Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Новые сокращенные произведения

ГРИГОРИЙ ТЮТЮНИК

 

Климко

Климко проснулся от холодной росы, что упала ему на босые ноги (видно, метался во сне), и увидел над собой окаменело - сиреневое небо, каким оно бывает только осенью на восходе солнца, - без жайворіння, без легких с позолотой облака по горизонту, без улыбающейся радости пробуждения. Климко поджал ноги под полы діжурчини, чтобы зогрілися, и онемевшей дрожащей рукой сильнее развернул солому напротив глаз. Он спал под скирдой.

Солнце, видимо, только что взошло, потому что от скирды через тик и еще дальше на стернях лежала длинная тень в сизой росе, сладко пахло разношенной в землю набубнявілим рожью, что уже вкинулося в ключечки, и сухими мышиными гнездами. Вечером мыши щекотали Климка, носясь ему по рукам и ногам, пищали раденько, что есть им развлечение, и Климко прогонял их всяко: сукав ногами, кишкав на них сердито - пока и заснул.

Ночью ему снилась большая стая желтых воронов с желтыми воробьями вперемешку. А то была не стая и не химера полночная - то был вихрь из большого кленового и мелкого вишневого листья, что снялся над висілком, когда Климко вышел в степь за станцию и в последний раз оглянулся назад. И лиственная стая столбом стала в поднебесье, выше и выше, а гам здрібніла, рассыпалась и исчезла с глаз долой.

Где то листья потом село? Или, может, оно еще и до сих пор кружится?..

Климко приподнялся на локоть, чтобы лучше был виден путь, которым ему идти дальше, и его залихорадило так, что аж зубы застучали от терпкого застоявшегося холода во всем теле.

«Ничего, - подумал. -Пробіжуся с горы - зогріюся».

В степи было тихо блестели от солнца стерни и ковыль более путем, сріблилася тяжелая, увешанная разочками росы паутина. Вдали, между телеграфными столбами и некрутами холмами, мріли розовые, словно вспышки костров, меловые горы. Где-то там, возле тех гор, слышал от людей Климко, был большой город Славянск, а между горами, прямо на земле, лежала глыбами соль, - бери сколько здужаєш. Еще слышал Климко, что за стакан соли можно выменять всякого добра: мисочку или две кукурузы, ведерко картошки или хлеба и настоящего.

Климко шел босой, в коротких штанчатах, старой матроске, что была когда-то голубой, а теперь стала серая, и еще в дядьковій Кирилловой діжурці. Той діжурці, как говорил дядя, было «сто лиг», и не рвалась она лишь потому, что костная от древней мазуты. Не брали ее ни дожди, ни снег, ни солнце. Пахла діжурка паровозом. Ночью она нахолоняла, а днем аж димувала на солнце, пахла еще сильнее и ада плечи и спину.

Климко жил вдвоем с дядей Кириллом, как осиротел. Жили они в железнодорожном бараке при самых путях. И когда мимо громыхал тяжелый эшелон, барак тоже будто срывался с места: дрожали стены, дрожала пол, бряцавшие стекла в окнах, а барак мчался и мчался. Потом, когда эшелон даленів, громыхая тише и тише, барак снова останавливался и стоял, как и раньше, и под окнами у него снова цвірінчали воробьи.

Дядя Кирилл был машинистом большого паровоза ФД и ходил на работу когда как: то утром, то днем, то ночью, когда Климко уже спал. Возвращался он всегда неожиданно - с железным ящиком в руке, сморенный глазами и улыбающийся до Климка.

- Как тут мой помошничок? Не боялся сам ночью? - спрашивал, бывало, снимая кожаную кепку с белыми молоточками, от которого на лбу оставался красный тугой пружок, что никогда не успевал сойти до очередной смены.

Потом дядя умывался над большой медной миской, долго с хрустом в пальцах тручи руку об руку, хотя и сам он, и Климко знали, что руки все равно не одмиються.

- Вот побільшаєш, Климе, и айда к нам на паровоз, - говорил дядя. - Выучим тебя на помощника машиниста и заживем: вместе на работу, вместе с работы... А так не вижу, когда ты у меня растешь.

Умывшись, дядя надевал чистую рубашку и садился к столу.

- А давай только свои граматки, посмотрим, что там у тебя с науками. - Это была самая большая радость Климкова - положить перед дядей нарядно исписанные тетради,а самому заняться хозяйничать: вынести миску с дьогтяною водой, вытереть пол, где набризкано, и тихо, покрадьки, чтобы дядя не обернулся, насыпать ему ухи, которой сам и наварил, - горячей и душистой. О тетради он никогда не боялся, потому что только из письма иногда имел «посредственно».

- О! - удивлялся дядя, разгибаясь над столом. - А это что? Надо было написать «холодно», а у тебя «хохолодно»...

Климко на то смущенно отвечал:

- У меня, дя, после большого перерыва руки очень замерзли, вот оно и хохокнуло.

Дядя, доволен, что нашел ошибку, откладывал тетради и брался до ухи.

- Ай же добра, - хвалил, едва отхлебнув из ложки. - У-у-у, такой не всякая и кухарка сварит. Возьми же там в ящике гостинец.

Климко знал, что дядя непременно скажет эти слова, но всегда волновался: а вдруг нет? Что как забудет?

В ящике, что пахла так же, как и дядина діжурка и картуз, и сам дядя, лежали блестящие ключи и ключики. Климко никогда их не трогал, ибо то были дяде ключики от паровоза, а только смотрел на них. Еще был в ящике молоток, снопик пушистой белой нитковини, большую кружку, чтобы набирать на станциях кипятка и чаевничать с комочком сахара, и перочинный ножик - резать хлеб. В кружки Климко и находил гостинец: пригірщ пряников-срібноголовців, или гроздь прозрачных петушков на палочках, связанных воедино белой нитью, или еще что-то такое.

Вечером дядя Кирилл, чистый, выбритый и ясный, снова шел на станцию со своей шкатулкой в руке, и Климко провожал его до паровоза. ФД стоял на запасном пути, еще горячий от недавнего рейса. Из трубы едва курів дым, тихо полола пара из патрубков и обнимала уставшие колеса - ФД отдыхал, сверкая жирными черными боками и начищенным медью. У него и зимой было тепло.

- Ты же там хазяйнуй, Климе. А ночью спи и не бойся, - говорил дядя. - Ночью оно все так, как и днем, только и того, что в темноте.

И когда Климко бежал потом обратно к бараку, дядя улыбался ему уже из паровозной будки и махал рукой - вот так, одними пальцами.

Климко и не боялся ночей, потому что барак почти никогда не спал весь. В нем жило много людей, все они работали на станции, ходили на работу и возвращались с нее кто когда, так в бараке кто-то и не спал. К тому же стоял барак в таком веселом месте, что его со всех сторон осяювали огне - со станции, из вагоноремонтных мастерских и от шахты, - и он плыл каждую ночь в тех огнях, словно корабль в серебристом море.

А сколько звуков жило на станции ночью! Бряцали стальными тарелками вагонные буфера, перекликались дудари - стрелочники, раздавались в свои сюрчки и размахивали фонарями сцепщики вагонов, вызванивали молоточками по колесам обходчики поездов, и словно где-то вверху над станцией постоянно, одним голосом дзуремів шахтный вентилятор. В бараке всегда стоял дух шпал, штаба, котельной пары и полыни, что рос под окнами. А свет отовсюду малювало на стене против Климкового кровати большие разноцветные цветы: красные маки, синие - васильки, желтые - подсолнухи, они менялись и дрожали, как от ветра в степи... То были сказочные, самые счастливые в Климковому жизни ночи.

Он так бы и вырос среди украшенных тех ночей, если бы не настали другие ночи, ночи без огней. Остались только звуки, те, что всегда, но в темноте они спохмурніли, поглухішали и доносились словно из глубокой пропасти. В эти черные ночи поезда шли чаще и быстрее, чем раньше, но от них уже не пахло сосновыми досками или теплой пшеницей, мокрым, только что вынутым из шахты углем или кирпичной курявичкою из открытых вагонов. От них веяло лекарствами, дымом полевых солдатских кухонь, горячими на солнце обломками самолетов и пушек...

И одной из таких ночей не вернулся на станцию дядь Кырылив ФД, хотя на него давно уже ждала новая смена машинистов. Климко всю ночь проплутал тогда на станции, вслушиваясь в далекие испуганные гудки паровозов, но так и не услышал среди них знакомого. Он был один на весь мир - гудок дядькиному ФД, - и Климко узнал бы его среди тысячи...

На рассвете на станцию приехала дрезина - рейковоз и привезла дяди Кирилла, его помощников, старого Кондратьевича, что ездил еще на царских паровозах, и кочегара Славка гармониста. Дрезину окружили со всех сторон - очередные обходчики, змажчики, стрелочники, и Климко никак не мог пробиться сквозь ту толпу. Он увидел только, что все сняли картузы и склонили головы, и закричал, и застучал кулачками в погорблені спины:

- Пустіте меня!

Его узнали и расступились... Климко увидел лишь глубокую дядюшкиной чуб из-под брезента, уцепился за борт кузова, чтобы забраться наверх, но кто-то придержав его за плечи и сказал:

- Сейчас, сынок, сейчас посмотришь вблизи. Снимем - и посмотришь.

- Прямое попадание... - торопливо рассказывал кто-то. - В тендер, их углем побило...

Дядю хоронили вечером при открытых настежь дверях барака. На улице было ветрено. По коридору шаруділо первое осеннее листья с пристанційного сквера и забивалось и тихие уголки. Увіходили молчаливые уставшие железнодорожники в промащених мазутом робах, снимали картузы, шепотом прощались с дядей и снова шли на работу; вздыхали и потихоньку схлипували женщины, которые сошлись со всего барака, и только одна среди них, тетя Мотя из выселка, плакала вслух и припадала щекой к черным - их так и не отмыли - дядькових рук, сложенных на груди. Она частенько приносила дяде чистые, выглаженные рубашки, пахнущие простым черным мылом.

В головах у дяди лежали пучки живых и сухих цветов: бархатцы с деповської клумбы и гайстри с чьей-то грядки, сухой тысячелистник и ковыль. Цветы дышали мягко и ладанно, а дядь костюм новый пах Климкові выходными днями.

На кладбище Климко уже не плакал, а только вздрагивал от холода в груди и хрипло вздыхал. Красно, подплывая розовым надвечірнім мраком, заходило солнце. А ветер обтіпував из молодых тополек прижовкле листья и разбросал между могилами. Оно застрявало в оградками, прилипало к памятникам или летело в степь, рвали на своем пути тонкую, еще не стужавілу по-осеннему паутину.

На могилу дяде положили его кожаный картуз с белыми молоточками.

После похорон тетя Мотя доказала Климка до барака, заплакала у порога и сказала:

- Может, ты ко мне перешел? Куда ж тебе теперь деваться? Кто теперь тебя присмотрит?

Климко покачал головой и пошел в барак. Ухаживать за собой - сварить поесть, убрать в доме, постирать одежду - он умел и сам. Давно уже умел...

Климко вытер холодными грязными пальцами глаза и сел в своем соломенном гнезде. На пути в обе стороны не видно было и души. Только где-то далеко за перелотом, откуда он вчера пришел к этой скирды, слышалось по-рассветному лунке гуркотінняпідвід. Оно то стихало, когда подводы спускались в овражек, то снова гучнішало, когда они выхватывались на холм. А вскоре более телеграфными столбами замаячил длинный немецкий обоз. Гладкие короткохвостые лошади - ломовики дули парой. Кованые фуры с тормозами в передках стугоніли тяжелыми колесами по вкоченій дороге. На последней подводе, что немного отстала от обоза, скулившись, сидел в передке солдат и, видно, клевал носом - пилотка сползла ему на ухо, плечи обвисли, лицо вткнулося в розстебнуту вверху, с поднятым воротником шинель. Напротив скирды он поднял голову, сказал что-то лошадей, и они остановились. Климко на всякий случай глубже врився в свое гнездо, а солдат неуклюже спрыгнул с фуры, оглянулся на солнце, красно блеснув очками, и двинулся в скирды. Но, ступив несколько шагов, вернулся обратно и прихватил карабин.

Он шел медленно, как гайворон. Климко хорошо видел сквозь солому небритое морщинистое лицо, толстую в вислу нижнюю губу и высоко поднятое плечо с карабином на реминяке. Он был уже подтоптаный, этот солдат, и, видимо, шел в скирды, чтобы набрать соломы под свое утле тело. Климко понял это, когда дядя приставил к скирды карабин и попытался дергать солому, что-то бормоча. Потом увидел кучку уже насмиканої - Климкове гнездо - и пошел к ней. Климко замер, не зная, что ему делать: вскочить, крикнуть, шевельнуться?.. И когда солдат занес твердый черный ботинок, чтобы сбросить орошенный верхняк с Климкового комната, он, уже ничего не думая и ничего не видя перед собой, кроме блестящей подковы на каблуке, вскочил на колени, - грязный, нестриженый, в остюках. Солдат на мгновение замер с поднятой ногой, потом тоненько взвизгнул и одплигнув сторону. Он схватил карабин и наставил его далеко перед себя на Климку. Климко молча смотрел в маленькую черную дучку карабінного дула - оно дрожало, нацеленное ему в переносицу, - потом розціпив кулачки и показал солдату худые синие ладони.

- Не бойтесь, дядя, - сказал, запинаясь от холода. - Видите ли, у меня же ничего в руках нет.

Тот по-волячому сапнув носом и громко вздохнул, о том карабина не опустил.

- Нет, - говорю, - Климко еще раз показал ладони и даже растопырил.

- О-у, - сказал солдат, сведя над очками редкие чахлые брови, и засмеялся. Сначала мелко, по-баб'ячому, потом расхохотался так звонко, что синие птицы ракши снялись со столбов над путем и перелетели дальше. А Климко смотрел с навколішок в его рот разинут с подковой прокуренных зубов вверху и тоже пробовал засмеяться, но выходила икота.

Успокоившись окончательно, солдат протер пальцем глаза под стеклами очков и спросил:

- Кто ты есть?

Климко молчал, не удивившись немецком произношении солдата. Тогда солдат зажал карабин между коленями и, загибая пальцы на освобожденной руке, стал перечислять:

- Иван, Александр, Петер...

- Нет, - сказал Климко. - Меня зовут Клим.

- О-у, Клим Ворошілоф! - хохотнул солдат. - Клим! Розумем... Здесь есть твой дом?

- Нет, - покачал головой Климко. - Я здесь только ночевал. Дома у меня нигде нет.

- Так, - сказал солдат и заджеркотів что-то быстро-быстро. Он говорил долго, тицькав в Климка пальцем, как наганом: «Пуф! Пуф!» - и несколько раз повторил слово «партизан». Тогда Климко понял, что этот солдат, который, очевидно, был чехом, боится каких-то партизан и чуть не застрелил его, Климко, врасплох,

- Я иду по соль, вон туда, - Климко показал на белые горы. - Мне надо соли, и потрусил себе пучки на ладонь. - Соли.- А-а, соль! Розумем... Хлеб - соль...

Он осмотрел Клинковые ноги, облепленные курятами, грязные и побуряковілі от холода, велел подождать и ушел на путь до фуры.

Солнце высоко по ту сторону скирды, тень от нее покоротшала и потеплела.

Горы вдали над степью стояли белые, словно пушистые на погоду облака.

Чех вернулся уже без карабина, держа в рукахі пакет с вицвілої плащ - палатки в рыжих и зеленых пятнах, и подал его Климкові.

Затем набрал охапку соломы, еще раз оглянулся на Климку, покачал головой: «Война, война... Плохо...» - и пошел к лошадям, сгорбленный, в тяжелых, не о старческую ногу, ботинках.

Телега двинулась путем вдогонку за обозом, который был уже далеко, и вскоре скатилась в распадок.

Климко развернул сверток. В нем лежала пачка сухих - они тарахтели - зеленоватых галет в прозрачном лопотючому бумаге и круглая черная коробочка соли - может, зо горсть. Климко разорвал бумагу, достал одну галету, надкусил и начал быстро жевать. Во рту стало терпко и холодно. Под ложечкой томно зассав голод. Климко понюхал галету и вдруг перестал жевать: она пахла мятно и ладанно, как сухие цветы в головах у дяди Кирилла. Голод мгновенно затих, исчез, от него осталась только тула резь в животе.

Климко встал, прикидывал галеты соломой и быстро, с плащ - палаткой и солью под мышкой, пошел к пути, сколюючи ноги холодной от росы стерне. Он отошел уже далековато, потом підбігцем возвратился в скирды, одрив в соломе галеты и завернул в плащ - палатку. «Может, за них соли дадут или еще чего», - подумал.

Он пересек путь, едва відлунював даленіючим обозом, и пошел по проселку просто на белые горы.

II

Климко шел уже восьмой сутки. их станцию и барак разбомбили немецкие самолеты, парень остался с тем, в чем был.

Солнце пригревало в спину, а земля была холодная, подошвы босых ног сделались как деревянные. Хотелось есть - последний сухарь, данный аптекарем Бочонком, был съеден еще вчера утром. Климко увидел огород, где только что выбрали картофель, дымок от угасающего костра. В розворушених ямках мальчик нашел несколько картофелин и подкрепился ими.

Ноги отказывались идти, особенно после ночевки. Климко бил их из отчаяния, а затем начал растирать легонько и первые километры идти потихоньку.

III

Когда сгорела станция, Климко нашел себе убежище в шахтной весовой. Он перенес из погреба то, что уцелело - картофель, два кусочки старого сала и несколько луковиц. Сначала было холодно и неуютно, досаждали крысы. Потом Зульфат, товарищ Климка, выгнал наглых зверушек дымом, помог обустроить комнату. Теперь здесь часто собиралось школьное мальчишеское общество, смотрело на розжарілу печку - буржуйку, прислушался к грохоту ночного боя и мечтало чувствуя себя на Робінзоновому острове.

Как-то после короткого боя на станцию пришли итальянцы. Грабили людей, забирая еду, одежду, стреляя в кур. У поселка начался голод. Люди меняли на базаре даже драгоценности на любой корм.

Как-то Климко и Зульфат зашли и себе на базар. Там какой-то бородатый дядька с села обменивал продукты на дорогие вещи. Пренебрежительно и грубо выбирал, что ему понравилось. Люди роптали, но делать было нечего.

Вдруг ребята увидели свою учительницу Наталью Николаевну. Она стояла поодаль с младенцем, держа в руках розовое платье, которое одевала только на праздники. Бородач увидел платье, захотел его взять, но учительница сказала, что ему она ни за что не променяет. Бородач презрительно о ней высказался, а Зульфат не выдержал и швырнул в него камень.

Ребята предложили Наталье Николаевне жить в них, ведь ее квартиру разгромили оккупанты. Они перенесли вещи учительницы, а Зульфат раздобыл колыбель для маленькой Оли.

Вечером пришел к весовой дедушка Зульфата, принес котомку сухарей, посмотрел, как учительница поите ребенка чаем, и сказал, что так не годится, надо молока.

Климко подумал, что запасов продовольствия на зиму им всем не хватит, необходимо идти в Славянск по соль, чтобы было что менять. Зульфат хотел из ниш, но парень не позволил, ведь надо было кому-то помогать Наталье Николаевне, да и дедушка его не пустит, а вот он - сам себе хозяин.

IV

Климко пошел в городе за людьми, которые двигались в одном направлении - на базар. С краю стояла девушка, продавая красивую темно-вишневую в цветках платок. Мальчик остановился возле нее, а она испугалась, подумала, что он вор. Дядька, что сидел прямо на земле и торговал самодельными тапочками, тоже обозвался к девушке и сказал, что так она ничего не продаст, пусть поставит у него тачку и идет между рядов. Вдруг началась облава. Ловили девушек и парней для отправки на работу в Германию. Полицаи прицепились к девушке, но за нее вступились безногий дядя и Климко.

Девушка была очень благодарна, пригласила мальчика с собой, быть ей за брата, безногий сапожник подарил ковровые тапочки и выменял для него соли. Потом уговорил женщину, чтобы она дала Климкові еще соли, которая была у нее дома.

V

Когда Климко очнулся, то увидел себя в постели. Начал вспоминать, что простудился в дороге, что пошел с тетей Мариной по соль к ней домой. Оказывается, что он был в горячке, без памяти целых три дня. Тетя его накормила, пошла по молоко для него.

Климко едва поднялся, но решил сделать что-то хорошо для гостеприимной женщины. Подмел дорожку, повыдергивал сорняк. Когда тетя Марина принесла в кувшине молока, он отпил немного, потілі долив воды - чтобы больше было, потому что хотел взять с собой в дорогу. Тетя пожалела его, предложила остаться у нее навсегда, но парень настаивал - ему надо домой, его ждут.

Тетя Марина и один знакомый железнодорожник помогли Климкові сесть в товарный вагон поезда, который ехал через его станцию. Там было уже несколько донбассовцев. Проснулся парень от грохота. На дверях стоял немец. Он велел выходить, а при выходе бил всех ногой. Климко выпал из вагона, зчухравіии грудь и колено. Это было Дебальцево, станция за шестьдесят километров от их.

VI

Второго дня Климко подходил к своей станции. Было ясное после дождя сумерки. Дождевая роса мягко блестела на пожухлих придорожных травах, и солнце, уже едва касалось дальнего пригорка, малиново яскріло в каждой росині.

Климко шел медленно, ибо крайне зморився со своей ношей.

Мешок с солью и пищей (была среди них и бутылка молока, что каким-то чудом не разбился, как упал с вагона) он перевязал пополам и нос поочередно то на одном, то на втором плече.

В дождь он не останавливался, чтобы где-то его переждать, а шел и шел, напнувшись надорванной плащ - палаткой, пока несли ноги.

Шел он медленно еще и потому, что не нужно было спешить: вон он, поселок, мечтает сквозь безлисту посадку, а он лежит за ржавыми путями большой железный бак сваленной водокачки, взвиваются дымки по немому териконові - порода горит. У поселка тоже где курят редкие дымы из печных труб и тают над посадкой.

Дома, дома!.. Уже дома.

Он не пойдет висілком, нет. На переезде он свернет налево и колеей, мимо станции, депо, печища на месте барака и хлебопекарни доберется до весовой. Постучит тихонько в дверь... «Кто там? - спросит Наталья Николаевна. - Заходите, пожалуйста»... Климко улыбнулся и, сам того не замечая, пошел быстрее.

Вдруг у поселка глухо хлопнул выстрел. Потом коротко диркнув автомат. «Неужели опять итальянцы?» - подумал Климко.

Они и тогда, как пришли, подняли такую стрельбу по курах, словно у поселка продолжался бой. Так где же те куры сейчас, как их витрощили к другу?

Опять бухнув выстрел, уже ближе, пуля где-то вверху тівкнула.

И здесь Климко увидел, что от переезда навстречу ему бежит какой-то мужчина - босой, в солдатском галифе с развязанными поворозками и в гимнастерке без реміняки.

Он бежал и все время оглядывался. На переезд выскочили еще двое, в черном, и один из них припал на колено и выстрелил. То, что бег, вильнул в сторону.

И тогда Климко все понял.

- Туда, дядя, бегите! - закричал он, Показывая рукой вправо от себя. - Туда! Там балка!..

От переезда ударила длинная автоматная очередь. Климка толкнуло в грудь и обожгло крюк больно, остро, что в глазах ему поплыли червоногарячі пятна.

Он впился пальцами в дежурку на груди, тихо ахнул и упал.

А из пробитого мешка тоненькой белой струйкой потекла на дорогу соль...

- Климка-а-а! Кли-и-мка-а! - услышал Климко с горячей тьмы и ничего уже больше не слышал.

От переезда, подняв руки, спотыкаясь и падая, бежал к Климка Зульфат.

 

Г. Тютюнник в своих произведениях большое внимание уделяет художественным деталям, к которым относят мелочи быта, пейзажа, портрета, интерьера, конкретной ситуации, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи. Художественная деталь во всех своих проявлениях является самостоятельным виразніш средством, что существенно повышает емкость и глубину текста. Благодаря такому вниманию создаются выразительные образы, включающие читателя к співтворення, самостоятельного достраивания образов.