И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Урок 30. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. ТВОЙ ДРУГ - КНИГА
Цель: ознакомить учащихся с историей возникновения бумаги и книгопечатания; развивать читательские навыки; воспитывать бережное отношение к книге.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Учитесь, дети. Мудрая книга
Скажет вам чего-то много
Из того, что некогда было
И посеяно и пожато.
Я. Щеголев
- К чему призывает поэт?
- Что помогает в учебе?
- Какое место занимает книга в жизни человека?
- Когда состоялось ваше первое знакомство с книгой?
- Сегодня мы будем говорить о книге.
III. РАБОТА С ВЫСТАВКОЙ КНИГ
Первая часть (полка) выставки: азбуки, буквари
- Что общего в этих книгах?
- Какое название вы дали бы этой части выставки? (Моя первая книга.)
Вторая часть: учебники, словари, справочники, пособия...
- Какое общее название этой группы? (Учебная книга.)
Третья часть: сказки
- Что общего в этих книгах?
- Нравится ли вам читать?
- Какие книги вы любите читать?
- Какие книги есть у вас дома?
- Книг на свете очень много. Они разнятся между собой содержанием, размером, оформлением. Книга разговаривает с людьми разного возраста, разных профессий. Она становится другом и советчиком в жизни каждого человека на всю жизнь.
- Как же книга пришла к человеку? Об этом сообщат ученики.
1-й ученик. В древности на нашей планете Земля не было книг в таком виде, как они теперь. Страницами древних книг были стены пещер, деревья, камни.
2-й ученик. Впоследствии люди научились писать и рисовать острой палкой на глиняных дощечках. Писали книги на бамбуковых пластинах, а затем нанизывали на шкуры. Такие книги были тяжелыми и неудобными.
3-й ученик. Потом начали изготавливать более легкие книги из телячьей кожи. Они были очень дорогими, ведь для написания одной книги требовалось целое стадо телят. Первая такая книга была написана в городе Пергаме. Материал для книг начали называть пергаментом.
4-й ученик. Настоящий бумагу люди начали изготавливать примерно 2000 лет назад. Книги были рукописными, их переписывали вручную.
5-й ученик. На берегах Нила в Египте есть множество зарослей болотной растения - папируса. Его в древности использовали на строительстве. Со временем люди заметили, что, высыхая на солнце, волокнистая сердцевина папируса превращалась в сухие, узкие полоски, впитывали краску.
6-й ученик. В XIII в. в Европе научились изготавливать бумагу. В середине XV в. в Германии появился первый печатный станок.
7-й ученик. В Украине первопечатником был Иван Федоров. За свою жизнь он издал несколько книг (в частности первый славянский «Букварь»).
- Книги изготавливают в типографиях. После этого они некоторое время находятся в магазине. Много книг постоянно «живут» в библиотеке.
Библиотека - это слово греческого происхождения, в переводе означает «книгохранилище». Первое знакомство с книгой начинается с обложки. Она расскажет о том, кто написал книгу, когда и где ее выдали. Обращайте внимание на фамилию автора. Каждая книга имеет название, из которой часто можно узнать, о чем говорится в ней.
Работа в группах. Практическое ориентирование в книге
Каждая группа получает книжку и узнает с первой страницы: ее название; автор; фамилия художника; где и когда издана книга.
Физкультминутка
Тучка солнышко закрыла,
Слезки дрібнії обронила.
Мы те слезки позбираєм,
В траве пошукаєм.
Пострибаєм, как зайчата,
Політаєм, как птенцы,
Потанцуем еще немного,
Розімнемо руки, ножки.
Все веселые, вот прекрасно!
За работу сели снова!
IV. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА ОСТАПА ВИШНИ «ЛЮБИТЕ КНИГУ»
1. Самостоятельное чтение рассказа учащимися молча
- Как относился Василько к книге?
- Как он читал книгу?
- Какой сон ему приснился?
- Хорошо Василькове во сне?
- К какой мысли он пришел после этого?
- Какие слова выражают главную мысль рассказа?
2. Работа над пословицами
Книга учит... знания - из книг.
Глубина в море... как на свете жить.
Золото добывают из земли, а... мудрость - в книге.
- Объясните смысл каждой пословицы.
V. ИТОГ УРОКА
- Как следует относиться к книгам?
- Что посоветуете своим младшим сестричкам, братикам?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Следующий урок внеклассного чтения мы проведем по теме «В мире волшебной сказки». Задания к уроку и список литературы вы найдете в уголке читателя.