ЛИТЕРАТУРА 
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ. 
УКРАИНСКАЯ 
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Василий 
Стефаник (1871-1936)
Василий 
Стефаник родился 14 мая 1871 г. в с Русов Снятинского уезда на 
Станиславщине (ныне Ивано-Франковская область) в семье зажиточного крестьянина. После 
обучение в школах в с. Русов и м. Снятыне он в 1883 г. поступил в польской 
гимназии в г. Коломые. Здесь завязалась дружба В. Стефаника с Л. Мартовичем. По 
украинскую общественно-политическую деятельность их обоих в 1890 г. исключили из 
гимназии. В. Стефаник переехал в Дрогобыча и поступил в местную гимназию, которую 
окончил в 1892 г. Того же года он поступил на медицинский факультет Краковского 
университета, где учился до 1900 г. В сентябре 1903 г. В. Стефаник посетил 
Надднепрянскую Украину: присутствовал на открытии памятника И. Котляревскому 
в Полтаве и встречался с Лесей Украинкой, Михаилом Коцюбинским и др.
С 1903 г. 
В. Стефаник постоянно жил в деревне: до 1909 гг. - в Стецеві, а потом до конца 
жизнь в Русе. в 1907 году писатель стал заместителем депутата австрийского 
парламента В. Охримовича. После того, как в 1908 году В. Ефремович отрекся от мандата, 
В. Стефаникові пришлось выполнять обязанности депутата вплоть до распада 
Австро-Венгерской империи в 1918 г. В период освободительной борьбы. Стефаник брал 
участие в работе Украинского национального совета Западноукраинской народной 
республики (ЗУНР), в составе делегации ЗУНР посетил Киев во время провозглашения 
соборности украинских земель 22 января 1919 г.
Находясь 
в той части Украины, которая была под властью Польши, В. Стефаник активно интересовался 
событиями в УССР, отсылал в советских журналов («ВАПЛИТЕ», «Красный путь», 
«Плуг») свои новые произведения. Откликом на литературную дискуссию 1925-1928 гг. стала 
новелла «Предел» (1926), которая имела посвящение «М. Волновом» и была напечатана в 
«Литературно-научном вестнике», что его редактировал Д. Донцов. 1926 года на 
празднования 30-летия литературной деятельности писателю была назначена 
пенсия от правительства УССР. Умер В. Стефаник 7 декабря 1936 г.
Литературную 
деятельность В. Стефаник начал стихотворениями в прозе (1896-1898). В октябре 1897 г. 
на страницах черновицкого журнала «Труд» была напечатана новелла «Выводили из 
села», позже - новеллы «В корчме», «Стратився», «Синяя книжечка» и «Сама 
саміська», которые сразу сделали его широко известным украинским писателем. Эти 
произведения вошли в первый сборник В. Стефаника «Синяя книжечка» (1899). Позже 
выходили книги новелл «Каменный крест» (1900), «Дорога» (1901), «Мое слово» 
(1905), «Земля» (1926).
Для 
творчества В. Стефаника характерна експресіоністична (от лат. expression - 
выражение) манера письма, что подразумевает выражение глубины и иррациональности 
психологии даже обычного человека через внешнюю напряжение его переживаний и 
эмоций. В. Стефаник стремился выразить духовное (скрытое) через реальное 
(внешнее), обратить внимание на духовную деградацию современного мира, понять 
смысл страдания и смерти человека. Отсюда его внимание к оригинальным и 
необычных эпитетов и сравнений, мастерское использование диалогов, лаконизм и 
фрагментарность письма. Так, в новелле «Новость» исключительное событие в с. Троицы 1898 
г. стала поводом возбудить проблемы омертвение человеческой души. Эмиграция 
украинцев за океан привела к появлению его новеллы «Каменный крест», когда 
провода крестьянина напомнили автору похоронный обряд. Иван Дидух должен 
разорвать все связи, соединявшие его с миром, который он в течение всего 
жизнь упорядочивал. Показывая жестокость и бессмысленность крестьянской жизни, В. 
Стефаник также пытался привлечь украинскую интеллигенцию к участию в 
жизни крестьянина.
После 
десятилетнего перерыва мировоззрение Стефаника несколько изменился: в произведениях появились 
патриотические мотивы, которых не было в его раннем творчестве. Если раньше его 
герои страдали только через свои собственные вины или вины своего рода, то в 
поздних произведениях уже можно увидеть мотивы страдания за свой народ, за свою 
Украину. Такими мотивами частности обозначены новеллы «Мария» и «Сыновья». 
«Величие 
творчества Стефаника именно в том, что он сумел создать синтеза национального 
первоистока с уселюдським, следовательно, совместить любовь к украинской человека с модерным 
мировоззрением и с модными на то время средствами художественного выражения. Точнее, он 
привил экспрессионизм на украинскую почву, воплотил его в украинскую народную 
тематику, к тому же вдохновлял его очаровании украинской природы и фольклора. 
<...>
В произведениях 
Стефаника вынесено на поверхность всю внутреннюю жизнь человека, с большой 
настойчивостью изображена вся существенность ее существования. Это вглиблення явления 
жизни и смерти, страдания и радости, характеристическое для экспрессионизма, 
достигается интуитивно-субъективным, а не эмпирически-позитивістичним восприятием 
действительности. <...>
Много 
героев Стефаника умирает без страха и даже желает скорой смерти, потому что тело 
немощное и человек не приносит уже никому никакой пользы своим трудом. Смерть не 
страшная, но страшное страдание, хотя оно тоже имеет свою цель. Для Стефаника 
жизнь, страдания и смерть на земле не является абсурдом. В отличие от 
экзистенциалистов, они для него является положительным явлением, нужным для 
преобразования и духовного роста человека. А по сути, для Стефаника смерть вообще 
не существует. Человек, что умеет честно жить, «идет по солнцу» своего Создателя.»
(Черненко 
О. Экспрессионизм в творчестве Василия Стефаника.- Современность, 1989.- С. 8, 155, 
174.)
(Ефремов С. 
О. История украинского писательства.- К., 1995.- С 540-541.)