Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1940-1950 годов

 

Александр Довженко (1894-1956)

 

«Украина в огне»

 

История написания. Киноповесть «Украина в огне» Довженко писал в экстремальных фронтовых условиях под впечатлением от страшных разрушений и миллионных жертв. Написанию киноповести предшествовали публицистический очерк» «Украина в огне» и рассказ «Незабываемое», «На колючей проволоке», «Победа». Довженко, как никто другой, смело и реалистично передавал горечь поражений и отступления и неслыханный героизм украинского народа в борьбе с фашизмом, развенчивал сталинскую концепцию классовой борьбы, критиковал методы псевдоінтернаціонального воспитания нашей молодежи, показал страшные последствия незнания родной истории и отсутствие национального достоинства. Это составляет главную тему киноповести. Идея произведения, по словам самого автора, - несокрушимость силы и несокрушимости духа нашего народа, способность к освободительной борьбе и уверенность в победе над врагом.

Киноповесть «Украина в огне», что получила от одноименного очерка в наследство и название, и главных героев - Лаврина Запорожца и Василия Кравчину, Довженко писал на волне наивысшего подъема. В прифронтовой полосе в селе Померки он читал свое произведение члену Военного Совета, генерал-лейтенанту Хрущеву, радовался, что киноповесть чрезвычайно нравится этому влиятельному лицу. Если бы художник мог предсказать, как кардинально изменятся мысли Хрущева о его произведении, когда «Украина в огне» вызовет гнев Сталина!

В августе 1943 года в селе Малые Проходы Липецкого района на Харьковщине группа интеллигенции, которую М. Хрущев пригласил выступить перед бойцами, узнала от Довженко, что он написал правдивое произведение о войне, однако рукопись исчез. Вскоре киноповесть в оригинале и в переводе на русском языке легла на стол Берии, который с личными комментариями передал произведение Сталину. 31 января 1944 года вождь «всех времен и народов» созвал заседание Политбюро Комитета ВКП(б) и произнес доклад «О антиленинские ошибки и искажения в киноповести А. Довженко «Украина в огне». Досталось Александру Петровичу и за любовь, и за националистическое направление произведения, и за пренебрежение идеями интернационализма. Докладчик искажал факты, в частности, обвиняя автора в киноповести воевать «у нас не получилось». Но у Довженко речь шла о 1941 год, а Сталин вел речь о 1944! Однако полемизировать с вождем, конечно, никто не мог. Украинского кинохудожника уволили с работы и зачислили в так называемый резерв, что означало полное отстранение от работы в кинематографе.

Все же Сталин осознавал высокий художественный уровень разгромленной им киноповести и уровень таланта Довженко. Возможно, рассчитывая, что станет главным героем гениального Довженковского произведения, а следовательно, войдет в вечность, Сталин так и не дал указания арестовать и расстрелять художника. Возможно и другое: киноповесть настолько поразила вождя, что он по-другому оценил трагические потери украинского народа во время войны, ведь в «Дневнике» Довженко находим такое предположение: «Украина в огне» прочитана, и будет на Украине через это недозагублено не одну сотню людей. Я верю в это, и ничто не собьет меня с этой веры».

Сюжет, композиция. Ведя речь о специфике сюжета и композиции «Украины в огне», художник подчеркивал, что в его произведении видны «следы битвы сценариста писателя». Довженко-писатель стремился высказаться полнее и ярче, что обусловило введение в киноповесть вставных рассказов, эпизодов, воспоминаний, аналитических размышлений и лирических отступлений. При этом жизненные коллизии действующих лиц произведения, как это свойственно для киносценариев, нередко менялись с калейдоскопической скоростью. Багатопроблемність произведения определила его структуру (киноповесть состоит из пятидесяти отдельных эпизодов-картин), а наличие нескольких сюжетных линий, которые нередко обрываются после одного-двух эпизодов (например, линии Мотри Левчихи, Лиманчука, Сероштана, Демида Бесараба, Григория Заброды), только подчеркивает основную сюжетную линию рода Запорожцев, которая является стержнем всего произведения. Есть в киноповести также второстепенные

 

 

Татьяна Яблонская. Враг приближается. 1946

 

сюжетные линии - лирическая линия Олеси и Василия; Христе Хутірної; Эрнста и Людвига Краузів.

Эпическая стихия киноповести удачно дополняется элементами драмы (диалогами), народной песней и позасюжетними компонентами: портретами, пейзажами, батальными картинами, авторскими комментариями и лирическими отступлениями. Острые диалоги предоставляют эпизодам напряженности, способствуют более глубокому раскрытию идеи произведения. Характерное обрамление произведения: повесть начинается запевом, что свидетельствует о склонности автора на народнопоетичну стихию. Яркие эпитеты, сравнения, метафоры помогают читателям лучше почувствовать высокую поэтичность произведения и его героев. По художественным размахом «Украину в огне» можно отнести к жанру народно-героической эпопеи.

Система персонажей. Довженко представил читателю украинскую семью со славным казацким фамилией Запорожец, что символизирует в киноповести всех современных Довженко украинцев, чьи предки были казаками, сечевиками, исконными защитниками своей земли от многочисленных поработителей. Именно отец многодетной семьи Запорожцев - Лаврентий - пытается выяснить причины великой трагедии своего народа: держа в руках портрет Сталина, гневно упрекает вождю за отступление, оккупации немцами Украины. Он размышляет: «Что будет с народом нашим? Выживет он или погибнет, что и следа не станет?» Его монолог интересен тем, что, кроме тревоги за судьбу нации, высказано горький сомнение в правильности сталинских решений, непогрешимости самого вождя. В тяжелые военные моменты старый Запорожец начинает осознавать, что во времена коллективизации и сам был заложником сталинской системы. Он догадывается: советская власть его не пощадит за то, что придется стать немецким старостой, однако, спасая деревню от гибели, жертвенно делает этот шаг. Лаврентий становится символом народной мудрости и морали, олицетворением смелости, честности, смекалке. Ему удается наладить связи с партизанами и сорвать не одну карательную операцию фашистов.

Яркий романтик, автор киноповести близок к стилю Николая Гоголя: пользуется романтической гиперболой, сказочными метафорами, народнопісенними эпитетами. Например, Лаврина Запорожца изображен человеком исключительной силы и мужества: вырываясь на свободу из-за колючей проволоки, он одним ударом кулака убивает немецкого лейтенанта Людвига. «Такого еще не видел ни украинский луна, ни звезды. Запорожец один уничтожил половину вражеских автоматчиков» в - прибегает к гиперболизации поступков героя автор. Героическими поступками и храбростью прославились и сыновья Лаврина Запорожца - Роман и Иван. Первый командует партизанским отрядом, нагоняя страх на фашистов. «Это был бесстрашный мститель, подобный прадедов своих, имя которых он носил» - восторженно пишет о Романа Довженко. Второй брат воюет бок о бок с Василием Кравчиною, не ведая, что его командир - жених сестры Олеси. Иван мужественно отражает атаки вражеских танков, проявляет силу духа и решительность в обороне родного края.

Один из главных героев повести - Василий Кравчина. Впервые мы видим этого танкиста глазами Олеси. Автор мастерски передает восхищение девушки физической красотой коренастого юношу, однако уже на следующих страницах Василий раскрывается еще и духовно прекрасным. Воин-патриот, Кравчина больно переживал горечь отступления: «тяжкий стыд и гнев распинали его душу». Он чувствовал себя виноватым перед Олесей и людьми, которых оставил на растерзание врагам. Василий искал причины поражений, ненавидел бюрократов, чьи души были маленькие, карманные, портативные, совсем не приспособлены к большому горю». Кравчина убежден, что каждый боец должен получить две победы: общую всенародную победу над захватчиками и личную победу - над множеством собственных недостатков, «над грубостью, глупостью, над злом, плохим отношением к женщине». Василий - храбрый командир, умело руководит действиями своих товарищей во время боя. Несколько раз юноши были ранены. И каждый раз под скальпелем хирурга он грезил о любимой, путь к которой открывала победа над фашистами, поэтому Василий героическими поступками пытался ускорить конец войны. Кравчина - достойная пара Олеси, с ним она обязательно станет счастливой после войны, ведь юноша не огрубів на пожарищах войны, не растерял душевной теплоты, нежности, моральной чистоты, глубокой любви.

Довольно колоритная в киноповести и фигура Мини Товченика, наделенного чертами неуловимого казака-характерника. Он ненавидит оккупантов, несмотря на преклонные лета, становится связным партизанского отряда. Товченик имеет природное чувство юмора, ему свойственны рассудительность, склонность к философии. В самых сложных ситуациях Мина держится степенно и рассудительно, умеет критически оценить ситуацию: «Не будет уже, наверное, ни учителей, ни техников, ни агрономов. Витовче война. Одни только слідувателі и судьи остануться. И здоровые, как медведи, и напрахтіковані вернутся! И еще допитуватимуться, что делал, как немцам служил. Ну? А ты думал? И за шею». В раздумьях Мини Товченкика воспроизведено горькие реалии жизни довоенного и предусмотрено горькую судьбу нашего народа после войны.

«Большая и необычная тема - украинская женщина и война. Кто вынес и вынесет на своих плечах больше всего горя, жестокости, позора, насилия? Украинская мать, сестра, жена, любимая», - писал Александр Петрович. Женские образы киноповести чрезвычайно удачные. Художник подбирает светлые краски, яркие эпитеты и сравнения, чтобы описать колоритные фигуры украинских девушек, молодых и пожилых женщин. Татьяна Запорожчиха олицетворяет типичный национальный характер. Она - верная жена, добрая мать, берегиня рода. Во время гостевания ближайшей родни у нее на юбилее Запорожчиха берет слово и искренне благодарит собравшихся, что почтили ее. Когда наступает время прощания с пятью сыновьями, которых отец везет на войну, мамина песня из величальной переходит в плач-причитание за сыновьями. Всенародное горе не приводит женщину к апатии, безразличия ко всему на свете. Работа на земле не может ждать даже в страшное военное время. Вместе с соседкой Татьяна полола картошку, пока немцы с самолета расправляются с мирным женщиной пулеметной очередью.

Глубоко трагично сложилась судьба и Мотри Левчихи, которая приносит Лаврінові узелок с хлебом в концлагерь, хорошо осознавая, что за такой поступок может поплатиться жизнью. Недаром Матрена готовится к худшему и впитывается в одежду, которую хранила в сундуке на смерть. Гибель Левчихи не менее героическая, чем солдат, что ими командует Василий Кравчина в бою. Матрена погибает от пули предателя, к концу исповедуя милосердие, доброту. Вот почему Лаврінові Запорожцу хочется поцеловать хлеб, который принесла ему Левчиха.

Кристина Хуторная и Олеся Запорожец - красивые украинские девушки, которым пришлось выпить чашу боли и страданий. «Горе закохалося в нашу женщину», - с болью замечал художник, имея в виду прежде всего таких юных красавиц. Уже с первой встречи с Христею мы чувствуем, как жестоко травмируется девичье сердце преждевременной смертью отца. Хуторная чистосердечно исповедует идею справедливости и честности, поэтому с такой болью говорит подруге: « Почему я в том списке? Га? - Кристина смотрела на Олесю с нескрываемой ненавистью... - Почему тебя нет?» Девушка убеждена, что мужской мир обязан защищать женщину, а не покидать ее на поругание врагам. Пленные ровесники-солдаты не вызывают у него сочувствия, а только отчаяние и презрение за нарушение ими исконных национальных обязанностей: «Почему они не умерли в боях, чтобы я плакала и молилась на них?» Одновременно Хуторная - продукт советского воспитания. Она готова убить неродившегося ребенка, если забеременеет от насильника-немца, ведь не умеет и не хочет никому ничего прощать. Но время расставляет все на свои места: Хуторній тоже приходится чувствовать себя предательницей, когда она свою подругу Олесю покидает возле реки на поругание немцам - преследователям. Вынужденно, чтобы снова не попасть в Германию, Хуторная принимает решение выйти замуж за итальянского капитана Пальму и прилюдно получает пощечину от немки за то, что посягнула на представителя высшей расы. Впоследствии за свой поступок она предстает еще и перед партизанским судом. Пережив немало событий, Христя прозревает. Лучше всего раскрывается ее образ в диалоге с прокурором партизанского отряда Лиманчуком: не он становится судьей поступков жертвы войны, а она гневно обвиняет его как представителя власти в своих несчастьях. К сожалению, Хуторная до конца не способна понять высокую женскую миссию. Физические и моральные страдания превращают ее в амазонку, готовую беспощадно убивать. Однако известно, что в государстве, где женщина берет в руки оружие, далеко не все в порядке. Христя не имеет перспективы на будущее. Лучший для нее выход - героически погибнуть, потому что после войны ее жизни будут обременять муки совести, и помочь здесь никто не сможет.

Наиболее полно в киноповести выписан образ Олеси Запорожец. Автор настраивает и читателей, и зрителей на лирически-поэтическое восприятие характера героини, неотъемлемыми составляющими которого являются естественная красота, великолепный голос, тонкое чувство красоты и умение ее создавать, умышленно гиперболизированное художником: «Вышивки Олеси висели на стенах под стеклом в европейских музеях». Писатель выносит на суд читателя несколько нетрадиционный в художественной литературе и, казалось бы, достойный осуждения поступок своей героини: ее девичья чистота и целомудрие не были изуродованы врагом, который вот-вот захватит деревню, Олеся отдается одному из бойцов - Василию Портнихи. В лирическом отступлении автор утверждает, что к необычному решению девушку подтолкнули «глубина инстинкта рода, подсознательная мудрость, что появляются на помощь человеку в грозные времена». Сцену встречи Олеси с Василием опоетизовано, ведь в ту ночь родилось высокое и светлое чувство. Хоть у Василия и Олеси не было ни свадьбы, ни брака, ритуал умывания, переодевания в чистую одежду, совместный ужин, застилание Олесей брачного ложа подчеркивают звичаєву законность их супружеских отношений.

Вместе с Христею Олесю-пленницу везут в Германию, однако она верит в торжество добра и победы, не осуждает военных за отступление, а сочувствует пленным солдатам. Несмотря на тяжелые обстоятельства, Олеся верит в торжество жизни, в победу добра над злом. В минуты смертельной опасности девушка проявляет твердость духа и решимость, решается на рискованный побег из невольнического эшелона, а впоследствии - из дома Краузів от разъяренных немок, которые, узнав о смерти Людвига, готовы растерзать девушку, которая вдруг стала для них символом непокоренной Украины. Правда, Олеся не воинственная, наоборот, спокойная, уравновешенная. Она откровенно говорит подруге, что не хочет мести, ведь женщины - хранительницы своего народа, поэтому женское дело - не отнимать жизнь, а дарить, «детей рожать, чтобы не перевівсь народ». Олеся долго поневірялась в чужих краях. Все же любовь к Украине, к своему роду, к Василию умножала его силы, не давала погибнуть. «Сила, что несла ее на восток, на Украину, была чрезвычайная. Те несла мудрая, бессмертная воля к жизни рода, то большое и глубокое, что составляет в народе его вечность». Олеся берегла свою любовь к Василию - чистое, верное и трагическое, опаленное порохом, взрывами бомб и снарядов, - чтобы вновь встретиться с любимым в освобожденном селе.

Александр Довженко через образы членов семьи Эриха фон Крауза показал немцев не только оккупантами, создателями крематориев, бездумными исполнителями воли фюрера, но и нацией - жертвой, которая массово истребляла представителей многих народов, а среди них и собственный народ философов и музыкантов.

Мастерство Довженко заключалась в удивительном умении одной-двумя репликами сосредоточить внимание на судьбы целого народа. Закономерно, художник не мог обойти факты преступного поведения представителей власти. Наиболее одиозным образом в произведении есть коммунист Лиманчук, которого недаром назван «незгораємим шкафом». Для этого бюрократа якобы секретные бумаги, которые он срочно уничтожает, гораздо важнее жизни учительниц - комсомолок, которые пришли к Лиманчука, чтобы узнать, будет сдано город фашистам. Во времена отступления Лиманчук думает лишь о собственной шкуре, и оказавшись в выгодном положении прокурора партизанского отряда, готов расстреливать ни в чем не повинных людей. Не имеют жалости к советских пленных и воєнторгівці, потому что спасают свои жизни. Уже в начале произведения есть намек на то, что после войны будет немало обвинений, заключений и расправ.

После запрета повести Довженко записал в «Дневнике»: «Я знаю: меня в национализме обвинять украинское, в христианстве и всепрощенстві, будут судить за пренебрежение классовой борьбы и ревизию воспитания молодежи... Но не это лежит в основе произведения, не в этом дело... Плохо мы сдали Гитлеру Украину и освобождаем ее людей плохо... Все давно уже забыли, что мы виноваты перед уволенными, а мы считаем уже их второстепенными, виноватыми перед нами дезертиро - оточенопристосуванцями. Мы славные воины, но у нас не хватило доброты в своих родных людей». Эта же мысль всплывает на многих страницах «Украины в огне», свидетельствуя выразительную авторскую позицию ко всему, что в военные и послевоенные годы происходило на многострадальной Украине с ее народом.

Словарная работа

1. Запомните литературоведческие термины.

Киноповесть - жанр художественного произведения, объединяющий признаки кино (фрагментарность и динамизм повествования, богатство ассоциативных моментов и зрительных впечатлений, напряженность сюжета, ярко выраженный конфликт, монументализм образов) и повести (эпичность, психологизм, метафоричность и композиционная целостность, розлогість пейзажных картин, наличие одной-двух сюжетных линий и авторских отступлений). Киноповесть предназначена для чтения и экранизации.

Публицистичность - это свойство по значению публицистический (лат. publicus - общественный, народный); совокупность признаков произведений, в которых нарушена актуальные мировоззренческие, политические, духовные, природоохранные, этико-социальные проблемы современности. Неотъемлемыми признаками публицистичности есть; пафос, четкая авторская позиция; сочетание абстрактно - логического и конкретно-образного мышления; слияние эмоционального начала с рациональным; научность, стремление всесторонне осмыслить явления; художественная декларативность, полемичность с воображаемыми оппонентами, документальная точность факта и художественная образность, метафоричность стиля, апелляция к образам-символам, влияние на общественное мнение; лирико - публицистический вывод; философский, этико-нравственный, людинознавчий содержание. Публицистичность является признаком художественных произведений, написанных во время войны или за сложных политических обстоятельств (например, в момент провозглашения независимости Украины) или всенародной опасности и горя (например, в год взрыва на ЧАЭС) на очень важные и животрепещущие темы. В публицистических принадлежат рассказы Довженко « Мать», «На колючей проволоке», «Победа», киноповести «Украина в огне» и «Повесть пламенных лет».

 

 

Виктор Попков. Воспоминания. Вдовы. 1966