ТОПОЛЬ КИРИЛЛ (спр. прізв. Тополинский, гг. р. и см. невод.) - писатель первой половины XIX в.
Исследователи предполагают, что Кирилл Тополь родом с Черкащины, возможно, из Канева. Хорошо знал народное творчество этого края, обычаи и обряды Правобережья Украины. В 40-х годах работал в Казани, стремился переехать в Харьков. Известен как автор двух пьес - «Чары, или Несколько сцен из народных былей и рассказов украинских» (написана в 1834 г., напечатана в 1837 г.) и «Чурчепуха, или Несколько фактов из жизни украинского панства» (1844). Исследователи приписывают ему авторство двух стихотворений - «Мысль о родном крае» и «Писулька моем благодарение господину Бакамиру Карапузенку».
Пьесы Кирилла Тополя относятся к преромантичного периода новой украинской литературы. Толчком к написанию этих произведений стало романтическое увлечение фольклором, собирания и публикации народных дум, песен, а также постановка (1814) и публикация (1838) «Наталки Полтавки».
Основой пьесы «Чары» послужила народная песня «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці». В соответствии с ней автор разворачивает сюжет, развивает основной конфликт в произведении, каждую сцену наполняет народными песнями. Именно большое количество лирических, обрядовых и бытовых песен, элементы народной фантастики, символики, перевоплощений дали возможность развернуть глубокую драматическую коллизию. Через картины народных гуляний, вечеринок, пения автор пытался широко воссоздать черты народного характера. Эти черты он воплотил и в отдельные образы (романтичные, сильные, беспокойные Гриша и Галя и несколько меланхоличные, немного сентиментальные Василий и Любка). В реалистическом плане выписан образ сельского жмикрута, горького пьяницы. Не обошел автор и рабского положения крестьян - крепостных, колоритно выписал бытовые сцены.
«Чары» не является викінченим литературным произведением, как, например, «Наталка Полтавка». Сам автор писал: «Скажут другие, что пьеса эта-будто что-то смешанное и не таит в себе определенной формы, которая свойственна какой-либо существующей театральной пьесе... Это так». Таков был замысел. М. Костомаров справедливо отмечал, что в пьесе представлен набор законченных отдельных сцен из народного быта: «Все сцены чрезвычайно точные... Тополь отражает, что видел, слышал, что сумел подметить. У него нет развитых характеров, но зато каждое лицо имеет свой отпечаток... В «Чарах» нет единства и завершенности в целом, но все завершено в сценах: каждая из них представляет целую, правдивую картину... Автор ничего не преувеличивает, не идеализирует...» Именно это было характерно для преромантизму: не столько подача целостной идейно-проблематичной завершенности, сколько точное воспроизведение народных поверий, обычаев - через широкое использование фольклора.
Пьеса «Чур-чепуха» вызвало меньше восторга. Здесь также использован богатый фольклорный материал, но менее продуманно; обработано его на этот раз художественно слабее. Эта пьеса направлена против моральной низости панства, которое разрушает человеческие души, приводит к трагедии «маленького» человека.
Произведения поддержали стремление писателей - романтиков проникнуть в душу народа, познать его характер, национальную самобытность. Кроме того, это была первая попытка новой украинской литературы в жанре психологической трагедии.
Лит.: Лобас П., Шубравський В. Кто такой Кирилл Тополь? // Рад. літературознавство. 1971. № 8; Хропко П. II. Украинская драматургия первой половины XIX века. К, 1972; Ивашков В. М. Украинская романтическая драма 30 - 80-х годов XIX ст. К, 1980.
Ф. Кислый