Павел Грабовский
(1864 - 1902)
Драматический жизненный и творческий путь выпал на долю Павла Грабовского, талантливого украинского поэта, профессионального революционера, политического ссыльного. В сложный, неоднозначный способ взаимодействовали в его творчестве идейно-политическая доктрина и художническое видение действительности, регулирование поведения "борца" и раскованность представлений о внутреннем мире лирического героя. В тяжких духовных испытаниях боролся он мнение о первостепенное значение для мира художника собственно художественного первоистока.
Павел Арсеньевич Грабовский родился 11 сентября 1864 года в с. Пушкарному на Харьковщине (теперь с. Грабовське Краснопольского района Сумской области) в семье пономаря. Учился в Ахтырской бурсе (1874-1879) и Харьковской духовной семинарии (1879-1882). Общая атмосфера 70-80-х годов, культивирование образа героя - страдальца не обошла и стен духовного заведения. "...Мне хотелось уже пойти на мучения не за Христа, а за "народ", - вспоминал позже в автобиографии Грабовский, - и то желание полностью овладело мной. Это была какая-то невідхильна потребность сердца, которую, как Вы знаете, чувствовала вся российская молодежь того времени" [1, 308]. На формирование мировоззренческих убеждений молодого Грабовского большое влияние оказали идеи М. Чернышевского, глубокую любовь и уважение к образу которого он сохранил на всю жизнь.
Еще во время учебы в семинарии Грабовский принимает непосредственное участие в деятельности харьковской группы "Черного передела" - народнической организации несколько поміркованішого, чем народовольцы, характера. В декабре 1882 г. в Грабовского обнаружено "бумаги противуправительственного содержания", он был арестован и исключен из семинарии. Находясь под гласным надзором полиции, Грабовский до апреля 1885 г. прожил в Пушкарному. Начиная с семинарии, Грабовский активно занимается самообразованием, пробует силы в литературном творчестве. В июне 1885 г. в цензуре рассматривалась поэма Грабовского "Учительша", написанная на русском языке (за исключением нескольких строк, текст ее на сегодня неизвестен). Героиней поэмы является свободомыслящая личность, которая становится жертвой преследований местной власти. Поэму не было допущено к печати.
В ноябре 1885 г. Грабовского берут на военную службу. Место дислокации пехотного полка (г. Валки вблизи Харькова) давало ему возможность не терять связей с подпольной организацией. Вскоре как наказание за выступление против армейского начальства Грабовского ожидало перевода к Туркестанского военного округа. Именно на то время жандармерии удалось раскрыть его участие в распространении воззваний народников; в Оренбурге рядового Грабовского арестовывают, возвращают в Харьков и арестовывают.
В тюрьме Грабовский написал ряд поэтических произведений, некоторые из которых в измененном и переработанном виде вошли позже к первой сборки. Здесь также создан поэму "Текінка", в основу сюжета которой легла романтическая история, услышанная поэтом во время непродолжительного пребывания в армии. В начале 1888 г. Грабовский был административным порядком выслан на жительство в Иркутскую губернию. Современники в своих воспоминаниях отмечали бесстрашие, рассудительность и выдержку Грабовского на допросах, в тюрьме и на длинном этапном пути к месту ссылки. В это время молодой поэт пишет на русском языке стихотворения "Друзьям" (распространялся в списках среди политических ссыльных), "Молитва", "Многим", віршову хронику "Из путевых заметок", поэму "По Сибири. Из живых впечатлений" (1888), в которых выражает веру в будущую победу революционного дела. В произведении "По Сибири" автор последовательно описывает приключения на тяжелом пути кайданників течение одного дня, воспроизводит их быт, отношения, нуждающиеся развлечения. По жанру - это лиро-эпическая поэма, в которой значительное место занимают авторские размышления и прямые обращения к читателю, имеющие целью пробудить политическое самосознание "рабов поруганной отчизны".
В дороге к месту ссылки Грабовский знакомится и здружується с членом народовольської организации політкаторжанкою Н. Сигидою. Личность этой женщины произвела большое впечатление на поэта, однако быть вместе им пришлось недолго: Сигиду отправили в женскую тюрьму на Казнь, Грабовского - на поселение в Балаганський округ Иркутской губернии. Осенью 1889 г. произошла так называемая "карійська трагедия": Сигида была закатована тюремной администрацией, ее подруги в знак протеста покончили с собой; подробности этого события изложены в одном из очерков самым Грабовским, а дорогой сердцу образ подруги - страдалицы воспроизведен впоследствии в целом ряде стихотворений.
На ссылке 1889 г. Грабовский заключает сборник оригинальных и пе-рекладних произведений (названную им "Первые струны"). Сборник не допустила к печати киевская цензура; отдельные стихи из нее в переработанном виде были включены позднее в сборник "Подснежник". Тогда же в связи с репрессиями против самодержавия политических ссыльных Грабовский и его товарищи пишут известный протест Русскому правительству". Эта акция стала причиной еще одного - третьего - ареста. С августа 1889 г. началось следствие, которое закончилось судом и пересмотром судебного решения в сенате в марте 1892 г. В течение всего этого времени, а после вынесения приговора вплоть до конца ноября 1892 г. Грабовский находился в иркутской губернской тюрьме.
Заключение стало переломным моментом для литературного творчества Грабовского. Получив от знакомых некоторые сведения о литературной жизни в Галичине, он посылает стихи в галицкие журналы (первые его произведения появились в печати в "Заре" в конце 1890 г.), завязывается переписка с И. Франком, чуть дальше - с Василием Лукичом, М. Павликом, К. Паньківським. В то же время поэт начинает большую переводческую работу (перевод первой главы "Евгения Онегина" А. Пушкина, фрагменты "Фауста" И. В. Гете, стихов Г. Гейне, народовольця П. Якубовича и др.), выступает автором нескольких очерков и статей. На это время приходится и написание на материале местных переводов поэмы "Бурятка" (1891).
Вместе с товарищами Грабовский был осужден на поселение в глухих местах Восточной Сибири. С начала 1893 до конца 1896р. поэту пришлось проживать в Вілюйську и населенных пунктах Вілюйського округа. Оттуда Грабовский посылал в Галичину оригинальные и переводные стихотворные произведения, статьи и очерки. Это дало возможность подготовить и выдать в Львове сборник "Подснежник" (1894), "Произведения Ивана Сурика" (1894; переводы с русского), "С чужого поля" (1895; переводы мировой поэзии), "С севера" (1896; оригинальные стихи и переводы).
В конце 1896 г. Грабовский получил возможность выехать в Якутск, губернский город, где жизнь политических ссыльных было гораздо активнее. Там он заключил сборник переводов "Судьба" (издана во Львове г.) и сборник "Кобза" (оригинальные произведения, перепевы, сочинения по заимствованными мотивами; отпечатанная Бы. Гринченко в Чернигове 1898 p.). Из Якутска Бы. Гринченкови отправлено рукопись переводных произведений украинских поэтов на русском языке "Песни Украйны" (того времени не издан).
В середине 1896 г. закончился срок пребывания Грабовского на поселении; 1899 г. он осуществляет переезд из Якутска в Тобольск. Этому городу суждено быть последним в его жизни. "Срок моего подневольного обитания в Сибири, - писал в ту пору поэт, - кончается 8 июля 1906 года, если не притовчуть" [1, 285]. Вернуться в Украину, о чем он беспрестанно мечтал, ему так и не повезло. За два года до смерти Грабовский женился в 1901 г. в семье родился сын Борис (стал известным ученым - радиофизиком). Почти все свободное время поэта поглощала низко оплачиваемая и изнурительная работа (корректор в редакции, писарь в ветеринарном управлении, частные уроки и т.п.). Годы ссылки крайне подорвали его здоровье, в Тобольске он очень болел. Однако и при таких условиях Грабовский не оставляет литературной работы, готовится издать собрание сочинений, пишет новые стихи. На "тобольский" период приходится подавляющая часть интенсивного, ценного с историко-литературной точки зрения переписки (что началось еще в конце 1895 г.) Грабовского с Бы. Гринченко, в котором писатели выражают свои позиции относительно многих общественно-политических и литературно-эстетических проблем.
Письма, как и ряд поэтических произведений Грабовского последнего периода, удостоверяющих значительную эволюцию его мировоззрения, в частности окончательное освобождение от народнических иллюзий. В исследованиях советского времени от середины 30-х годов почти единодушны были утверждения о усвоения Грабовским в последние годы его жизни ряда положений марксизма [2, 244]. Между тем непредвзятый анализ писем и других свидетельств деятельности Грабовского убеждает: поэт - узник действительно имел исчерпывающее представление об этой новой на то время течение политической мысли, однако, разочаровавшись в русском народничестве, оставался с точки зрения идейных убеждений равнодушным к марксизму: ни в той, ни в той доктрине он не находил ответа на болезненные для себя вопросы - о будущем украинской нации, свободе личности и о связанном с ее реальными проблемами содержание художественного творчества.
Умер Павел Арсеньевич Грабовский 12 декабря 1902 года в Тобольске, похоронен по завещанию рядом с декабристами (могилы О. Муравьева, Ф. Вольфа и Ф. Башмакова).
С восемнадцати лет отправился Грабовский в двадцатилетний путь по тюрьмам и этапам" царской России. В холодных снегах Сибири, далеко от родного края, больной, нередко одинокий, измученный сомнениями и разочарованиями в конкретном течения общественно-политических событий, поэт сохранил свои заветные убеждения, веру в общечеловеческие идеалы, уверенность в общественном развитии и национальном развитии. Эта вера и уверенность опробована как бедствиями всего его страдницького жизни, так и проблематикой его художественного творчества.
Упорная многолетняя работа над усовершенствованием написанных произведений, их требовательный отбор обусловили тот факт, что уже первый сборник - "Подснежник" - засвидетельствовала появление в украинской литературе оригинального и значительного поэта. Самым весомым плюсом сборки является выведение в ней глибокозмістовного образа лирического героя - личности широкого общественно-гражданского диапазона.
С не известным в украинской поэзии того времени (за исключением творчества И. Фран-ка) пафосом сборник Грабовского выразила мысли и чувства человека, связавшего личную судьбу с общественным движением эпохи, считая его передовым и справедливым, сделала делом своей жизни революционную борьбу.
Убедительная внутренняя логика развития этих чувств, что харак-теризується не только фанатичной верой в утопические идеи, но и волнами смущения, временной неопределенности, вызванными равнодушием среды и практической несменяемостью условий, среди которых рас-гортається работа и борьба "за будущее Руси", - таковы основные жизненно вероятные мотивы этого поэтического сборника.
Определенно автобиографическая эмпирически-жизненная основа, присущая многим лирическим сюжетам сборки, что обнаруживает себя в опосредовании довольно раскованных литературно-эстетических представлений поэта, обогащенная постоянными элементами его художественного мышления (в частности, ряд ключевых образов), напластуванням общественно-политических и философских размышлений о современности. Бесспорная "идеологическая" характерность героя произведений являются примечательно своеобразной и содержательной; впрочем, будучи определяющей для первых двух оригинально-авторских сборников ("Подснежник" и "С севера"), она уступает своим доминантным значением в творчестве позднего времени.
Можно выделить три идейные комплексы, которыми сформировано "идеологический" (хотя, как говорится, им не исчерпывается художественная полнота сборки) мир "Подснежника". Это, во-первых, общеевропейская гуманистическая концепция общественного прогресса, которая в XIX в. становится духовной основой, в частности, таких явлений, как российский (начиная от декабризма) освободительное движение и украинское национально-культурное возрождение. Во-вторых, это собственно народническая доктрина, влияние которой на мировоззрение и даже творчество Грабовского, непосредственного участника народнических акций, невозможно возразить. В-третьих, это украинская национальная дело, что на то время приобретает новых радикальных признаков и к которой поэт всегда чувствовал себя причастным. Достаточно сказать, что, начиная свою нелегальную деятельность, Грабовский идентифицировал ее цель с отстаиванием интересов украинского народа, а большая часть произведений первой сборки красноречиво свидетельствует, что герой их духовно живет в Украине, связанный с ней и воспоминаниями и мыслями о будущем.
При создании сборника "Подснежник" автор несомненно имел в виду широкое контекстное поле мировой, российской и украинской поэзии. О основательную осведомленность Грабовского с литературными явлениями этого ряда произносят общие принципы поэтики, отдельные следы прямых воздействий в собственном творчестве и большая переводческая работа поэта. Объектом его ориентаций является художественно полновесные произведения разнообразной тематики и проблематики: от выражения временных ощущений, образов созерцания природы, камерных переживаний - до картин общественной жизни. Естественно, предпочтение здесь предоставлены поэзии гражданской темы. На характеристиках героя и действительности, развернутых в сборнике "Подснежник", сказалось влияние русской так называемой "вольной", "демократической" поэзии (М. Михайлов, П. Лавров, П. Якубович, С. Синєгуб, О. Боровиковский, А. Ольхин, И. Пальмін и др.), которая в 70 - 90-х годах идейно связана преимущественно с народническим движением (произведения этих и многих других поэтов как в печатном, так и рукописном, как в підцензурному, так и нелегальном виде имели широкое хождение в привычном для Грабовского среде "борцов" на свободе и ссыльных).
Разными гранями Грабовского поэтическое творчество обращено к творчеству крупнейшего для него авторитета и учителя - Т. Шевченко (прежде всего некоторые черты типологической близости с Шевченковой психологической лирикой времен ссылки, а также разработку отдельных, начатых Т. Шевченко, мотивов и модификация отдельных его стилевых решений). Кроме этого, поэтическое творчество Грабовского входит в диалог (в тематике, проблематике, направлениях образного новаторства) с поэзией А. Конисского, В. Языка-Лиманского, М. Старицкого, И. Франко, Б. Гринченко, В. Самойленко.
Идеалы, которые в сборнике "Подснежник" виповідає поэт, укоренено в политическом мышлении всего Нового времени, идеях Просвещения и европейских революций XVII-XIX веков. Ими вдохновлялись молодые поколения, которые верили в возможность совершенствования общественного строя, морального и духовного прогресса. Жизнеутверждающий социальный оптимизм определяет ведущие тона "Подснежника", где виповідається страстная позакритична вера в светлое будущее народа и человечества:
Придет день великой отрады:
Чоловіцтво, измученное крайне,
Ворожду забросит братства совета,
На земле люди увидят рай.
Время наступит для совместных взаимоотношений,
Заря согласия сверкает во тьме;
Равный всем, в семье свободных народов
Раб - народ забудет об иге...
Уже с этих строк начинается невольное противостояние проблематики творчества Грабовского-поэта и народнической доктрины, которой он служил рядовой деятель.
Сборник пронизывает то, чего не имело и не могло иметь в уме русское народничество, - забота о судьбе Украины, ее народа, государственности и культуры, размышление над ее историческим устремлением ("сеятелям", "К Руси - Украины", "украинская", "К", "К галичанам", "украинскому Народу" и др.).
"Народ, брошенный на бедность, Народ, ползающий в мгле, Должен казнит черты родные, Бесследно стереться с земли", - эта строфа из стихотворения "Поэтам - украинцам", вынесенная в эпиграф сборника, звучит как страстная предостережение против зденаціоналізування и духовного упадка украинского народа.
Сравнение сборки Грабовского с образцами русской "вольной" поэзии 70-90-х годов обнаруживает не только самоочевидну лексически-стилистическое своеобразие украинского поэта, но и несколько отличные принципы в подходах к творчеству: стихи его (даже типично "пропагандистского" плана) сконцентрировано вокруг образа личности - с явственно ощутимым субъективным звучанием, не затаюваною эмоциональностью, вниманием к ходу глубоко-душевных настроений героя. Доработок Грабовского, собранный в "Пролиске", выглядит достаточно "недисциплинированным" в сопоставлении с идеологической и партийно-етикетною строгостью доработку таких, например, поэтов-революционеров, как С. Синєгуб, В. Тан-Богораз, М. Морозов. Разумеется, идеи и образы поэзии русского народничества все же сказались на характеристиках художественного творчества Грабовского. До крайних проявлений этого можно отнести, скажем, тезиса о окружающий мир как "безбрежное море зла" [3, 101], о доконечну погреба отречение от всего частно-индивидуального, о том, что труд "на пользу и сорт села - Должна быть единственной любовью" [3, 119] и др.
Однако в лучших произведениях сборника Грабовский выходит за пределы подобных идейно-эстетических установок, становится выше их риторики и фразеологии, художественно превращает образный строй типовых текстов этого направления: ключевые для них образы - клише "святыни", "кумира", "оков", "ига", "страдальца", "святого дела", "пути терна и крови" и т.д подчиняет выражению более широких общественных представлений, главное же - пронизывает сферу этих образов трогательно - личностным отношением и переживанием героя. И уже окончательно искореняют возможность "программного" вида сборки содержащиеся в ней стихи - пейзажи ("Вечер", "Пустота"), задушевные воспоминания о детстве и родной край ("Во сне", "Мечта", "Заблуждение", "Украина приснилась мне..."), натурфілософська лирика ("Краснее при долине..."), "детские" стихи и дидактическая поэзия ("Щоглик", "В школу", "Детям", "К детям", "Барским детям"), повістувальне обобщения жизненных путей, далеких от сферы революционной борьбы ("Сироты", "Заболела сиротка").
Итак, живое чувство личности в сборнике "Подснежник" всячески вырывается из-под норм народнического кодекса, местами заходит в противоречие с ним и в этих моментах ставит под сомнение доконечність самого сопоставление книги Грабовского с типичной поэзией русского народничества; в то же время в определенной своей части сборник поэта невольно способствует предоставлению жесткой идеологической схеме человечно привлекательных черт: проникновенное осознание героизма погибших борцов ("На братской могиле", "К великорусского поэта Рамшева", стихи, посвященные памяти Н. Сигиды), экстатический отстаивание правоты своего дела ("Надежда", "К Б. С-го"), вдохновленные представление об идеале поднимаются над практицизмом народнических доктрин, расширяют и обогащают, а то и трансформируются до неузнаваемости их лозунговий содержание.
Реалистичным и реалистично-просветительским средствам создания образа "схватка" не противоречит в сборнике романтическая признак его ощутимой оппозиции действительности. Вырисовывается фигура героя, который, помыслами и верой напра-ваний в будущее, побеждает вес современности - эпохи политической реакции.
Большие испытания, необходимость самоотречения, сама смерть не пугают его, а те эмоциональные травмы, моральные терзания, которые испытывает ("Кровью сердечко все перелите, Перебрехано лучшие чувства..."), оправданы в его глазах общим счастьем будущего. Герой пере-конаний, что именно это чувство обреченности, которое наполняет его самого, способно ентузиастично захватить и единомышленников: "Не грустите, что куча на куче Все выстоим за дело святое: На зітлілому нашем трупе Бессмертное братство вырастет!" [3, 74].
От стихотворения к стихотворению последовательно утверждается, представая каждый раз новыми поэтическими гранями, альтруистическая идея - "за братьев нам судьба пасты, За сестер вмирать!", подвига, который является жертвой собственной жизни за будущее счастье "братьев" и "сестер", всего народа. Высшая форма свершения этого подвига - гибель от рук палача (это становится основой возвышенной поэтизации и, в конце концов, мифологизации образа "борца", как в случае с гибелью Н. Сигиды).
Образу лирического героя Грабовского предоставляет жизненно человеческих черт то, что за аскетическими требованиями, которые он предъявляет к себе и к другим ("Мысль", "товарищу"), проглядывают душевная незащищенность, уязвимость. Герой, не признаваясь себе в этом в полной мере, стремится поддержки и душевного тепла, а в сфере собственно борьбы - вдохновение от героического примера. В связи с этим разворачивается тема "из тюрьмы" (товарки по заключению), "сестры", "всестрадниці святой", на формирование образа которой решающее влияние оказала лицо Н. Сигиды. "К моей покойной сестроньки Надежды" - такой подзаголовок имеет "Посвящение" сборки Грабовского. Найзадушевніші поэтические строки книги связаны именно с этим женским образом. Бескомпромиссность, беззастережність убеждений этой женщины - борца романтично облучают весь ее образ, возвышают его над обыденностью. Любовь героя к ней определяется особой чистотой, духовным максимализмом. Незагойний боль, вызванная смертью подруги, который не исчезает с течением времени, сконденсировано в стихотворении "Яд", возможно, одном из лучших произведений поэта - по плотности сочетание размышления и эмоции, энергичностью композиционного развития, интенсивностью образного мышления.
В стихах этой тематической группы выявлено характерное для всей сборки богатство способов лирического изложения. Это и интимное послание - исповедь, формы которого приобретает "Посвящение" сборки, и широкая аллегория, что лежит в основе стихотворения "Цветок (До Н. К. С.)", и медитативные обобщения, которые в стихотворении "Тяжелый завет" ведут к определенного эмоционального решения ("Но простить мучителей твоих Я не почувствую в себе силы!"). Значительную часть составляют произведения, в основе которых - динамический описание состояния чувств поэта; центром, ведущей звездой здесь выступает образ любимой женщины ("К...", "Мара", "К сестре", "Спогадання", "мученицы", "К сестроньки", "Как ангела, тебя я стрінув...").
Все эти произведения развивают мотив духовной и душевной зрідненості с женщиной - единомышленником. Образ женщины - борца играет важную смысловую роль в структуре всей сборки: он оказывает исключительно искренних, интимных рис пониманию героем революционной борьбы - дела, за которое страдала любимая женщина. Через чувства к ней личность героя раскрывается в максимальной полноте и многогранности. Еще один семантический слой этого образа - его вдохновляющая роль, благодаря которой образ женщины определенным образом отождествлен с самой поэзией: "Моей звездой ясной, Моей музой была!" [3, 89]. Стихи этого плана расширяли образно-концептуальную сферу интимной лирики в украинской поэзии в конце XIX ст.
Героиня стихов Грабовского неоднократно именуется "сестрой", "ангелом", сближаясь в этой функции заместителя с образом святой, возможно, даже Девы Марии. Собирательный образ женщины предстает олицетворением не только душевного уюта, но и духовной опоры и жизненного защиты вообще. Это свидетельствует и стихотворение "К матери", что им, как бы своеобразной молитвой, подведены сборник. В нем образ матери приобретает широкое символически-мифологического содержания, основополагающего значения для индивидуального бытия. Этим стихотворением завершено позже и сборник "Кобза".
Мир субъективно-интимных переживаний и мировоззренческих представлений героя неотделим в поэзии Грабовского от ощущения судьбой Украины. Главной категорией национального мышления у Грабовского выступает народ. Не идеализируя простолюдины в его тогдашнем состоянии, поэт признавал за ним большой життєвотворчий потенциал ("Простой люд - наша слава"), видел его определяющую роль в реализации национальной идеи.
Типы людей из народа выведены поэтом у нескольких пластических стиховых рисунках, в частности "Рабочему", "Швея", "Сироты" ("Бедные дети... отца взят..."), "Оставь". Идею конкретной, деятельного участия в порятуванні народа от "тьмы" образно раскрыто в стихотворении "Труженица" (о преждевременной смерти сельской учительницы), где образ героини выстроена не только детализированным определением ее поступков и действий, а и в еще большей мере за эмоциональный комментарий автора, изображение того, как переживают урон дети - школьники, их родители, односельчане. Именно такой тип добросовестного, неприхотливого к жизненных выгод деятеля, "чей возраст прошел с трудом, как день, слепым братьям прокладывая границу", служит поэту для обобщения в стихотворении "Настоящие герои", где провозглашается "хвала труженикам неведомым, что двигли мысль по селам, хуторам". Это самоотверженное, многолетнее подвижничество происходит в атмосфере морального ригоризма, взаимных идейных требований общества единомышленников, что, пытаясь соответствовать идеалу "передовых людей" времени, становятся, по сути, добровольными жертвами гражданского долга.
С большой любовью писал о украинского "мужика", сетуя на ссылке за Украиной, остро чувствуя первоочередные потребности и интересы собственной нации, Грабовский видел судьбу своей родины на путях борьбы за равенство и братство всех народов, как заветное, выражал желание, "чтобы Русь порізнена ушла Из-под привычного ярма И полным цветом расцветала В согласии с ближними всеми!" [3, 78]. Братское чувство к представителям других народов отражено в стихах "К Б. С-го", "еврейскому Народу", "К великорусского поэта Рамшева", "К М. Ова" и др. Косвенным свидетельством этого чувства есть большая заинтересованность Грабовским інонаціональними культурами, выраженная в художественных произведениях (поэмы "Текінка", "Бурятка"), переводной сборнике "Сочинения Ивана Сурика", других переводах.
Произведениям Грабовского присущи полемическая заостренность, отстаивание собственной позиции в вопросах природы и смысла художественного творчества. Поэт убежден в великой общественной роли литературы, главным предметом ее видя современность и нацеливая ее даже на решение задач общественного развития Украины ("Поэтам - украинцам", "К украинцам", "Из мыслей современных"). Существенного значения в эстетических представлениях поэта предоставлено концепции положительного героя; рассуждения о нем не только с прямой публицистической страстью провозглашено ("Настоящие герои", "общества", "Современнику"), но и художественно развернуто в ряде образов: "труженица"- учительница, заключенный революционер, измордованная палачами его товарищ по борьбе. Как литературный манифест, так и, скорее, как публицистически заостренный памфлет звучит в сборнике "Подснежник" стихотворение "Я не певец чудовної природы...". Вряд ли стоит толковать его буквально: это произведение является подчеркнуто (вплоть до самоотрицания) гіперболізованим выражением гуманистически-просветительских убеждений о "счастье", "красоту" человека и человечества и несовместимость таких понятий со страданиями, гнетом, нищетой. Эти убеждения, для художественного плана довольно аскетичные (но и по-своему привлекательны), поэт с вызовом противопоставляет тогдашней декадентской концепции "искусства для искусства", той части "панской" русской поэзии, которая ради ложно понятого эстетизма готова была делать покушение на нравственные устои жизни, заигрывать с імморалізмом т.д или же направлялась на примитивно-идеалистические поиски "всемирной гармонии" - с ее нежиттєвими конфликтами, гедонизмом, чопорностью.
Объектом полемики могла быть здесь и этажность, не обобщенность лично-частных, в основном "неунывающих" переживаний в некоторых произведениях тогдашней украинской поэзии. И, несмотря на всю полемическую условность этого стиха, в нем наряду с реальным видением противоречий времени отразилось и продиктовано идеологической напередвизначеністю представление о действительности как земной ад ("не хуже как зверь братьев грызут братья"), схематическое противопоставление "страдания" и "красоты", нерешенности социальных проблем и "холодного безразличия" природы. Очевидна и определенная скованность, потенциальная философская нерозгорнутість образа - понятия "красоты", с крайностями понимание которой вступает в противоречие собственная творческая практика поэта - не только ряд стихов о "чудовну природу", но и произведения с виповіддю задушевных воспоминаний, чувств идейной общности, дружбы, надихаю - чего примера самопожертвования, верности, героического поступка.
С идейно-эстетической точки зрения сборник "Подснежник" не является одноплановою. Утопические надежды на то, что ценой страданий героев будет куплено прекрасное будущее мира, перемежаются здесь с реальным, трезвым видением трудностей исторического прогресса, неизменная позиция последовательного революционера - с сомнениями в результатах, даже целесообразности своего дела. Нет в героя и окончательной определенности в способах борьбы. С нетерпением спрашивая в одном стихе: "Когда же явится мститель гожий. На те злодейства миру?" [С, 71|, Грабовский в других произведениях отрицает путь насилия: "Прошла кровь не даст нам совета, Вновь проклятием обольет; Зов мести и утешения Искренний замер попортит" [3, 125]. Следуя за чувством возмущения и гнева, которое не позволяет "простить мучителей твоих", поэт вскоре склоняется к умозрительной мысли, якобы мученическую жизнь борца "Растопит лед В сердцах палачей, Любовь натхне им до братьев" [3, 941 и возлагает надежду на идею христианского всепрощения.
Ново заветные аллюзии в поэзии Грабовского на этом не исчерпываются. Нередко перипетии борьбы, в которой участвует герой, подаются как осуществление божьего святого завета", отсюда - образы "несение креста" на определение страдницького пути, "тернового венца" как подвига, а также религиозный оттенок отдельных картин будущего братства людей.
Красноречивые библейские образы, особенно те, что связаны с новозаповітним мифом распятие, были популярными (хотя концептуально вряд ли оправданными) в тогдашней поэзии гражданской темы. Обращение Грабовского к христианской аллегорической эмблематики дополнительно обусловлено также воспитанием и образованием поэта, особенностями его мировоззрения и, возможно, художественно-творческого темперамента. Ключевое для этой образной системы сближения образов борца - страдальца и Христа, что имеет место и в поэзии Грабовского ("Крестоносца приоруже Распят на кресте"), находит для себя определенное основание в идее пассивного протеста, в той модификации концепции жертвы, которую обосновывал поэт: против "палачей", за будущее мира следует бороться не насилием, не расправой, а принесением себя в жертву; только большим количеством "трупов" невинно погибших борцов можно перевесить весы в неравной борьбе "передо-вого" отряда и защитников режима, изменить направление исторического пути общества.
Мотив жертвы раскрыто в поэтическом творчестве Грабовского многими гранями. Это и формы жертвования (гибель героя, самоотверженная "работа"), и общая, опоетизована красота жертвы; и (особенно в сборнике "С севера" и лирике последних лет) ее ужасная цена в сопоставлении с реальной, повседневной жизнью. Сборник "Подснежник" начинает этот мотив из высших регистров: жертва (самопожертвование, жертвенность со стороны героя, жертва целых поколений "борцов") здесь не только обозначает утопическую целесообразность того или иного события, но и имеет высший, сакральный смысл: жертва предстает по сути единственным средством движения истории, является единственным достойным личности смыслом ее жизни.
Однако уже в этом сборнике проступают объективные признаки того, как действительность в своей достоверности вторгается в утопическую схему. Стихотворением "Вот я думаю, брать..." высказано первую подозрение, "что мир, яростный в бою, Шутит только и смеется...". Предположение о возможной лживость, двусмысленность славы того, кто самоотверженно страдает за идею ("...мир, лукавый, как девчонка, Этого на людях уквіча, А сердце склонит до второго..."), приобретает более широкого, более масштабного звучания. Речь идет о судьбе искренних эмоциональных стремлений в "лукавом мире"; и то, что пример взят из сферы революционной борьбы, удостоверяющий открытость ее общим моральным коллизиям, в которых доверчивость сердечного чувства не всегда являются залогом имущества.
Основываясь на априорных (хотя не раз связанных с попытками внедрения в практику) представлениях о необходимости отречение от всего личного в жизни "борца", герой лирики Грабовского все-таки чувствует кое-где свою неготовность идти таким путем. Он вынужден констатировать расхождение между собственным, определенно усвідомлюваним зову души и аскетичным партийно-групповым кодексом. В стихотворении "Человек єсьм" героя смущают непритлумлювані душевные потребности, которые фигурируют здесь под определением "слаботи", "никчемные мечты, суетные заботы" и его "скулы кругом, как ретязем палачи". Он готов каяться перед чудотворными образами своих революционных кумиров: "Простите меня, а мученики-мертвецы, Простите меня, о страдники живые!" [Из, 114]. Патетические, призывные лозунги герой провозглашает и от своего имени, и в сборной форме "мы". Однако как только речь идет о выражении личного настроения, связанного с конкретными обстоятельствами, герой чувствует себя одиноким. "Бывают темные дни отчаяния: Ничего сердце не хотите", - такими строками начинается стихотворение "К мученицы", в котором поэт, вызывая перед собой образ замученной революционерки, ищет поддержки в ее поступка и выражает желание активного действия.
Однако отчаяние, что не раз овладевает душу героя, будет транспонирован в основном в другие мысли и настроения. В стихотворении "Ни словечка нівідкуди", виповідаючи свою глухую самотину, чувствуя к сожалению еще в ростке потерянных відрадних помыслов, подтверждая свое отречение от, как кажется ему, обывательского образа счастья ("гнездышко"), герой доходит болезненной для себя мысли, что и цель "труду в братерньому группе", ради которой он пожертвовал всем, то желание "стать полезным народу" также не реализовались: "Не оправдались думы те!".
Излагая кредо борца в стихах "Придет день великой отрады...", "общества" и в не менее известном, ентузиастично-поривному "Надежда", поэт дает возможность своему герою претерпеть и других настроений и психологических состояний. Это настроения душевной усталости, тоски, разочарования в деле, ощущение покинутости и душевного сиротства, в общих чертах обозначены в стихотворении "В одиночестве" и конкретизированы в стихах "Мольба", "Тоска без края; сердце гаснет...", "Вопрос" и др. В этих произведениях вольно или невольно отражено коллизию между надсадною верой "борца" и неподатливою, инертной реальностью.
Герой переживает минуты - и это придает признаков достоверности художественном мира Грабовского, - когда, не видя результатов многовековой борьбы, приближается к мысли о бесполезности своего дела и ужасается этого ("... То спросишь с печальным криком: За что же люд носил кресты, Смертельно возраст боролся с возрастом, Теряли страдальцев палачи" [3, 101]. На мгновение он готов предположить, что действительность выступает чем-то совсем другим, имеет другие измерения, чем те, что умозрительно предоставила ему программа "борца". "Борец" вдруг ощущает свою отделенность от реальной жизни: "Как горько чувствовать себя трупом, Бесследным пламенем сгорите, К жизни - труда тщетно рваться, Души любимой не здріть!" ("Химера"). Эти настроения, эта оппозиция между верой в утопическое и реальностью получили развитие и эмоциональное обострение в книге "С севера".
В лирике первой сборки превалирует выражение, а не изображение. Автор воссоздает внутренний, духовный мир героя -"борца", определяет динамику его переживаний, ход любознательного или наснаженої впечатлением мысли, неизмеримо меньше касаясь конкретных обстоятельств его жизни и невольнического быта, хотя и последнее имеет место, например, в стихотворениях "воспоминание", "Тоска без края; сердце гаснет...", "Песня кайданників". Единичные в поэзии Грабовского признаки места действия, в частности пейзажные характеристики местностей Сибири ("В даль", "Развлечение", "Пустота", "Далеко", "элегий"). Даже в стихах с новелістичною композицией страдальческий путь героя раскрыты в основном в обобщающих экспрессивных (а не деталізувально-описательных) образах "ночи темной", несения "стяга", тления "искры", гибели "среди ада и мучений" ("Тужба"), наконец, оживания "ко-лишних замеров" и т.д. Только в ранней поэме "По Сибири", выдержанной в повістувальному стиле, поэт делает попытку тщательно записывать подробности быта арестантов. Описательные детали в лирике поэта связаны прежде всего с личными воспоминаниями о родной край и темами из-вне сферы невольничьего жизнь ("Обман", "Украина приснилась мне...", "Швея", "Сироты" ("Бедные дети..."), "Труженица", "Щоглик", "В школу", "Во сне", "Вечер").
Метаболическая (іносказальна) образность поэзии Грабовского в общем мало индивидуализирована, однако нет оснований утверждать, что его поэтическое слово является автологічним. Поэтическое вещания Грабовского ощутимо экспрессивное и приобретает этой характеристики на грани между клішованою для своего времени (что перешла в массовый "поэтический" обиход) образностью и попытками оригинального авторского образотворчества.
Это и "плотные" метафорические выражения ("Из-под шин тугих немого страдания Жизнью несется тот могучий дух..." [3, 123], и предоставления поэтического звучания собственном лексическом новотворові, заимствованному редкому слову или непривычной грамматической форме ("Грустно дзюріє Под веслом... Очаг мечтает Вон за селом", "Зря поглядываю вперед непроглядной мглы", "И следуешь ты над меня В той збагніченій красоте..."), и смелое, художественно оправдано тавтологического повторения (риторическая фигура добавление), что усиливает существенное и расширяет смежные значения образа, как образа креста ("мы Поменялись крестами, Поклялись крест нести и горячими устами Целовали те кресты"), и вывод отдельных образов, лирических ситуаций на уровень символа (в стихах "Цветок (до Н. К. С.)", "На море", "Горячее душа молилась...", "По морю", "Красно при долине...", "Из элегий", III, IV, "К матери").
Интенция образного моделирования художественного мира неизменна в творчестве поэта, а время от времени, даже в неожиданных моментах, проступает с особой отчетливостью. Это видно уже в первом (не считая "посвящения", эпиграфа и предисловия) произведении, которым начинается сборник "Подснежник", - стихи "Рабочему", написанном, кажется, по "программным", не раз к Грабовского апробированным сюжетом - о тяжелой, нищую судьбу гастарбайтера. Дух художественного экспериментаторства проникает и к этой в общем-то тривиальной смысловой схемы, позначившися на изящества и интенсивности непривычной лексики, интонационном многообразии стихотворения, яркой реализации фонічної темы, наконец, на міфометафоричному видении времяпространства.
Грабовский в сборнике "Подснежник" проявил себя мастером короткого (8-12 строк) лирического стихотворения, наполненного животрепещущей мысли и страсти. Отдельными произведениями этого сборника, которым присущи энергичный, в основном остро конфликтный "лирический сюжет", уплотненная емотивна или публицистически - розмислова содержательность, лаконичное, иногда афористическое выражение несокрушимости духа личности, вера в будущее, в том числе и будущее украинского народа, а также и чувств сложного, неоднозначного характера, - обогатили украинскую поэзию в ее жанрово-стилевом арсенале и поэтике. Сборником "Подснежник" засвидетельствовано попытку вывести многогранную, пусть и не лишенную противоречий, личность, которая стремится к активному действию, представить ее внутренний мир в выразительном тематическом богатстве общественных идей и личных переживаний.
Новый этап творческого развития Грабовского обозначено сборником "С севера" (Львов, 1896), что отличительная последующей перестройкой в определенных направлениях концепции личности и інтерпретаційно-стилевым увиразненням отдельных ведущих мотивов творчества. Центральным в сборнике есть раздел "Грустные песни" (с указанием: "Посвятил Ольге"); кроме него, включены разделы "Переводы" (две поэмы Байрона и ряд стихотворений русских поэтов XIX ст.) и "Дріб'язочки".
Тематически уже "Подснежник" сборник "С севера" своим содержанием продолжает и в отдельных направлениях развивает проблематику предыдущей, добавляя некоторые новые признаки. Глубже осмысленно природу общественного идеала и движения к нему, теряет в своем значении идея исполнения "Божьего завета как цели прогресса, которой обуславливался пафос отдельных стихов предыдущей сборки, зато отмечено на преобразовательном действии человеческой личности ("Другой строй, другой мир заветный Производит из себя душа"). Ряд произведений освещает расширенные возможности авторової поэтики ("Вот читал я о миры", "Душой я вчера отжил...", "Он ходил грустный, как ночка...", "Мало нас, но это - зря", "Певец", "Вперед!" и др.). Підсиле-но черты, присущие поэзии Грабовского в целом: ліризація и цель-форизація (соответствующими художественно-контекстуальными средствами) философских, общественно-политических, вообще абстрактного плана понятий. Попытку выхода поэта на новые образы и тона особенно отчетливо выявлено в цикле "Веснушки". Само название цикла, что им открывается сборник, знаменует некоторую полемичность названия сборника.
Главное в сборные - история лирического героя, за которым стоит по сути концептуальное исследование личности, попытки углубить ее замеры, выяснить ряд этических и эстетических проблем. Эта "история" является доминантной: она несколько сужает, субъективно конденсирует дискурс сборки, отвлекая внимание поэта от других возможных тем и суждений (как, например, широкий круг программных "посланий" в "Пролиске").
Именно в сборнике "С севера" очевидное обнаружено сложность созданного Грабовским авторского образа, тонкие грани различия между тремя его ипостасями: Грабовским - ссыльным, Грабовским - поэтом и героем его поэтического творчества.
Грабовский - поэт стоит в целом выше своего героя, контролирует линию эмоциональных приключений последнего, даже в определенной степени экспериментирует с ним. На мгновение (это отражено в предыдущий, прозово-автокоментуваній публикации нескольких стихотворений сборника под заглавием "Из дневника невольника" в журнале "Житие и слово" 1895 г.) поэт как будто оступается, становится практически на одну ступень с героем, но дальше, уже в рамках раздела "Грустные песни", образ поэта возвышается над образом героя. Те душевные страдания, которые выпали на судьбу ссыльного во времени написания сборника "С севера", мировоззренческие и эмоциональные уроки, которые вынес поэт из "тех тяжких болей душевных, которые переживал последнего времени" (из предисловия к сборнику), - все это в художественно селекційованому и преобразованном виде обозначило дальнейшую эволюцию героя творчества Грабовского, достало - в масштабе художественного целого сборника - свою поэтическую интерпретацию, более обобщенный и перспективно обогащенный смысл.
Сборник "С севера", собственно ее раздел "Грустные песни", определяет острое до антагонизма этико - психологическая своей природе противостояния сферы "идей" и объективных закономерностей действительности, ареной которого сейчас становится внутренний мир героя. И драма души, к которой сборник "Подснежник" выступала прологом и которая была неизбежно запрограммирована духовным развитием героя, наконец, разворачивается во всей полноте. Испытывают окончательного столкновения утопическая схема жизненного пути "борца" (с очевидными чертами рядового революционера - народника) и его невідхильна присутствие в реальном (как и ірреальному) мире. В эстетическом плане это ознаменовало вторжение художественного интереса автора в пространство до тех пор табуированных, замалчиваемых тем, психологических коллизий, настроений. На пути от "Подснежника" до "Печальных песнопений" срабатывает своеобразный механизм "экзаменация" героя непредсказуемым эмоциональным состоянием, в самых общих чертах подобный тому, под который подпадает герой Франко сборника "С вершин и низин" в сборнике "Увядшие листья".
"Никогда еще, кажется, - писал Грабовский, - безнадежность и уныние не окутывали меня таким грустью, никогда не захмарювали так моего зрения, как именно сейчас. Круглая самотина никогда не донимала так; и, кажется, никогда еще я и не мечтал исподтишка так безумно, так наивно не ждал чуда, как теперь..." [1, 228]. Многие из этих чувств, что сами собой представляют примечательный психологический материал, нашли виповідь в стихотворных произведениях ("В хоробі", "Тяжело дышать...", "Куда подінусь я со скукой", "Края не будет неволе", "Не придет надежда, обманет - я знаю", цикл "Ночь", "Ты чего так забилось тяжело...", "Хватит! Не сила, не мога..." и др.). В мрачных тонах видит герой и свое прошлое и ближайшее будущее, сетует на душевную глухоту и равнодушие людей вообще, уговаривает себя остановиться в мечтаниях, когда бы "на минуту, на миг убежать от жизни, На мгновение искренних взаимоотношений потерпеть...". Причиной этих, как кажется ему, искаженных, страждущих переживаний герой считает обстоятельства своего жизненного пути, связанные с бременем политических репрессий: "И я клена за палачом ката В моей невольницькій глуши, Что натравил на брата - брата, Отверг душу от души, Люд заковал в цепкие оковы, Лишил молодость цели; Клена... и как исцелит раны, Где крошку роздиху найти?" [3, 347].
Нельзя не заметить, что виповідаючи свой трудное душевное состояние, точнее, перенося его в образ лирического героя сборника, поэт остается на высоте своей позиции: даже при выражении самых болезненных эмоций он придает большого значения художественно-творческому отношению к ним, опосередкуванню эстетическим чутьем. Так, драматические взаимоотношения героя с женщиной вдруг представлено в третьем лице ("Он ходил грустный, как ночка", "Грусть"), ряд произведений примечателен афористичностью высказываний, композиционно развернутым образом переживания ("Мое сердце вновь тяжело щемит", "Душой я вчера отжил", "Пусть сердце разрывается, пусть увеличивается рана"), ритмико - интонационной и строфічною разнообразием стихотворения ("К обществу", "Края не будет неволе", "Разойдитесь, журні мысли" и др.). Именно изображения образов душевного угнетения в группе этих произведений обозначенное на удивление большой художественной свободой автора.
Вызванные тяжелыми условиями поэта ссылки настроения тоски объясняются, прежде всего, субъективными причинами. Одной из них, очевидно, были несчастливые, с самого начала обречены на разрыв отношения Грабовского с Ольгой Зерновой, с которой поэт познакомился в Вілюйську и которой посвятил раздел "Грустные песни". Позже, вспоминая пережитое, он писал: "То прекрасная, на удивление редкое существо, но наша встреча ничего не принесла и не могла принести обоим нам, кроме мук и горя..." [1, 242]. "Оба они, - пишет исследователь биографии Грабовского М. Сиротюк, - люди по-настоящему интеллигентные и порядочные, не могли переступить грань ее семейного положения, нанести горькой боли мужчине, таком же, как и они, товарищу по ссылке, и вынуждены были силой затаить свои сердечные порывы и муки, покориться злой судьбе" [4, 333].
Более глубокой причиной душевного кризиса лирического героя сборника является доведена до логического конца односторонность романтично-просветительского образа "борца". Его аскетическая напряженность и искусственность, что проглядывала в отдельных строках ранних поэтических произведений Грабовского, пришла в несоответствие с глубинной течению жизни - как личного, так и социального. Душа героя становится, образно говоря, полем погрома его собственного мировоззрения. Герой еще сопротивляется самому факту могучего живого чувства, изнывает в упорной, порой фанатичной вере в утопический кодекс "борца", формально даже побеждает свой отчаянный состояние новой интерпретацией древних лозунгов, - и все же, очевидно, болезненный излом его убеждений происходит. Следы этого в самых "Печальных пении" еще мало заметны, однако пережитая история становится неотъемлемой частью внутреннего опыта поэта, отзывается в дальнейшей творческой эволюции.
Логика развития образа лирического героя привела его к необходимости вместить всю полноту интересов зрелой личности. Принцип "борьба", "труд" ценой пренебрежения и отрицания жизненно полновесных потребностей человека теряет правомерность в идейно-художественном мире поэта. Подсознательным же мировоззренческим фактором мучительных переживаний выступило, очевидно, то, что поэт сомневался и все глубже разочаровывался в самом содержании тех политических лозунгов, в жертву которым - наряду с несомненными для него идеями - отданы годы жизни. Стихи этой части сборника составляли необходимую антитезу, которую должен воспринять и духовно выдержать лирический герой на пути более глубокого и более реалистического постижения действительности.
Лучшие поэтические произведения в этом сборнике Грабовского - преимущественно не те, что полны разнообразных жалоб и нареканий, как и не те, что возвращают поэтическую мысль на заклинания души к терпеливого несения "креста" или отречение от личных чувств ("Собственные утехи не навеки, Движение идей немручим есть!"), а произведения, в которых раскрыты, хотя бы фрагментарно, противоборство духовной невмолимості идеи (пусть даже эта идея может внешне казаться ущербной или фальшивой) и упрямой неуступчивости реальности, живого, природного первоистока, - с их аргументами, контраргументами, возражениями ("Легко сказать: не плачь, не сокрушайся. Смерти не зови за часы, Духом не падай, а живо борись За освобождение человека... Легко сказать; но вместо того Обратимся лучше к себе, Чтобы задать вопрос у сердца своего: Как спасаемых-наться от тебя?"). Художественные достижения Грабовского - и у тех (правда, немногочисленных) произведениях повістувального и изобразительного плана, где поэт дает детализированный рисунок ("Собаки лают; я прочнувся...", "Стома"), и в тех публицистического звучания стихах, в которых знакомые для себя темы поэт трактует с характерной эмоциональностью и бескомпромиссностью, возводит их в более широких обобщений.
Не считая четвертого выпуска альманаха "Складка" (Спб., 1897), где помещено несколько стихотворений Грабовского, с творчеством поэта (в ее легальном виде) читатель Надднепрянской Украины впервые познакомился в сборные "Кобза", изданной в Чернигове 1898 г. с подзаголовком "Песни и перепевки П. Граба". Сборник составляла что-то вроде избранных произведений поэта, куда вошли оригинальные и переводные стихи из предыдущих сборников с добавлением новых, написанных для этого издания.
Готовя книгу к печати на подроссийской Украине, Грабовский вынужден был учитывать строгие цензурные ограничения, которые могли помешать публикации произведений политического ссыльного. Разумеется, здесь не могли быть помещены произведения выразительно революционного звучания; даже в отобранных стихах Грабовский делал определенные изменения или сокращения. "Стихи я пильненько вистругував, и не знаю, угодил тем вистругуванням цензуре; с того самого взгляда и поместил стихи совсем ничтожные - про любовь и поцелуи, может, эти "праведники" спасут весь сборник" [1, 273], - писал поэт Б. Гринченко.
Однако никаких вмешательств цензуры в текст сборника не было. Самым строгим "цензором" относительно своего поэтического наследия оказался сам поэт, для которого в это время, очевидно, встала проблема новых ориентиров творчества. Перед читателем, который знал героя лирики Грабовского как последовательного пропагандиста революционной идеи, бескомпромиссного "борца", этот герой, по замыслу автора, должен был предстать теперь в несколько ином образе. Его взгляды на мир умереннее, главное - глубже, теснее и чувствительнее связанные с ходом индивидуального переживания. По-своему расширять этот образ призваны были и те "ничтожные стихи", общую проблематику которых поэт (а заодно литературный критик и переводчик) не мог не ценить. Вопреки (или благодаря) такому способу "вистругування" стихов и придания тематически нейтральных книга получила целостного вида. В целом сборник "Кобза" является заметным явлением украинской поэзии конца XIX в. Она предста-вила Грабовского как проникновенного лирика, мастера стихотворной формы, обнаружила новую грань творчества поэта последнего периода.
Стихотворения сборника проникнуты легким элегическим настроением; в них преобладают полутона как в выражении чувства, так и в обрисовке пластических картин, меланхолическое размышление, печальная и светлая улыбка. Несколько неожиданным, хотя по сути подготовленным поэзией предыдущих лет, возникает тяготение автора к "антологічної" лирики, сочинений описательного, повістувального характера, с художественным конфликтом, підсилюваним субъективным восприятием ("Днепр"). В этом стихотворении, как и в некоторых других ("Соловей", "Разлука", "Без пути", "Я сам сижу под липой...", "Между горами луч гаснет...", "Засяло солнце с лаской..."), одни из которых являются собственными "пением", другие - перепевами, преобладает спокойное, философичное осмысления жизни. Поэт пытается совместить противоположности, признавая правомерность, неодинаковость индивидуальных примет, разнохарактерность мира. За сборником остаются жалобы на свое изуродованное жизни, характерные для "Печальных песнопений". Лирический герой уже склонен принять свою судьбу такой, как она сложилась: "Опомнись и посмотри кругом себя И нелепых басен не плетет!". Именно это состояние души представляется одним из самых убедительных последствий той мировоззренческого кризиса, которую пережил герой "Печальных песнопений".
Для сюжетных произведений свойственна большая размытость лирическим настроением ("На селе"). Отличительной чертой здесь является определенная незавершенность действия ("Бедняга", "Вышла из дома старая мать..."). Стихам сборника присуща тематическая и в значительной степени стилевое единство. Это касается как оригинальных, так и переводных произведений, о которых Грабовский писал при составлении сборника: "В переводы и переработки я столько вкладывал своего собственного, что можно их считать полу за самостоятельные, вот почему я не колеблюсь их выдавать за своей подписью" [1, 272].
С точки зрения творческой манеры к стихам сборника "Кобза" прилегают последние стихи Грабовского, при жизни поэта не друковані. их герой не отказывается от вдохновенных идеалов борьбы, но предпочитает об этом не говорить и, тем меньше - убеждать в своей правоте читателя. "Ни чувством, ни марінням высоким Уже не свалиться никогда вверх",- с грустью констатирует автор, а в другом стихе отмечает: "Дитськи мечты - вот и всего счастье было, А теперь и тех мечтаний уже нет...". И "счастливая пора", о которой он мечтал, - "она идет; ее увидят люди, Что, может, еще и на свет не выросли". Сам же поэт, а с ним и его герой, подводит итоги (еще не догадываясь, что они последние) за досадных обстоятельств, признавая, что сферой борьбы, где человек утверждает свою личность, также и повседневную жизнь. Драматизм его ситуации в том, что, борясь в течение долгих лет за высокие идеи, жертвуя собой, подставляя свое плечо для различных подстрекательских политических акций (по которым в конечном итоге оказалось не так уж много смысла), сознательно пренебрегая ближайшие, обычными человеческими стремлениями, он оказывается теперь в неблагоустроенном, разбитом, неуютном личном мире, в духовно чуждой среде, принужден "к ежедневных забот о куске".
Не смерть страшна, не долгое время неволе, -
Не трудно быть героем против них;
А страшно жить, запрягшись мимо воли
В иго глупостей и мелких хлопот.
Всем годится, на прихоти потакать,
А те святые и искренние чувства,
Что возраст не умрут, дальнейшее вглубь прятать, -
Разве же сего я желал от жизни?
Грабовский - поэтом синтезированы в творчестве и этот горький опыт Грабовского - человека, политического деятеля, ссыльного. Стихи последней поры, как и предыдущие, еще раз подтверждают сущностное, онтологическое значение художественного слова в его жизни, внутреннем мире. Поэзия стала для Грабовского не только средством виповідання своих чувств, возвышенных, а чаще - неприятных состояний, сомнений, неудач и скрух, которые преследовали поэта, но и сферой духовного сопротивления последним, попыткой хоть художественным способом подняться над своей судьбой.
Отличительной позицией поэта как героя этих произведений является то, что, фактически уже отказавшись от специфически революционной идеологии (не общественных идеалов!), разочаровавшись в программах и тактике политических организаций, он ни словом не оспаривает своего участия в революционном движении, не сводит счетов с прошлым, не бросает ни одного упрека поэтому страдницькому пути, который впустую прошел.
С новой силой просыпается в творчестве поэта последних лет тоска по украине ("Тронул я в сердце муку...", "Да уж мне, милое братство...", "я Растерял свои думы...", "Под небом чужбины дальней..."), усиленная ощущением, что ему не вернуться в родной край ("...Сердце тошнит белым миром, Просится домой, Не цветет розовым цветом На степи чужом").
Больной, утомленный душевно, но обогащенный духовным опытом, поэт склоняется преимущественно к светлой, тихой созерцательности, что выливается в замечательных образцах, преимущественно небольшого объема, лирических стихов. Воображение поэта фиксирует текущие изменения природы, ход своих ощущений и воспоминаний ("Божий мир, окутанный красотой...", "Темная ночь; тихий ветерок...", "Плачет небо, покрытое облаками...", "Черная ночь темніш становится...", "Вновь повеяло вдушу весной..." и др.). В этих произведениях осложняется метафорическая образность, в частности персонифицируются временно-пространственные понятия ("гук умер эхом, пронизывая мглу", "кто-то незримо слезы льет в Божьем пространстве", "потому журбы той колодец еще не имела в мире дна"). В последнем из внесенных в рукопись стихов (произведения, готовились Грабовским к изданию) в новый для лирики поэта образом связанные впечатление от картин природы и незгасне желание деятельности:
За окном у меня
Хуга прошуміла,
Чувство обалденное
В сердце тронула.
Хочется все путы
Сразу порвать,
Как и хуга лютая,
Сняться - погулять.
К жизни живого
Путь широкий втереть, -
Рад бы я для того
Работать и умереть.
Стихи Грабовского последних лет отчетливо показывают, что поэт в этот период выходит на новые горизонты творчества. Он искал новые вариации уже опробованных тем и мотивов, разрабатывал собственную обновленную поэтику, стремился к более тонкого психологического воспроизведение душевного состояния, приближался к импрессионистической филигранности в передаче восприятия и впечатления. Его герой этого времени, кажется, поворачивается лицом "к жизни живого", но дни поэта уже было сосчитана...
Оригинальные поэтические произведения Грабовского является самым весомым его вкладом в украинскую литературу. Однако ими не ограничивалась деятельное участие поэта в литературном процессе 90-х годов. В галицких изданиях печатались его очерки, статьи, заметки, поэтические переводы.
На протяжении всей жизни Грабовский осуществлял огромную работу по переводу произведений мировой поэзии. В книжках "С чужого поля", "Судьба", "С севера" (раздел "Переводы"), "Кобза", в подготовленной, но не изданной в сборнике "Волна" вмішено переводы поэтических произведений с двадцати пяти литератур мира.
Переводы Грабовского (сам автор часто называл их "перепевами") имеют разный уровень соответствия оригиналам. В предисловии к одной из своих книг переводов поэт отмечал: "В некоторых поэтов я брал только мотив, проникался настроением, а перепевал вполне по - своему" [3, 459]. Широким замыслам переводчика стояли на пути трудные условия его быта. Не все произведения он мог переводить с языка оригинала, "бывало и так, что английские стихи я переводил с немецкого, грузинские с польского и пр." [1, 296]. Неусталеність переводческих принципов, недостаточность первоисточников сказались на созданной Грабовским "антологии мировой поэзии", но это не умаляет ее значение, особенно для своего времени. Своеобразием переводческой деятельности Грабовского является и то, что поэт в основном щедро вдохновлял перевод пафосом и идеями собственного творчества. Касается это произведений с доминированием как гражданского, так и индивидуально-личностного первоистока, в частности перепевов с И. Ейхендорфа ("Проброс"), Л. Уланда ("Смеешься ты, но спитатись надо..."), Ф. Прешерн ("Слоняясь когда более Дунаем..."), Ф. Фрейліграта ("Честь тому, кто в землю черную..."), М. Щербины ("Небольшие лета...") и др. Усиленное внимание уделил Грабовский творчества Дж. Байрона, Г. Бернса, М. Конопніцької, Ш. Петефи. Среди художественных достижений поэта - его переводы из В. Шекспира (канонической формы сонет), Е. По ("Ворон", "Аннабель-Jli"), отдельные стихи А. Майкова, А. Фета, П. Верлена, Г. А. Беккера, Ф. Мажуранича и др.
Интересным явлением является создание сборника "Песни Украйны" (при жизни поэта не была напечатана; первая публикация части - 1959 г.) - попытка по-пуляризації русском языке крайних поэтических произведений украинских поэтов XIX в.
Грабовский - составитель этого сборника и переводчик значительной части приведенных здесь произведений - заботился о широкий отбор имен, обнаружил хороший художественный вкус. Сборник показывает основательную осведомленность поэта с разнообразными явлениями украинского литературного процесса. Как это характерно для практики Грабовского-переводчика, одни произведения переведены здесь с большей точностью, другие - достаточно свободно.
Многогранная литературная деятельность Грабовского была весомой составной частью украинского литературного движения в конце XIX в. Свой художественный талант и уникальный жизненный опыт поэт реализовал в развитии своеобразной концепции лирического героя - человека активной гражданской действия и мысли, чувствами и помыслами выходит далеко за пределы партийно-групповых программ и регламентов. Несмотря на тяжелые материальные и духовные обстоятельства (заключение, ссылка, оторванность от родного края и т.д.), сомнения и разочарования, этот герой сохраняет собственное достоинство, расширяет свои взгляды, стремится к проявлению полноты своего внутреннего мира. Творчество Грабовского в общем свидетельствует доминирование багатоосяжного художественного чутья над доктринальной запрограммированностью, к которой обязывало поэта исповедуемая им идеологическая вера. Потребность выразить мировоззренческие размышления, остроту морально-этического конфликта, психологическую сложность переживания настоятельно вела автора в широких художественных поисков, реализованных во многих поэтических произведениях. Поэтическим творчеством и переводческой деятельностью Грабовский вводил украинскую поэзию в русло мирового литературного развития.
Художественное самосознание и политическую окраску той или иной исторической эпохи вносили свои коррективы в восприятие творчества поэта. После оправданного интереса в конце 90-х - начале 900-х годов (произведения поэта вмещают антологии, альманахи, сборники "Степные цветы", "Возраст", "Аккорды", "Дубовые листья", "Из-за туч и долин", "Развлечение", "Досвітні огні", "Цветочек", "Украинская муза" и др.) творчество Грабовского по определенным причинам почти на три десятилетия практически выпадает из поля зрения исследователей литературы. В середине 30-х годов XX ст. Грабовский был заново "открыт" - уже в односторонней, идеологически кодифицированный роли "поэта - революционера". Однако и этот факт объективно способствовал расширению заинтересованности его жизнью и творчеством, вводу в хрестоматии тех или иных образцов его поэзии, появление исследований, постепенно углубляли представление об образе поэта. Сегодня место Грабовского в истории украинской литературы должен определяться не его политической биографией, идейными убеждениями и взглядами, а прежде всего художественным достоянием. Его творчество - с кругом собственных оригинальных художественных идей, жанровых модификаций, стилевых решений, образов, мотивов, тем и проблем, в трактовке которых сказался незаурядный талант художника, - ставит Грабовского в ряд заметных фигур литературы.
Контрольные вопросы и задания
В чем заключалось различие Грабовского, украинского поэта, с программными принципами общероссийского народнического движения? Развитие это различие мало? Удостоверяющий эволюция поэта?
К которому определение ближе, по вашему мнению, содержание поэзии Грабовского: им является поэтическое омовлення революционно-народнической идеологии или внутренняя борьба между идеологической доктриной и живым чувством? Какие общие выводы о природе художественного творчества можно из этого сделать?
Как эволюционировала лирика Грабовского в плане поэтики? Происходили параллельно с этим изменения в настроениях, ведущих мотивах, в поэтической лексике? Докажите это примерами.
Какие из авторов принадлежали к кругу тех, кому больше всего уделял внимание Грабовский как переводчик? Поэзия которого содержания преобладает в его переводах? Есть достаточные основания для утверждения, что в отборе произведений для перевода Грабовским обнаружено не только идейные, но и не в меньшей степени эстетические ориентации?
Можно ли вести речь о чертах общности в темах, мотивах, ведущих идеях поэзии Т. Шевченко, П. Грабовского и В. Стуса? Что общего в их биографиях?