Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (г. нар. невод. - 03.05.1074, м. Киев) - древнерусский книжник, писатель - полемист.

Родился в знатной семье, которая владела имениями в Василеве (ныне г. Васильков Киевской обл ). Получил хорошее по тому времени образование. Познакомившись с жизнью христианских подвижников, монахов, решил последовать их. Принял в Киеве постриг в «пещерах» Антония. Был чрезвычайно набожным. После устранения игумена Варлаама Антоний назначил на эту должность Феодосия. Тот сразу начал благоустраивать монастырь. Наладил близкие отношения с киевским князем Изяславом, используя свое влияние на него с целью укрепления положения Киево-Печерского монастыря. Для монашества ввел Студитский устав, написанный Ф. Студитом (VIII - IX вв.) для константинопольского монастыря. Устав отличался необычайной строгостью и требовал от монахов полного отречения от всякой собственности, безоговорочного послушания перед игуменом, дисциплины и участия в физическом труде.

Феодосий Печерский известен как автор произведений дидактического красноречия, в которых высказывались идеи новой христианской морали, что утверждалась в то время в русском обществе. Об литературную деятельность игумена упоминает Нестор в пространной биографии - жития святого Феодосия, составленной, вероятно, еще в XI в. Он пишет о «эпистолярии», адресованные Феодосием князю Святославу. Однако ни одной из них не найдено.

Вопрос об объеме литературного творчества Феодосия Печерского пока не решен. Ему приписывается около 20 произведений, среди которых поучения, посланія, молитвы и «сказание». Вероятно, что ему могут принадлежать восемь поучений к «братии», два послания к князя Изяслава Ярославича («воскресенье» и «про веру христианскую веру латинскую») и молитва «за всех христиан».

В своих поучениях к монастырской братии Феодосий раскрывает отдельные положения Студитского устава, объясняет правила поведения монахов, высказывает мнение об избранности монашества. Особое внимание автор обращает на негативные факты тогдашней монастырской жизни, о которых не упоминается ни у Нестора, ни в новеллах Киево-Печерского патерика. Он обвиняет монахов в лености, халатности, сетованиях на игумена, в неудовлетворенности совместной едой и одеждой и т.д. Эти поучения небольшие по объему, несмотря на значительное количество библейских цитат; выдержанные в форме личного обращения к братии, почти без всяких риторических украшений.

Значительно больший историко-литературный интерес представляют послания Феодосия до князя Изяслава Ярославича, в частности послание «О вере христианской и о латинской». Оно было написано 1069 г., когда в связи с общим недовольством киевлян по поводу приведенных Изяславом в Киев поляков вопрос о латинян, их обычаи и веру стало особенно острым. В произведении, очень близком по форме к полемического трактата, автор не только отрицает римо - католическое учение, считая его еретическим, но и делает попытку критиковать внешнюю политику Изяслава, который підгримував сношения с польским королем Болеславом, германским императором и римским папой Григорием VII. Феодосий предостерегает киевского князя от любых отношений с латинянами, утверждает, что истинной верой является только православие, которое сохраняется восточным монашеством и печерскими монахами.

В своих литературных произведениях Феодосий Печерский первый среди русских писателей сформировал важнейшие требования по решению проблемы отношений между церковью и государством в эпоху феодальной раздробленности, заложил основы православной полемической литературы, а также создал идеал христианского праведника, который был положен его преемниками в основу религиозной пропаганды.

Лит.: Шевырев С. История русской словесности. СПб., 1887. Ч. 2; Еремин И. П. Литєратурное наследие Фєодосия Печерского // ТОДРЛ. 1947. Т 5; Огородник И. В., Русин М. Ю. Украинская философия в именах. К , 1997.

И. Савченко