Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

ТУПТАЛО ДИМИТРИЙ (светское имя Даниил; декабрь 1651 г., м. Макаров, теперь Киевской обл. - 08.11.1709, Ростов-на-Дону, Россия) - церковный деятель, агіограф, драматург, поэт, оратор.

В 1662-1665 гг. учился в Киево-Могилянской коллегии. 1668 г. постригся в монахи, приняв имя Димитрия. Проповедовал в Чернигове, Свободные, Слуцке. В 1679 - 1683 гг. жил в Батурине, где был игуменом Максаковского, а затем Батуринского монастырей. С 1683 г. жил в Киево-Печерской лавре, где работал над «Книгой житий святых» («Четы Минеи»), В 1686 г. вернулся к Батуринского монастыря. В 1692 - 1700 гг. снова жил в Киево-Печерской лавре, руководил глуховским, киевским Кирилловской и черниговским Елецким монастырями. В 1700 г. по состоянию здоровья отказался от митрополитства в Тобольске и стал митрополитом Ростовским.

Кроме «Четых Миней», Димшрій Тупгало является автором «Летописи келейной» (опубликована в 1784 г.) - морально-поучительного изложения библейских историй, «Розыска о раскольнической брынской вере» (1709 г., напечатано 1745 г.), антистаровірського трактата «Руно орошенное» (1680) - сборник легенд о чудесах черниговской Ильинской иконы Божией Матери, «Алфавит духовный...» (напечатано 1710 и 1713 г.) и др. Перу Димитрия принадлежат также многочисленные проповеди и богословские произведения. Особое место в его творчестве занимают стихи и духовные песнопения, а также драмы - «Комедия на день рождества Христова» (поставлена в Ростове 24 декабря 1702 г., написана, возможно, раньше) и «Комедия на Успеніє Богородици» (1677). Драмы «Есфирь и Ага сфер» и «Кающийся грешник» считаются утерянными.

Стихотворная наследие Димитрия Туптало представляет собой своеобразные «духовные» эпиграммы, в которых продемонстрированы нешуточная версифікаторська сноровка, умение лаконично и мастерски изложить мнение; стихи проникнуты искренним религиозным чувством.

«Комедия на Успеніє Богородици» навеяна Димитрию Тупталу поездкой на праздник перенесения иконы Пречистой из старого собора в новый, которое состоялось в новодворском Успенском монастыре 13 августа 1677 г. «Комедия...» повествует о смерти Богородицы, ее воскрешение через три дня и вознесения на небо. На сцене воссоздан одно из чудес Богородицы - спасение души грешника, приговоренного к вечной казни. Драма завершается апофеозом Богородицы.

«Комедия на день рождества Христова» относится к так называемого рождественского цикла драм. В ее основе лежат евангельские сказания святых Матфея и Луки о рождении в вертепе (пещере) Иисуса Христа, о поклонении пастухов, о дарах трех царей, об истреблении Иродом младенцев и наказание его за идей преступление (этот сюжет роднит школьную рождественскую драму с драмой вертепною и порождает споры о происхождении обеих разновидностей старой драмы). Оригинальность драме Димитрия Туптало предоставляет, в частности, сцена с пастухами, обозначена тонким психологизмом; ее взято из реальной жизни. Новаторским является сценическое воспроизведение и других евангельских эпизодов. Едва ли не впервые в «Комедии на день рождества Христова» до театрального действа было привлечено зрителей (сцена, где пастух Борис спрашивает зал, не видел ли кто его напарников; к этому приему Димитрий Туптало обратился и в драме о Успения Богородицы).

Лит.: Резанов В. И. Драма украинская. И. Старинный украинский театр. К., 1927. Вып. 4; К., 1929. Вып. 6; Украинская поэзия. Середина XVII ст.

М. Судимая