Украинская литература 1940-1950 годов
Обзор украинской литературы 40-50-х годов
«Художник глубокого патриотического чувства»(Олесь Гончар)
Художественно неповторимые стихи создал в этот период Андрей Малышко (1912-1970). Кордоцентризм - характерный признак его лирики. Латинское «cordis» означает сердце, то есть основой человеческих мыслей и чувств является сердце, душа, настроение, чувство. В лирике Малышко, как отмечал Дмитрий Павлычко, образ сердца - сквозной. Его чувственные компоненты такие: любовь к матери, семье, Украины, народной песни и думы. В годы войны художник поднялся до философских обобщений, воплотив черты характера своей матери в образ Ярославны, чьим именем он назвал свою мать. Также это - образ самой Украины, которая на протяжении веков просила своих сыновей и дочерей защитить Родину от лютого врага («Иметь. Черная туча закрывает полнеба с днепровского края»). Этот стих - один из шедевров украинской лирики. Воссоздавая образ матери, автор прибегает к традиционным национальным образам и мотивам бессмертного «Слова о походе Игоревом», разговорных интонаций и музыкальных символов. Образ матери подано через воспоминания, портретные и бытовые детали: она в полотняной рубашке, потертой керсетці, старой терновой платке поднимается на Днепровскую гору и, словно Ярославна, всматривается вдаль, обращается к силам природы, ожидая освобождения, которое принесут ей сыновья-воины. Голос поэта щемящий и обескураживающее. Это - крик души, боль сердца: его же мать осталась в оккупированной фашистами Украине: «/ ты стоишь одна, поседела, старая Ярославно, / На дніпровськім лужайке, на трипольском древним вала». Воспевая образ най - роднее человека, поэт поднялся к созданию идеального образа матери - через солдатскую мать, Ярославну, мать-Украину, к всемирному образа матери-Земли (поэма «Это было на рассвете».
Тема Украины - одна из ведущих в творчестве Малышко. В суровые часы тяжелейших испытаний осенью 1941 года появился цикл «Украина моя», исполненный глубокого патриотизма и нежной сыновней любви к Отчизне. Современников поражала поэта и сейчас смущает глубоко идейная и художественная сила стихов цикла Малышко. По словам Олеся Гончара, только «поэт поистине народный художник глубокого патриотического чувства мог так передать жгучая боль разлуки с родной землей, тоску за Украиной, ту сыновнюю непогасну жажду, что в ней говорит не одну строчку лучших Малишкових стихов того времени». Композиционно цикл состоит из пяти частей, объединенных темой любви к Украине. Цикл «Украина моя» напоминает симфонию, где органично сочетаются целую гамму чувств, переживаний, эмоциональных состояний лирического героя. Искренние и интимные, пафосные и гневные интонации придают особого напряжения произведению. В первой части отчетливо национальные образы - Днепра-Славутича, колыбельной песни, журавлиных ключей, звезды, Шевченко круче, карпатских долин - рисуют поэтическое время-пространственный образ родной Отчизны, ее сложный исторический путь. Поэт прибегает к антитезису, заимствованной из фольклора, но наполненной новым содержанием: коршуны олицетворяют врагов, а орлы - бойцов. Возникают образы, порожденные страшной войной: «И трассирующих пуль растекаются золотые нити. Смерть за смерть врагам! На коршунов вылетают орлы!». Со времен «Возмездие» Виктора Гюго (1852) европейская поэзия не знала такой мощной силы гнева и мужества, такой пламенной любви к отчизне. Художник воссоздает ментальные черты украинцев, которые сочетают в себе мягкость, мечтательность, миролюбие, а также жажду воли, решительность в действиях, стойкость в борьбе с врагом, готовность отдать жизнь за свободу Украины: «Украина моя, дальше, грозами свежо пропахшие, / Полевая моя мрійнице. Капля в солнце весла. Я отдам свою кровь, свою силу и нежность до капли, / Чтобы из огня ты встала, тополем в небо росла».
Традиционный фольклорный и шевченковский образ тополя приобретает символа Украины. Переосмысливаются и другие образы: Микула уподобляется поэта-воина, которому крайне тяжело покидать родную землю, отступая под бешеным натиском врагов: «Я смотрел - и немел, и прощавсь - и прощаться не мог». Поэт психологически мотивирует чувства героя, горечь отступления.
В поэзии Малышко переплелись выразительное документальное, публицистическое начало, окрашенное напряженной эмоциональностью, и искренний лиризм. Поэт создает в годы войны высокохудожественную интимную лирику. Стихотворение «Я тебя вимріяв, нежную и страстную» рисует образ девушки-бойца. Это - монолог-исповедь лирического героя, который искренне признается в любви к девушке, которая предстает в ореоле необыкновенной красоты: «Звезда осветила твое лицо / И потемнела...». Боец живет надеждой на встречу с золотокосою красавицей, что так запала в душу. Искренняя любовь помогает юноше выжить в тяжелых военных условиях: «Крикну: приди! - и придешь неизбежно, / Крикну: спасай! - и воскресну в спасении». Дополняется образ любимой в стихах «Полюбила меня, не спрашивала...», «Буду вырезает на черном камне...», «Не печаль мои помыслы строгие...». Художественная сокровищница. В творчестве Малышко есть немало песен. В годы войны бойцы пели его «Платочек красную», впоследствии зажили славы песни «Утра соловьиные», «Тропинка», «Белые каштаны», «Киевский вальс», «Мы пойдем, где травы наклонные...», «Пролегла доріженька», «Рідна мати моя (Песня про рушник)» (музыка Платона Майбороды), «Цветут осенние тихие небеса» (музыка Александра Билаша ). Стихи Малышко положили на музыку Левко Ревуцкий, Сергей Козак, Анатолий Штогаренко, Юрий Мейтус, Григорий Майборода. Поэт написал либретто к опере «Незраджена любовь», сочинение положил на музыку Лев Колодуб.
Особенности развития прозы: В этот период расцветают публицистическая статья, очерк, рассказ, повесть, а впоследствии - роман. Описания войны, борьба с фашизмом, партизанские будни и героизм народа - тематическое круг тогдашних прозаических произведений.
Жанры «малой» прозы отличались злободневностью поднятых проблем. На конкретном фактическом материале (документальной сказания о подвигах людей в борьбе с врагом) художники слова подносили волю к победе, укрепляли чувство любви к Украине и ненависти к наступавших. Такими были очерки и рассказы, художественная публицистика Александра Довженко («Большое общество», «Письмо офицера немецкой армии», «Отступник»), Павла Тычины («Творческая сила народа», «Прочь грязные руки от народа!»), Максима Рыльского («Народ безсмертен»), Александра Левады («Плач пленниц») и другие. Очерк «Побег» Олексы Десняка обозначен автобиографическими деталями: это рассказ о том, как вырвался из фашистского плена, что увидел и пережил на оккупированных землях Украины боец Олекса Руденко (настоящая фамилия автора). Возникли новые жанровые формы очерка: очерк-репортаж («Из дневника венгерского» Леонида Первомайского), очерк-портрет («Полковник Білютін» Ивана Ле), очерк-панорама («Киевская битва» Андрея Малышко), в котором он описал панораму освобождения Киева в ноябре 1943 года.
Обогатилась украинская проза 40-50-х годов жанром военного рассказа. Реалистично изображены трагические события первых месяцев войны в рассказе Ивана Сенченко «Кончался сентябрь 1941 года». Появляются публицистические статьи и обращения к родному народу громить ненавистного врага («К оружию!», «Письмо», «Душа народа непобедимая»). В правдивых, по-стефаниківськи лаконичных новеллах и рассказах писатель создает монументальные, национальные характеры борцов с фашизмом.
Лирической патетикой обозначена сборник «Березовый сок» Михаила Стельмаха. Мастером изображения образа женщины на войне был Алексей Кундзіч, автор сборников новелл «Сила гнева», «Дорога на Кременец». Юрий Яновский опубликовал сборник «Земля отцов», «Киевские рассказы». Преобладает в них лирический монолог, то есть повествование от первого лица, свидетеля остро драматических событий, убеждала читателя в подлинности оповідуваних историй героев.
Художественная сокровищница. Рассказы Юрия Яновского озвучивал с эстрады и по радио корифей украинской сцены Юрий Шумский. В его исполнении представал мужественный и простой украинец, защитник Отечества. Особенно выразительным был образ партизана Карпа Макодзьоба - художественное воплощение патриотизма, духовности, в общем национального характера украинца.
Восхищение у читателей вызвали рассказы Александра Довженко «Ночь перед боем», «Мать», «Незабываемое», «На колючей проволоке»,«Победа». Знаковыми для украинской прозы были его киноповести «Украина в огне», «Повесть пламенных лет», в которых воспроизведен свободолюбивый дух народа, героизм простого человека, многогранный характер украинца.
Вскоре появился романный эпос: «Оружие с нами» Натана Рыбака, «Украина зовет» Семена Скляренко, «Они не прошли» Юрия Смолича, «Профессор Буйно» Якова Баша. Большим достижением украинской литературы стала трилогия Олеся Гончара «Знаменосцы» (1946-1948). Роман состоит из трех частей («Альпы», «Голубой Дунай», «Злата Прага»), в которых изображены три этапа похода Красной армии в Европе 1945 года. События представлены в хронологической последовательности, согласно продвижение роты Брянского полка Самієва. «Знаменосцы» - это роман о победителях, которыми выступают украинцы, помогая народам освободиться из-под фашистского ига. Герои романа изображены самым гуманным людьми планеты, что несут свободу румынам, венграм, чехам. Бойцы наделяются душевной красотой, мужеством и гуманизмом. Эстетическую целостность творит гуманистическая триада: вера, надежда, любовь, которые воплощают христианские добродетели. Брянский, Маковейчик, Хома Хаецкий, Черныш, Ясногорская живут верой в свою историческую миссию. Они защищают общечеловеческие ценности, осознают свою причастность и ответственность за судьбу мира. Эта вера предопределяет их оптимистическую концепцию жизни.
На первый взгляд, в трагическом водовороте войны, где смерть подстерегает на каждого бойца, нет места любви - этому нежному чувству мужчины и женщины. Однако любовь Брянского, Шуры Ясногорской и Черныша в произведении опоетизовано: она одухотворенная и прекрасная, помогает при любых трудных обстоятельствах оставаться Человеком, селит мечтаю в душе о счастье и светлое будущее героев. Вера в победу добра над злом, человечного над антилюдяним в мире обогащает духовные измерения героев, побуждает преодолеть все невзгоды. Поэтому герои Олеся Гончара не нивелируются как личности, стремятся подняться за счет над обстоятельствами войны. Они не теряют достоинства, поскольку через шквал пуль, сквозь кровь, огонь и пепел ведет надежда.
Романист творил героический эпос новейшего времени, а потому мотивы, образы перекликаются с украинскими думами, «Словом о полку Игореве», откуда взяты эпиграфы к каждой части «Знаменосцев», что подчеркивает историчность романному мышлению автора. Выдающийся киргизский писатель Чингиз Айтматов отметил: «В «Знаменосцах» Гончар нарушил проблемы общечеловеческого характера. Проблемы жизни и смерти, чести и бесчестия, любви и верности были рассмотрены через призму тяжелых испытаний лица в жестокой атмосфере войны. И в этом был признак большого эпического гуманистического таланта».
Не очень щедрым оказался урожай украинских драматургов военного времени. Среди самых заметных пьес - «Крещатый яр» Любомира Дмитерко, «Профессор Буйко» Якова Баша, «Путь на Украину» Александра Левады, «Мужицкий посол» Леонида Смелянского. Это - произведения с доминирующей романтической стилевой течению, броским сочетанием художественного обобщения и документальности. В пьесе Александра Корнейчука «Фронт» (1942) возбуждено актуальные вопросы методов ведения войны, значение военачальника в армии. На времени было появление пьесы Ивана Кочерги «Ярослав Мудрый» (1944), где изображено борьбе князя за единство Киевской Руси, высказано идею сплоченности национальных сил и создание могучего централизованного государства.
Сразу после войны развернулась кампания против украинских писателей, спровоцированная партийными постановлениями о литературе и искусстве: «О журнале «Отечество», «О репертуаре драматических театров УССР и мерах по его улучшению» и другими. Например, в Постановлении ЦК КП(б)У от 24 августа 1946 года «О искажения и ошибки в освещении истории украинской литературы в «Очерке истории украинской литературы» авторов учебного пособия Сергея Маслова и Евгения Кирилюка было обвинено в том, что они приглушили тему борьбы между прогрессивными и реакционными литературными направлениями, литературный процесс не рассматривали под углом зрения классовой борьбы, а руководствовались национальной идеей, прославляли «буржуазных писателей» начала XX века.
Во время Второй декады украинской литературы и искусства в Москве в июне 1951 года было раскритиковано стихотворение Владимира Сосюры «Любите Украину» как «националистический». Газета «Правда» остро осудила за «отсутствие показа воссоединения украинского народа с великим русским народом» оперу Константина Данькевича «Богдан Хмельницкий».
Подвергся сокрушительной критике повести Александра Довженко «Украина в огне» и Ивана Сенченко «Его поколение». Раскритиковали роман Юрия Яновского «Живая вода», в котором описываются тяжелую послевоенную действительность Украины - «невероятную разруху»в а его автора обвинили в «национализме». Максима Рыльского было названо «петлюровцем» за то, что в стихотворении «Я - сын Страны Советов» воспел Центральную Раду.
Вторая волна политической эмиграции встает на территории Западной Германии. Писатели объединились под лозунгом созданию большой украинской литературы, которая достойно представляла бы наш народ между свободными народами мира, в частности Евгений Маланюк, Улас Самчук, Иван Багряный, Юрий Косач, Василий Барка, Оксана Лятуринская. Важным событием в театральной жизни зарубежья стала деятельность в Нью-Йорке и Торонто театра - студии, которую возглавили актеры Иосиф Гирняк и Олимпия Добровольская, продолжив славные традиции «Березоля» постановками пьес Николая Кулиша, украинской и зарубежной классики.
Немало художественно ценных произведений появляется из-под пера художников в диаспоре. Одной из главных становится тема разоблачения сталинского режима. Так, о своем ссылку на Дальнем Востоке рассказал Иван Багряный в романе «Тигроловы». Страшным документом советской действительности стал и его следующий роман «Сад Гефсиманский». Трагедия украинцев, возведенных в смертельном поединке тоталитарными режимами, - основа повести Ивана Багряного «Огненное кольцо». Експресіоністична проза представлена романами Тодося Осьмачки «Старший боярин», «План до двору» и «Ротонда человекоубийц». Впечатляющим по своим реализмом и психологизмом стал роман Владимира Винниченко «Слово за тобой, Сталино!». Писатель сумел тонко и правдиво воссоздать атмосферу страха, бесправия, духовной духоты в СССР. Уже после смерти Сталина и разоблачения культа личности наступает определенная либерализация духовной жизни. На II съезде советских писателей в декабре 1954 года Довженко, Рыльский и Малышко выступили с критикой концепции «идеального героя», теории «бесконфликтности», призывая перенести центр тяжести на духовный мир героя, человеческие переживания, радости и страдания, активнее обращаться к национальным традициям, которые являются целебными источниками искусства слова.
Хотя писатели и оставались заложниками системы и вынуждены были ее прославлять, все же на этой волне общего подъема появлялись произведения с философско-аналитическим осмыслением явлений, с смелым бурлением новых идей. Например, в стихотворении «Когда умер кровавый Торквемада» Дмитрий Павлычко разоблачил антигуманный тоталитарный режим. Суголосною временные была сатирическая комедия Василия Минка «Не называя фамилий», где изображено бюрократизм, мещанство, духовную нищету чиновничества. Глибокопсихологічна драма Юрия Яновского «Дочь прокурора» поднимала тему воспитания детей, ответственности родителей за их поступки и судьбу.
Итак, в очередной раз оказавшись на перекрестке истории, украинская литература понесла тяжелые потери. В начале и в период Великой Отечественной войны была заметна некоторая либерализация сталинского режима, слово художников набирало художественной выразительности и идейной силы. Однако после войны и вплоть до начала 50-х годов история повторилась снова: поднялась новая волна вульгарно-социологической критики, репрессий против украинских писателей. Правда, в это время приобретает всплеска творчество писателей из диаспоры - Юрия Клена, Евгения Маланюка, Владимира Винниченко, Уласа Самчука, Ивана Багряного и других, которые правдиво изображали жизнь, поднимали важные для развития украинской нации проблемы.
Словарная работа.
1. Запомните срок.
Очерк - жанр художественной прозы, что принадлежит к эпической повествовательной литературы и является центральным в публицистике. Его характерные признаки: оперативный отклик на общественно важное событие, документальная основа изображения лица, создание портрета коллектива, нарушения актуальных моральных и общечеловеческих проблем времени. В очерках используются портреты героев, развернутые речевые характеристики, домысел и документальность.