И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Урок 31. ВСТУПЛЕНИЕ К ТЕМЕ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАРОДНУЮ СКАЗКУ
Цель: расширять знания учащихся о сказке как вид устного народного творчества; научить распознавать такие произведения среди других, ориентироваться в их особенностях; развивать умение воспроизводить содержание прочитанного; воспитывать любовь к сказкам.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Упражнение «Водолаз»
На счет 1-5 вдохнуть воздух, задержать дыхание и медленно выдохнуть.
2. Расспросы по составляющей таблицей
3. Работа над скороговоркой
Осторожный хитрый лис В норы ужин нос.
Бежал домой лесом лис,
Шелестел над лисом лес.
- Прочитайте вполголоса и медленно; громко и быстро; весело; сердито.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Какой раздел мы закончили изучать?
- Вспомните произведения, что больше всего запомнили.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.
- Как вы ее поняли? Объясните.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Вступительная беседа
- Что такое сказка? Жила-была она с древних времен, о которых уже древние книги не помнят. На протяжении веков сказки были и остаются волшебными источниками доброты и милосердия, которых всегда так не хватает в жизни. Созданные в глубокой древности, их, как и все устное народное творчество, передавая из уст в уста, от одного рассказчика к другому. Листая страницы любимых сказок, мы понимаем, что сказки - это наши великие учителя, которые сначала воспитывают, а потом развлекают. Сказка - это чудо. Она дает нам повод для размышлений, поучает, приносит много радости.
2. Работа по учебнику (с. 34)
1) Игра «Пчелки». Самостоятельное напівголосне чтение учащимися стихотворения А. Костецкого.
- Почему посвятил свое стихотворение А. Костецкий?
2) Словарная работа.
Лихой - очень быстрый, прыткий, бойкий.
3) Чтение стихотворения учащимися «цепочкой» по строфами.
- Где, по мнению автора, живут бабушкины сказки?
- Когда сказки чаще всего приходят к детям?
4) Проработка текста о сказке Всеволода Нестайко.
а) Чтение текста учителем.
б) Словарная работа.
Чтение слов «эхом» за учителем: извечная, непобедимы, зазнайство, лукавство, леность, в основном, посвящаются.
Ошибка - недосмотр, ошибка и др. в чем-либо; недостаток. Негативная черта, признак и т.п. кого-, чего-либо. Физический недостаток, дефект.
в) Чтение текста учащимися «цепочкой» с абзацами.
- О чем главное всегда говорится в сказках?
- С чего начинается борьба добра и зла?
- Какие сказки древнейшие? (О животных.)
Физкультминутка
3. Задание от ежика
Стук в дверь. Заходит ученик, переодетый ежиком.
- Взгляните! Кто это к нам пожаловал? (ежик)
- Так, молодцы! Но он пришел не с пустыми руками, а с лесными гостинцами. Он принес нам яблочки, на листочках которых записаны загадки. Этими яблоками мудрый ежик хочет вас угостить, но при условии, что вы відгадаєте все его загадки.
• На огороде вырастала,
Силы набирала,
Незаметно, очень быстро стала Большой.
Стал дед всех звать И красавицу рвать.
А эту сказку, дети, вы Успели отгадать. («Репка»)
• Подделал он голосок,
Стал малым петь.
Догадались они:
Волк - не наша мать. («Волк и семеро козлят»)
• Выгнал дед козу из дома -
Да и пошла она бродить:
У зайца домик отобрала.
Все козу ту выгоняли,
Рак козуню ущипнул,
Зайцу домик вернул. («Коза-Дереза»)
VI. ИТОГ УРОКА
Новый раздел начали изучать?
- Что будем читать в этом разделе?
- Какие сказки называют народными?
- Какие из них самые древние?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Задача из ящика народных сказок» (с. 35).