Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Новые сокращенные произведения

ОЛЕКСА СТОРОЖЕНКО

Сокровище

Был мужчина и женщина. Были они люди заможненькі, всего в их достаточно: и поля, и скотинки, и скота, и хата просторная с садиком и левадой. Послал им Господь в утешение одного только сынка - Павлусем звали. И уже и почитали, и пестовали они того одинчика! Не так отец, как мать. И что то уже за мать! Между матірками удивительно иметь! Уже Павлуша был немалый парень, а она еще возилась с ним, как с маненькою ребенком. Было, собственными руками кормит его, а он, болван, только глита и, как тот пуцьвірінок, вновь рот развевает. Всю зиму и осень из дому не выпустит. «Не ходи, сынок, - говорит, - холодно, замерзнешь, и еще, упаси Бог, занедужаєш, то я и умру, не діжду, пока ты выздоровеешь». Придет весна или лето - опять не пускает: «Не ходи, сынок: душно, солнце напечет головку, голова будет болеть». Целый год не даст ему переступить порога, разве в воскресенье поведет к церкви, и за ним и не молится, и обеими руками за его и держали, чтобы кто не то что толкнул, но и не прикоснулся бы. Порой, как обридне ему стоять, то такой шум поднимет на всю церковь, будто с его чертяка лыка дерет. «Пойдем, мама, домой, - хлипа, - кушать хочу!» То мать и ведет его домой, не дождавшись конца службы и благословенія. Как кладет его спать, то сама и стелит, и раздевает, и крестит, и еще и котка поет, как будто над годовичком. Порой отец, глядя на это юродство, станет кричать на женщину и похвалятись, что он Павлуся отдаст в школу к дьяку аж в другое село. Так куда!.. И не говори... Такая с нее добрая и покорная женщина, а как дойдет дело до ее Павлуши, то как бешеная станет: и глаза витріщить, и запенится, и за нож хватается; не дай Бог, что производит!.. Говорю же вам, что и между матерями удивительно была мать.

Дорис Павлуша к парню. Так его выгнало и распирало, такой стал толстый и приземистый! Морда широкая и одуглувата, как у того салогубы, а руки белые и нежные, как у барышни. И от чего бы им и пошерхнуть? Сроду не то чтобы цеп или косу в руках подержав, - не взялся за лопату, чтобы одгребти снег от порога, или за веник, чтобы вымести дом. Было, старый и станет доказывать женщине: /

- На какую радость мы его выкормили? Из его хозяин будет? Что с ним произойдет, как мы умрем?.. Останется он на свете, словно слепой без поводатаря!

- Э, мужик, - одкаже женщина, - как Бог милосердный пошлет ему счастье, то без нас будет жить еще лучше, как теперь!

Уже Павлусеві прошел и двадцатый, уже бы он и на вечерницы пошел, да мать не пускает.

- Не ходи туда, сынок, - говорит, - на вечеринках собираются сами пьяницы и разбойники; там тебя обидять, возраста тебе збавлять. Подожди немножко - я сама найду тебе девушку, самую лучшую на всем свете, самую работящую, она будет тебя и кормить, и зодягать, и ухаживать, как родная мать.

Так не привел же ей Бог женить сына. Раз ночью розвередувавсь Павлуша, как на живот кричит: «Меда и меда!» В старых на ту пору не было меда. Что здесь на мире делать?.. Встала мать, накинула на себя свитину, не захотела будит служанку и сама метнулась по селу искать того меда. А на то время поднялась фуга, не то что ночью, а днем не увидела бы света Божьего. Бегала, бедная, бегала от дома к дому (у кого и есть, и каженема: не хочется уставать) и как-то уже выпросила в попу. За один цільничок обещала бузовка подарить. Чуть не замерзла, и таки принесла, и что же?.. Павлусеві уже не до меда; заснул манесенький - никак его и не розбуркаєш. Так через тот-то мед заболела племянница и умерла. За ней вслед и отец ноги протянул, а наш Павлуша и не опомнился, как остался круглым сиротой.

Что же с ним случилось?.. Правду говорила мать: «Как Бог милосердный пошлет ему счастье, то без отца и без матери будет жить еще лучше, как по их». У покойников, - конечно, как у состоятельных хозяев, - был наймит и наймитка. Наемник - парень еще молодой, работящий, непьющий, а служанка - тоже честного рода, осталась бедной сиротой, и покойница приняла ее к себе, как родного ребенка.

Наймит и наймитка поженились и ухаживали Павле.

Раз наемник поймал в саду ройка, так с того одного розроїлось колодок тридцать. Служанка ухаживала Павле, как мать родная: и кормит его, и голову ему смоет, i розчеше, и одевает и раздевает, и стелит, так ему в глаза и смотрит: мнение его отгадывает, потому что Павлуша за весь день и пара изо рта не пустит; хотя бы время чего и захотел, уже не попросит: как-то ему и слово трудно произнести. Только ему и делать, что целый день ест (а лопав здорово) и спит. Было, проснется утром - сейчас служанка и ставит перед его душой жареную курицу или утку, или полную макитру вареников со сметаной; ест неборак, аж за ушами трещит. Не успела служанка его утереть, а он уже и отправился спать. Поспит на перине, лезет на печь поспать еще в просе. Отобедает и вновь куня; когда зимой, то вновь в просо, а когда летом, то выйдет в сад, ляжет под грушей, а порой, взглянув вверх, немножко и рассердится:

«Чертовы груши, - пробубонить, - какие спелые, и над самой головой висят, а ни одна же не упадет в рот». И чтобы то дриґонуть ногой и толкнут в цевье! То и посыпались бы, так, говорю же, ему тяжело и пошевелиться. Лежит, лежит и уснет. Пополуднує - и снова идет в кладовку спать и спит уже до закат. Разбудит его служанка ужинать, накормит, поднимет свитину, сапоги, положит на подушку, а он уже сам уснет. Лучалось, наемник вернется с поля и наведается к Павле, а потому и голову тяжело держать на плечах.

- А не дернули бы, господин Павел, люльки? - спросит наемник.

- Дернул бы, - пробелькоче Павлуша, - так трубки не найду.

- Да вот же она - у вас на скамейке.

- И кто же ее набьет?

- Да она же набитая, я же ее вам набил, как ехал в область. Следовательно, у вас и дело положил!

И рождает огня, разожжет люльку и устромить ему в рот, то он и сосет.

Было, придут к Павле парни и наговаривают его, чтобы шел с ними на вечеринку.

- Не пойду! - пробубонить да и глаза закроет.

- Почему? - спрашивают,

- Далеко. Если бы посиделки собирались возле моего дома, то, может, и ушел.

- Э, господин Павел! - говорят парни. - Если бы ты увидел наших девушек, то не говорил бы, что далеко!

- Видел, достаточно видел... - говорит Павлуша.

- Где же ты их видел? Ты же из дома никогда носа не виткнеш!

- Так когда же снятся, чтобы они показились! Аж надоели!.. - одкаже Павлуша и перевернется на другой бок.

Засміються парни и пойдут от его.

Раз на зеленые праздники собралось парубоцтво искать клада. Взяли с собой заступы, лопаты и водочки не забыли и ушли в степь. Идут возле Павлусевої дома, вот один парень и говорит:

- Знаете что, ребята! Возьмем с собой на счастье Павла Лежни (такое приложили ему фамилию), то уж наверное найдем клад: он такой счастливый, что такого и на всем свете не найдешь!

Подошли парни к окну (окно было одчинене), смотрят, а Павлуша распластался на перине и храпит на всю избу.

- Господин Павел, а господин Павел! - крикнули парни. - Пойдем только с нами сокровища искать!

- Не пойду! - отрезал Павлик.

- Пойдем! - просят парни, аж кланяются. - Мы тебя так с периной на руках и понесем; не тебя нам надо, а твоего счастья. Как ты с нами будешь, то, может, Бог даст, и найдем клад.

- Эге!.. Как Бог даст, то и в окно бросит!.. - ответил Павлуша. - Не пойду!

- Дожидайся, пока тебе Бог в окно бросит, а мы пойдем искать.

Зареготались да и пошли себе, спев чумака.

Парни нашли сдохшую хорта.

Подойдя тихонько к Павлусевої дома, розмахали хорта и швырнули в окно, а он как бебехнеться о помост, так и хлопнулся, и зазвенел, и, как жар, по всей хате рассыпался дукатами!

- Тривай, не тронь! - закричали парни. - Это наш клад, это наши деньги...

- Ложь! - говорит Павлуша. - Это мое сокровище, это мне Бог в окно бросил! А что? Я же вам говорил - не верили?

Парни не слушают его и толпятся в дом, а здесь на тот шум где не взялись наемник с наймичкой, вбежали в дом, за ухват и макогон, как штурхнуть одного, второго - так они и угамувались.

- Пожалуйста, - говорят парни, - хоть что-нибудь дай за то, что принесли твоему хозяину сокровище!

Наемник бросил им несколько дукатов и говорит:

- Нате вам за труд, а это наши деньги, потому что сами же посудите: кто бы их в чужую хату бросил, если бы не сам Бог того захотел!

И, говоря сие, собрал наемник хорошенько дукаты и спрятал их в сундук.

Вот такой-то был счастлив наш Павлуша! Сказано: как кому Бог даст счастья, то не надо ему и родной матери, не надо и сокровища искать - сам клад его найдет. А втором неборакові на бездоллі в то же самое окно, в которое вкинувся сокровище, улізе вор и последнюю рубашку вытянет; не поделает день, то на второй и кушать нечего.

Счастливая нить до смерти не ворвалась Павлусеві. Найшлась и девушка, что, как тот клад, сама к его лицялась. Послал ему Господь и детишек, покорных, послушных, трудолюбивых, не таких, как он пудофет, а в мать, ибо жена его была неусыпная хозяйка. И возраста ему таки немало сквозняк Господь: до белого волосы доспався. Спал, спал, пока навеки не уснул. Что такое на свете счастье? - спросил бы я у очень грамотных. Частенько слышишь, люди говорят: тот счастлив. Глянешь на того счастливого, а он тебе показывает на второго, а сам жалується на свою недолю. Зовут счастливыми и тех, что весь свой век ничего не заботятся, как мой Павлуша. Бог им все дает, а они томятся миром, не знают, что у них есть и чего им надо. Зовут и скупого счастливым, потому что в его много денег; а он, неборак, весь свой век стережет тех денег, как жучка на цепи, никакой пользы из них не имеет - и голодный, и холодный, еще сильнее от какого-нибудь бедняги. Нет, господа, по-моему, тот только счастлив, кто на втором не завидует, а благодарит Бога за то, что он ему послал, - тот, кого Господь благословил на добрые дела, которые раскинулись они по миру, как разрослась пшеница на хорошо виораній ниве.. Накормит она и настойчивого пахаря, и его соседей, попадет от нее кусок и старцу ее сумку. Не тот только счастлив, что сам натріскається и выспится, а то, что и второго накормит и успокоит, ибо у такого и душа будет не голодная. Вот так загвоздив вам из-письменская, чтобы сами одгадали, мой Павлуша действительно счастлив, или, может, таким т олько прозвали его зависливі люди. Гледіть же, чтобы не было по пословице: «Хвалит трактирщик пьяницу, а дочери своей за его не отдаст!» Завидуете счастью моего Павлуши, а никто бы не захотел быть Павлусем.

Что же такое счастье, кого можно считать счастливым? Есть такие, что зовут счастливыми таких, как Павлуша, которые весь свой век ни о ком и ни о чем не заботятся; таких, которые имеют много денег и стерегут их, как Жучка на цепи. А по-моему, тот только и счастлив, кто на втором не завидует, кого Бог благословил на добрые дела. Завидуют некоторые счастью Павлуши, а вот стать бы им и не хотели.

От древних времен и до современности люди задумываются над природой счастья. С юмором повествует автор о Павле, однако осуждает его образ жизни, ведь хоть дурного парень никому не делал, однако и не оказывал ничего хорошего, а значит, и не жил.