Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Тычина Павел Григорьевич (1891-1967)

 

Павел Тычина родился в селе Пески на Черниговщине 23 января 1891 p., был седьмым ребенком сельского дьячка Григория. То, что отец был дьяком, означало не только серьезное религиозное воспитание в семье, но и - прежде всего! - музыкальное воспитание. Ведь вне делами церковными и общественными, Григорий Тычина находил себя в музицировании. Мать и все дети также имели талант к песне. Павел был прирожденным музыкой (имел абсолютный слух) - и прирожденным художником.

В 1901-1907 гг. он учился в Черниговском духовном училище, затем в 1907-1913 гг. - в семинарии. В 1913 г. Тычина поступил в Киевского коммерческого института, работал учетчиком Черниговского губернского земства, подрабатывал помощником хормейстера в театре М. Садовского, заведующим отделом хроники газеты «Нова рада», редактором журнала «Свет».

С 1912 г. Тычина начинает печататься в журналах «Литературно - научный вестник», «Родной край», «Украинская хата», «Основа» и др. В течение 1913-1914 гг. он публикует рассказ «Вавилонский плен», «Богословие».

Осенью 1916 г. возвращается в Киев, работает помощником хормейстера в театре М. Садовского, знакомится с Л. Курбасом, композитором К. Стеценко, под влиянием «Лесной песни» Леси Украинки начинает писать драматическую поэму «Звонко голубое».

В 1918 г. Тычина стал членом редколлегии газеты «Рада», вышла первая книга его стихов «Солнечные кларнеты», которая была встречена критикой с энтузиазмом. В 1920 г. выходят сборники П. Тычины - «Вместо сонетов и октав», «Плуг».

В 1923 г. он переезжает в Харьков, становится членом редколлегии только что организованного месячника для широких кругов интеллигенции - «Красный путь», принимает активное участие в общественно-культурном жизни (работает в только что основанной тогда Украинской ассоциации востоковедения). В в 1924 г. выходит его сборник «Ветер с Украины».

Миссия гражданской поэзии в практической эстетике сталинизма, к сожалению, в значительной мере воспринятой и П. Тычиной, сводилась до трех понятий - воспевать, призывать и бороться. В этом ключе было выдержано ли не большинство стихов в довоенных сборниках поэта - «Чернигов» (1931), «Партия ведет» (1934), «Чувство семьи единой» (1938), «Сталь и нежность» (1941). Написанные в подтверждение этих лозунгов, они и умерли вместе со своим временем.

В годы Великой Отечественной войны П. Тычина во время эвакуации находился в Уфе. Одним из самых значительных произведений поэта этого периода была поэма «Похороны друга» (1942). Многочисленные сборники поэта выходили и в послевоенные годы («И расти, и действовать», «Мы - сознание человечества», «Коммунизма дальше видны»), хотя ни одна из них не получила такого широкого звучания, как предыдущие.

Среди поэм П. Тычины самой фундаментальной можно считать симфонию «Сковорода», изданную посмертно книгой довольно значительного объема. Такое чрезмерное внимание к личности Сковороды - не случайна, ведь Григорий Сковорода - духовный отец Тычины периода «Солнечных кларнетов». С путешествующим философом, который не променял пастушьей свирели на почетную роль «столба неотесанного», поэт идентифицировался в течение едва ли не всей жизни, но, к сожалению, уже не мог претендовать на эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал».

В течение 1943-1948 гг. Тычина возглавлял Министерство образования Украины.

Умер поэт 16 сентября 1967 г.

Еще с юности свойственно поэту глубокое ощущение природы начало приобретать своеобразных космических измерений - возможно, под влиянием новейших научно-философских веяний времени, что характерно для литературы модернизма. Живописной, полной нежной и чуткой души предстает в стихах П. Тычины украинская природа - такая родная, близкая и одновременно словно увиденная с другой высоты. Первые произведения Тычины были очень одобрительно приняты критикой, в частности сборник «Солнечные кларнеты». «...Без сомнения, поэзия Тычины породилася из духа музыки, и в этом отношении его творчество - исключительное явление, которое не имеет себе прямых аналогий ни в русской, ни в западноевропейской литературе»,- констатировал А. Белецкий. И действительно: его поэзия родилась из духа музыки. Именно по духу - а не только с внешней звуковой формы. Музыкальность для него - не украшение, а принцип миропонимания. Вынесенный в заголовок книги необычный образ-символ солнечных кларнетов нельзя лучше отражает сущность индивидуального стиля молодого Тычины. Им поэт подчеркивал солнечно-музыкальный характер своей творчества, указывал на синтез в ней животворного солнечного тепла и света с музыкальными ритмами вселенной, которые соединяют человека с природой в найуніверсальнішому ее значении.

«Арфами, арфами...». Под влиянием стихотворения М. Вороного «Блакитна панна» появилась поэзия «Арфами, арфами...», и все же есть много отличного между этими произведениями. В Г. Вороного имеющийся внешний описание весны, которая «несется вся в прозрачных одеждах, в серпанках и блаватах»; она напоминает Голубую ледышку. Тычина же пронял произведение весенней, торжественной, солнечной мелодией, нашел изысканный ритмический рисунок. Современный исследователь Г. Клочек писал: «Арфами, арфами...» - будто рука музыканта дважды плавно коснулась струн, и они отозвались далеким дрожащим, едва слышным звучанием. А потом уже в быстром темпе: Золотыми, громкими обозвались рощи Самодзвонними...»

Все четыре строфы этой поэтической жемчужины наполнены светлым оптимистическим пафосом радости встречи с весной. Эмоциональность настроения обеспечивается самобытным ритмическим строем, изысканностью строфічної построения, яркой метафоричністю, «колоколом» ассонансов и аллитераций.

Стану я, гляну я -

Везде поточки, как колокольчики,

ларк как золотой.

С переливами

Идет весна

Душистая,

Цветами-жемчугом

Закосичена.

Ритмомелодична структура стиха «Арфами, арфами...» легкая и грациозная, как солнечная музыка Моцарта, однако ярко ощущается предчувствие автором изменений в социальной жизни. «И Белый, и Блок...» - стихотворение совсем другого настроения: смятение души человека в послереволюционный время, проблема выбора, вера в воскресение украинского народа.

«Вы знаете, как липа шелестит...». Шедевр интимной лирики П. Тычины произведение «Вы знаете, как липа шелестит...», где важную роль играет параллелизм картин природы и человеческих переживаний.

Вульгарно-социологическая критика эпохи тоталитаризма сделала все, чтобы обеднить творчество Тычины, замолчать или исказить его шедевры, окарикатурено выставляя в школе, перед ученические наивные глаза какие-то и вправду неудачные строки поэта.

Сегодня, к счастью, поэт возвращается к читателям невредимым, незнівеченим, возвращается к нам тот, кому доступно было познать божественную красоту гармоничности мира, почувствовать весь трагизм эпохи, столкновение сил светлых, творческих и черных, разрушительных в их вечном борении.

ЗАПОМНИ

Основные произведения: сборники улыбок «Дели небесные», «Кому веселое, а кому и грустное», «Реп'яшки», «Вишневые улыбки (сельские)», «Вишневые улыбки крымские», «Чтобы хлеб родился, чтобы и скот плодився», «Лицом к селу», «Вишневые усмешки кооперативные», «Ну и народ», «Вишневые улыбки зарубежные», «Моя автобиография».