ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Винниченко Владимир Кириллович (1880-1951)
Родился 28 июля 1880 г. в
Елисаветграде Херсонской губернии (ныне Кировоградская область) в рабоче-крестьянской
семье. Несмотря на тяжелое материальное положение семьи, по окончании школы
парня отдан в Елисаветградской гимназии, но не закончил ее, потому что надо
было добывать какие-то средства на пропитание. К тому же в старших классах гимназии он
был членом революционной организации, писал революционную поэму, за которую получил
неделю «карцер», и в конце концов его исключили из гимназии.
В 1900 г. в Златополе Владимир
экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Несмотря на отчетливое нежелание
учителей выдать ученику аттестат зрелости, под натиском директора гимназии
способный юноша его получил. В следующем году он поступил на юридический факультет
Киевского университета, где создал тайную студенческую революционную организацию
«Студенческая община». Был арестован как член местной организации Революционной
Украинской Партии (РУП). Через несколько месяцев Винни - ченко выпустили «на
поруки» за неимением официальных доказательств в «преступлении», но исключили из университета и
выселили из Киева без права жить в больших городах. Этого же года писатель
отправил свое первое повествование «Народный деятель» к «Литературно-научного
вестника» в Галичине. Но тогда произведение не напечатали (это произошло значительно позже -
1906 p.).
В 1902 г. Винниченко заявил о себе
как литератор опубликовал сочинение «Сила и красота» (впоследствии известный под названием «Красота
и сила»). Осенью из-за исключения из числа студентов Владимира Винниченко
лишены права на отсрочку военной службы и забрали в солдаты. Однако
военной службы он фактически не отбывал, потому что власть, боясь революционного
влияния на товарищей-военных, держала Владимира под арестом, в канцелярии.
Но он, переодеваясь ночью в гражданское, бежал из казармы и отдавал свое время
работе среди киевского пролетариата.
Эту деятельность была разоблачена,
Владимир должен был быть арестован. Узнав от военных товарищей из
канцелярии роты о том, что готовится арест, Владимир Винниченко сбросил
солдатскую форму и эмигрировал в Галицию. Там он работал в иностранных
партийных организациях и время от времени нелегально выезжал в Украину. В Львове
Винниченко принимал участие в издании партийных газет «Труд», «Крестьянин», писал
брошюры и книги на революционные темы.
В 1903 г. при перевозе нелегальной
литературы из Галичины в Киев на границе Винниченко вновь арестован. Как
дезертир и революционер он был посажен в военную тюрьму - киевскую
крепость. За пропаганду среди войска и за дезертирство его должны были приговорить к
военной каторги, а за чисто политическое «злочинство» - провоз нелегальной
литературы - он должен быть судим отдельно. После полуторагодичного пребывания в
крепости его освободила первая русская революция 1905 г. (Винниченко освобожден
из крепости через объявленную амнистию). Во время заключения он написал ряд
литературных произведений. Повесть «Голь» даже получила первую премию «Киевской
Старины».
В 1905 г. Винниченко вернулся под
чужой фамилией в Украину, вел революционную агитацию среди крестьян и
заробитчан Причерноморья, в следующем году путешествовал Украиной, написал ряд
рассказов: «На пристани», «Раб красоты», «Умеренное и искренний», «Голод», «
Малоросс - европеец», «Цепь» и другие.
Появилась в печати первая сборка
рассказов «Красота и сила» - и как реакция отзыв И. Франко: «И откуда ты такой
взялся? Среди вялой тонко артистической и малосилої или ординарно шаблонной и
безталанної генерации современных украинских писателей вынырнуло что-то такое
очень решительно, мускулистое и полное темперамента, что-то такое, что не лезет в карман
за словом, а сыпет его потоками, что не сеет сквозь сито, а валит валом как именно
жизнь, в смесь украинское, московское, калічене и чистый, как серебро, что не имеет
пределов своей обсервации и границ своей пластической творчества».
В 1907 г. Винниченко был снова арестован
в Киеве и посажен в знаменитую Лукьяновку (тюрьма в Киеве, где находились почти
все выдающиеся члены РУП). Через восемь месяцев Винниченко выпущено. Узнав
о том, что должен быть осужден за свою политическую деятельность на каторгу,
Винниченко еще раз эмигрировал. В этот период он написал много произведений на
социальные и этические темы: «Дисгармония», «Ступени жизни», «Контрасты».
В 1908 г. он находился в Швейцарии,
Италии, Франции, в следующем году - в Швейцарии, Франции (Париже). В течение
1910-1913 гг. писатель жил в странах Европы (Франция, Германия, Россия), на
Галичине, Буковине. В это время в русском переводе выходит произведение «Добродетели с
собой».
В 1914 г. В. Винниченко вернулся в
Украину, находился на нелегальном положении. Александринський театр в
Петрограде принял к постановке пьесу «Ложь» («Ложь»).
В 1916 г. он находился в Москве, Петрограде.
Издавал журнал «Луч», переехал в 1917 г. в Украине, стал одним из
организаторов и руководителей Центрального Совета, затем председателем первого
украинского правительства - Генерального Секретариата. После свержения гетмана П. Скоропадского
Винниченко был одним из руководителей Директории - нового Украинского правительства
Народной Республики.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
У1930-1932 гг.«Книгоспілка»
подготовила к печати «Собрание сочинений» писателя в 28 томах, много рассказов
и повестей на украинском и русском языках вышли в Киеве, Харькове, Москве,
Ленинграде.
ЗАПОМНИ
Драматургия Винниченко отличается
остротой проблем, глубиной психологических экскурсов, отсутствием шаблонности,
образным мышлением, неореалістичними тенденциями, модерном, символизмом,
«новыми горизонтами» и «небесами», из которых зритель имеет возможность проникать в глубины
мира подсознания. Действительно, Владимир Винниченко занимает исключительное место в
украинской литературе и, особенно, в истории украинской драматургии,
украинского современного театра. Его произведения в значительной мере способствовали модернизации
тогдашнего украинского театра, выведению его на европейский уровень.
В 1918 г. был арестован
гетманскими офицерами. Освобожден от ареста за протест украинской
общественности.
Мучительные раздумья о Винниченко
разобщенность украинцев отразились в драме «Между двух сил» (1919). Он
разошелся во взглядах с большинством членов Директории и правительства, уехал за границу.
В 1920 г. Винниченко приехал в
Украину, но вскоре последний раз покинул ее, отказавшись от сотрудничества в
правительстве советской Украины.
В течение 1924-1928 гг. «Движение» выдал
«Собрание сочинений» В. Винниченко в 23 томах.
В рассказе «Салдатики»
смоделирована одну из типичных событий, связанных с подавлением крестьянских
беспорядков. К селу приближается карательный отряд, вызванный помещиком, у которого
крестьяне отобрали накануне собранное зерно. В центре произведения смущен,
напуганный толпу людей, ожидающих расправы. Крестьян всячески пытается
успокаивать руководитель вчерашнего выступления Явтух. Выступая перед людьми, он
ссылался на Евангелие, где сказано, что каждый обязан добывать себе хлеб
«в поте лица», доказывал, что господа лассо живут, не работая. Итак, собранный
крестьянами урожай по праву принадлежит им, а не помещику. Только так можно
восстановить справедливость.
И вот сошлись и стали напротив крестьянский
толпа и солдатская шеренга. Офицера больше всего поразило то, что Явтух стал
оправдывать крестьянскую акцию. Сатаніючи из ярости, он грубо набрасывается на
крестьянина за поставленный вопрос, почему солдаты идут в села.
В сентябре 1933 г. В. Винниченко написал
открытое письмо в Политбюро КП(б)У, в котором обвинил Сталина и Постышева в
голодоморе и массовых репрессиях против украинского народа. Это письмо вызвало
резкое возражение на пленуме ЦК КП(б)В 1933 p., и
с того времени творчество В. Винниченко была подвергнута гонениям: книги изъяты из
библиотек и уничтожены, творчество перестала исследоваться литературоведами и
изучаться в школе, имя писателя или замалчивалось, или при упоминаниях
обливалось грязью и трактовалось не иначе как под клеймом буржуазного националиста.
Годы войны подорвали уже ослабленное
здоровья Винниченко, в марте 1951 г. писатель умер. Похоронен на кладбище
Мужена вблизи Канн во Франции.
В. Винниченко написал более ста
рассказов, пьес, сценариев, статей и памфлетов, историко-политический трактат
«Возрождение нации», двухтомный этико-философский труд «Конкордизм»,
четырнадцать романов (один из них незавершенный). В. Винниченко-художник - яркая
индивидуальность, в которой соединились самые существенные черты переходной эпохи - от
критического реализма к модернизму. Важное место во всем творчестве
мастера занимает его драматургия. Особым успехом в странах Западной Европы
шли драмы Винниченко «Черная Пантера и Белый Медведь», «Закон», «Ложь». их
тематика, как и тематика других произведений писателя и драматурга, была вполне
традиционной - исследование человеческой личности, морально-психологическое
испытание внутренних сил человека в борьбе за утверждение своего «я».
Пьеса «Грех». Главная героиня - революционерка
Мария Ляшківська считает, что в современном ей мире нет такого понятия, как грех,
что это пережитки старого мира. Но в течение произведения она вынуждена изменить свою
мнение. «Маленький грех» - предательство товарищей-революционеров ради благородной
цели - спасения из тюрьмы любимого мужа приводит к неожиданным для
нее последствий: Мария попадает в зависимость к следователю, потому что, боясь разоблачения,
вынуждена выполнять все его желания, выдавать по одному своих товарищей,
обманывать друзей и самого любимого, которые разыскивают предателя.
Все это приводит к трагической развязке:
доведенная до отчаяния, осознавая, что любимый Иван не поймет ее измены и не
простит ей, Мария накладывает на себя руки, таким образом прибегнув к одному из самых страшных
христианских грехов. Итак, в течение произведения мы имеем возможность проследить весь
путь духовного разрушения личности, задуматься над морально-философскими
проблемами драмы, их актуальностью для настоящего.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Основные произведения: «Солнечные кларнеты»,
«Вместо сонетов и октав», «Плуг», «Ветер с Украины», «Похороны друга», «Сковорода».
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
В эпоху тоталитаризма искренний
революционно-патриотический пафос в творчестве многих художников заступает сложная
смесь напівщирості и напіввимушеності, настороженности и страха (не говоря уже
о явлениях приспособленчества и одвертого прислужничества режиму). В творчестве
Тычины, художника глубоко самобытного, эта двойственность привела к особенно
жестоких психологических надломов и кризисов.