Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ТРАНКВИЛИОН-СТАВРОВЕЦКИЙ КИРИЛЛ (г. нар. невод. - 1646) - философ, поэт, богослов первой половины XVII ст.

Учился, очевидно, во Львовском кафедральном училище. В 1589 - 1592 гг. преподавал в Львовской братской школе. С 1592 г. учительствовал в Свободные, в начале XVII в. снова вернулся во Львов, где стал одним из ведущих деятелей Львовского братства. В 1614 - 1625 гг. вел активную проповедническую деятельность, был игуменом Уневского монастыря, впоследствии Любартівського. В начале 1626 г. перешел в унию, за что 25 марта того же года был назначен архимандритом черниговского Елецкого монастыря. Автор стихов, философских и богословских трудов.

В трудах «Зерцало богословия» (1618), «Евангелие учительное» (1619) К. Транквилион-Ставровецкий утверждает, в противовес восточно-православному христианскому аскетизму, который исповедовали Иван Вышенский, И. Княгиницкий, что человек имеет право наслаждаться красотой земли, радостями земных чувств. Особым даром человека является для философа способность восхищаться совершенством видимого предметного мира. Отражая интересы деятелей братского движения, активной силой которого выступало мещанство, К. Транквилион-Ставровецкий отстаивал в своих писаниях идеалы светского, гражданского гуманизма. Подобные мысли вызвали острое не восприятие в идеологов традиционного православия. Неблагосклонно відрецензував «Зерцало богословия» Иов Княгиницкий, а «Евангелие учительное» было осуждено собором украинской иерархии во главе с Иовом Борецким. Исследователи отмечают, что неблагосклонна оценка произведений К. Транквилиона-Ставровецкого стала одной из главных причин его перехода в унию. Уже после этого акта в Чернигове он издает сборник религиозных текстов «Перло многоцінне» (1646), выход в свет которой стал своеобразной «знаковым событием» в развитии всей украинской поэзии XVII в. Интересна высказанная в «Предисловии к чительника» высокая самооценка произведения, что свидетельствует о значительный отход от традиций средневекового писательства.

Лит.: Маслов С. Ы. Кирилл Транквиллион-Ставровецкий и его литературная деятельность. К., 1984; Украинская литература XVII в.: Синкретична письменность. Поэзия. Драматургия. Беллетристика. К., 1987; Философия Возрождения на Украине. К., 1990; Возняк М. С. История украинской литературы: В 2 кн. 1992. Кн. 1.

О. Хоменко