ЛИТЕРАТУРА
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.
УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Василий
Стефаник (1871-1936)
Василий
Стефаник родился 14 мая 1871 г. в с Русов Снятинского уезда на
Станиславщине (ныне Ивано-Франковская область) в семье зажиточного крестьянина. После
обучение в школах в с. Русов и м. Снятыне он в 1883 г. поступил в польской
гимназии в г. Коломые. Здесь завязалась дружба В. Стефаника с Л. Мартовичем. По
украинскую общественно-политическую деятельность их обоих в 1890 г. исключили из
гимназии. В. Стефаник переехал в Дрогобыча и поступил в местную гимназию, которую
окончил в 1892 г. Того же года он поступил на медицинский факультет Краковского
университета, где учился до 1900 г. В сентябре 1903 г. В. Стефаник посетил
Надднепрянскую Украину: присутствовал на открытии памятника И. Котляревскому
в Полтаве и встречался с Лесей Украинкой, Михаилом Коцюбинским и др.
С 1903 г.
В. Стефаник постоянно жил в деревне: до 1909 гг. - в Стецеві, а потом до конца
жизнь в Русе. в 1907 году писатель стал заместителем депутата австрийского
парламента В. Охримовича. После того, как в 1908 году В. Ефремович отрекся от мандата,
В. Стефаникові пришлось выполнять обязанности депутата вплоть до распада
Австро-Венгерской империи в 1918 г. В период освободительной борьбы. Стефаник брал
участие в работе Украинского национального совета Западноукраинской народной
республики (ЗУНР), в составе делегации ЗУНР посетил Киев во время провозглашения
соборности украинских земель 22 января 1919 г.
Находясь
в той части Украины, которая была под властью Польши, В. Стефаник активно интересовался
событиями в УССР, отсылал в советских журналов («ВАПЛИТЕ», «Красный путь»,
«Плуг») свои новые произведения. Откликом на литературную дискуссию 1925-1928 гг. стала
новелла «Предел» (1926), которая имела посвящение «М. Волновом» и была напечатана в
«Литературно-научном вестнике», что его редактировал Д. Донцов. 1926 года на
празднования 30-летия литературной деятельности писателю была назначена
пенсия от правительства УССР. Умер В. Стефаник 7 декабря 1936 г.
Литературную
деятельность В. Стефаник начал стихотворениями в прозе (1896-1898). В октябре 1897 г.
на страницах черновицкого журнала «Труд» была напечатана новелла «Выводили из
села», позже - новеллы «В корчме», «Стратився», «Синяя книжечка» и «Сама
саміська», которые сразу сделали его широко известным украинским писателем. Эти
произведения вошли в первый сборник В. Стефаника «Синяя книжечка» (1899). Позже
выходили книги новелл «Каменный крест» (1900), «Дорога» (1901), «Мое слово»
(1905), «Земля» (1926).
Для
творчества В. Стефаника характерна експресіоністична (от лат. expression -
выражение) манера письма, что подразумевает выражение глубины и иррациональности
психологии даже обычного человека через внешнюю напряжение его переживаний и
эмоций. В. Стефаник стремился выразить духовное (скрытое) через реальное
(внешнее), обратить внимание на духовную деградацию современного мира, понять
смысл страдания и смерти человека. Отсюда его внимание к оригинальным и
необычных эпитетов и сравнений, мастерское использование диалогов, лаконизм и
фрагментарность письма. Так, в новелле «Новость» исключительное событие в с. Троицы 1898
г. стала поводом возбудить проблемы омертвение человеческой души. Эмиграция
украинцев за океан привела к появлению его новеллы «Каменный крест», когда
провода крестьянина напомнили автору похоронный обряд. Иван Дидух должен
разорвать все связи, соединявшие его с миром, который он в течение всего
жизнь упорядочивал. Показывая жестокость и бессмысленность крестьянской жизни, В.
Стефаник также пытался привлечь украинскую интеллигенцию к участию в
жизни крестьянина.
После
десятилетнего перерыва мировоззрение Стефаника несколько изменился: в произведениях появились
патриотические мотивы, которых не было в его раннем творчестве. Если раньше его
герои страдали только через свои собственные вины или вины своего рода, то в
поздних произведениях уже можно увидеть мотивы страдания за свой народ, за свою
Украину. Такими мотивами частности обозначены новеллы «Мария» и «Сыновья».
«Величие
творчества Стефаника именно в том, что он сумел создать синтеза национального
первоистока с уселюдським, следовательно, совместить любовь к украинской человека с модерным
мировоззрением и с модными на то время средствами художественного выражения. Точнее, он
привил экспрессионизм на украинскую почву, воплотил его в украинскую народную
тематику, к тому же вдохновлял его очаровании украинской природы и фольклора.
<...>
В произведениях
Стефаника вынесено на поверхность всю внутреннюю жизнь человека, с большой
настойчивостью изображена вся существенность ее существования. Это вглиблення явления
жизни и смерти, страдания и радости, характеристическое для экспрессионизма,
достигается интуитивно-субъективным, а не эмпирически-позитивістичним восприятием
действительности. <...>
Много
героев Стефаника умирает без страха и даже желает скорой смерти, потому что тело
немощное и человек не приносит уже никому никакой пользы своим трудом. Смерть не
страшная, но страшное страдание, хотя оно тоже имеет свою цель. Для Стефаника
жизнь, страдания и смерть на земле не является абсурдом. В отличие от
экзистенциалистов, они для него является положительным явлением, нужным для
преобразования и духовного роста человека. А по сути, для Стефаника смерть вообще
не существует. Человек, что умеет честно жить, «идет по солнцу» своего Создателя.»
(Черненко
О. Экспрессионизм в творчестве Василия Стефаника.- Современность, 1989.- С. 8, 155,
174.)
(Ефремов С.
О. История украинского писательства.- К., 1995.- С 540-541.)