отсутствуют дрібновласницькі инстинкты накопления ради накопления богатства, ведь, в отличие от отца, парень не планирует расширять хозяйство. Любовь к земле не затмила его страстной любви к Анне, хотя он понимал, что его выбор не воспримут родители. Наконец, Михаил решил бороться за свое счастье - пойти против воли родителей и жениться на любимой, оставить хозяйствования на земле и строить новую жизнь в городе. Однако его мечтам не суждено было осуществиться: в лесу Михаила нашла пуля Каина. Темная власть земли рукой убийцы отомстила ему, забрала в свое лоно. Библейский миф о Каине и Авеле в повести «Земля» нашел новое прочтение.

Мифического Каина напоминает образ Совы. Писательница считала, что «судьба человека - в его характере». Поэтому братья были наделены разными характерами и разными судьбами. Даже портреты непохожие. Савва «с лица которого на мать и был бы хорош, если бы не его безустанно заблудший взгляд, что имел в себе что-то холодного и беспокойного. С его нежного, почти детского лица обидно поражал его взгляд и відтручав от себя. Холодным, как нож, зимнего блеском, что постепенно соревновался, відпихав от себя». По типу темперамента Савва - меланхолик, т.е. обладает замкнутостью, глубиной и устойчивостью эмоций, преимущественно негативных при слабом внешнем проявлении. Для Саввы служба в армии - каторга. Чтобы не быть жовніром, он предпочитает отрезать себе палец или выпить какого-нибудь напитка и подорвать здоровье. Родители не нашли «ключик» к сердцу парня, не сумели преодолеть его недостатки характера, поэтому Савва вырос хитрым, коварным, ленивым, упрямым, злым, циничным и завистливым. Родители лишь высказывали свое недовольство его ленью, безответственностью, нежеланием работать на земле, а особенно - отношениями с цыганкой Рахірою, девушкой легкого поведения и двоюродной сестрой. Однако Савва все делал им наперекор. Его сознание раздваивалась от противоречивых чувств: «Он любил свою мать, кажется, больше, как папы и брата, но бывали волны, в которых ненавидел ее, так как теперь, с целой души своей, когда сетовала на Рахіру и прискала пренебрежением, как ядом». Когда Савва сердится, то не контролирует свои слова и поступки. В его душе преобладает черное начало, стремительность к убийству животных и птиц без любой потребности. Второе, темное, злобное, подпольное «я» сознания разглядела мать: «В чем нет порядка! Сегодня хотел пахать, хотел день в день за плугом ходить, а завтра или позавтра будет, как тот волк, сновать, рыская, будет хмарний. беспокойный и ничего пальцем не коснется». Такое поведение Саввы Михаил объясняет Анне: «Се уже грех им так правит». Такими штрихами рассказчик выстраивает логику характера героя, что приведет его к преступлению. Ольга Кобылянская совершила не так социально-психологический вылил власти земли на человека, как этико-моральные мотивы, обусловленные бессознательными импульсами.

 

 

Леонид Адамович. Савва Федорчук. Гравюра

 

В художественном мире повести образ Рахіри противопоставляется Анне и рисует мрачными красками. Это девушка - злодейка, которая сеет зло в душе Саввы, уговаривает его на преступление. Встает демоническая натура, которая от отца унаследовала воровке нрав, росла ленивой, лицемерной, злой. Портретные детали подчеркивают ее характер, подчеркивают грубость натуры: «круглые черные жадные глаза, белые зубы и красные выпученные губы. В определенные минуты ее глаза светят «злобным блеском»; темное начало преобладает в ее характере, предопределяет логику ее поступков. Парни ее обходили, потому Рахира засиделась в девках и, наконец, сосредоточила свой взгляд на молодом Савве, подчинив себе его душу и волю на зло родной тете Марии. Собственнический интерес подтолкнул Рахіру выстроить далеко идущий план: она стремится завладеть землей Федорчуков любой ценой, мечтая стать богатой хозяйкой, утвердить свой социальный статус. С этой целью она подговорила Саву на убийство Михаила.

Образ Анны продолжает в украинской литературе традицию женщины-страдалицы, которая в своей жизни перенесла невероятные испытания и муки, а именно: наймитування с детства и презрение, смерть любимого, смерть своих детей. Горе подталкивало Анну к гибели, но она его стоически преодолела, и душа снова ожила. Образ Анны изображается поэтическими красками, в сердце которой горит «неугасимый жар» любви к Михаилу. Художественно мастерски изображает автор ее портрет, подчеркивая привлекательные черты девушки:«Среднего роста, с темным, как шелк, волосами... на глаз нежная, таила в себе силу и манила к себе, словно музыка, гармонией женственности». Для воспроизведения напряженности в развертывании драматизма судьбы Анны использовано символику: как только влюбленные Михаил и Анна начали танцевать, на скрипке оборвалась струна - «расстались две руки». Психологическая мастерство изображения Анны непревзойденная в украинском писательстве. Судьба улыбнулась девушке тогда, когда Михаил признался ей в любви, но вскоре отобрала суженого. Рассказчик акцентирует на трудолюбия наймички, наделенного добрым сердцем, отзывчивостью. Она почувствовала, что ее убил Михаила Савва, которого возненавидела и за тяжкое преступление, и за свое изуродованное жизни. Большим испытанием судьбы была смерть Анниних детей. В конце она вышла замуж за батрака Петра, и у нее родился сын. Писательница заканчивает повесть оптимистичной нотой. Анна хоть и утратила веру в добродіяльній силе земли, тяжело работает ради того, чтобы сын получил образование и выстроил счастливей судьбу.

«Земля» - эпический шедевр украинской литературы. Ольга Кобылянская воспроизвела в художественном мире повести «пережитість и посутність поэтической философии земли - крестьянина и земли, такие честно-жестокие картины страдания ее труда, правдивость и поразительную силу воспроизведения крестьянских драм, дергают душу не меньше Стефаникові маломовні трагедии» (Иван Дзюба). Автор с вдохновением и драматизмом воспела любовь крестьянина к земле и труду на ней, показывая своих героев в радостные минуты просветления и невыразимого горя. Изменилась эпоха, и эстетическая привлекательность повести Ольги Кобылянской смущает и современных читателей. История братоубийства, совершенного через землю, предостерегает человечество от таких страшных преступлений.