Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ФЕДЬКОВИЧ ЮРИЙ (08.08.1834, с. Сторонец-Путилов, теперь м. Путила Черновицкой обл. - 1 1.01.1888, Черновцы) - писатель, редактор, публицист, педагог.

Сын ополяченого управляющего помещичьих имений Адальберта Гордииського где Федьковича и Анны из дома православного священника Ганіцького. Крещен по латинскому обряду, получил имя Осип Доминик; и впоследствии, перейдя в православие, стал Юрием. Воспитывался в атмосфере древнего гуцульского села, очарованный песнями и сказками сестры Марии'. Светлую память в жизни юноши оставил «молдавский период, когда жил для поэзии и науки; знакомый художник Г. Роткель, спостерігшії литературный талант, воспитывал его эстетические вкусы на материале немецкой и испанской поэзии.

В 1846 - 1848 гг. учился в Черновицкой немецкой нижний реальной школе.

1852 г. под давлением отца одел мундир рекрута, изменив его впоследствии на оберлейтенантський. Пережитое в войске стало впоследствии значимым художественным материалом; «боли, тоску, надежды и разочарования рекрутского и военной жизни воспевал он так, как никто другой» (И. Франко). Пользовался в литературной работе сначала на немецком языке (сборник «Gedichte», 1865), не расстался с ней окончательно j впоследствии (сборник «Am Tsheremusch», 1882). Его лиро-эпические романтические стихи и баллады, напечатанные в венской периодике, имели резонанс среди немецкоязычных читателей, которых он знакомил с Гуцульщиной, Т. Шевченко. Жовнірська «думочка» «Ночлег», написанная во время похода в Италию в 1859 г., начала антимілітаристський тематический блок и национально-народный направление поэзии Юрия Федьковича. «Золотой лев», «Рекрут», стихотворение и поэма «Дезертир», «Под Маджентов», «Морг» и другие произведения по взаимодействию поэтики гуцульских песен и навіянь автобиографизма воссоздали трагизм судьбы украинских сыновей, одірваних от семьи, родного края и посланных воевать на чужбину за чужие интересы.

Гуманистическое неприятие милитаризма здесь сочетается с почетностью обязанности «осударю служит в уланськім наборе». Поэмы «Новобранчик» и «Дезертир», которые И. Франко назвал «короной всей поэтического творчества Юрия Федьковича, выделяются национально-патриотическим пафосом; автор предвещает лучшее будущее «Украине - матери».

Черновицкая пора (1859 - 1861) отличительная вхождением в круг украинской интеллигенции. Результатом стала публикация первых украинских стихов Юрия Федьковича в брошюре «Слово на слово редактора «Слова» (1861). В следующем году вышел сборник «Поэзии Иосифа Федьковича», которая принесла автору известность. Переняв национальные идеалы «Кобзаря», романтическую веру в силу слова, освобождения славян («Оскресни, Боян!»), писатель преподнес верность Украине («Мой сардак») и любовь к «малой родины» («Буковина»), предостережет всех «мучителей народа» («Послание на Украину»). Ярко романтические характерами и событиями являются эпические писания «Довбуш», «Юрий Гинда», «смелой и революционной» (И. Франко) - поэма о восстании 1848 г. «Лукьян Кобылица». Художественный мир Юрия Федьковича включил и отрицание мира, в котором не хватает христианской любви к ближнюю («Пречистая Дево, радуйся, Мария...»), религиозный компонент (песня «Мария» - о Пречистую), крышку предателей Украины («Сем-тому, кто цураєсь свою дома») и ее врагов, в том числе «москвофилов» и царя («Страж на Руси»), пейзажные и интимные аккорды, проявления солидарности вооруженной борьбы южных славян против турок. Автор сборников «Поезїї» (Коломыя, 1867 - 1868) и «Дикие думы» (Львов, 1877) культивировал жанр миниатюры - «Окрушки», тематически циклував стихи, что было новым, создал интересного сквозного лирического героя - «гуцула - неверие» молодца Марка. Был байкописцем, составителем сборников «Русский лирник», «Просфора», «Коляда» и др.

Как прозаик дал импульс «народовським» писателям, разрабатывая тему народной жизни, творя образ гордого и свободолюбивого гуцула. Частые в него трагические любовные коллизии, обусловленные философией сердца, которое «невозможно научить», горячими «естественными» натурами (Василий, Илаш - «Люба-пагуба», Иван и Василий - «Сердце не научить»), неиспорченными душой. Автор поэтизирует, несколько идеализируя, гуцульские села и их жителей, верных «старым русским порядкам». По этому признаку образ Гуцульщины противопоставлен даже большой Украине, которой «орудовал кто хотел и все ей свое набивал»; в верховинских молодцов в разных асиміляторів «дело быстрое: с кресса и в грудь». Специфику «Повестей Юрия Федьковича», изданных М. Драгомановым 1876 г. в Киеве, составляет местный колорит, характеры, верные кодексу горной чести, лиро - драматический психологизм. Некоторые из этих черт перешли в рассказы о войско и солдат («Штефан Славич», «Сафат Зинич» и др.), в которых высшим моральным принципом возвышенно идеальную дружбу и солидарность воинов -«камратів» - гуцула Шовканюка, словака Баи, зукраїнізованого немца Тайвера («Три как родные братья» - фактографическое повествование). В этих произведениях все той же романтической напряжения страстей раскрывается и осуждается власть бездушных офицеров, гражданских лиц.

Проза писателя разработала мотивы семейной жизни (трагедийное повествование «Кто виноват?»), балладные коллизии («Стрелец»), обнаружила свой экспериментальный характер в миниатюре «Спевка», приобрела характер педагогического анекдота в рассказе «Разбойник». В очерке «Кобзарь и жовнярі» белетристичними средствами воспроизведен поезд простых военных в Шевченкового слова как к відроджуючої национальный дух купели. Эволюция Федьковича-эпика в 80-х годах тяготеет к историзму (приключенческое повествование «из казацкой жизни» «Панич» осуждает кровопролитие) и сказочности («Лелії Могила, или клад Довбуша», «Максим Чудатий»), Рассказы «Жовнярка» (1887) передает триумф «вечно морального закона», когда «хорошо побеждает, а все плохое и злое погибает»: расхитителей общественных денег сельского старшину и писаря арестованы. Художественная проза Юрия Федьковича, продолжая и вивершуючи региональную традицию (повести М. Устияновича, новеллы - сказки М. Шашкевича) и типологически «впадая» в общеукраинский ансамбль «этнографической иногда», является своего рода праздничной визиткой Буковины, ценная гуманистической вниманием к народной жизни, типами «героя - правдолюба» - «дорогим материалом для опознания человеческой души» (С. Ефремов), мастерством ассоциативной поэтики (у него вид может быть средством вистудіюванім украинства, как: «Плывет Днестр тихий, как тот русский народ, широкий, как его мнение, глубокий, как его раны»), богатством языковых ресурсов.

Значительное место в творчестве Юрия Федьковича занимает оригинальная и переводная драматургия. Уже из мелодрамы «Наставник, или Стрілений крест» (прозой - 1876 г., грустная стихотворная редакция - 1882 г.) действие концентрируется вокруг символического предмета, ставленім до которого даже формирует судьбу персонажей. Пьеса примечательна также моментом гуцульского мессианизма: придет время, и заклятый в Сокільську скалу король Гуцул встанет и вернет украинские славу и волю.

Романтическая монументальная трагедия «Довбуш, или Громовой топор и знахарський крест» имела 3 редакции, в том числе немецкая, которую немецкий поэт и издатель Е. Нойбауэр ставил выше Шіллерового «Вильгельма Телля». Исходной и определяющей в произведении есть власть «искреннего нашего гуцульского сердца» над Алексеем, с которым связывается сложная любовная интрига. Окончательно его гибель через ревнивую Звонке знаменует крах меняющейся донжуанівської природы. Раскрытие соревнования народа за освобождение от польской шляхты и иезуитов уравновешено в трагедии борьбой персонажей за владение то паром (метафористичний аналог власти) и крестом (эзотерических знаний), что повергло автора в сторону от объективной основы довбушівської темы. Показательное решение проблемы польско-украинских отношений: несмотря на интриги иезуитов и их годуванця-секретаря побеждают «святые заветы: Что рус и лях друга нени дети!» Архаичная трагедия высокого стиля имеет 1700 ямбічних стихов, демонстрирует богатство гуцульского діалекгу.

Историческая трагедия «Хмельницкий», построенная на основе противостояния между Богданом и московским послом Бутурлиным, имеет характер «произведения для чтения». Гетман, по сравнению с Довбушем, больше сосредоточен на всенародных делам, но слишком пассивный и рефлексійний.

Драматург осуществил ряд переделок пьес других авторов. Нa Буковину перенесено действие произведения немца Е. Раупаха («Запечатанный дворник» как комедия ситуаций показывает посрамление «фудульного» сельского войта) и «Укрощение строптивой» В. Шекспира («Как козам рога исправляют»). Перевел «Гамлета» и «Макбета», а также драму Г. Готшаля «Мазепа». Неизвестна судьба оригинальной пьесы Федьковича «Мазепа»; нереализованным остался замысел пьесы «Гонта». Есть в наследии драматурга «игрушка в одном действии» «Так вам надо!». Последние годы писателя обозначены одиночеством, пригасанням литературных интересов. Увлечен астрологией и оккультными науками, написал на немецком языке кабалістичні произведения.

«Живая, правдивая» (И. Франко) наследие «буковинского Кобзаря» - выдающееся явление послешевченковской литературы. Значительный след оставил Юрий Федькович и на общественной ниве как редактор журнала «Буковина», составитель «Букваря» и других изданий, как образовательный деятель. Значение его художественного имущества заключается не только в создании ярких романтических образов, но и в открытии иноязычной читателю Гуцульщины. Не только в предоставлении импульсов отечественной словесности (развитых И. Франком, О. Кобилянськохо, О. Маковеем, Марком Черемухой, Есть. Ярошинской, Г. Хоткевичем), - но и в том, что, преданный сын своего народа, он посвятил перо лучшем будущем Украины.

Лит.: Юрий Федькович в исследованиях и материалах. К., 1958; Пазяк М. М. Юрий Федькович и народное творчество К., 1974; Украинка Леся. Малорусские писатели на Буковине // Леся Украинка. Собр. сочинений: В 12 т. К., 1977. Т. 8; Франко И. Осип - Юрий Федькович: Несколько слов по поводу 25-летнего юбилея его литературной деятельности // Франко И. Собр. произведений: В 50 т. К., 1982. Т. 27; Франко И. Первое полное издание произведений Федьковича // Там же; М. И. Юрий Федькович. К., 1984; Бондарь М. П. Юрий Федькович // История украинской литературы XIX ст.: В 3 кн. К„ 1996. Кн. 2.

В. Погребенник