ЛИТЕРАТУРА
XX ВЕКА
Общая
характеристика
Одной из
признаков XX века стало разрушение мировой системы колониализма и выход на
мировую арену молодых наций, представленных собственными государствами, среди которых
была и Украина. Развитие украинской литературы этого периода обозначено
борьбой за национальное самоутверждение, собственное независимое государство, которая единственная является
важнейшим гарантом выживания культуры и полноправного вхождения нации к
европейского и международного сообщества. Поэтому историю украинской литературы XX
в. целесообразно рассматривать, исходя именно из такой перспективы.
Сегодня, ввиду
на небольшую историческую расстояние, среди литературоведов не существует единого
точки зрения на периодизацию литературного процесса XX в. Поскольку развитие
украинской литературы после 1917 г. обусловлен в значительной степени позалітературними
факторами, то можно выделить такие политические события, которые существенно повлияли на
украинское писательство этого периода: Февральская революция 1917 г. и освободительные
соревнования украинского народа 1917-1920 гг.; массовое уничтожение украинского
крестьянства и интеллигенции, которое началось с 1929 - 1930 гг. и достигло апогея
1934 г., голодомор 1932-1933 гг. и Первый съезд советских писателей 1934
г., что положили начало полной унификации литературного процесса на территории СССР;
Вторая мировая война 1939-1945 гг. и объединение западных и восточных украинских земель
в составе УССР; попытка либерализации жизни советского общества М. Хрущевым,
начавшаяся после смерти И. Сталина (1953) и XX съезда КПСС (1956);
провозглашение независимости Украины 24 августа 1991 г. Именно поэтому литературный
процесс XX в. традиционно разделяют на следующие периоды: 1920-1930-е гг.,
1940-1950-е гг., 1960-1990-е гг.
Фактически XX
в. начался для Украины с решением Первой мировой войны, когда в конце
ее она предстала как самостоятельная страна. Смерти М. Коцюбинского (1913), Леси
Украинки (1913), И. Франко (1916), И. Нечуя-Левицкого (1918) и Панаса Мирного
(1920) создают естественную границу, отделяющую два этапа в развитии украинской
литературы первой пол. XX ст. Революция, произошедшая в феврале 1917 г. в
Петрограде, открыла новую эпоху для украинской нации. Были отменены все
запреты и ограничения на украинский язык, с помощью которых в течение длительного
времени Российская империя сдерживала естественное развитие нашей культуры. Нация
начинала жить новой полнокровной жизнью. Этот приподнятое, праздничное настроение
отбил П. Тычина в сборнике «Солнечные кларнеты» и поэме «Золотой гомон».
В течение
четырех лет национально-государственного возрождения (1917-1920) сформировались и
были заложены основы целого ряда литературно-художественных школ и направлений. Это
были революционные романтики (В. Эллан-Блакитный, В. Чумак), неоклассики (Г.
Рыльский, П. Филипович), символисты (Д. Загул, В. Кобылянский), футуристы (Г.
Семенко) и др. Появился ряд издательств: «Сияние», «Путь», «Колокол», «Печатник»,
«Почва», «Криница» и др. Выходили журналы и альманахи: «Литературно-научный
вестник », « Универсальный журнал », « Наше прошлое », « Литературно-критический
альманах», «Книжник», «Музагет», «Искусство», «Подшивки борьбы» и др. Появился
новый экспериментальный «Молодой театр» Леся Курбаса, позже расцвел в
сутки «Березоля». Переживал усенаціональний триумф реалистический театр под
руководством Николая Садовского. 1918 г. была основана Украинская Академия
Наук, которую возглавил всемирно известный ученый В. Вернадский.
Период
освободительных соревнований 1917 - 1921 гг. (или гражданской войны) отметился созданием
украинских государств Приднепровской (УНР) и Западной Украине (ЗУНР) и их
следующим официальным объединением (1919), что сигнализировало о политическую волю
украинского народа. В эти бурные дни украинские писатели разделили судьбу
своего народа. Многие из них прошли сквозь водоворот войны: В. Эллан-Голубой, М.
Хвылевой, М. Кулиш, Г. Косынка, П. Панч, А. Довженко, В. Сосюра, Есть. Маланюк и
др. Не вернулся с фронта М. Евшан, погибли от пуль деникинской
контрразведки Г. Михайличенко и В. Чумак, был расстрелян в подвалах ЧК поэт
Г. Чупринка.
Поражение
Украинской Народной Республики, оккупация западных украинских земель Польшей и
Румынией и появление 1921 г. УССР существенно сказались на дальнейшей судьбе
украинской литературы XX века. От того времени и вплоть до конца 1980-х гг. в
литературном процессе можно выделить два параллельных направления: украинский
советскую литературу и литературу эмиграции. Были вынуждены покинуть родной край
М. Грушевский, В. Винниченко, О. Олесь; В. Самойленко, С. Черкасенко, М.
Вороной, Д. Донцов, Д. Чижевский, Есть. Маланюк, В. Ольжич и много других. По
пределами УССР литературный процесс Галичины, Буковины и Закарпатья представляли
такие имена, как В. Стефаник, О. Кобылянская, Бы. Лепкий Б.-И. Антоныч.
В УССР в
1920-е годы произошел неслыханный дотоле расцвет литературной жизни, грунт для
которого, безусловно, был подготовлен предыдущим этапом развития украинской
литературы. Способствовало этому и то, что советская власть, чтобы завоевать доверие
крестьянства и украиноязычной интеллигенции, начала процесс так называемой
«украинизации», то есть широкого внедрения украинского языка во все сферы жизни.
В литературу пришло новое поколение молодых талантливых писателей,
подавляющее большинство которых были активными участниками революции и гражданской
войны. Появилось много литературных группировок: «Плуг» (Союз крестьянских
писателей), «Гарт» (Союз пролетарских писателей), «Аспанфут»
(Ассоциация панфутуристів), «Авангард», «Новая генерация», «неоклассики», МАРС
(Мастерская революционного слова), В АПЛИТЕ (Свободная академия пролетарской
литературы), « Пролітфронт»,
ВУСПП
(Всеукраинский союз пролетарских писателей), «Молодняк» (Союз
комсомольских писателей) и т.п. Однако художественная жизнь в УССР имело право на
существование лишь в пределах лояльности к господствующей коммунистической идеологии. Все
писатели делились по этому принципу на две условные категории:
«пролетарских», которые в своем творчестве сознательно руководствовались идеологическими
установками Коммунистической партии, и «попутчиков», которые стремились соблюдать
принципа объективности искусства, не выступая открыто против советской
власти.
Стремясь
модернизировать жизни украинской нации, творить новую «пролетарскую» литературу,
писатели фактически провозгласили разрыв со всякой традицией. Поэтому широкого
расцвета получили модернистские стилевые течения: футуризм, неоромантизм,
импрессионизм, экспрессионизм и т.д. Появились новые жанры в поэзии и прозе: в
большой прозе такие жанровые разновидности, как роман в новеллах («Четыре сабли»,
«Всадники». Ю. Яновского), научно-фантастический роман («Последний Ейджевуд»,
«Прекрасные катастрофы» Ю. Смолича, «Солнечная машина» В. Винниченко),
социально-психологический («Смерть» Бы. Антоненко-Давидовича) и философско-психологический
роман («Город». Под могильного, «Девочка с мишкой» и «Доктор Сэра-фикус»
В. Петрова (В. Домонтовича). Поставь такой новый для украинской литературы
жанр, как киноповесть («Арсенал», «Земля» А. Довженко т.д.). Новый этап развития
драматургии связан с экспрессионизмом пьесам М. Кулиша и
экспериментальным театром «Березиль» режиссера Леся Курбаса.
В центре
внимания украинской литературы 1920-х гг. было становление новой украинской
человека, которая прошла сквозь бурные годы революции и активно утверждала себя в
новых условиях жизни. Одной из господствующих была также идея борьбы с «гак называемым
комплексом «малороссиянства», то есть стремление избавиться от психологической категории
рабства, нижчевартості и провинциальности как наследия колониального прошлого. Эти
идеи пронизывают «Мину Мазайло» и «Патетической сонату» М. Кулиша, большинство произведений
М. Хвылевого, «Смерть» Бы. Антоненко-Давидовича, «Вертеп» А. Любченко,
«Город» и «Небольшая драма». Подмогильного, «Сліпців» и «Разговор сердец» М.
Бажана, «Мастера корабля» Ю. Яновского и многих других.
В значительной
событием стала литературная дискуссия 1925-1928 гг., которую начал М. Волновой.
В течение 1925-1926 годов появился ряд памфлетов, объединенных в циклы: «Камо
грядеши?», «Мысли против течения», «Апологеты писаризму» и «Украина или Малороссия?»
(последний так и не вышел в печатном виде), в которых писатель выступил
против примитивизма и епігонізму новой советской литературы и призвал художников
ориентироваться на лучшие образцы мирового и, в первую очередь,
западноевропейского искусства. К дискуссии присоединились почти все ведущие
писатели и литературные критики, включая эмигрантов. От обсуждения
путей развития украинской литературы дискуссия постепенно перешла в политическую
плоскость, когда М. Волновой провозгласил конец русской гегемонии на Украине,
потому что Украина имеет свою мессианскую идею, которую он обозначил метафорой «азиатский
ренессанс». В дискуссию вмешалась партия и лично И. Сталин, написав письмо
«Ооо. Кагановичу и другим членам ПБ ЦК КП(б)У» от 26. 04. 1926 г., в котором
подверг критике взгляды коммуниста М. Волнового. В июне 1926 года состоялся
пленум ЦК КП(б)У, на котором было осуждено позицию М. Волнового. Под политическим
и моральным давлением писатель вынужден был признать свои «ошибки». Вскоре
должна была заявить о самороспуске ВАПЛИТЕ. Рядом с М. Волновым и ВАПЛИТЕ
мишенью партийной критики стали другие «попутницькі» группировки, прежде всего
«неоклассики» (Г. Зеров, М. Рыльский, О. Бургардт (Юрий Клен), М. Драй-Хмара,
П. Филипович). Литературная дискуссия 1925-1928 гг., с одной стороны, имела
позитивные последствия, стимулировав высказывания многих плодотворных идей и
углубив самосознания украинского писательства, а с другой - вследствие
вмешательства Коммунистической партии она стала неким идеологическим этапом в
подготовке массовых репрессий против украинской интеллигенции.
Следовательно,
литературная ситуация 1920-х гг. свидетельствовала, что укоренилось активная национальная
сознание молодой нации, которая вышла на путь свободного развития. Но все планы
и достижение 20-х годов были перечеркнуты с началом 1930-х гг., когда
коммунистическая власть поставила под жесткий контроль идеологическую ситуацию в
стране. 1933 г., предчувствуя свою будущую судьбу, застрелился М. Волновой,
было арестовано Остапа Вишню. Массовые аресты среди украинских писателей
состоялись 1934 г. (Г. Косынка, А. Около, Д. Фальковский, Есть. Плужник, В.
Подмогильный, В. Полищук, М. Иогансен, М. Вороной и др.) 1935 г. были
арестованы М. Зеров, П. Филипович, М. Драй-Хмара, Б. Антоненко-Давидович и
др. Истребление украинской интеллигенции совпало с трагедией украинского
крестьянства во время искусственно организованного голода 1932-1933 гг. Террор продолжался до
1937-1938 гг., когда были уничтожены верные проводники большевистской идеологии в
украинской литературе: И. Микитенко, Бы. Коваленко, И. Кулик и др. Поэтому
украинский литературный процесс 1920-х - нач. 1930-х гг. еще именуют периодом
«расстрелянного возрождения». Те писатели, оставшиеся в живых, вынуждены были
«перестроиться» (П. Тычина, М. Рыльский, В. Сосюра, В. Довженко, Ю.
Яновский): вступить в созданной в 1934 г. Союза советских писателей и
воспевать социалистический строй и Коммунистическую партию за жесткими стандартами
искусственно придуманного «творческого метода «социалистического реализма».