ЛИТЕРАТУРА
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.
УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Владимир
Винниченко (1880-1951)
Владимир
Кириллович Винниченко родился 16 июля 1880 г. в г. Елисаветграде (ныне
Кировоград) в небогатой семье. Учился в народной школе, затем в
Елисаветградской гимназии, из которой был исключен за защиту прав гимназистов и
постоянные конфликты с руководством. Почти год В. Винниченко путешествовал Украиной,
зарабатывая на жизнь временными подработками. В 1900 г. он сдал экстерном
экзамен в Златопольской гимназии и поступил на юридический факультет Киевского
университета. Учась в университете, будущий писатель вел активную
революционную деятельность как член Революционной украинской партии (РУП), которая была
основана в 1900 г. харьковскими студентами и впервые провозгласила лозунг борьбы
за независимую украинскую державу.
4 февраля
1902 г. В. Винниченко был впервые арестован и исключен из университета.
Осенью его забрали на военную службу, где он также продолжил нелегальную
революционную деятельность. Не дожидаясь ареста, в феврале 1903 г. В. Винниченко
дезертировал и бежал в Галицию, где наладил связи с галицкими партиями,
сотрудничал с журналами, писал брошюры и прокламации. Во время перевозки
нелегальной литературы в 1903 г. В. Винниченко арестовывают и как
дезертира и революционера сажают к военной
тюрьмы -
Киевской крепости. По выходе из тюрьмы по амнистии 1905 г. В. Винниченко
продолжает проводить активную революционную работу, входит в Центральный
комитета Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), на которую
трансформировалась РУП. Осенью 1906 г. В. Винниченко снова арестовывают и
сажают в Лукьяновской тюрьме в Киеве. В 1907 г. писателя выпустили под
залог в 500 золотых рублей, которую внес известный украинский меценат Есть.
Чикаленко. В. Винниченко сразу же сбежал за границу. С 1907 по 1914 г. писатель
находился в эмиграции (Львов, Вена, Женева, Париж, о. Капри, Берлин...) и
несколько раз нелегально приезжал на Украину. 1911 г. В. Винниченко женился
студенткой Сорбонского университета Розалией Яковлевной Лифшиц. в 1914 г. он
нелегально вернулся в Российской империи, жил в Москве и Санкт-Петербурге,
с 1916 г. работал редактором московского журнала «Луч».
После
Февральской революции 1917 г. В. Винниченко вернулся в Киев и стал заместителем
Председателя Центральной Рады, был автором 1-го Универсала, позже его назначают
Председателем Генерального Секретариата Центральной Рады (премьер-министром). В
трагические дни первой украинско-большевистской войны 1917 - 1918 гг. В.
Винниченко вышел из состава правительства УНР. В ноябре 1918 г. он возглавил вместе с
С. Петлюрой Директорию, которая подняла восстание против гетмана П. Скоропадского,
но уже в феврале 1919 г. снова складывал свои полномочия и уехал в Австрию,
Венгрии и Чехии. В апреле 1920 г. В. Винниченко сделал попытку объясниться с
коммунистической властью и уехал в Москву, а потом в Харьков на переговоры с
советским правительством. Политика большевиков оказалась совершенно неприемлемой для
писателя, и он в июне 1920 г. навсегда покинул пределы Украины.
Поселилась
семья Винниченків в Берлине, где они жили до ноября 1924 г., а потом
переехали в Париж. В эмиграции В. Винниченко посвятил себя полностью
литературной деятельности и писанию мемуаров, издавал журнал «Новая Украина»
(1923 - 1925), активно поддерживал связи с писателями в УССР, где в
1924-1928 гг. издательство «Движение» выпустило собрание его сочинений в 23 томах, а в
1930-1932 гг. в издательстве «Книгоспілка» вышло 28 томов. В 1934 г. писатель
купил усадьбу на юге Франции возле Канн в г. Мужен, где вместе с женой и
прожил последние годы.
Умер В.
Винниченко 6 марта 1951 г. во Франции.
Первый
литературное произведение В. Винниченко - рассказы «Сила и красота» (впоследствии автор
изменил название на «Красота и сила») появился осенью 1902 г. на страницах журнала
«Киевская старина». Следующие произведения составили первый сборник «Красота и сила» (1906),
в которую вошли рассказы «Помолвка», «Контрасты», «Антрепренер
Гаркун-Задунайский», «Голота», «Возле машины», «Мнімий господин». Ранняя проза
В. Винниченко существенно расширила тематику украинской литературы, показав
различные слои общества и острые социальные контрасты. Эти и другие произведения вызвали
положительные отзывы И. Франко, Леси Украинки, С. Ефремова, М. Коцюбинского и др.
Всего В. Винниченко написал около ста произведений малой прозы, в частности такие
новеллы как «Суд», «Борьба», «Честь», «Студент», «Солдатики»,
«Федько-халамидник», «Комедия с Костем», «Кто враг?», «Раб красоты», «Глумление»,
««Умеренное» и «искренний»», «Тайная приключение», «Талисман» и др. Для новеллистики
В. Винниченко характерный жанр социально-психологического повествования с динамической
фабулой, в основе которой лежит какое-то происшествие, часто полна тайн. Важную
роль в структуре сюжета играет случай, который обеспечивает динамику действия.
Обычно писатель ставит героя в экстремальную ситуацию выбора, показывая
парадоксальность и непредсказуемость человеческого поведения, когда в течение
небольшого эпизода персонажи испытывают неожиданных метаморфоз.
С 1907 г. в
творчества В. Винниченко начинается новый этап. Писатель создает новеллы,
романы и пьесы, в которых исследует вопросы морали и тайны человеческой психики.
Период 1907-1912 гг. стал звездным часом драматургии В. Винниченко, когда
появились такие пьесы, как «Дизгармонія» (1906), «Ступени жизни» (1907), «Большой
Молох» (1907), «Memento» (1909), «Чужие люди» (1909), «Базар» (1910),
«Ложь»
(1910),
«Черная Пантера и Белый Медведь» (1911), «Грех» (1919) и др. Острота пьес В.
Винниченко находила искренний отклик среди широкого круга зрителей, которые искали
ответы на актуальные вопросы времени. Пьесы «Ложь», и «Черная Пантера и Белый
Медведь» с успехом шли почти во всех лучших столичных театрах Европы.
Произведениям В.
Винниченко этого периода свойственны внимание к проблемам любви, брака и биологических
факторов в человеческом поведении. В результате творческих экспериментов писатель
приходит к выводам о многомерности истины и невозможность полного
постижение ее человеком. Критикуя лицемерие и ложь «старой» морали,B. Винниченко
предложил критерий «честности с собой», то есть познание своего «Я», гармонию с
собой как грунт для оценки и оправдания любых поступков.
Влияние
философов Ф. Ницше и А. Бергсона, австрийского психиатра Вагнера фон Яурега,
писателей Ф. Достоевского и C. Пшибышевского сказался на романах В.
Винниченко «Честность с собой» (1911), «Равновесие» («На весах жизни») (1912), «Заветы
родителей» (1913), которые сначала вышли на русском языке, поскольку редакция
львовского «Литературно-научного вестника», например, отказалась печатать роман
«Честность с собой» как аморальный.
Романы
«По-свой!» (1913), «Божки» (1914), «Хочу!» (1916) и «Записки Курносого
Мефистофеля» (1916) показали ведущее мес это писателя в литературном
процессе этого периода. Идея национально-государственного возрождения Украины легла в
основу драмы «Между двух сил» (1918) и повести «На ту сторону» (1919-1923).
Творчество
В. Винниченко развивалась преимущественно в русле реализма, который в начале XX ст.
приобрел новые черты под влиянием модернизма. Этот стиль получил название «неореализм».
Неореализма свойственно большее внимание к глубинам психологии обычного человека, когда
писателя больше интересуют внутренние конфликты персонажей, чем борьба с внешними
обстоятельствами. Существенным фактором раскрытия характера стал детальный самоанализ
персонажа, поэтому важная роль в структуре неореалістичного произведения отводится
внутренней речи героев.
В Берлине в
1922-1923 гг. В. Винниченко написал «Солнечную машину», которая стала первым в
украинской литературе утопическим и фантастическим романом. Несмотря на все многочисленные
недостатки (наивность и примитивизм научной гипотезы и прогнозов
социально-политического развития общества, выдуманность и необоснованность
последствий эксперимента, отсутствие более менее реальной альтернативы
«капиталистической морали» кроме анархических идей исчезновение государства, денежной
экономики и общественных институтов и т.п.), в свое время роман имел неслыханный успех среди
читателей и выдержал в Украине с 1928 по 1930 гг. три переиздания. «Солнечную
машину» также в целом благосклонно встретила тогдашняя украинская критика (А.
Белецкий, М. Зеров и др.), отметив такие положительные стороны произведения, как
остроту сюжета, динамизм повествования, широту охвата общественных тенденций
жизни, элементы кинематографичности и т.д.
Кроме
«Солнечной машины». Винниченко в эмиграции также написал трехтомный труд
«Возрождение нации» (1920), цикл психологических рассказов из своего детства
«Ожерелье» (1921 - 1923), романы «Залежи золота» (1927), «Лепрозорий» (1938),
«Слово за тобой, Сталино!» (1950), пьесу «Пророк» (1929) и другие произведения. В этот
период усилилась тенденциозность и идеологичность произведений писателя, когда
они стали иллюстрацией определенных авторских идей («Солнечная машина», «Слово за
тобой, Сталино!»).
В.
Винниченко считается одной из самых ярких фигур в украинском
литературном процессе XX в. Творчество письмен-ника существенно расширила
идейно-тематические и жанрово-стилевые горизонты нашей литературы, повлияв на
дальнейшее развитие прозы и драматургии, ввела украинскую литературу к
мирового контекста как ее реальную действующую составляющую.
«Винниченко
в своих произведениях, как мало кто из современников, изобразил национальную и соціяльну
рабство украинского народа как органическое единство его трагедии. Он создал
ґалерею бессмертных персонажей, которые почувствовали позор этой неволе и объявили ей
войну. Он умел схватывать социальные контрасты и конфликты своей эпохи,
раскрывать ее болезненные раны, сбрасывать маски с лицемеров и фарисеев, раскрывать
ложь, безчесність, бесчеловечность, клеймить человеческие пороки (упадок морали,
человеческого достоинства, злочинство, разврат). Он, крупнейший наш людинознавець,
умел, как мало кто, изобразить человеческие страдания, обнажая душевные раны,
раскрывать тайные невыносимые мучения человека и видеть такие глубины трагедий и
катастроф, которых наша литература еще не знала. Он умел в нашей жизни, в нашей
литературе сосредоточивать свое творческое внимание на многих вечных, общечеловеческих
проблемах и тем вытаскивал нашу литературу на большой мировой тракт.
Как
писатель-гуманист Винниченко глубоко верил, что в человеке, в человеческом сообществе
всей нашей плянети, победит добро, правда, счастье. Он страстно до самой
смерти верил, что человечество выйдет из современной прокажельні на радостный путь
сонцеїзму и всечеловеческого согласования. Идея человеческого счастья на Земле пронизывает всю
его творчество от первых рассказов и романов до последних и до сих пор не печатных
еще произведений.»
(Костюк Г.
Мир Винниченкових образов и идей // Костюк Г.
В мире
идей и образов. Избранное. Критические и историко-литературные размышления. 1930 -
1980.- Современность (Мюнхен), 1983. - С 54-55.)