Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Урок 30. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. ТВОЙ ДРУГ - КНИГА

 

Цель: ознакомить учащихся с историей возникновения бумаги и книгопечатания; развивать читательские навыки; воспитывать бережное отношение к книге.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Учитесь, дети. Мудрая книга

Скажет вам чего-то много

Из того, что некогда было

И посеяно и пожато.

Я. Щеголев

- К чему призывает поэт?

- Что помогает в учебе?

- Какое место занимает книга в жизни человека?

- Когда состоялось ваше первое знакомство с книгой?

- Сегодня мы будем говорить о книге.

 

III. РАБОТА С ВЫСТАВКОЙ КНИГ

Первая часть (полка) выставки: азбуки, буквари

- Что общего в этих книгах?

- Какое название вы дали бы этой части выставки? (Моя первая книга.)

Вторая часть: учебники, словари, справочники, пособия...

- Какое общее название этой группы? (Учебная книга.)

Третья часть: сказки

- Что общего в этих книгах?

- Нравится ли вам читать?

- Какие книги вы любите читать?

- Какие книги есть у вас дома?

- Книг на свете очень много. Они разнятся между собой содержанием, размером, оформлением. Книга разговаривает с людьми разного возраста, разных профессий. Она становится другом и советчиком в жизни каждого человека на всю жизнь.

- Как же книга пришла к человеку? Об этом сообщат ученики.

1-й ученик. В древности на нашей планете Земля не было книг в таком виде, как они теперь. Страницами древних книг были стены пещер, деревья, камни.

2-й ученик. Впоследствии люди научились писать и рисовать острой палкой на глиняных дощечках. Писали книги на бамбуковых пластинах, а затем нанизывали на шкуры. Такие книги были тяжелыми и неудобными.

3-й ученик. Потом начали изготавливать более легкие книги из телячьей кожи. Они были очень дорогими, ведь для написания одной книги требовалось целое стадо телят. Первая такая книга была написана в городе Пергаме. Материал для книг начали называть пергаментом.

4-й ученик. Настоящий бумагу люди начали изготавливать примерно 2000 лет назад. Книги были рукописными, их переписывали вручную.

5-й ученик. На берегах Нила в Египте есть множество зарослей болотной растения - папируса. Его в древности использовали на строительстве. Со временем люди заметили, что, высыхая на солнце, волокнистая сердцевина папируса превращалась в сухие, узкие полоски, впитывали краску.

6-й ученик. В XIII в. в Европе научились изготавливать бумагу. В середине XV в. в Германии появился первый печатный станок.

7-й ученик. В Украине первопечатником был Иван Федоров. За свою жизнь он издал несколько книг (в частности первый славянский «Букварь»).

- Книги изготавливают в типографиях. После этого они некоторое время находятся в магазине. Много книг постоянно «живут» в библиотеке.

Библиотека - это слово греческого происхождения, в переводе означает «книгохранилище». Первое знакомство с книгой начинается с обложки. Она расскажет о том, кто написал книгу, когда и где ее выдали. Обращайте внимание на фамилию автора. Каждая книга имеет название, из которой часто можно узнать, о чем говорится в ней.

Работа в группах. Практическое ориентирование в книге

Каждая группа получает книжку и узнает с первой страницы: ее название; автор; фамилия художника; где и когда издана книга.

Физкультминутка

Тучка солнышко закрыла,

Слезки дрібнії обронила.

Мы те слезки позбираєм,

В траве пошукаєм.

Пострибаєм, как зайчата,

Політаєм, как птенцы,

Потанцуем еще немного,

Розімнемо руки, ножки.

Все веселые, вот прекрасно!

За работу сели снова!

 

IV. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА ОСТАПА ВИШНИ «ЛЮБИТЕ КНИГУ»

1. Самостоятельное чтение рассказа учащимися молча

- Как относился Василько к книге?

- Как он читал книгу?

- Какой сон ему приснился?

- Хорошо Василькове во сне?

- К какой мысли он пришел после этого?

- Какие слова выражают главную мысль рассказа?

2. Работа над пословицами

Книга учит... знания - из книг.

Глубина в море... как на свете жить.

Золото добывают из земли, а... мудрость - в книге.

- Объясните смысл каждой пословицы.

 

V. ИТОГ УРОКА

- Как следует относиться к книгам?

- Что посоветуете своим младшим сестричкам, братикам?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Следующий урок внеклассного чтения мы проведем по теме «В мире волшебной сказки». Задания к уроку и список литературы вы найдете в уголке читателя.