Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



История украинской литературы XIX ст.

ПОЭЗИЯ 80-90-х годов

 

Новый этап развития украинской поэзии XIX в. составляют 80 - 90-е годы. Продолжают активную творческую деятельность поэты, заявившие себя ранее - П. Кулиш, Я. Щеголев, В. Александ - ров, А. Конисский, М. Старицкий, К. Устиянович, В. Мова-Лиманский и др. С первыми поэтическими произведениями 1874 г. выступает И. Франко; последующие десятилетия знаменовали многосторонний развитие таланта поэта. В календарных пределах XIX в. И. Франко издает сборники "Баллады и росказни" (1876), "С вершин и низин" (1887; 1893), "Увядшие листья" (1896), "Мой Измарагд" (1898), "Из дней печали" (1900).

В 80-90-х годах раскрывается в своих отличительных чертах поэтическое творчество И. Манжуры, Елены Пчилки, Бы. Гринченко, В. Самойленко, П. Грабовского, Днипровой Чайки, Ульяны Кравченко, Климентины Попович, А. Бобенко, К. Білиловського, О. Козловеького и др. В середине 80-х годов вступает в литературу Леся Украинка. Поэтическое творчество его представлено в сборниках "На крыльях песен" (1893), "Думы и мечты" (1899) и "Отзывы" (1902).

С началом 80-х годов для украинской поэзии (как, кстати, и для прозы) наступает период значительной активизации творческой, сопровождаемый усилением истинно художественного элемента в ней. Это явление своеобразного творческого "взрыва" отдаленно напоминает рубеж 30 - 40-х годов, памятный появлением сборников А. Метлинського, М. Костомарова, Т. Шевченко, нескольких содержательных альманахов.

Симптоматичным предвестником нового периода стал выход в свет (1880) "Співомовок" С. Руданского, которым украинская культурная община показала свое "восприятие" и высокую оценку творчества на гой время уже умершего поэта. За этим стояла и определенная смена литературно-эстетических представлений, более расслабленный взгляд на палитру личностных настроений в поэзии, общественно-культурная легитимация острых индивидуалистических мотивов, болезненных, драстичних тем, вольной трактовки веры и безверия и т.д. Значимыми явлениями этого времени следует назвать издание таких сборников, как М. Старицкого "Из древнего тетради. Песни и думы" (1881, 1883), П. Кулиша "Хуторная поэзия" (1882), "Колокол" (1893), Я. Щоголева "Ворскло" (1883) и "Слобожанщина" (1898), Б. Гринченко "Песни Василия Чайченко" (1884), "Под сельской крышей" (1886), "Под облачным небом" (1893), "Песни и думы" (1895), Ульяны Кравченко "Prima vera" (1885), "На новый путь" (1891), Елены Пчилки "Мысли - мережанки" (1886), А. Конисского "Порванные струны" (1886), И. Манжуры "Степные думы и песни" (1889), В. Самойленко "Из стихотворений Владимира Самийленко" (1890), А. Маковея "Стихотворения" (1895), "Путешествие в Киев" (1897), П. Грабовского "Подснежник" (1894), "С севера" (1896), "Кобза" (1898) и др.

Поэтические произведения находят место на страницах периодических изданий - "Правда", "Заря", "Мир", "Народ", "Житие и слово", "Буковина" и т.д. Появляются литературные альманахи и сборники, в частности в Приднепровской Украине, в которых широко представлено творчество поэтов этой поры. Среди них "Эхо" (1881), "Рада" (1883, 1884), "Буковинский альманах" (1885, 1890, 1891), "Нива" (1885), "Ватра" (1887), "Складка" (1887, 1893, 1896, 1897), "Первый венок" (1887), "Левада" (1892), "Родная стриха" (1894). Выделяется среди них "Антология русская" (Львов, 1881), первая основательная попытка собрание лучших созданных до тех пор образцов украинской лирики. Своеобразным итогом четырех предыдущих десятилетий развития поэзии стали изданные И. Франком "Аккорды: Антология украинской лирики от смерти Шевченко" (Львов, 1903).

Активный процесс оригинального творчества в области поэзии, с 60-х годов общий для авторов из обеих частей Украины, дополняется неизвестной доселе по размаху, почти системным по охвату явлений переводческой деятельностью.

Украинская поэзия этого периода осознает свое развитие в широком контексте классических достижений и новых поисков мировой, прежде всего европейской поэзии. В то же время она сохраняет высокую степень национальной самобытности - как в содержании, тесно связанном с духовной проблематикой личности, координатами жизнь которой является Украина, так и в поэтике, отдельные явления которой обозначены неугасимым активным попыткам привести в действие мощный этнокультурный ресурс, отчеканить в форму поэтического слова те особенности, которые характеризуют общий национально-культурное развитие XIX ст.

Творческая жизнь ряда ярких индивидуальностей, своеобразное сочетание их художественных манер и творческих темпераментов представляет 80-90-е годы как зрелый этап в развитии украинской поэзии. Он характеризуется достижением (которого не было и которое было утеряно позднее) во многом органического равновесия сущностных для поэзии компонентов: емотивного и рационального первнів, субъективного переживания и объективной предметности, душевного чувства и остро - индивидуалистического интеллектуального сомнения. Национальные и политические идеи, которыми продолжает жить украинское общество в сложных, а то и тяжелых исторических обстоятельствах, в поэзии с поверхности текстов переходят в глубинный художественно-проблемный план (И. Франко, Леся Украинка, М. Старицкий, В. Коцовський, Бы. Гринченко, П. Грабовский). Содержательность поэзии этого времени раскрывается в прозрачности ii филигранности высказывания (такие черты присущи, например, творчества В. Самойленко и др.). Утверждается возможность общего совпадения этического и эстетического в системе произведения и творчества, без того (в немалой степени искусственного) их противопоставление, маніфестується в произведениях отдельных художников следующего десятилетия.

Общий массив поэтических произведений, написанных этого времени, взятый даже на срезе выше среднего уровня, является несравненно большим, чем достояние предыдущих этапов. Несколько десятков авторов, причастных к его созданию, заслуживают сегодня внимания культурного читателя. Значительным является творчество поэтов, которых отличает целенаправленная и последовательная работа в этой области (И. Франко, Б. Гринченко, П. Кулиш, Я. Щеголев, Леся Украинка, О. Маковей, П. Грабовский и др.).

Однако тематическое расширение в поэтическом постижении мира, как внутреннего, личностного, так и внешнего, что является очевидной общей характеристикой поэзии периода, о котором речь, объясняется не только количеством поэтических текстов и множеством индивидуально-авторских взгляды-дев, что, естественно, имело бы в сумме побільшувати объем наблюдаемого, изображаемого, высказанного поэтическим словом. Все это может служить лишь предпосылкой для указанного явления. Решающее значение имеют здесь, как нам представляется, качественные сдвиги, что является следствием имманентного развития художественного мышления в этой сфере на протяжении длительного времени.

В поэзии 80-90-х годов в целом снимаются черты односторонности поэтического видения мира, которые присущи и поэзии романтизма (в период ее наибольшего подъема, то есть в 40-е годы и несколько позже, в творчестве Ю. Федьковича), и поэтическом бурлеска с его грубоватым комизмом, и поэзии двух предыдущих десятилетий, в которой было впервые открыто широкую общественно-политическую проблематику.

Поэтическое творчество 80 - 90-х годов характеризуется, по нашему мнению, двумя параллельными и взаимосвязанными процессами: это, во-первых, тяготение к "ровно" и объективного рисования окружающего мира (несомненно, с теми исключениями, на которые претендует гротеск юмористически-комических жанров) и, во-вторых, значительное усиление индивидуально-субъективного восприятия богатства змальовуваного мира.

Другими словами, общие контуры действительности не испытывают таких смещений, с которыми они фигурировали в поэзии предыдущих периодов, тем временем в соотнесении с константами именно таким способом художественно легітимізованої действительности внутреннюю жизнь субъекта поэзии (лирики и лиро - эпики) предстает более разнообразным, богатым, раскрытым в значительно большем числе оттенков, нюансов, подробностей.

В объяснении этого явления было бы несправедливым обойти факт наличия в украинском (и не только в украинском) писательстве указанной эпохи мощного міметичного (відображального) художественного первоистока. Последний получает проявление в формировании таких художественных направлений, как реализм и натурализм (отдельные исследователи обходят эти понятия, но, вынуждены объяснять аналогичные явления искусства, ведут речь о своеобразной литературно-художественную трансформацию "позитивизма"). Следует отметить, что и реализм и натурализм не были совершенно чужими для украинской поэзии (даже с учетом большой роли субъективно-преобразовательной доминанты в этой сфере писательства), отразились на целом ряде явлений, отдельные из которых (на-пример циклы "Галицкие образки" и "Тюремные сонеты" И. Франка) принадлежат к несомненным ее достижений.

Однако вопрос художественного направления ("творческого метода") не представляется решительно актуальным в выяснении главнейших характеристик поэзии этого времени. Не говоря уже о том, что во многих ее явлениях заметны признаки также других, не только реализма и натурализма, направлений и течений - в частности, ощутимо заявляет о себе общая романтическая настроенность (за которой, впрочем, вряд ли есть основания и дальше оставлять название полновесного романтизма), все еще проявляются реликты классицистического мышления (что уже сочетаются с началами неоклассицизма, зато в другой части этой творческой сферы, с нарастанием в конце века, усиливаются символистские элементы и тому подобное, - все-таки весомее и промовистішими (на фоне определенной "невыразительности" усредненного "творческого метода", присущего значительном массива поэтических текстов) выдаются тенденции, связанные с перестройкой жанровой системы, с активизацией субъекта, с развитием виражально - изобразительных возможностей поэтического изложения (к примеру, усиление предметности изображения, ощутимо заявленное на рубеже 50-60-х годов в творчестве Л. Глебова и С. Руданского, обретает новый импульс и новые тематические горизонты двумя десятилетиями позже, приобретая в среде творческих индивидуальностей своих ярких представителей).

В конце века постепенно меняется тип образа лирического переживания. В жанровой системе побільшується числом своих образцов такая структура, в которой представлено хоть и сложное, богатое разнонаправленными (взаимно протиставними и взаимодополняющими) мотивами, однако в целом законченное отдельное переживание. В изложении лирического сюжета прослеживается попытка обойтись без элементов риторики в опорной функции, "поэтического" пишнослів'я и громоздких канонических конструкций (народнопісенний параллелизм), избежать устойчивых образных схем, декларативного призвание на моральные и общественно-политические лозунги. Его основой становится, как правило, индивидуализированная жизненная ситуация, с как можно более полной конкретностью и достеменністю обнаружена в переживании субъекта. Стоит отметить, что такой тип лирической структуры в украинской поэзии уже не был полной новостью: в свое время его культивировано в ряде образцов лирики Т. Шевченко. Эпоха 80-90-х годов находит новые его разновидности, наполняет собственным содержанием согласно характеристик личности, которые становятся на времени, - личности, богатой внутренней жизнью, психологически не одномерной.

С наибольшей очевидностью новый образ лирического переживания представляют стихотворные произведения, небольшие по объему, динамические по изложению, в которых выразительно емотивний характер лиризма.

Таким является, к примеру, стихотворение Леси Украинки "Ночка тихая и темная была..." (в первых восьми строках здесь обозначена общая эмоциональная диспозиция с доминированием "молчание" и "печали", тогда как четыре заключительные строки есть поривним увиразненням, углублением обрисованной ситуации и одновременно импульсом перехода к новому эмоционального этапа: "Вспыхнула далекая зарница. Ох, меня тоска взяла! Сердце пронзила острым ножом... Вспыхнула далекая зарница..."). Подобный структурный рисунок имеет несколько других произведений из этого цикла ("Мелодии", 1893 - 1894). Эмотивность и конкретность лирического переживания свидетельствуют такие стихи, как "гордо Плыл ястреб в лазурном море" и другие И. Франка, "Летняя ночь" В. Романовой, "Посмотри!" Б. Гринченко, "Молния", "Выйду я в поле...". Щурата, "Дайте!", "Пустота", "Мара", "Горячее душа молилась..." П. Грабовского т.д

Подлежит изменениям и более риторический разновидность лирической структуры, тот, в котором запрограммирован переход от состояния созерцания или описания какого-то конкретного явления к общему сорта соображений. В частности, определенного преобразования этот тип несет в поэзии Франко. Поэт последовательно обновляет ряд тех начальных реалий, от которых отталкивается его мнение, обращая внимание на предметы "нестандартные", в поэзии не эксплуатируемые ("Как то железо с силой странной, Что второе есть железо тянет к себе И магнетизмом звесь, не в покоя Зціпляєшсь, но в ненастанній пробе..."), так же и завершения произведения содержит мнение хоть и абстрактный, но не банальную, по-своему неожиданное и такое, что соответствует заветным принципам, духовном кредо героя и самого поэта ("... Только в труде человек вироблявсь сила, Лишь труд мир таким, как есть, создала, Только в труде и для труда жить"). Ведущим фактором в развитии поэзии 80 - 90-х годов представляется усиление субъектного первоистока, что обусловливает появление новых явлений, новых черт выражения и изображения, связанных прежде всего с понятиями индивидуальности, личности героя.

Образно-субъектная сфера характеризуется доминированием тех общих параметров изображения личности широкого культурного, осознанно - национального толка, что в целом были присущи предыдущему периоду. Однако, бесспорно, имеет место расширение и модификация этого образа. Происходит это в нескольких направлениях.

Импульс дальнейшего развития и смыслового обогащения достает он в сборке И. Франко "С вершин и низин" - образ, близкий к "нового героя" предыдущего времени. Имея примечательные націокультурні характеристики (они вполне очевидны в цикле "Украина"), герой книги смысл своей деятельности розпросторює до всечеловеческого значения, видит себя в первых рядах тех, кто призван воплотить в жизнь светлую гуманную идею. В ней еще немало рационалистически-дедуктивного, априорного, но она не является полностью утопичной. Деятельный герой, покликується на образы "земли, всеплодющої матери", "юные дни, дни весны", на отдельные знаменательные реалии природы, словно символизирует собой молодую победную силу, направленную на решительное изменение мира. Поривний пафос общественно-преобразовательного деяние выражено во многих образцах лирики и лиро - эпики указанной сборки, красноречиво заявлено его уже в "Гимне" ("Вечный революционер..."), которым она открывается.

Следует сказать, что в плане создания образа героя в сборнике можно выделить несколько смысловых центров. В зависимости от того, какой из них брать за доминантный (имея в виду также направления эволюции образа героя в следующих сборках), герой, описанный в сборнике "Из вершин и низин", вияскравлюється разными гранями. Каждый из этих смысловых центров, основываясь на группе основных произведений, получает поддержку других групп (так, к пафосу "Веснушек" и "Дум пролетария" в контрапунктному отношении находятся циклы "Осенние думы", "Скорбні песни", "Ночные думы", однако, принимая на высшем уровне обобщения, не отрицают характеристик двух первых из названных здесь циклов, только усугубляют их, обогащая героя чертами земного человека).

До предложенного Франком образа героя, личности широких общественных и культурных горизонтов, решительной и поривної в борьбе, а вместе с тем и иногда піддатливої "печальным" настроениям на определенных этапах ее течения, ближе всего стоит герой, созданный в поэзии П. Грабовского (при всей разнице обстоятельств, в которых национальный и общественное движение имел проявление на территории Австро-Венгерской и Российской империй, и которые не могли не отразиться в соответствии в творчестве того или иного автора). Перед культурными деятелями обеих частей Украины Грабовский выдвигает одинаково широкосяжну программу, в первых шеренгах борцов за осуществление которой видит своих коллег по перу ("... Остановит вокруг голос стонів, Что разбивают сердечко взапой, Розвіять тьму предрассудков, Впотужить председателя умом, Пробудит чувство самопознания, Почета собственной чутье..." - "Поэтам - украинцам").

Авторов, причастных к выстраиванию подобного образа, вдохновляет не только абстрактный идеал. Так, сама и конкретное дело, за осуществление которой брались смелее, уже способна была давать отсвет, возбуждать чувства солидарности в других. Восторженным откликом на деятельность самого Франко и его единомышленников стал цикл "Титаны" Ульяны Кравченко. Не чужими были для творчества поэтессы и некоторые составляющие той проблематики, что находились в центре внимания Франкового героя.

Разные грани образа борца за национальное, общественно-политический, культурный прогресс с большей или меньшей остротой и выразительностью представлены в творчестве М. Старицкого, Бы. Гринченко, В. Коцовського, В. Самойленко, Леси Украинки, В. Рисованного.

Несколько другое направление разработки образа личности - усиление в нем індивідних, конкретно-единичных признаков и психологическое углубление. Он открыт для отображения сложных ситуаций, сомнений, горьких чувств, жизненных неудач, однако несет в себе идею духовной непіддатливості личности, порой с оттенком стоицизма. Наполнение этого образа преимущественно этико - философское, не всегда и не обязательно связано с мотивом борьбы или же загальнозначущої деятельности. Художественно выразительные грани этого образа можно, опять же таки, искать в творчестве И. Франка, в сборнике "Из вершин и низин" (если рассматривать их комплекс как одну из філіацій общего образа героя сборки и видеть усиление их в определенных явлениях, которые, впрочем, не исчерпывают собой множества всех идей и мотивов следующей творчества поэта). Черты такой личности намечены уже в цикле "Ночные думы" ("Ночи безмірнії, ночи безсоннії...", "Непереглядною толпой...", "Песня гениев ночи"), отчеканена в ряде стихов "Увядшие листья" ("Я не жалуюсь на тебя, судьба..."; "Как вол в ярме, так я день за днем...", "Не могу жить, не могу сгинут..."), в той или иной степени обозначают героя в главной, более узкой теме этого сборника и, наконец, заметно развернуты в сборниках "Из дней печали" и "Semper tiro" (цикл "Из книги Кааф").

Поэт вплотную приближается здесь к тому персонально-психологического разреза этико - философской проблематики, которым на свой лад сформирован часть "невольничої" лирика Т. Шевченко. Герой произведений И. Франко осмысливает прожитое и открывает, что не знал счастья, а возможно, и не мог знать ("Много труда, и забот, и скрут, И не было удовлетворения, утешения..."). Остались невоплощенными его, возможно, самые заветные мечты и творческие замыслы - "невродженії дети" ("Полночь. Глухо. Холодно. Ветер воет..."). Герой должен принять жизнь такой, как она сложилась, затаив на дне души свои обжалование и горестях и осознав, что никакого вознаграждения за взятую на себя вес жизни никогда не будет. Лежит перед героем только новое необозримое поле труда, которую, с радостью или без нее, он должен выполнить; но над этим житейским уровнем, что время от времени діткливо напоминает о себе, есть высший уровень, своеобразный трансцендентный замысел, в котором получает оправдание самопожертвование ради труда и борьбы.

Выразительное определение психологического состояния, четкость и острота мысли отличают образ героя лирики А. Козловского (сборник "Мирты и кипарисы", изданная в 1905 г. посмертно). С самыми болезненными субъективными переживаниями, фон которых творимое чувством неотвратимости близкой смерти ("Казачок", "Страшно", "Просьба", "До кости", "В зеркале", "Кривда", "Прошло", "Кукушка"), уживаются зблиски юмора, горка насмешливость, способность к взгляду на себя со стороны. Так, в поле внимания поэта попадает и "цвинтарок" (одноименное стихотворение): увидев в воображении, и он лежит с другими "под крестами", автор выдерживает далее, до конца произведения, невозмутимый описание ("... И опять гулять будешь ты, Буйненький ветер, по могилам, Наш порох будешь розсипать, 3 туманом в піджмурочки играть, Резвясь, на легких крыльях"). Особенностями жанровой поэтики автора является также то, что викладово-размеренные в начале произведения медитации венчаются неожиданно жесткими, резкими окончаниями, содержащих спокойно-безутешные констатации, безтрепетні судебные решения. Автора этих, обозначенных необычным своеобразием произведений И. Франко характеризовал как "одного из самых талантливых, а может, даже просто талантливого поэта нашей младшей генерации" [1, 8]. В определенной части показавшись из художественного преобразования жизненной ситуации безысходности, лирика Козловского дала уникальное обрисовки образа героя и этим весомо подключилась к процессу усиления субъективного струи в украинской поэзии указанного периода.

Самобытная концепция волевой личности присуща поэтической и драматургической творчества Леси Украинки, начиная от "Contra spem spero" сборники "На крыльях песен" и заканчивая образами Донны Анны и Дон Жуана из драмы "Каменный хозяин". Образ такой личности очерчены в начале в связи с мотивами ночи, что порождают широкие метафорические коннотации как личностного, так и общественного плана ("Бессонная ночь", "Досвітні огні", "Сон в летнюю ночь"). Для второго сборника характерно широкое развертывание темы обновления, перерождения человека, волевого преодоления отчаяния, уныния и поразкових настроений ("Горит мое сердце...", "К Музе", "О, знаю я, много еще промчится...").

Своеобразным лирическим итогом развития концепции героя Леси Украинки можно считать образ, созданный в третий сборнике поэтессы, в частности в цикле "Ритмы". Главным его содержанием является духовно-интеллектуальное возвышение личности, развернутой в индивидуальном (относительно определенных моментов - даже индивидуалистском) самоосознании, внутренне свободной, одрізненої от толпы, разнообразной своими интересами и проявлениями (..."О, как тяжело ходить тем путем, широким, битым, покрытым пылью, Где люди все кажутся стадом, где не растут ни цветы, ни тернии..."). В осознании и переживании собственной самости эта личность черпает силу, что делает ее сдать-ной удержать на себе весь окружающий мир, она сама - источник собственного самодвижения, метафорически представленного как движение на "верховья золотое" в горах. Не какими-то внешними побуждениями, а самодостаточностью и внутренней волей объяснено ее обязанность относительно других, которому она остается верной, усматривая в своей позиции не временное и злободневный, а перекличка времен ("...Кто меня поставил Стражем среди руин и печали? Кто наложив на меня обязанность Будить мертвых, радовать живых Калейдоскопом радости и горя? Кто гордость вложил мне в сердце?.."). Эта свободная воля, свободный выбор человека, опора на себя саму предопределяет ее духовную высоту в поединке с судьбой, попытка всех обстоятельств реализовать собственный этический кодекс.

Свободный от представлений о легкие победы, подобный индивидуализированный образ личности (к созданию его, кроме трех названных поэтов, присоединились также О. Маковей, Ульяна Кравченко, П. Грабовский, Днипрова Чайка, В. Самойленко), хоть и не обозначен предметной красочностью, убедительной для публики привлекательностью, знаменует собой тщательный поиск психологической правды, погруженность в сложность положения человека в мире.

Еще одно направление поэтической разработки образа личности, обозначенной новыми чертами, - это его экстенсивная модернизация, весомое наполнение соотнесенной с ним субъектно-персональной "фреймы" (рамки) разнообразными и разнонаправленными мотивами, проблемами, описаниями, имеющих целью гармонизировать этот образ, представить его как личность относительно целостную, наконец, просто интересную, с разнообразными общественными, культурными и жизненными интересами. До этого широко очерченного направления принадлежит творчество численно значительной группы поэтов. Не говоря о целый массив произведений разных авторов тематики чисто "житейской", ему прита-манный и высший, возвышенный над обыденностью, уровень. Най - промовистішим примером может служить культурно-философского плана поэзия В. Самойленко и и часть лирики Б. Гринченко, которая эмоционально оживляет исповедуемой писателем просветительскую идею, а впрочем, еще больше - та, которая уходит несколько спрямлених "борцовских" характеристик героя (имеющихся в ряде других произведений поэта) и мировоззренчески выходит за пределы такой идеи. К развитию этого направления активно включились своим творчеством также И. Франко, Леся Украинка, М. Старицкий, О. Козловский, О. Маковей и другие.

В определенной степени в стороне рассмотренных типов личности, объединенных концепцией деятельного субъекта и его открытостью к миру, находится подавляющая часть поэтического творчества "поздних" романтиков - В. Александрова, С. Воробкевича, П. Кулиша. Канонизированы формулы несколько скованного, внешне "романтического" чувства не позволяют герою творчества первых двух из здесь названных поэтов выйти далеко за пределы елегійності. Герой Кулиша несколько иной, занят ненастанною борьбой за собственную специфическую точку зрения, однако его полемическая сосредоточенность также отграничивает от него немалый круг возможных переживаний и восприятий. Особая позиция Я. Щоголева. Несмотря на мостике инкрустацию своих сюжетов точными и колоритными реалистично-натуралистическими деталями, что обнаруживает в поэту прочное и многостороннее заинтересованность жизнью и заметно расширяет унаследованный им опыт романтизма, автор в целом не пытается соотнести все это с каким-то целенаправленно создаваемым субъектным образом. Поэт, решительно отличаясь в этом от других, по сути не предлагает какого "героя"-современника, избегает ответа на вопрос о конструктивные параметры видения мира и действия в нем (можно вспомнить, что литературоведы прошлых поколений, вооруженные соответствующей терминологией, видели Щеголева продолжателем принципов "самого мрачного", "самого консервативного" романтизма). Своеобразным ответом поэта на те идеалы, которые исповедует "новый человек" XIX века, есть стихотворение "Надежда", где выведен образ "прозирника", которому не верит поэт и чьи пророчества его не вдохновляют. Представлен Щоголевим направление творческого развития, примечателен действительно поэтическим видением жизни, но в то же время отмечен движением "не в ногу", не заодно с подавляющим большинством литераторов, является по-своему важным и интересным, содержа в себе не покоренные своем временные признаки самобытности.

Той или иной степени похожими на позицию Щеголева выдаются мировоззренческие и эстетические основы ряда произведений, в которых присутствует явная или скрытая полемика со своей эпохой, не только дистанцирование от общественного и общественного движения, но и неприятие исторического движения вообще. Одна из тем, в которой это проявляется, - настороженное отношение к цивилизационного "прогресса", засвидетельствованное в "степных" мотивах ряда поэтов (В. Александров, Л. Глебов, П. Кулиш, Я. Щоголев, И. Манжура), мрачное наблюдение ими попыток освоения степи, внедрение на местах бывшей вольницы признаков современного быта с его нищетой, денаціоналізацією и деморализацией. Обобщенное обвинение новых времен, с которыми конфликтует давняя романтическая сознание, приобщены иногда и в тему уничтожение заповедной природы ("Плакучий лес" С. Воробкевича).

В разработке образа личности выделяется в это время и "нігілізаційна" линия, довольно пестрая по своим составу и направленности тем. В ней выступает образ героя, в большей или меньшей степени противопоставленного общепринятым ценностям. Речь идет об активно-отрицательные, сатирические, інфернально-юмористические интенции, одиночные или многочисленные элементы которых содержатся в поэзии А. Маковея, С. Яричевского, М. Лозинского, М. Кузьменко, в ряде соответствующих произведений Я. Щоголева.

Поэзии 80-90-х годов значительно большей степени, чем раньше, подверженная сложность и противоречивость чувства. В стихотворении "Осенний ветер, что могучим стоном..." И. Франко драматично заостренная воображение героя пытается определить цену "осеннем" состояния человека перед невосполнимостью и вечностью природы и вселенной, представителем которых сейчас выступает ветер. Жаль ему будет этого человека, так, как жаль исчезающего расцвета лета ("... Тебе сожалению солнца, цвета, дня пожилого..."), или, может, он погірдливо отстраняется от старения человеческого существа, презирает ее слабость, ее податливость гибели? Или, может, ветер выступает своеобразным могильщиком, призванной смести остатки живой единицы? "О ветер - брат! Как меня увидишь Старым, увядшими, и по мне заплачеш, гневно следует бытия завієш моего?.." Резонансное звучание этого сонета созданное тем, что здесь речь идет не о какой-то абстрактной человека - поэт привлекает сюда мятущееся, живое "я" своего героя, который ведет изложение от своего имени, сам наблюдает бунтующее бушування ветра и обращается непосредственно к нему. Еще один дополнительный измерение этого произведения - в персонифицированном изображении бурной картины осенней природы - словно какой-то мифологической борьбы, битвы ("... Что тучи яростно гонишь небосклоном, Словно хочешь зиму, сон и смерть прогнать..."), при участии бессмертных сказочно-мифологических гигантов, посреди которой стоит герой с осознанием своей конечности и с надеждой на хотя бы упоминание о свое земное бытие.

Драматизм души, когда она остается до конца не услышанной в диалоге, а возможно и столкнулась с невозможностью выразить самое заветное, очерчены в стихах "Одна песня голосненька, а вторая немая..." Ульяны Кравченко, "Болит душа твоя? молчи!.." Б. Гринченко. Не узнавая свой привычный образ, всматривается в зеркало герой стихотворения А. Козловского ("В зеркале"), страстно спрашивает себя, где все то обещанное, что должно быть вписано "в вечности безбрежной карте", тем временем как явственно ощутимым и безвідкрутним встает окончания жизни. Драматическим запросу героя, свернутым в себя, подведены описание осеннего леса в стихотворении "Листопад" Я. Щоголева, спроектированное в то же время на внутренний мир индивида.

В большой психологической сложности предстает в поэзии этой эпохи любовная тема. Чисто внешняя амплитуда ее - от захваченного изображения состояния влюбленности ("Не видеть тебя один час...". Щурата, "Ты сном был, что его житие нам же исполняет..." Ульяны Кравченко, "Стоит умереть!" К. Попович, "Ни дверью, ни сквозь окошко..." К. Устияновича и др.), приподнятого выражения взаимопонимания сердец (любовная лирика П. Кулиша в "Колоколе") - к ответу горького опыта обманутого чувства или представления ("Если бы я знал ее душе пустоту..." П. Панченко, цикл "Semper idem" О. Маковея, отдельные стихи

М. Лозинского). Однако, бесспорно, найзмістовнішими есть те произведения, в которых раскрыты внутреннюю сложность самого любовного чувства, его противоречивость и многомерность.

Значительным достижением в таком раскрытии этого лирического переживания есть ряд произведений сборника И. Франко "Увядшие листья" ("За что, красавице, я так тебя люблю...", "Я не надеюсь ничего...", "Призрак", "Смейтесь с меня, вечные звезды...", "Как не вижу тебя...", "Не могу жить, не могу сгинут" и др.). Герой - в плену противоречивых впечатлений, желаний, чувств, вызванных встречей с необычной для него женщиной ("... как Будто молния ярок, Что сразу слепит глаза, мгновенно и радует, и ляка, Ночь делает из дня, день с ночью, - Так для меня был твой вид И роскошью и ударом. Я слышал: здесь смерть моя сидит, Красоты вповита очаровании..."). Автор исследует внутреннее расщепление личности героя, который чувствует свою любовь как самое высокое возвышение духа и понимает одновременно невозможность взаимности, желал бы увільнитися от своего наваждение - и каждый раз по-новому, еще сильнее вчарований любимым существом. Раскрывается амбивалентность чувства, когда герой в моментах острого самоосознания одновременно находится и снаружи своего состояния, и в слиянии с ним, а поступая условный покушение на свою любовь, поражает самого себя ("Я изверг! Часто, чтобы зглушить...").

Сборник "Увядшие листья", будучи гимном любовному чувству, представляет его и как темную, иррациональную силу, наваждение, которого герой не может преодолеть. Сборник предстает неоднозначным произведением относительно целостности "лирической драмы" и особенно относительно смысла ее финала. Внешне ее сюжет является устремлением к уже заявленной "смерти", собственно, якобы до самоубийства героя, не способного жить дальше без любимого, которою владеет другой и которая не отвечает на чувства героя. Тем временем существует разветвленный, богатый "внутренний сюжет" этой "драмы", содержанием которого можно считать усиление интеллектуального восприятия героем своего чувства, попытки найти ему другие измерения, те, что в конце концов знаменуют выход и увольнение. Центральное место принадлежит здесь философско-теологической дискуссии героя с самим собой (одна из его ипостасей приобретает вид полного скепсиса и иронии чор-и), герой пробует освоить другое состояние - состояние философски наполненной "безразличия". Вообще введением философских мотивов в "третий клок" (третью часть "лирической драмы") сюжет из несчастливо влюбленным героем, возможно, не так обобщается, как доосмислюється и переосмысливается, возвышается на новый психологический и эстетический уровень. Заняв кульминационную точку в композиции произведения, эти мотивы сейчас перебирают на себя его главные смыслы, открывают, а дальше и усиливают возможность понимать условность, мнимость финального "самоубийственного" поступка героя, усматривать элемент определенного предположения относительно него. Решительно художественное обогащение произведения также связано с імплікацією этих мотивов, без которых общий сюжет "лирической драмы" с расположенными в соответствующей последовательности лирическими произведениями имел бы вид несколько архаичной, тривиальной истории, в которой только значительными стилевыми усилиями можно было бы уневиразнити сюжетные ходы, жанрово присущи мелодраме или "жестокого романса". Осуществляемое таким образом философское пэ-даже переосмыслению поставило целостный образ книги на уровень с совершенством включенных в нее стихотворных произведений.

Глубина и сложность индивидуального переживания ярко выражена в лирике Леси Украинки - как с доминантой медитативно-розмисловою ("Всегда терновый венец будет лучше, чем царская корона..."), так и с емотивною ("Не пойте мне этой песни...", "Горит мое сердце, его зажгла...", "Давняя весна).

Существует большая группа произведений, в которых сложность переживания субъекта представлена в форме размышлений ("Под вечер" А. Левицкого, "Весна и осень" А. Романовой, "Как склоняешься к броду..." В. Дубенского, "Хочешь век прожить напрасно ты?..", "Еще есть возможность...", "У кого плачут глаза..." Бы. Гринченко, "Метаморфозы" П. Кулиша, "На закате солнца пожаром...". Щурата). Настроєво-эмоциональный тон переживания впитывает в себя более или менее внятные противопоставление. Доминирование или же выделение размышления (вплоть до сентенційності - в цикле "Паренетікон" И. Франка), основательную разработку им этого жанра предстают своеобразным эквивалентом художественно-философского афористического жанра европейской культуры (Б. Паскаль, Г. К. Лихтенберг, И. В. Гете, Ф. Ницше).

80-90-е годы - расцвет украинской философской поэзии. Детализацию об-щих философских мотивов, формулировка новых художественно-философских идей и настроений обусловлено как развитием национальных и инонациональных традиций жанра, так и еще в большей степени общим развитием концепции личности в поэзии именно того времени.

Существенная для указанного периода конфликтная личностная проблематика проявляется в поэтическом произведении в основном в концептуально-понятийном плане. Немного теряя на эмпирически-чувственной многогранности и целостности образа героя, автор такого произведения подчеркивает и обостряет антиномии его поступка, состояния, представления, догадки, добывает поэтическое звучание с богатства оппозиций и дистинкцій, что остро переживаются субъектом. Интенсивность индивидуального первоистока, которая в одних случаях (как в "люди Отреклись меня..." И. Франка) проявляет себя экспрессией чувства, в произведениях философской поэзии предстает напряжением размышления, понятийного означування художественной ситуации или черт характера.

Тогдашняя поэтическая мысль вращается в кругу прежде всего таких этико - философских коллизий, в которых проявляются те или иные аллюзии в отношении национального движения Украины. К ним относится, в частности, интерпретация библейских сюжетов в поэмах "Самсон" Леси Украинки, "Дебора", "Юдита" Елены Пчилки, "Терновый венок" В. Маковея. Взаимное прояснювання духовной проблематики отдаленных эпох украинской истории (времени действия произведения и времени его написания) ощутимое в "Иване Вишенском" И. Франко. Философский потенциал сюжета недостаточно развернуто в поэме Б. Гринченко "Ярина", однако произведение свидетельствует, что традиционная историческая тема может приобретать нового, углубленного звучания, в частности при очерчивании в историческом эпизоде тех "пограничных" обстоятельств личностного выбора (в поэме - возможность побега казака и девушки из осажденного города), которые дают возможность развернуть аргументацию обобщенного мировоззренческого плана.

Среди этих поэм отличается "Похороны" И. Франко - произведение сложных, драматических чувств. Герой поэмы во время борьбы склоняется к мысли о преждевременности победы повстанцев, которых сам предводителем. Поэт отстраняется от слишком простого, якобы вполне "ясного" и бескомпромиссного понимание отступничества, которое именно в таком виде было предметом изображения в предыдущей поэтической традиции (nop. балладу "Ренегат" И. Манжуры), усиливает ощущение страждущей противоречивости, двусмысленности положения, в конце концов, раздвоение героя. Запутавшись в трактовках понятия духовного аристократизма, он своим предательством спасает якобы "высшую" культуру недавних врагов от возможного натиска темных масс. Поражение черни имеет, по его мнению, способствовать формированию в нее благо-родного героического идеала. Однако эти аргументы про какую-то настоящую духовную превосходство не устраняют его собственного осознания себя как предателя, в попытке понимания автором понятия отступничества (измены), круг по сути замыкается.

Поэма И. Франко, как и некоторые из названных, усугубляла проблему массы и лидера, личности и народа. В самой постановке этой проблемы еще ощутимы отголоски романтических (в частности, "карлейлівської") концепций "героя" и слишком большое доверие к библейских сюжетных образцов. Существенным корректировкам схематизму отношений "вождя" ("пророка") и массы стало художественное осмысление украинской поэзией опыта массовых движений 900-х годов. Подход к ускладненішого понимание феномена народа, допущение мысли о непояснюваність раціоналістичними представлениями единичных явлений массовой поведения встречаем уже в 80-х годах в отдельных стихах самого Франка, также ИЗ. Гринченко ("К народу", 1885), чуть позже - Леси Украинки. Противоречивость и трудности исторического развития народа, драматизм судьбы того, кто слышит в себе зов его направить, убедительно очерчены Франком позже в поэме "Моисей".

Этико - философская проблематика ряда поэтических произведений этой поры раскрывается в интеллектуальном поиске основы бытия - в обманчиво-абстрактном, найузагальненішому плане размышлений, которые, однако, тесно связаны с мировоззрением духовно глубокой личности.

Настоящие основы бытия являются сфальсифицированными в идолопоклонстве, фанатичной религиозной вере - такая мысль возникает из описания жизни первобытного племени в поэме "Молох" А. Маковея. Свержение бога в финале произведения происходит слишком просто; автор анахронически переносит в древние времена представления современного ему европейца - вольнодумца, не принимая во внимание мнения о звичаєворегулювальну функцию религиозного мифа в первобытном обществе.

Более широкие мировоззренческие параметры отмечают поэму "Ех nihilo" И. Франко. Этот философский монолог-размышление может прочитуватись как утверждение рационалистической (позитивизм, "либеральная теология") мысли XIX в. о том, что "не Бог человека, а человек Бога из ничего создала". Поэма отличается многоголосием субъектных позиций. Изложение ведется от имени персонажа, в образе которого типизированные черты новейшего ученого. Кроме того, определенные содержательно и формально-стилевые особенности поэмы обнаруживают сложное отношение поэта к высказываемых в ней идей. Оно, с одной стороны, несколько ироническое относительно оценки "атеистом" своего "открытия", которое само собой содержит не меньше загадок, чем допущение существования Бога. С другой стороны, формулировки, которыми в поэме подведены общий путь философского (специально "атеистического") опыта, имеют определенно субъективные признаки, в них привнесено собственно авторские художественно - философские представления о мире и деятельную личность ("...А я? Мое Открытие - пустота, ничто в том месте, Где до сих пор всего видели основу Мое открытие - воля и простор, Который заполнять надо трудом И опытом веков..."). Итак, прав ли изображен здесь "атеист", ни в вопросе происхождения идеи Бога (вывод не является бесспорным), однако в любом случае перед новыми поколениями открытое еще неосвоенное необозримое поле деятельности мысли. По своему значению и смыслу такие представления выходят за пределы представленной в "монологе" теологически-атеистической споры и представляют собой концептуальную мировоззренческую основу определенной сферы поэтического творчества самого И. Франка и некоторых мотивов украинской поэзии XIX в.

Разными по заключению, но родственными по своим драматическим характером есть переживания неуникненості смерти, зыбкости основ земной жизни - в отдельных произведениях В. Самойленко ("Неуверенность"), Б. Гринченко ("Волна за волной плещет и исчезает...", "Гроб в земле, могила над гробом..."), А. Маковея ("Ночная мысль", "Элегия"), И. Франко ("К Дранмора, прочитав его поэму "Реквием"). Размышление лирического субъекта обозначен здесь как попыткой постулировать прочность духовно-культурных ценностей, так и мучительным сомнением в наличии какого-либо смысла бытия, в возможности хотя бы условной формы бессмертие индивида.

Острота таких коллизий представлена и в поэме "Герострат". Самойленко. Известный из истории поступок - сожжение храма Артемиды Эфесской - герой этого произведения осуществляет не из желания прославиться, а из отчаяния осознания неизбежности своей смерти, думая хотя бы таким образом сохранить в веках свое имя. Определенная односторонность (в частности, сомнительность такого "бессмертия", нравственная глухота героя в отношении к культуре и к "бессмертие" истинных творцов) и противоречивость его образа в отдельных деталях по-своему служат автору для подчеркивания непримиримости этого индивидного типа со своей смертностью и, возможно, объяснение - конечно, не оправдание - его чувство обиды на весь мир за свою малоспроможність, "невдатність" - не только в конкретном, но и в более широком смысле: перед вечностью мира.

В спор по поводу обозначенной проблематики интересный мотив вносят отдельные поэтические произведения Франко. Уже в одном из стихов "Увядшие листья" содержится эмоциональное допущение отказа от идеи бессмертия души (тезис, что "Душа бессмертна! Жить вечно ей!", героем, в своих личных несчастьях охладевшим к жизни, воспринимается как издевательская: "Жестокая мысль, дикая фантазия, Лойолы достойная и Торквемади! Сердце стынет и тьмиться ум..."). В другой способ мысль: а, собственно, нужно человеку бессмертие, развернутая в "Легенде о вечной жизни": персонажи этого произведения, не находя желанной полноты жизни обычного и земного, передаривают друг другу вещь, которая дарит "вечную жизнь".

В поисках нравственных устоев мятущаяся мысль обращается и к природе. В явлениях природы, взятых в метафизическом плане, поэт открывает ту самую ярую борьбу за выживание ("Озеро" Я. Щеголева, "Победа" М. Старицкого, "Природа" А. Маковея), вечный и по сути безразличен для человека круговорот ("землицы В черном лоне" Ульяны Кравченко, "Мать - природо!.." Б. Гринченко). Поиск душевного покоя и утешения оборачивается неизбежным осознанием гибели, - именно такой философский и мифологический смысл открывается в субстанціальному образе "праматери - природы. "...Так, идем и просим, умоляем Нас прижмут на мамины грудь, Нас приласкать, потому что сердце плачет, Потому что оно разрывается от мук!.. И слушаешь ты нас, великая мать, И пригортаєш - в холодное лоно, Холодная, нас пряча навек..." - Бы. Гринченко). Содержательный план этой мифологемы содержит те же атрибуты (в них определяющий: амбивалентная заботливая равнодушие к собственным детям, живых существ), которых приобретает позже образ земли в одноименном романе А. Кобылянской. Однако другие настроения (культурной деятельности, борьбы) способны оказывать и другое понимание природе (достаточно вспомнить углубленное и утвердительное развертывания в 80 - 90-х годах "весенних" мотивов в циклах "Веснушки" И. Франка, "Весенние сонеты" Бы. Гринченко, "Весенние песни", "Весна". Самойленко, "Веснушки" П. Грабовского и др.). Удивления природой, в котором, в отличие от его же рефлектирующего стихотворения "Природа", она предстает в целостности, в мощи своей красоты и величия, выражено и в стихотворении О. Маковея "Кругом, кругом широкое поле...". Мотивом трогательного восхищения, которое при упоминании идеи Бога переходит в религиозное благоговение ("...В том храме, творческое, я с поклоном 3 житами голову склоню И песней вдруг с жайвороном Имя Твое я восхвалю") этот стих является как предшественником классически известного, написанного И. Буниным "И цветы, и шмели, и трава, и колосья...".

Такое же неоднозначное отношение поэзии этой поры и до "ума человеческого". Невсемогутність логіцистичного объяснения жизни, гримасы "прогресса" как торжества рационалистической идеи, недостаточность того состояния человека, когда в душе воцарился Лишь разум над всем без меры" (А. Маковей), - все это осознается уже в произведениях А. Маковея ("Опыт"), В. Самойленко ("Человечность"). Присутствие в реальной действительности необъяснимо загадочного, иррационального, возможность его символического воспроизведения художником утвердившиеся в легенде Леси Украинки "Сфинкс" (1900). В то же время конец XIX века в украинской поэзии завершается верой в мощь интеллекта - как у "консервативных"(как на то время) просветительских концепциях (на-пример, П. Кулиша), так и в новых художественно-эстетических системах - И. Франко, Ульяны Кравченко, В. Самойленко, Леси Украинки.

Диалектика эмоционального постижения действительности раскрывают разнообразные темам и мотивам произведения как более общей проблематики ("Замного" Ульяны Кравченко, "Крест" А. Маковея, "Ты говоришь: спой..." Бы. Гринченко, "П'яніть себя, чем хотите п'яніть..." Г. Славинского), так и приближенные к внутреннему миру личности ("На лодке" Леси Украинки, "Ты напрасно сердцем мечесь, страсть забытая...". Коцовського, "Когда твою душу скука настоит..." И. Манжуры и др.). Ряд произведений Ульяны Кравченко ("Чтобы не тосковать более и не терпеть...", "О, не любовь забыть я желаю...") интересный рас-ются разработкой мотива забвения прошлого - как средства спасения и возрождения души. Обобщенный образ человека, который в безнастанному поиска идеала ("определенной цели"), по сути, потеряла свою жизнь, предстает в стихотворении "Чужак" Т. Галіпа.

Усложненностью чувства, мысли, образа обозначено и отдельные из поздних вариаций и парафраз на темы фольклора, где уже отражены высокий формальный уровень лирики, опыт проникновения в психологию индивида. Таковыми являются, в частности, произведения И. Франко ("Красная калина, чего в лугу гнешься", "Ой сожаления мой, сожалений..."), И. Ганина-Буцманюка ("Парень - музыка"). Самобытную творческую интерпретацию традиционного народного мотива о жизни с нелюбимым представлено в стихотворении "Шла скорбь степью - лугами..." П. Залозного.

К драматическим выводам приводит осмысление традиционных евдемоністичних критериев человеческой жизни ("Только в желанию...", "Что это?.." К. Попович, "Под Новый год." И. Манжуры, "В простор безбрежный духом я взлетел..." О. Маковея, ряд стихов Ульяны Кравченко). В образу, чем-то похожим на гейневську русалку, возникает "счастье" в стихотворении С. Воробкевича "где-то Далеко над морем..." с его афористичным, что напоминает более поздние Франко сентенции, окончанием ("...Потому что счастье - это лишь мечта, У него вера - блуд, А бег за счастьем - Пустой, бесполезный труд"). Сомнения в достижимости счастья или вообще отказ от таких желаний углубленно переживают герои творчества Леси Украинки ("Запев" к "Крымских воспоминаний", "Сон в летнюю ночь"), И. Франко. Все это не отрицает жизнерадостных, в определенной степени и анакреонтичних мотивов, с которыми в настоящее время выступают К. Білиловський ("Любовь", "Дайте - потому что жить!"), В. Маслов-Стокіз ("Песня песен"), Г. Старицкий (эти мотивы проходят через все творчество поэта).

Сложными конфликтами в поэзию этого периода входит социальная действительность. Непомерно тяжелые обстоятельства политического развития 80-х годов, недостаточный уровень национального самосознания и а внутренняя расколотость в среде народа, за судьбу которого деятель интеллигент чувствует ответственность, становятся предметом субъективного, преимущественно соціоміфологічного по своему характеру, осмысления и немалой массиве поэтических произведений В. Языка-Лиманского ("Ранней Весной"), А. Конисского (цикл "Из скорбящих песен Перебенде"), Елены Пчилки ("Победитель"), Г. Старицкого ("Тьма", "Сидели мы, каганчик мелькал...", "Ночи темноте с метелями...", "Последняя ночь", "Борцу", "Что не день, то хуже трухлявый мир..."), И. Манжуры ("Сумасшедший", цикл "Сумм"), И. Франко (цикл "Думы пролетария", "Excelsior" и ряд других произведений), П. Залозного ("Наша слава"), А. Бобенко ("Атаман"), Б. Гринченко ("К труду", "По - весне", "Я слышу: как будто ветры зашумели...", "Тьма", "Последний борец", цикл "Весенние сонеты" и др.), Леси Украинки ("И все-таки к тебе мысль несется...", "Товарищу на память" и др.). Углубляются мотивы отождествления тогдашней действительности с рабством, тюрьмой, темнотой, ночью, жертвы во имя освобождения нации ("Эпилог" Леси Украинки), безграничной, безустанной во времени и пространстве борьбы ("Не на то мы бороться становились..." Бы. Гринченко). Мифологические схемы, положенные в основу упомянутого массива поэзии, в определенной степени были опровергнуты в начале XX ст., однако міфопоетична суггестия способствовала вызреванию и розкриленню национальной идеи в духовной жизни ук-раїнства, поставленню и развитии сложной проблематики долга и ответственности как в конкретном, так и в общем этико-философском плане.

Несколько подобно 30 - 50-х годов два последние десятилетия XIX в. в украинской поэзии отличаются мощным развитием юмора, сатиры, инвективы, где место амбівалентного бурлескного смеха занимает преимущественно остро-парадоксальное комическое осмысление действительности.

Во юмористическое освещение попадают различные стороны действительности - частные приключения ("Гуго Шверт...", "Твоих писем я стерегу так...", "Ты выходишь замуж, милый?", "Отважный" О. Маковея, "Реальная". Масляка, "На том свете" М. Кузьменко, "Доказательство любви" С. Яричевского), разносторонние характеристики общественно-культурных явлений ("Перед Гоголевим честенем" П. Кулиша, "Филантропы" О. Конисского, "Радости и печали" Елены Пчилки), общественной жизни, нередко обозначенных социальной остротой ("Песенка" Г. Кузьменко, "Искренняя молитва" И. Манжуры, "я Заплатил налог кровавый..." О. Маковея). Нігілювальна художественная мысль в большой мере направлена также против официозного регламента законопослушного общественного поведения, чужих государственнических идеалов (цикл "Тюремные сонеты" И. Франка, "Был монастырь, а в нем черці" О. Маковея, "Эльдорадо", "Как весело жить на Украине", "Русская серенада", "Всероссийский праздник". Самойленко). От имени воина, участвует в ежегодном обзоре боеспособности войска, герой одного из стихотворных произведений А. Маковея разъясняет интересной "барышне" военную возможности большого, в "десять тысяч" воинов подразделения, самое существенное фразу приберігши для финала: "... Видишь ту большую гору? Мы ее снесем в долину! Видишь те бескрайние поля? Мы их стопчемо за час! Видишь то большой город? Мы его за день разрушим! Видишь пастушка там, удачные? Мы его не накормим..." ("Весной просмотр войска").

Сатирико-юмористический пафос направлен на перебежчиков, оборотней, "дядь отечества чужого", которые сознательно или по недомыслием противостоят национальной деле ("Семья", "которую вы достойны награды" Бы. Гринченко, "Народный дом" П. Кулиша). Среди них ретивые жандармы и цензоры ("Песнь о вещем Василия", "Собаки". Самойленко), разного ранга деятели, демонстрацией "любви" к Руси - Украины маскируют частные интересы ("Дума про Наума Безумовича", "Ботокуди", "Сідоглавому", "Патриотизм" И. Франка, "Господа народа" А. Маковея), идейные сторонники "москвофильства" ("Дума о Малое - фанеру Плосколоба", "Деятельность" И. Франка, "Возсоєдіненний галічанін", "Твердый русин". Самойленко и др.). В юмористически-сатирических произведениях фигурируют многочисленные "патриоты", которые отличаются фразерством и политической пугливостью ("На печи", "Смелый человек", "Острая статья", "Патриота Иван" "Патриоты", "Патриотическая работа". Самойленко, "Патриот", "Испуганный", "Украинец", "Профессор Пшик" Бы. Гринченко, "Панотчик вкусно поел..." О. Маковея). Этот ироничный насмешку перерастает в опасение, эти черты не стали уже родовыми для национального менталитета. В стихотворении "Сон", звернутому к соплеменникам, В. Самойленко видит опасность их позорного унижения, разворачивая воображаемую картину их самобичевание в угоду "гостям", аллегорический образ которых вполне прозрачный. Эти и другие произведения в определенной степени "деміфологізували" нацио-творческий процесс, были противовесом его восторженно - безкритичному пониманию.

Комический элемент сочетался с медитативностью, меланхолией, фантастической загадочностью и т.д. В стихотворении В. Самойленко "Горе поэта" автор, с одной стороны, подсмеивается над "горем" поэта, бідканням по поводу того, что в листе его книги "лойову вгорнули свечу", однако, с другой стороны, его ирония отнюдь не тождественна безразличию к любого культурного явления. Неодновимірну ситуацию обозначено и в стихотворениях "Сон вдовца" О. Маковея, "Улица" Г. Шамраева, "Всякий легенды поет...", "Говорит дурак в сердце своем...". Франко. Творчество А. Маковея, в частности, убеждает, что замещение жесткого высмеивания настроением меланхолии углубляет художественную мысль в комическом сюжете ("На страже").

В поэзии этого времени заявляет о себе и обретает силы в движении к модернизму многогранное явление культурной рефлексии: осмысление и переосмысление уже известных мотивов и образов мировой и национальной культуры, литературы, истории. Обращает на себя внимание, в частности, мировоззренчески свободная, художественно мостика интерпретация мотивов Библии - как развертывания их в аллюзиях, притчах, так и отрицания ("Буря на море" И. Манжуры, "Из книги Ветхого Завета". Масляка, "Горе вам!", "Великая вечеря" Бы. Гринченко, "Голиаф", "чтоб тебя, паньматко Ева..." О. Маковея, отдельные стихотворения цикла "На старые темы" И. Франко, ряд произведений более позднего периода Леси Украинки).

В основном в юмористически-сатирической сфере утверждает себя критически-пародийный взгляд на престарелые поэтические мотивы украинской поэзии, ненатуральный пафос ("Где есть русская отчина?", "Ужас на Руси", "Хлебороб" И. Франка). С чувством юмора относится С. Воробкевич заявленных в ряде произведений галицких литераторов тех времен попыток "художественной" пропаганды борьбы с пьянством ("Часовня", "Здесь нет для тебя места", "Монастырь", "Счет на похмелье"). В одном из стихотворений молодой человек обращается к "светлому вот-эта Харлампия", винуючись в страсти к хмельному. Священнослужитель успокаивает его со ссылкой на Священное Писание ("... Грех твой, чадо, небольшой, Ноя пил также вино. Бог простит, и ты не бойся, Не для тебя ада дно"), последователем Ноя видит он и себя, в конце оба бесідники выясняют суть дела и припевают: "Как умрем, как умрем, В небо мы оба пойдем". Стихотворение "Казак Торба" этого же поэта подает юмористическое трактовка традиционного романтического образа.

Один из крупнейших достижений поэзии 80 - 90-х годов - выход на высокий уровень изображения внешней предметности в ее достоверности и рельефности. Важность его заключается в том, что формы конкретно-чувственного лежат в основе художественности как таковой, большое их значение в освобождении литературы от задач религиозного проповедничества, идеологической доктринальності т.д. Художественная предметность выступает здесь телом художественной мысли, "мышцей" поэтического высказывания.

Интегрируя и превращая достояние предыдущих этапов, в частности бурлеска (с его грубоватой телесностью) и романтизма (с его выборочной предметностью), украинская поэзия 60-90-х годов осваивает зримую полноту мира во всех сферах бытия, дифференцирует и детализирует ее, представляет на достаточно высоком уровне пластичности, преимущественно реалистически-натуралистического плана.

Еще остаются неисчерпанными на то время возможности чисто экстенсивного расширения изобразительной сферы. Некоторая тематическая урбанизация украинской поэзии заверенная в отдельных характерных зо-браженнях города, городской жизни ("Учта", "Город спит..." Г. Старицкого, "Палаты" Я. Щеголева, "Призрак", "В аллее нічкою летной..." И. Франка, "Колебания" Ульяны Кравченко). В поле зрения поэтического изображения попадают те или иные признаки технического прогресса (военный арсенал - "Был монастырь, а в нем черці" О. Маковея; новейший транспорт - "На Днепре". Языка-Лиманского, "Над Днепром" Л. Глебова, "Путешествие к морю" Леси Украинки). Примечательно, что описания нового явления соответствуют новые, неутерті художественные средства (например, определение поезда, метафорически ототож-нюваного со своим путем: "...Здоров, здоров был, велете могучий, Что потрясаєш ходом своих ног Твердії скалы, недоступные кручи! Пространство - твой дом, дорога - твой ночлег" - И. Франко, "Пропащий человек").

В поэзии этой поры широко представлены разнообразные и разнохарактерные, при этом "свежие" своей индивидуализацией описания всего уже "традиционных" объектов - степи, леса, поля, деревни, реки, гор, моря и т.д. Подчеркнуть найменувальні, выразительные и, особенно, изобразительные способности слова призван выбор относительно "экзотического" предмета или его необычного ракурса: "Плавни горят", "Засуха" Днипровой Чайки, "Наводнение Прута", "Над Пробоем" (название водопада в Карпатах) Ульяны Кравченко. Описательную фантазию на тему египетских пирамид колоритно развернута в стихотворении С. Воробкевича "Лети здоровая, птичка...". Возможность метафорически усилить выразительность описания содержит прием " учуднение " ("С черного пути". Масляка, также - в загадках Л. Глебова этой поры). Относительно "новая" изобразительная тема целом способствует обретению новых художественных идей и смыслов; с очевидностью убеждает в этом цикл "Тюремные сонеты" И. Франко.

Углубленное художественно внимательное к деталям постижения внешней предметности сопровождается соответствующими процессами в жанровом мышлении. Формируется, в частности, жанр стихотворения - портрета (что уже отмечалось), в котором фиксируются наружно-описательные, возрастные, профессиональные, сословные, социальные и другие характеристики индивида, особенно часто - человека из народа.

Возникает также целый массив произведений, который можно назвать "антологічною" поэзией. Это небольшие по объему, преимущественно статические, описания разнообразных предметов, явлений, ситуаций, сцен, в которых поэт отчетливо манифестирует свою эстетическую позицию: как совершенного, преимущественно замилуваного описания, включая элемент необычного. "Перед голубым морем в свете яснім Стоит девушка молодая. Между лавров, олеандр, в группе прекрасным что хорошая гада?..", - начинает один из ранних своих стихов Елена Пчилка. К разряду "антологічної" поэзии можно отнести отдельные произведения И. Манжуры ("на лугу"), Г. Кононенко ("Перепелка", "Запустела винокурня"), Б. Гринченко ("Она поет...", "Купание", "Под ивами"), А. Маковея ("Восход солнца", "Бежит в овраг вода...", "Серна"), Г. Славинского ("К темной земле склонилось ясное небо..."), Я. Щеголева ("Зимнее утро", "Нива"), П. Кулиша ("Лилия"), В. Самойленко ("Орел", "Радуга"), И. Стешенко ("Льдина") и др.

Большим количеством образцов представлена пейзажная лирика (ее можно квалифицировать как один из разновидностей "антологічної" поэзии, однако нередко она выходит за характеристический объем последней и в целом имеет са-мостійне значения). Произведения пейзажного плана находят место в творчестве большинства поэтов этого времени.

Для изображения природы в поэзии 70 - 90-х годов примечательны чертами являются большая степень художественной свободы, доверие к действительности, отсутствие жесткого идейного концепта. ("Чего - то лес дремучий не шумит И не качает буйной головой... Покрытый серой, как дым, туманом, В тяжелой задумчивости темный лес стоит..." - таким рисунком открывается сонет "Лес" Т. Бордуляка. Причина тревоги леса, гнетущих предчувствий гибели от вырубки указанная в заключительных строках стихотворения, но ими одновременно выражено и настроение противной стороны , ее деятельное и, хотя бы временно, радостный порыв: "А в лесу тысяча топоров искрится, На землю тысяча деревьев валится, И тысяча веселых песен раздается..."). Углубление пейзажных изображений иногда происходит через мікроопис, нюансировки, иногда уже импрессионистическое, отдельных деталей ("Полуднє...", "Сыплет, сыплет, сыплет снег..." И. Франка, "Село солнце за верхами..." Ульяны Кравченко, "Непогода", "Дальше, дальше от душного города", "Мердвен" Леси Украинки, "Плыла по небу облачко...". Щурата).

В пейзажах поэзии 80-90-х годов раскрывается личность, для которой понятна самодостаточная красота телесного, природного, вещественного мира. Субъект уже в меньшей степени ищет в природе каких-то наглядных соответствий (смыслово-аллегорических, настроєво-суголосних, контрастных и т.д.) своему внутреннему миру, - связь этих явлений мыслится значительно шире, более обобщенно. Масштабы личности, ее интересы, характерность ее взгляда на мир отражено уже в самом отборе пейзажа или широких мазках, как в особенностях описания, тонких изобразительных и выразительных деталях, оттенках настроения и мысли. Пейзаж предстает как вообще воплощенное в предметность многообразна и ненавязчиво концептоване чувства индивида.

На конец XIX в. в украинской поэзии складывается широкая жанровая система. Замеры ее обусловлены наследованием имущества несколько-столетнего развития жанров книжной и устной поэзии, так и, прежде всего, интенсивной эволюцией субъектного первоистока в течение всего столетия.

Примечательно жанровым явление этой поры является создание целостных своим художественным содержанием сборников и отдельных циклов. Книге поэта присуща, как правило, четкое композиционное построение, ее пробирает определенная настроенческая, мировоззренческая, стилевое единство, в пределах которой взаимно "снимаются" противоречивые или до противоположности контрастные мыслительные и эмоциональные состояния героя. Таковыми являются, в частности, сборника "С вершин и низин", "Из дней печали" И. Франка, "Хуторная поэзия", "Колокол" П. Кулиша, "На новый путь" Ульяны Кравченко, "Думы и мечты", "Отзывы" Леси Украинки, "Хуторні сонеты" И. Стешенко, "Путешествие в Киев" (а также ряд циклов). Маковея. Не отличается особым художественным уровнем, однако примечательная последовательно проведенным "пізньоромантичним" чувством сборник "Первые лирические произведения. Жарка.

Разветвленной подсистемой жанровой системы выступают в 60 - 90-х годах собственно лирические жанры. Большим количеством типов представлено лирическое стихотворение в емотивно-емфатичній, емотивно-медитативной и силогістично-медитативной группах - при многостороннем сочетании, особенно в жанровых разновидностях двух последних групп, с описательными, изобразительными, повістувальними и драматическими элементами. Примечательно, что к концу века возрастает частота и устойчивость проявления в лирических произведениях емотивного начала (Ю. Федькович, И. Манжура, Ульяна Кравченко, И. Франко, Б. Гринченко, Я. Жарко, В. Козловский, Леся Украинка, В. Щурат), которое составляет основу лиризма. Выражения лирической ситуации обогащается отдельными элементами импрессионизма (Леся Украинка, О. Романова), символизма (Леся Украинка, М. Старицкий, Мих. Левицкий).

Самобытные и на многих направлениях творческие поиски, как в лирике, так и в лиро-епіці, осуществляет И. Франко.

Выделяется и жанрово дифференцируется в своих разновидностях поэзия "внешней предметности" - образно-портретная, пейзажная лирика, "антологічна" поэзия (М. Старицкий, Я. Щоголев, И. Манжура, Елена Пчилка, Бы. Гринченко и др.). Ее развитие связано прежде всего с міметичним типом творчества. На грани между "антологічною" и розмисловою группами лирических жанров находятся сентенции и максимы (И. Франко, В. Самойленко, Б. Гринченко).

От начала 80-х годов получает новый толчок развитие сатирически-юмористических жанров; в них реализуется творчество большой группы поэтов (О. Маковей, В. Самойленко, Г. Кононенко, М. Кузьменко, С. Яричевский, особняком - П. Кулеш), появляются и журналы этого профиля - "Зеркало" и "Чудище". Объектами критики нередко уже становятся явления политической и общественной жизни. Онтологических измерений комический стержень приобретает в творчестве В. Самойленко и В. Маковея.

Из лиро-эпических жанров и дальше существуют басня, баллада, легенда, притча. В течение сорокалетней творческой деятельности своеобразную модификацию байки создает Л. Глебов. Однако за "глібовським" образцом развитие басни в 70 - 90-х годах практически не идет. Поэты, которые культивируют этот жанр в своем творчестве (П. Свенцицкий, И. Верхратский, Т. Зиньковский, В. Ріленко, Бы. Гринченко, В. Боровик, М. Кузьменко, Я. Жарко), возвращают басне (в сопоставлении с Л. Глибовим) и обостряют отчетливый идеологический концепт. Выразительность аллегорического и символического плана прослеживается в притче (Ю. Федькович, В. Александров, И. Франко, П. Кулиш, О. Маковей). Конкретная модификация этого жанра свидетельствует в целом новый аспект художественно-интеллектуального постижения действительности ("Христос и крест", цикл "Притчи" И. Франка). Преимущественно в романтической течения, а также в определенной степени в раннем символизме, подвергаясь видоизменениям, сближаясь с притчей и другими жанрами, небольшим количеством образцов представлены баллада и легенда.

Эволюция украинской поэзии XIX в. отразился и на жанре поэмы. На исходе века он предстает дифференцированным во многих разновидностях.

Правда, "чистая" лирическая поэма (предварительные образцы - "Кавказ" Т. Шевченко, "Путь на полонину" М. Устияновича, "На могиле называемого моего брата Михаила Дучака в Заставне" Ю. Федьковича) в 80-90-х годах не появляется, однако к разновидности лирической поэмы приближаются отдельные циклы стихов (например, "Semper idem" О. Маковея). Медитативной поэме можно назвать "Вспомини" (1884), один из последних произведений М. Устияновича, медитативно-сатирической с ослабленной сюжетной основой - поэму "Кулиш в аду" П. Кулиша; образец сатирически-повістувальної - "Ботокуди" И. Франко.

Естественно, наиболее широко представлена поэма лиро-эпическая, для которой свойственны и исторический сюжет (например, "Беатриче Ченчі", "Иван Попович". Гринченко), и современная тематика ("Обыкновенная история" К. Попович, "Пастух" В. Пилипца, "Влюбленная" А. Гавриша), и событийность сказочно-фантастического характера ("Песня про тыквы". Александрова, "Тремсин - богатырь" И. Манжуры). Граничит с ней повесть (рассказ) в стихах ("Дочка" Бы. Гринченко, "Катерина" Т. Оноприенко-Шелкового), где лирически-медитативный струю определенной степени приглушенно, зато художественный смысл призвано доносить детальное изображение обстоятельств действия. Романом в стихах, конкретный образец которого вобрал и размышления автора, и лирические отступления, является поэма "Панские шутки" И. Франко.

Характерное явление последнего двадцатилетия XIX века. - философско-медитативная поэма. Она имеет разновидности, в которых присутствует выразительный повістувальний сюжет ("Магомет и Хадиза" П. Кулиша, "Смерть Каина", "Иван Вишенский" И. Франка), а также лирико-медитативная доминанта ("Молитва" В. Стебельского, "Герострат". Самойленко, "Ex nihilo" И. Франка, "Бог на Украине" А. Прозори). К этому кругу принадлежит и философско-аллегорическая и философско-символическая поэма ("Дебора", "Юдита" Елены Пчилки, "Терновый венок" В. Маковея, "На святоюрской горе" И. Франка, "Моисей" К. Устияновича, "Лунная легенда" Леси Украинки). Формируется драматическая поэма, которая, в отличие от стихотворной драмы ("Савва Чалый" М. Костомарова, "Последняя ночь" М. Старицкого), имеет преимущественно лирико-медитативный изложение и лирическую за своим образным характером художественную мысль. Происходит это отчасти В творчестве В. Самойленко ("Зимний диалог", "Герострат"). Решающий шаг на этом пути - в творчестве Леси Украинки ("Грешница", "Ифигения в Тавриде"), которой и принадлежит ведущая роль в образовании этого жанра ("Одержимая" и др.).

Последняя треть XIX в. отличительная заметным ростом массива поэтических переводов. В определенной степени они могут выступать свидетельством эстетических и собственно художественных ориентаций автора (хотя указанный аспект не исчерпывается переводами). Усилия поэтов-переводчиков в этот период направлены прежде всего на воспроизведение на русском языке тех произведений, которые приобрели значение классики. Бесспорными именами в этом ряду выступают И. В. Гете, Ф. Шиллер, Дж. Байрон, И. Крылов, А. Пушкин. Также привлекают внимание виміні явления прошлых эпох, здесь весомыми возникают попытки дать поспічний перевод Библии (П. Кулеш), поэм Гомера (С. Руданский, П. Нищинский, В. Самойленко), драм Софокла (П. Нищинский, И Франко). Сделаны Основательные козни в переводе пьес В. Шекспира (II. Кулиш, Ю. Федькович). Традиционным остается интерес к сербской лиро - эпики (Г. Старицкий), к поэзии Г. Гейне ("Выбор стихов" в переводе И. Франка, "Книга песен" в переводе Леси Украинки и М. Славинского, обе сборки 1892 г., ряд переводов, сделанных другими авторами). Интересно отметить, что за исключением творчества Байрона (переводы П. Кулиша, И. Франка, П. Грабовского и др.), П. Б. Шелли (отрывки из "Царицы Мэб" в переводе И. Франка), В. Гюго (переводы И. Франка), собственно романтическая европейская поэзия еще не представлена большим количеством образцов, под конец века, усилиями прежде всего 1. Франко и В. Щурата, заявленная творчество поэтов новейшего времени, таких как Т. Готье, Ж. М. Эредиа, П. Верлен, Дж. Кардуччи, Д. Лилиенкрон, А. Асник, К. Тетмайєр, целый ряд чешских, в частности Я. Неруда, Я. Врхліцький. Первостепенная роль в области поэтического перевода принадлежит И. Франко. Все расширяются географические границы переводческих интересов. Еще в конце XIX ст. И. Франко и Леся Украинка первыми обращаются к древнеиндийских религиозных поэтических книг. Крымский - к наследию поэтов Востока.

Развитие украинской поэзии в 60-90-х годах XIX ст. - период чрезвычайно активного развертывания внутреннего содержания этого лите-ратурного рода как художественной системы. Вместе с другими жанрами и родами украинской литературы поэзия в течение четырех десятилетий проходит крупный по своему значению путь, показывающий высокую степень убедительного и многоаспектного художественного видения мира. 60-90-е годы - период редкого сбалансирования внутренних и внешних сторон художественного образа в украинской поэзии. Содержательная проблемность ее, заданная духовной атмосферой эпохи, достает яркое словесное выражение, предстает в богатстве жанровых, версифікаційних, индивидуально-стилевых форм, поиски разнообразия которых особенно интенсифицируются под конец века.

Украинская поэзия этого периода представляет многогранное изображение человека, очерчивая масштабный образ личности (И. Франко, Леся Украинка), глубоко-психологически раскрывая ее внутренний мир (И. Франко, Я. Щеголев, Б. Гринченко, В. Самойленко, А. Козловский, Леся Украинка), передавая красоту, предметную и смысловую содержательность ее мира, широко описывая действительность в ее современном и прошлом. Острота самосознания личности, историзм художественного видения действительности органично взаимодействуют с вниманием и чувствительностью к проявлениям бессознательного, совмещенные с глубинными схемами национальной мифологии и фольклора. Интенсивно наращиваемые художественно-образное мышление украинской поэзии в 60-90-х годах фиксирует и отголоски древних этнических представлений, старинных форм народной жизни, увідчутнює этнокультурные основы художественно багатосмислової действия, ситуации.

Литературный процесс, связанный с созданием поэзии, становится значительно шире по количеству участников. Взята совокупно с творчеством Т. Шевченко, украинская поэзия второй половины XIX века. (как в 60 - 70-х годах с их выразительнее идейно-политическим окрасом, так и в 80-90-х годах, когда национальное движение подспудно набирает основательности и широты) выступает убедительным інобуттям национальной идеи в культурном возрождении Украины, разворачивает и подтверждает мощный потенциал украинского слова, становится одной из самых ярких страниц украинской культуры XIX в.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Почему 80-е годы можно считать новым этапом подъема украинской поэзии? Какие яркие творческие личности заявляют о себе в этот период? Какое место занимает здесь творчество И. Франко (с первым изданием его сборника "С вершин и низин" и журнальными публикациями) ?

2. Развитием каких тенденций можно объяснить такое бесспорное явление в украинской поэзии 80-90-х годов, как обогащение внутреннего мира личности? Связано оно также с усилением интереса к внешнему миру? Распространяется и на сферу поэзии художественная действенность точного и конкретного отражения? Если вы согласны с таким утверждением, приведите примеры из поэтического приобретению указанного периода.

3. Какими чертами обогащается образ героя - участника национально-культурного движения в поэзии 80-90-х годов?

4. Творчество каких авторов и какие произведения составляют в этот период поэзию острого индивидуального чувства? Можно ли вести речь о перекличка этого явления с лирикой Т. Шевченко?

5. Какие темы и мотивы характеризуют в 80 - 90-х годах поэзию философского плана? Чем, по вашему мнению, обусловлено действительно поэтическое, художественное звучание этих тем?

6. Какие явления, тенденции, черты поэзии этого периода кажутся вам перспективными, такими, что могли бы быть унаследованы на новом (модернистскому) этапе литературного развития?