Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1940-1950 годов

 

Александр Довженко (1894-1956)

 

 

Довженко принадлежит к избранным, жизнь которых в творчестве продолжается и посмертно.

Иван Кошелівець

 

Великий писатель, кинорежиссер, основатель поэтического кино, создатель жанра киноповести, Александр Довженко органично соединил в своем творчестве лучшие достижения мировой и национальной культуры. Высокими художественными критериями художник считал красоту и «чистое золото правды». Тоталитарная власть пыталась сломать художника, деформировать его талант, однако он сумел реализовать себя значительно мощнее, чем современники. Оценивая его творческое наследие, Андрей Малышко назвал Довженко великим мыслителем, который в мировой культуре может стоять рядом с Сократом и Гомером. Довженко принадлежал к лирико-романтического стилевого течения в украинской прозе XX века.

 

«Я был задуман на более» (Александр Довженко)

 

Александр Петрович Довженко родился 10 сентября 1894 года в селе Сосница на Черниговщине. Родители писателя были зажиточными крестьянами: имели пару лошадей, сельскохозяйственный инвентарь, надел земли и лодку, ведь рядом протекала Десна. Довженки вели свой род от казака Карпа с Полтавщины, который поселился на Черниговщине в XVIII веке приходился будущему писателю прапрапрадідом. Благодаря прадеду Тарасу, у которого было много сыновей, род Довженко так разросся, что даже улицу, на которой жили родители Александра Петровича, называли Довженковою. Петр Семенович Довженко, отец писателя, был и земледельцем, и рыбаком, и смолярем, и перевозчиком на Десне, имел золотые руки, романтическую душу, и не имел счастья. «Дед был грамотный, и ему отец не мог простить своей темноты», - объяснял Александр Довженко причину отцовской скорби в «Автобиографии». Поэтому Петр Семенович пытался хоть Саше дать хорошее образование, чтобы открыть дорогу в широкий мир.

Очень любил будущий кинорежиссер слушать мамины песни. «Рожденная для песен», Дарья Єрмолаївна Цигипа «проплакала всю жизнь»: из четырнадцати детей выжило только двое - Саша и его сестра Полина. Когда Саше не было еще и года, эпидемия забрала сразу четырех его братьев. Мать вымолила у Бога жизнь малейшем и не переставала молиться всю жизнь: «3алиш мне, Господи, Сашка, оберегай его от плохих людей. Дай ему силу. Пошли ему счастье, чтобы его люди любили, как я люблю». Деликатная в обращении, тонкая ценительница и любительница красоты, неусыпное работница круг земли, Сашина мать была достойной парой красивому Петру Довженко, о котором в «Зачарованной Десне» сын писал с трепетным благоговением: «С него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, великих ученых или сіятелів».

в 1903 году отец отдал Сашу в Сосницкой приходской школы. Скоро Александр стал первым учеником, а когда окончил школу, продолжил обучение в Сосницком училище и решил поступать к Глуховского педагогического института. Это был единственный в юго-восточной Украине высшее учебное заведение, куда принимали детей земледельцев, поэтому конкурс оказался невероятно высоким: на 30 мест было подано 300 заявлений. Довженко выдержал вступительные испытания, но в стипендии ему отказали. Отцу пришлось пойти на большую потерю для всей семьи: продать десятину земли, чтобы Саша не упустил своего шанса получить высшее образование.

После окончания института Александр Петрович преподавал в Житомире, преподавал физику, естествознание, географию, историю, гимнастику. Однако учительский труд не исчерпывала творческих возможностей молодого педагога: «Мои мечты... летали где-то в сфере архитектуры, живописи, мореплавания...». Во время подготовки к вечеру, посвященного Тарасу Шевченко, Александр Довженко познакомился с красивой учительницей Вар - варою Семеновной Крыловой, которая имела прекрасный голос. Она очаровала своим пением душу Довженко, и вскоре молодые поженились. Юноша не оставлял надежды получить еще одну профессию в столичном заведении. С 1917 года Довженко учился на экономическом факультете Киевского коммерческого института и в качестве вольнослушателя посещал лекции в Академии художеств, преподавал в киевском училище. В годы гражданской войны деникинцы закрыли все учебные заведения Киева. Начались погромы.

в 1918 году Александр Петрович вернулся в Житомир и преподавал историю Украины и эстетику в школе старшин при штабе 44-й Украинской стрелковой дивизии, исповедовал идею независимой Украины, за что большевиками был приговорен к смертной казни. И Довженко спасли «боротьбисты», среди которых был ярый инициатор украинизации Александр Шумский. 1919 года Довженко снова арестовали и как врага большевистской власти упекли за решетку. И снова «боротьбистам» при активном участии Василия Эллана - Голубого удалось вызволить Довженко. В 1921-1923 годах он находился на дипломатической работе в Польше, Франции, Германии. Проживая за границей, Довженко посещал художественные выставки, поступил в школу немецкого художника - экспрессиониста Э. Геккеля, где изучал композицию, живопись, графику, иллюстрации. Остаться за границей он имел возможность, но даже не допускал такой мысли, потому что не мог жить без Украины. На вопрос Олеся Гончара о партийную принадлежность Александр Петрович откровенно ответил: «Мы с вами, Олеся, принадлежим к одной, наивысшей партии - Партии Художников».

В Харькове Довженко познакомился с Остапом Вишней, Юрием Яновским, Майком Йогансеном, посещал заседания студии «Гарт», стал одним из основателей ВАПЛИТЕ. В 1923-1926 годах он работал в газете «Известия ВУЦИК», где подавал свои остроумные карикатуры на темы международной и внутренней жизни, дружеские шаржи, портреты, иллюстрации к книгам за подписью «Саша».

В Харькове будущий художник тесно сотрудничал с кіноорганізацією ВУФКУ. Отправив сценарий фильма для детей «Вася-реформатор» в адрес Одесской киностудии и получив одобрительный отзыв и предложение работать режиссером, Довженко в 1926 году покинул Харьков. После переезда в Одессу начался самый яркий период творчества художника. Комедийные фильмы Довженко «Ягодка любви» и «Сумка дипкурьера» стали событиями тогдашнего кино. В конце 20-х годов Александр Петрович предложил публике кинокартины «Звенигора», «Земля». Эти фильмы заявили об авторе как исключительно талантливого кинорежиссера, основателя поэтического кино, а вскоре принесли и мировую славу.

Уникальным фильмом до сих пор считается «Земля». Главную женскую роль Наташи виртуозно сыграла Юлия Солнцева. Взаимная любовь между актрисой и режиссером вспыхнуло с такой силой, что Александр Петрович не сумел скрыть свои чувства от жены. Она поняла его и оставила любимому прощальную записку: «Дорогой, родной, любимый мой! Я уезжаю навсегда... Верю и знаю, что ты создашь много прекрасного, доброго и вечного... От искреннего, хоть и выстраданного сердца, отвергаю во имя тебя ревность и боль, хочу, чтобы она стала истинным твоим другом, твоим вдохновением... Твоя навеки - Варвара Довженко». Високопоетичне Довженкове кино восторженно восприняла Европа. В Брюсселе фильм «Земля» была признана лучшей в мире кинокартиной. Великий актер Чарли Чаплин Довженко прислал поздравительную телеграмму. Однако московские кинокритики объявили фильм националистическим, враждебным советскому порядку.

в 1930 году Александр Петрович вместе с женой Юлией Іполитівною побывал в Берлине, Праге, Париже, Лондоне, где изучал технику не известного до сих пор в СССР звукового кино. Вернувшись в Украину, Довженко снял первый звуковой фильм «Иван», который спровоцировал волну новых обвинений автора в национализме.

В конце 1932 года Довженко переехал в Москву, поскольку дальше оставаться в Украине стало опасно. Работал режиссером на киностудии «Мосфильм». В следующем году вместе с Юлией Солнцевой и русским писателем Александром Фадеевым уехал на Дальний Восток собирать материал для будущего фильма. В 1935 году он снял кинокартину «Аэроград».

В конце 30-х годов художник начал работу над киносценарием по повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». До бессмертного текста Александр Петрович подошел творчески, в свой киносценарий добавил отдельные эпизоды, которые существенно подчеркнули патриотическую линию произведения. Однако Довженко заставили прервать работу над «Тарасом Бульбой», чтобы по приказу Сталина срочно начать съемки фильма «Щорс». 1939 года фильм об «украинском Чапаеве» вышел на экраны. Чтобы понять жизненную драму гениального кинохудожника котором за каждый уникальный сценарий приходилось платить фильмом на заказ, уместно вспомнить слова Олеся Гончара: «Всю жизнь он вынужден был відкуповуватись от режима. За гениальную «Звенигору» должен был платить антиукраинским «Арсеналом», за мудрую «Землю» - силуваним «Щорсом»мятеж «Украины в огне» - казенным «Мичуриным». Однако всем фильмам Довженко были присущи тонкий лиризм, глубокий драматизм и украинский национальный колорит. Начатое им поэтическое кино в 60-е годы получило благодаря фильмам Сергея Параджанова и Юрия Ильенко, которые стали прорывом в украинском киноискусстве.

Перед войной Довженко приняли в Союз писателей СССР, назначили художественным руководителем Киевской киностудии. Здесь он, как раньше возле Одесской киностудии, посадил яблоневый сад, ведь считал, что красота вокруг одухотворюватиме коллектив, будет съемок хороших фильмов. В 1940 году Довженко снял хроникально-документальный фильм «Освобождение украинских и белорусских земель от гнета польских панов» - о воссоединении Восточной и Западной Украины 1939 года, продолжал работу над сценарием «Тараса Бульбы». Снять фильм художнику помешала война. Александру Петровичу поручили эвакуацию Киевской киностудии в Ашхабад. Художник рвался на войну и с февраля 1942 года уже был военным корреспондентом на передовой. Довженко снял полнометражный документальный фильм «Битва за нашу Советскую Украину», который продублировали двадцатью шестью языками мира. В то же время художник систематически вел записи, которые и сегодня читаются с огромным интересом. Евгений Сверстюк отмечает: «В первых дневниковых записях Довженко трезво смотрит на все вокруг как свободный человек, порой иронично и саркастически, как будто со стороны и сверху». В «Дневнике» есть недатированные и датированные записи, отрывки будущих киноповестей, прекрасные словесные портреты персонажей, отдельные зарисовки, творческие планы на будущее. В «Дневнике» раскрыто личную жизненную и творческую драму художника, особенно после запрета «Украины в огне». Воссозданы мучительные переживания, размышления, наблюдения писателя, неизменную любовь к Украине. Криком страшной боли звучат Довженко отрывки из «Дневника»: «5/ХІ1945. Я умру в Москве, так и не увидев Украины. Перед смертью я попрошу Сталина, чтобы перед тем, как сжечь меня в крематории, из груди моих вынули сердце и закопали его в родную землю в Киеве где-то над Днепром на горе».

В 1962 году появились первые публикации отрывков из «Дневника». Более-менее полно это издание было осуществлено в 1990 году. Ранее произведение печатался с огромными купюрами. Полный доступ к архиву Довженко, следовательно, и до всех записных книжек, из которых состоит «Дневник», по завещанию Юлии Солнцевой, будет разрешено в 2013 году.

«Дневник» свидетельствует, что даже имен своих персонажей Александр Петрович относился очень требовательно. Например, героиня киноповести «Украина в огне» Олеся Запорожец, как свидетельствуют записи, сначала носила имя Санька. Однако в окончательном варианте произведения девушка получила имя, которое ей больше всего подходило, поскольку было типично украинским, родным, своим благозвучием подчеркивало черты ее характера.

Во фронтовых условиях осенью 1943 года художник завершил киноповесть «Украина в огне», в которой изобразил трагическую судьбу Украины, брошенной на растерзание врагу. Произведение не понравился Сталину, ибо не славил «вождя всех народов», а украинцев за силу духа, мужество, героизм в неравной борьбе с фашистами. Цензура расценила это произведение как враждебный, крамольный, опасный не только для экранизации, но и для печати. После «кремлевского распятие» над автором «Украины в огне» 31 января 1944 года нависла реальная угроза физического уничтожения. В «Дневнике» появляются страшные заметки: «20/II 1944. Мне кажется, я погибну в этом году», «21/ II 1944. Сегодня меня исключили из Всеславянского Комитета. Завтра, очевидно, снимут с художественного руководителя... Оргвыводы начинают действовать, петля вокруг шеи затягивается».

Подобные испытания художнику пришлось пережить и после появления «Повести пламенных лет» в сентябре 1945 года. Однако ему не суждено было снять этот фильм, ведь правда о оккупированную фашистами Украину, от которой содрогались сердца читателей киноповести, власть имущим была не нужна. «Повесть пламенных лет» экранизировала Юлия Солнцева лишь в 1961 году, после смерти Александра Петровича. Главную роль Ивана Орлюка в этой кинокартине гениально сыграл Николай Винграновский, любимый студент Довженко.

Художнику запретили работать на Киевской киностудии. Чтобы окончательно сделать невозможным возвращение Довженко в Украину, власть отобрала у него 1946 года киевскую квартиру. С тоски по родному краю родился шедевр автобиографической прозы «Зачарованная Десна» (1956). Перу зрелого Довженко принадлежит киноповесть «Поэма о море», в которой художник показал не только величие строения Каховского водохранилища, но и трагедию людей, чьи села, кладбища, церкви, щелочи и сокровеннейшие уголки малой родины ушли под воду. Довженко попробовал себя и в качестве драматурга, написав пьесы «Жизнь в цвету», «Потомки запорожцев».

До последних дней Александр Петрович жил творчески, полноценно. Несмотря на больное сердце, он отказывался ложиться в больницу, собственноручно делал эскизы для «Поэмы о море». Накануне смерти радостно сообщил друзьям, что на следующий день уезжает на съемки, а это значит - в Украину, домой! И 25 ноября 1956 года художника не стало. Похоронили Александра Довженко на Новодевичьем кладбище в Москве. С 90-х годов представители Украины неоднократно поднимался вопрос о перезахоронении праха гениального режиссера и писателя на Родине, согласно его завещанию. К сожалению, дело до сих пор не сдвинулось с места.