Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.

Василий Стефаник (1871-1936)

Василий Стефаник родился 14 мая 1871 г. в с Русов Снятинского уезда на Станиславщине (ныне Ивано-Франковская область) в семье зажиточного крестьянина. После обучение в школах в с. Русов и м. Снятыне он в 1883 г. поступил в польской гимназии в г. Коломые. Здесь завязалась дружба В. Стефаника с Л. Мартовичем. По украинскую общественно-политическую деятельность их обоих в 1890 г. исключили из гимназии. В. Стефаник переехал в Дрогобыча и поступил в местную гимназию, которую окончил в 1892 г. Того же года он поступил на медицинский факультет Краковского университета, где учился до 1900 г. В сентябре 1903 г. В. Стефаник посетил Надднепрянскую Украину: присутствовал на открытии памятника И. Котляревскому в Полтаве и встречался с Лесей Украинкой, Михаилом Коцюбинским и др.

С 1903 г. В. Стефаник постоянно жил в деревне: до 1909 гг. - в Стецеві, а потом до конца жизнь в Русе. в 1907 году писатель стал заместителем депутата австрийского парламента В. Охримовича. После того, как в 1908 году В. Ефремович отрекся от мандата, В. Стефаникові пришлось выполнять обязанности депутата вплоть до распада Австро-Венгерской империи в 1918 г. В период освободительной борьбы. Стефаник брал участие в работе Украинского национального совета Западноукраинской народной республики (ЗУНР), в составе делегации ЗУНР посетил Киев во время провозглашения соборности украинских земель 22 января 1919 г.

Находясь в той части Украины, которая была под властью Польши, В. Стефаник активно интересовался событиями в УССР, отсылал в советских журналов («ВАПЛИТЕ», «Красный путь», «Плуг») свои новые произведения. Откликом на литературную дискуссию 1925-1928 гг. стала новелла «Предел» (1926), которая имела посвящение «М. Волновом» и была напечатана в «Литературно-научном вестнике», что его редактировал Д. Донцов. 1926 года на празднования 30-летия литературной деятельности писателю была назначена пенсия от правительства УССР. Умер В. Стефаник 7 декабря 1936 г.

Литературную деятельность В. Стефаник начал стихотворениями в прозе (1896-1898). В октябре 1897 г. на страницах черновицкого журнала «Труд» была напечатана новелла «Выводили из села», позже - новеллы «В корчме», «Стратився», «Синяя книжечка» и «Сама саміська», которые сразу сделали его широко известным украинским писателем. Эти произведения вошли в первый сборник В. Стефаника «Синяя книжечка» (1899). Позже выходили книги новелл «Каменный крест» (1900), «Дорога» (1901), «Мое слово» (1905), «Земля» (1926).

Для творчества В. Стефаника характерна експресіоністична (от лат. expression - выражение) манера письма, что подразумевает выражение глубины и иррациональности психологии даже обычного человека через внешнюю напряжение его переживаний и эмоций. В. Стефаник стремился выразить духовное (скрытое) через реальное (внешнее), обратить внимание на духовную деградацию современного мира, понять смысл страдания и смерти человека. Отсюда его внимание к оригинальным и необычных эпитетов и сравнений, мастерское использование диалогов, лаконизм и фрагментарность письма. Так, в новелле «Новость» исключительное событие в с. Троицы 1898 г. стала поводом возбудить проблемы омертвение человеческой души. Эмиграция украинцев за океан привела к появлению его новеллы «Каменный крест», когда провода крестьянина напомнили автору похоронный обряд. Иван Дидух должен разорвать все связи, соединявшие его с миром, который он в течение всего жизнь упорядочивал. Показывая жестокость и бессмысленность крестьянской жизни, В. Стефаник также пытался привлечь украинскую интеллигенцию к участию в жизни крестьянина.

После десятилетнего перерыва мировоззрение Стефаника несколько изменился: в произведениях появились патриотические мотивы, которых не было в его раннем творчестве. Если раньше его герои страдали только через свои собственные вины или вины своего рода, то в поздних произведениях уже можно увидеть мотивы страдания за свой народ, за свою Украину. Такими мотивами частности обозначены новеллы «Мария» и «Сыновья».

«Величие творчества Стефаника именно в том, что он сумел создать синтеза национального первоистока с уселюдським, следовательно, совместить любовь к украинской человека с модерным мировоззрением и с модными на то время средствами художественного выражения. Точнее, он привил экспрессионизм на украинскую почву, воплотил его в украинскую народную тематику, к тому же вдохновлял его очаровании украинской природы и фольклора. <...>

В произведениях Стефаника вынесено на поверхность всю внутреннюю жизнь человека, с большой настойчивостью изображена вся существенность ее существования. Это вглиблення явления жизни и смерти, страдания и радости, характеристическое для экспрессионизма, достигается интуитивно-субъективным, а не эмпирически-позитивістичним восприятием действительности. <...>

Много героев Стефаника умирает без страха и даже желает скорой смерти, потому что тело немощное и человек не приносит уже никому никакой пользы своим трудом. Смерть не страшная, но страшное страдание, хотя оно тоже имеет свою цель. Для Стефаника жизнь, страдания и смерть на земле не является абсурдом. В отличие от экзистенциалистов, они для него является положительным явлением, нужным для преобразования и духовного роста человека. А по сути, для Стефаника смерть вообще не существует. Человек, что умеет честно жить, «идет по солнцу» своего Создателя.»

(Черненко О. Экспрессионизм в творчестве Василия Стефаника.- Современность, 1989.- С. 8, 155, 174.)

(Ефремов С. О. История украинского писательства.- К., 1995.- С 540-541.)