Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



История украинской литературы XIX ст.

Борис Гринченко

(1863 - 1910)

 

В лице Бориса Гринченко - писателя, педагога, литературоведа, лексикографа, фольклориста, историка, публициста, издателя и общественно-культурного деятеля - украинская культура и литература в частности имели не одного "рабочего без отдыха", огромная энергия, выносливость в труде, большой объем литературных и общественных интересов которого удивляли даже Ивана Франко и вызвали его искреннюю симпатию.

Борис Дмитриевич Гринченко родился 9 декабря 1863 года на хуторе Ольховый Яр (Харьковщина) в дрібнопомісній дворянской семье. Отец (отставной штабс-капитан) гордился родственными связями с Г. Квиткой-Основьяненко, знакомством с П. Гулаком-Артемовским. В то же время он культивировал в семье великосветские привычки и презирал простонародье, его "мужицкую наречие".

Способный мальчик, пяти лет научился читать и писать, воспитывался на лучших образцах мировой художественной литературы. Гвори В. Скотта, Дж. Байрона, А. де Виньи, Е. Еркмана-Шатріана, 15. Гюго, М. Гоголя, А. Пушкина, М. Некрасова, О. Кольцова формировали его эстетические вкусы. Решающими для судьбы писателя стали произведения Тараса Шевченко, с которым он ознакомился еще учеником Харьковской реальной гимназии и под изливом которых начал писать на украинском языке.

Мировоззренческие убеждения юноши отличаются открытостью к идеям демократизма, гуманизма, глубоким сочувствием и искренней привязанностью к обездоленным, критическим отношением к общественному строю. Такая жизненная позиция Гринченко противоречила официальным доктринам тогдашнего режима. За связь с кружком революционных народников, чтение и распространение запрещенной литературы (брошюр М. Драгоманова, С. Подолинского) Бы. Гринченко (не без помощи отца, напуганного сыновьими свободомыслием) 1879 г. арестовывают и исключают из пятого класса гимназии. Это обстоятельство имело печальные последствия - запрет продолжать образование, постоянный жандармский надзор, подорванное во время полуторамесячного тюремного заключения здоровье.

Год 1880-й для Гринченко - год усиленного самообразования и не только в плане изучения нескольких иностранных языков. Макс Нордау с его страстной обороной национального чувства, национального самосознания, Сократ и Христос, Линкольн и Мадзини, Шиллер и Шевченко, Галилей и Джордано Бруно осмысливаются Гринченко как борцы за правду и добро, равенство и братство, счастье для всех. Идеи и жизнь выдающихся мыслителей утверждают его на позициях интеллигента - народника, просветителя.

Гринченко настойчиво ищет практической реализации своей всесторонне продуманной культурно-образовательной программы. Важное место в программе намеревался издать серию книг для народа и детей в частности. 1881 г. в Харькове он выдает три книжки для народного чтения - "Бедный волк", "Два товарища", "Про гром и молнию". Заветной мечтой Гринченко было составить такую популярную библиотеку для народа, которая бы помогла читателю получить элементарную общее образование.

Сдав экзамен на народного учителя, Гринченко начинает педагогическую деятельность на селе.

Год 1881-й - литературный дебют Б. Гринченко: в львовском журнале "Свет". Франко печатает первые стихи молодого поэта. Среди них - хрестоматийный призыв "К труду"- кредо поэта и гражданина:

 

Работа единственная из неволи нас вырвет:

Ну-ка к труду, братья!

Нечего страшиться. За дело святое

Смело будем идти!

 

Результатом более чем десятилетнего опыта образовательной деятельности (1881-1893), глубокого изучения истории педагогики стали исследования Б. Гринченко "Какая теперь народная школа на Украине" (1896), "На беспросветном пути. Об украинской школе" (1905), "Народные учителя и украинская школа" (1906) и др. Б. Гринченко - автор "Украинской грамматики к науке чтения и писания" (1907) со статьей для учителей и прописями, "Родного слова" (1912) - первой книги для чтения в школе на украинском языке, которую он написал вместе с женой M. М. Гринченко (Марией Загирней). Эти учебники неоднократно переиздавались и сегодня не потеряли своей ценности, как и вообще педагогические взгляды Гринченка - пылкого сторонника образования, поборника преподавание на родном языке.

Годы учительства стали годами роста Бы. Гринченко как писателя, публициста, критика. Он публикует поэтические сборники - "Песни Василия Чайченко" (1884), "Под сельской крышей" (1886), "Новые песни и думы Василия Чайченко" (1887), "Под облачным небом" (1893), пишет десятки рассказов - "Экзамен", "Без хлеба" (1884), "Сама, совсем сама", "Сестрица Галя", "Дядя Тимоха", "Ксеня" (1885), "Хата", "Непокорный" (1886), "Нелюбимый" (1887), "Встреча", "Каторжная" (1888), "Среди чужих людей" (1889), "Байда" (1890), две повести "Солнечный луч" (1890) и "На распутье" (1891), начинает работу над драмами. В произведениях художественно осмысливались жизненные впечатления писателя в их звук с народническими взглядами: надежды благодаря широкой образовательной работе преподнести культуру народа, пробудить его гражданскую активность, стремление к более цивилизованным формам жизни, основой которых стала бы высокая образованность, национальное самосознание и здоровое зерно нравственности народа.

Эти убеждения Гринченко теоретически обосновал и изложил в публицистически-критических статьях. Актуальность, животрепетність затронутых вопросов ("Галицкие стихи", 1891 p., "Письма из Украины Над-днепрянская", 1892-1893 гг.) спричинялися до широких дискуссий. Так, ответом на "Письма..." Бы. Гринченко был цикл "Писем на Надднепрянскую Украину" М. Драгоманова, в которых автор, полемизируя с Гринченко, в то же время во многом солидаризируется и поддерживает пафос поисков оптимальных путей утверждения и самосохранения украинской литературы, культуры, украинской нации загалом.Учасники полемики чаще всего приходили к согласию в спорных вопросах. Так, Гринченко пристает по мнению Драгоманова о том, что краеугольным камнем построения украинской литературы является не только национальное самопознание. Не менее важной является борьба против "клерикально-консервативного рутенства, бурсацько-семинарской мертвоти" [1, 74]. С другой стороны, Драгоманов оставляет отстаиваемых им в начале дискуссии идею четырех литератур, концепцию постепенности, соглашаясь с Гринченко, что "история не знает никаких "підлітератур", никаких литератур "для домашнего обихода", никаких литератур специально для господина или мужика" [2, 93-94). Размышления Гринченко и Драгоманова, вытекавшие из общности их переживание за судьбу ук-раинской литературы, стремление возвысить ее до уровня наиболее развитых европейских литератур, имели положительное влияние на историко-литературный пропес.

Всесторонняя подвижническая деятельность Бы. Гринченко дало основание И. Франко в статье "Очерк литературной жизни в 1892 году" приветствовать Гринченко, который "засыпает чуть ли не все наши издания своими, не раз многоцинному писаниями: повестями, стихами, статьями, критическими и популярно-научными, работает без "вздоха", а также отметить, что Гринченко в своих писаниях "проявляет, сбоку знания языка украинского, также на горячую любовь к Украине, искренний демократизм, быстрое глаз на недостатки украинской общественности" [3, 14].

1893 г. Б. Гринченко переезжает в Чернигов, и, работая здесь на разных должностях в земстве, посвящает себя культурно-образовательной деятельности. Вместе с женой Марией Загирней он успешно реализует свою педагогическую программу - выдает свой счет в условиях жесточайшей цензуры книги для народа (45 названий). В издательстве Гринченко (основано в 1894 г. в Чернигове, восстановленное в 900-х годах в Киеве) увидели свет тиражом около 200 тысяч экземпляров более 50 книг для народного чтения. Среди них стихотворения Т. Шевченко, рассказы М. Коцюбинского, поговорки Есть. Гребенки, басни Л. Глебова, рассказы Ю. Федьковича, "Кобза" П. Грабовского и др. Большое значение для повышения общеобразовательного и культурного уровня народа имели такие популярные очерки, как "Чума", "Среди ледяного моря", "Как придумано машине ездить", "Великая пустыня Сахара", "Финляндия". Как позже вспоминал Павел Тычина, он с большим интересом прочитал очерк "Под землей. О шахты", а Максим Рыльский читал выданного Бы. Гринченко "Робинзона Крузо" Д. Дефо. И. Франко подчеркивал, что такие популярные издания несли народу не только знания, но и "то понимание, что на украинском языке можно писать про всякие дела, что она способна и к книге, и к науке" [4, с. 513]. 1896 г. по просьбе I. Франко Гринченко пишет очерк "Какая теперь народная школа на Украине".

Его плодотворный труд на поприще фольклористики и этнографии-трехтомное издание "Этнографических материалов, собранных в Черниговской и соседней с ней губерниях" (1895, 1898), сборник "Из уст народа. Малороссийские рассказы, сказки и нр." (1900), библиографический указатель "Литература украинского фольклора. 1777-1900", десятки предназначенных для народного чтения книг фольклорной тематики - "Живые струны" (1895), "Книга сказок віршом"(1896), "Мысли кобзарские" (1897), "Колоски" (1898), "Веселый рассказчик" (1898).

Находясь в Чернигове, он также принимал активное участие в нелегальной "Черниговской общине", программа которого имела целью противодействие самодержавию. На определение общины Б. Гринченко пишет брошюру "Народ в неволе" (1895), где обращается с призывом к европейской общественности не поддерживать колонізаторську политику самодержавной России в отношении Украины, произносит доклад "Новая семья. Было, есть, будет", в которой обосновывает общественный идеал - ввести украинский народ "равноправным обществом в общечеловеческое общество".

Упорно работает Бы. Гринченко как писатель. Искренняя дружба объединяет его с В. Самийленком и М. Коцюбинским, которые жили тогда в Чернигове, крепнут творческие контакты с И. Франко, М. Павликом, П. Грабовским, сборник которого "Кобза" он 1898 г. издает в Чернигове. Выходит в свет поэтический сборник Гринченко "Песни и думы" (1895), сборника рассказов "Домик в балке" (1897), "Рассказы" (1898), драматические произведения, написанные в 90-х годах: "Ясные зори", "Степной гость", "Среди бури", "Нахмарило", "На общественной работе".

На черниговский период приходится подвижническая деятельность Бы. Гринченко как составителя коллекции музея украинской старины В. Тарновского, в которой были личные вещи, рукописи и рисунки Т. Шевченко, сабля Бы. Хмельницкого и другие ценные реликвии. Они составили основу первого национального украинского музея ("Каталог музея украинских древностей В. Тарновского. Составитель Б. Д. Гринченко").

Активная общественная позиция Гринченко в обороне национальной культуры, пропаганда идей национального возрождения и просвещения, социального равенства, его широкая научная, писательская, издательская деятельность вызвали резкое сопротивление властей, и Гринченко вынужден был оставить работу в земстве. Некоторое время он занимается только литературной работой. Пишет дилогию "Среди темной ночи" (1900), "Под тихими вербами" (1901), рассказ "Покупка", "Поджигатели", "Как я умер", "Болотная цветок", ряд поэтических произведений.

Позицию Гринченко - писателя и гражданина во многом объясняет понимание им роли личности в истории. В художественных произведениях, в литературоведческих исследованиях писатель говорил о значимости и весомости поступков каждого для общего дела, самосознания личности, важность индивидуального в историческом контексте общего. Вера в человека, духовные потенции индивида - характерные черты мировоззрения Гринченко. Он отстаивает общественное значение эстетического идеала; отсюда стремление всесторонней перестройки образа положительного героя (интеллигент - культурник), ориентация на гражданскую актуальность тематики и проблематики, подчеркивание образовательного, воспитательного значения литературы.

Эстетический идеал писателя формировался под влиянием нескольких факторов. Самый первый - литературные учителя - "большие сердцем и умом создатели", которые ввели его в храм пышной красоты". По словам Гринченко - поэта, красота эта способна возвысить человеческий дух к "небесной радости" и предоставить человеку, обремененной земными заботами, возможность "свободным духом к небу достигать" ("Учителям"). Не менее важным было стремление досконально знать жизнь народа, его мировоззрение, историю, фольклор, язык. Писатель должен заниматься народными интересами. Обязательным для художника он (как и Шевченко) считал любовь к человеку с позиций братского сопереживания, а не месійної отстраненности.

По Гринченко, литература, художник - общественно заангажированы. Литература - "одбиток" жизнь, зеркало реальной действительности, а писатель - будитель духовности народа. Путем воздействия на самые широкие слои украинское писательство должно заботиться о подъеме самосознания народа. Целью подъема культурно-образовательного уровня является национальное самосознание и социально-экономическое освобождение, что сохранит украинский народ как нацию. На практике это иногда приводило к подчинению художественной идеи общественным задачам (однако этот вывод не следует безоговорочно переносить на весь наследие писателя). Известны и другие суждения Гринченко, где выдвигалось требование художественного мастерства, оригинальной поэтики, стилевой неповторимости [5].

Литературно-эстетические взгляды Гринченка менялись в процессе его творческой деятельности. Так, в 900-х годах мировоззренческая установка на культурничество уступает идеи радикальных общественных изменений. Освободительная идея становится доминантной в художественной практике (наиболее четко это зафиксировала поэзия - "Знамя", "Приходит время", "Певцу"). Этим писатель вплотную приблизился к неонародників, для которых история литературы - это история общественных идей (С. Ефремов). Внутренним сюжетом поэтических сборников согласно философско-эстетических ценностей эпохи становится также история души лирического героя со всеми полутонами, нюансами настроения, чувств личности рубежа веков. Снимается свойственна первым сборникам лозунговая прямолинейность поэтических высказываний.

Эстетика Гринченко в целом формируется в русле просветительских идей с фостерівським пониманием искусства как пропагандиста передовых идей (хотя она не лишена и поклонение Красоте, Любви в их абсолютной сущности - "Моя любовь", "Кристина", "Я еще живу?.. Или это мой дух мрачный..."), стремлением создать высокую национальную культуру. В центр внимания ставится возвышенно - героическое (наиболее отчетливо это проявилось в драматургии писателя - "Ясные зори", "Среди бури"). Сквозной была оптимистическая, жизнеутверждающая направленность взглядов писателя. Интересен в этом плане образ Солнца в творчестве Гринченко - символа творческой энергии жизни, любви к человеку.

Писатель много внимания уделяет морально-этическим отношениям, кантівському моральном імперативові, широко трактованим в его художественном творчестве. Однако стремление к нормативности нравственных представлений героя, его идейных установок в некоторых произведениях Гринченко иногда приводили к дидактизма, упрощение проблемы (особенно в прозе, драматургии).

1902 г. Гринченко переезжает в Киев. Собственно литературный труд писателя более чем на два года прерывается напряженной работой над словарем украинского языка. Гражданским и творческим подвигом можно назвать эту работу писателя. Составить словарь украинского языка мечтали многие деятели украинской культуры - Пантелеймон Кулиш, Иван Нечуй-Левицкий и др. Благодаря достойным удивления трудолюбия, настойчивости Гринченко работу по составлению словаря было завершено. Из материалов, которые были в распоряжении журнала "Киевская старина", и из своих собственных Гринченко заключил четырехтомный "Словарь украинского языка", который, как и его языковедческие студии "Обзор украинской лексикографии", "Три вопроса нашего правописания" и другие, не утратил своей научной ценности и сегодня.

Получив согласие редакции "Киевской старины", Гринченко не только упорядочивает уже призбирані материалы, а добавляет тысячи новых слов, комментирует их с самыми авторитетными изданиями. Завершена 1904 г. работа получила высокую оценку отечественных и зарубежных специалистов, а в 1906 г. Российская Академия наук отметила "Словарь" второй премией им. М. Костомарова. Особое значение в творческом наследии Б. Гринченко имеет книга "Перед широким миром", в основе которой - собственный материал социологического изучения сельского читателя, попытка определить литературу, необходимую народу, а также уровень интеллектуальной и образовательной подготовленности сельских читателей к восприятию тех или иных художественных произведений. Вызвана страстным желанием писателя преподнести читательскую культуру украинского крестьянина до уровня образованных слоев, книжка вышла далеко за пределы поставленной проблемы. Она показывает глубину понимания писателем вопросам литературы, театра, науки.

Имея форму объективной рассказы (форма дневниковых записей, диалога), книга не лишена и художественной ценности - тонкий психологический анализ, колоритные образы (крестьяне - читатели, актеры).

Гражданский долг позвал писателя откликнуться на события первой русской революции острым очерком "9 января", принять участие в организации Украинской радикальной партии, редактировать ежедневную украинскую газету "Общественное мнение" (впоследствии "Совет"), журнал "Нова громада", возглавить Всеукраинскую учительскую союз, стать одним из основателей и бессменным председателем общества "Просвита".

Неиссякаемая энергия деяний Гринченко-гражданина шла рядом с не менее плодотворной работой его как писателя. Писать он начал как поэт и поэтическое творчество считал прежде всего проявлением духовных потенций личности. Ранний период творчества еще в определенной степени обозначен версифікаційною невправністю, подражанием мотивов Шевченко ("Мать", "Ветер песню, полную грусти..."), И. Манжуры ("Бурлака", "По весне" ("Вот уже теплые лучи согрели"), В. Забилы ("Ночью"), Г. Некрасова ("Скука", "Вдове" и др.), а иногда и прямым идеологическим заимствованием ("Измена", "Рыбалка"). Однако сила собственного поэтического чутья дала возможность Гринченкови уже в 80-х годах создать такие оригинальные стихи, как "Земледелец", "Смутные картины", "Не пренебрегай матери твоей ты жизнью молодым...", что за идейно-эстетической стоимостью принадлежат к числу его лучших произведений.

Мотивы патриотизма как проявление солидарности со своим народом, нацией ха-терне и определяющие для произведений этого периода; лирика гражданского чутье стала мощным фактором проявления поэтического таланта Гринченко.

Гражданская тема в украинской литературе второй половины XIX века. - явление органическое и в определенной степени традиционное (Г. Старицкий, С. Руданский, И. Манжура, П. Кулеш). Лирика Б. Гринченко имеет свои особенности, ее жанровое воплощение - чаще всего размышление ("Смутные картины", "Хлебороб", "Великая вечеря"), лирическое пророчество, призыв ("К народу", "Врагам", "Тьма", "Придет!"). Гражданская тональность свойственна сонета ("Весенние сонеты"), песенной лирике ("Я мучался долго...", "Блискучії звезды, небесные светила"), інвективі ("Землякам", "Русским либералам", "Манифест"), монологові ("Ой, чем же ты, мой край, закрасився?..") и другим формам и жанрам.

Определяющий мотив общественной позиции личности - труд. Образ этот осмысливается чрезвычайно широко протяжении всей поэтического творчества Гринченко и по значимости приравнивается к таких мировых символов, как красота и любовь ("К труду", 1881 г., "Хлебороб", 1884 г., "Я отрекся от мечтаний. Уважительный и спокойный...", 1903 г.). Епітетне определение образа труда многомерное - тяжелая, искренняя, кровавая, солидная, прочная, святая, неутомимая. Существенные контексты бытования образа - труд и борьба ("Бороться и работать, чтобы нам добыть судьбы"), труд и любовь ("Только идея не погибнет труда и любви"). Показательным для первой пары есть стихотворение "Хлебороб". По образной атрибутикой это монолог крестьянина - земледельца, по художественной идеей, что варьируется во всей поэзии Гринченко ("Я свой хлеб заработал себе сам, 3 моего хлеба и люди живут"), - философское размышление о труде как вечный источник и движителя общественного развития, смысл и потребность человеческой жизни. Широко развернутый образ "работа и любовь" в мікроконтекстах бытования во многом характеризует особенности интимной лирики поэта.

Лирика Гринченко этого периода выявляет достижения и просчеты тогдашней поэзии гражданского направления в целом. Сознательно пытаясь изъять интимные переживания из сферы поэтического мира, поэты невольно лишали свое слово полноты осмысления жизни.

Как поэт и человек Гринченко не мог не учитывать то, что говорит сердце к сердцу. И в то же время в подавляющем большинстве стихов моральный императив долга становится для лирического героя определяющим ("Повинность я над все уважил..."), вследствие чего происходит определенная утилітаризація лирического переживания, его заранее - определенность. Однако поэзия Гринченко не ограничена параметрами только идеологической ангажированности.

В стихах 900-х годов традиционно одноплощинне гражданского звучания мотива уступает место его двоплановому раскрытию. Поэтические роз-думы глубоко исповедальное ("Я не скажу, чтобы умом я жил...", "Нет, не говорите благосклонных слов...", "У жизни на пирах шумных..."), где собственно осмысливается и сама проблема - правомерность неделимого верховенства гражданских чувств.

Осмысливается не так в плане возражения лирическим героем гражданского долга ("Повинность я над все почтил, Отдал себя я труда без колебания"), как элегический сумм и ревностный сожалению за нерозквітлим личным чутьем и невиспіваною песней души:

 

Я не скажу, чтобы умом я жил,

Я не скажу, чтобы сердце у меня пришло,

Но его я тяжело угнетал,

Но ему так воли дал я мало...

 

Позже, анализируя сборник П. Кулиша "Рассветы", Гринченко подтвердит свою художественную тезис теоретически, отметив, что "несомненное преимущество разума над вдохновением является существенным недостатком поэтического переживания" [6, с. 160-161].

Именно сожалению по угнетением "жизнь сердца" (характерная черта всей украинской поэзии второй половины XIX в.) свидетельствует о желании писателя выйти на более широкие поэтические горизонты, за пределы сугубо абстрактных гражданских чувств. В стихах Гринченко 900-х годов для лирического героя заветными и желанными есть песни, порожденные движениями сердца ("Давно не стрівавсь я с тобой...").

Эту мысль повторит и лирика Александра Олеся: "Каждый нежный движение сердечный В песню серебряную перелью... Полетят песни крылатые, Капли крови полетят" |7, 132]. Поэзия сердца заступает лирическому герою Гринченко "туман муторного жизни", ее привлекательность для него в гармонии противоположностей:

 

В песнях моих горе и радость в их...

Политые слезами,

Увитые в смех,-

Се отзывы счастье

И смутків тяжких.

 

Александр Олесь в сборнике "С печалью радость обнялась" (1907) развернет Гріиченкову тезис гармонии противоположностей до концептуального видения действительности как мировоззренческую установку:

 

С печалью радость обнялась...

В слезах, как в жемчугах, мой смех,

И с удивительным утром ночь слилась,

И как мне разнять их?!

В объятиях с радостью печаль.

Одна летит, вторая спиня...

И идет между ними борьба,

И кто сильнее - не знаю я...

Почернігівський период основал новое качество, открыл новые грани поэзии Гринченко. Она становится глубже, філософічнішою. Определенная настроенческая фрагментарность, калейдоскопичность впечатлений уступает место мислительній панорамности, чувственной углубленности, лирической сповідальності поэтического переживания. Усилия Гринченко направлены на показ волевой героической индивидуальности [8, 26]. Действительно, история становления лирического героя как личности, которая посвятила себя великой и благородной целью борьбы за освобождение народа, является внутренним сюжетом сборников поэта. Однако утверждение этого жертвенного пути личности с его лозунговою пря-молінійністю, одномірністю в первых сборниках отходит в прошлое. Исповедуя тезис о том, что жизнь "на подвиги судьба дает, на труд для блага человека"("3агадка") [9, 16-17], лирический герой начинает осознавать, что полнота жизни этим не исчерпывается, что оно предполагает многогранность проявлений чувства и красоты. "Два голоса сильные - оба привлекают мою измученную душу. В обоих я что-то родное себе узнаю - Какого же я должен слушать?" - мучительно размышляет лирический герой.

Драматизм душевной ситуации - в нерешимости, сомнениях, сопровождающие необходимость выбора. По убеждению М. Ласло-Куцюк, таким является решение человека, который берет на себя ответственность за свои поступки и отказывается от слепого подчинения Божьей воле [10, с. 288]. Мотив определенной раздвоенности, сожаления, что "огня молодой жизни Не развеял в безумі утех", присутствует и в других произведениях поэта ("В жизни на пирах шумных...", "самый пышный, дущистие..." и др.). Утверждая идею правомерности конфликта и рівнодійних тенденций, Гринченко - поэт фактически становится на позиции, близкие к художественного сознания XX в., которая отвергла концепцию прямолинейного развития, отстаиваемых Просвещением.

На художественном осмыслении чувства любви, любовь в лирике Б. Гринченко отразились как идеи суток гражданского мужества и приоритета общественных идеалов (лирика А. Конисского, В. Языка-Лиманский, П. Грабовского, М. Старицкого), так и стремление к выявлению индивидуальности, которые прозвучали в поэзии рубежа столетий, в самоуглублении и самоутверждения личности. В стихах Гринченко любовь как высшее чувство, которое дает человеку возможность продолжить себя, идеально представиться в значимом другом и, уплывая на формирование личности, творить нового человека как новое духовное лицо, не отрицается. Однако ценность любви определяется не только содержанием духовного идеала. Красота духовная для Гринченко - поэта равновелика красоте телесной ("Лесь, преславный гайдамака", "Лаврентий Костер", "Дух и тело"), образ женщины, любимой раскрывается не только в ипостаси товарища по борьбе, но и объекта романсового мира "двух". Поэтому в лирике Гринченко имеющаяся епікурейська тема; любовь как быстротечная весна ("Пей кубок жизни, пока пьется...", "Весенние сонеты"), прославление женской красоты, красоты ("Купание", "Кристина") - мотивы, позже воцарятся в произведениях Александра Олеся, Г. Вороного.

Интимной лирике Гринченко присущ синкретизм типов художественного осмысления действительности. Если в стихах 80-90-х годов превалирует позитивистское мировоззрение с его утверждением реальности в ее конкретно-исторических формах, то поэзия рубеже веков ориентирована на субъективно-эмоциональное, неоромантические восприятия мира. Так в стихотворении "Моя любовь" устами лирического героя выражается осанна духовным поискам человека, Красоте и Любви как основным, определяющим принципам жизнедеятельности, мировоззрения личности. Любовь, что имеет конкретное, земное воплощение ("взгляд дорогой, то личико сияющее, То голос родной твой, слова, добром повиты, То смех твой знакомый так очаровывал меня...") мыслится и как высшая Красота - красота духовных поисков. Для души лирического героя, стремящегося прежде всего постичь Любовь как высшую Красоту, только ее земного воплощения мало. Позже в одной из лучших своих поэм "Первая женщина" Гринченко снова вернется к осмыслению вечной загадке Любви как стремления человека к вершине духовности, к идеалу.

Раскрытию духовного мира личности, настроения и переживаний лирического героя подчинены в поэзии Гринченко картины природы как ближайшего для поэта источники вдохновения и душевного равновесия ("Природо - мать, каждый из нас исхудавших...", "Кладбище", "Упокой"). Природу ранней пейзажной лирики представлены в традиционном для украинской поэзии второй половины XIX в. освещении, когда сочетается поэтический арсенал романтизма 60-х годов ("Прошлое", "По весне", "Ночь на озере") с реалистично-натуралистической образностью украинской поэзии 70-90-х годов ("На поле", "Купание"). Произведения начала века содержат символически обозначенный образный мир ("Безнадега", "Ночь" ("Ясно светились звезды..."). Доминантный мотив пейзажной лирики (как и всей поэзии Гринченко) этого периода - элегический.

Довольно своеобразно представлено в Гринченко формы и образность античной поэзии. Античность с ее уславленням телесного первоистока дополняется художественной идеей истинности, ценности духовного, идеальных соревнований человека, красоты чувств. Ритмомелодика античного стиха чаще всего использована в философских раздумьях о смысле бытия человека, его жизненное предназначение. Интересен в этом плане размышление "Колебания", где говорится о двойственности сознания человека, состояние, когда она понимает "свое величие и мощь, свое ничтожество и слабость, свою господствующую свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости" [11, 89]. Стихотворение утверждает гуманистические ценности Возрождения: веру в человека, его силы, хотя сложности поставленных философско-мировоззренческих вопросов рубеже веков это не снимает. К ритмомелодики античного стиха Б. Гринченко обращается довольно часто, что можно объяснить как идейно-мотивним перегуком с античной поэзией, так и определенным несовершенством оригинальных поэтических форм, о чем заува-жевали еще его современники 2. Сложный процесс поиска слова как формы воплощения поэтического вдохновения Гринченко, в частности, воспроизводит в стихи - романсе "Душа горит и сердце мое поет...".

В жанровой системе поэзии Гринченко заметное преобладание медитативной лирики и лиро - эпики, обусловлено как тематическим материалом, так и ориентацией на читателя. В лирике наиболее производительными были размышление, призыв, инвектива, песенные жанры, в частности романс.

Последний имел интересные образные решения: так, в стихотворении "Душа горит и сердце мое поет..." поетизуються не муки любви, а муки творчества. Гринченко часто обрабатывал народные легенды ("папоротника цвет", "Предатель", "Атаман Музыка"), баллады ("Ночь на озере", "На русалчин Великдень"). Однако, если большинство баллад достаточно традиционно повторяют уже проработаны литературой фольклорные сюжеты, украшением которых является разве что пейзажные зарисовки, то легенды совершенные по форме и содержанию. Философско-мировоззренческую позицию как размышление, а не как декларацию содержит легенда "Из папоротника квит" (сокровище духовности для лирического героя - то самое дорогое сокровище). Разрабатывается в легенде и распространена для творчества Гринченко тема измены - самой тяжкой вины перед народом, нацией ("Предатель").

Плодотворной была работа поэта над лирической сентенцией ("Зернышки"), хотя по насыщенности морализаторством и дидактикой это скорее максима (стихи "Святые чувства в душе хоронили...", "Народ - герой героев появляє...").

В 90-х годах Гринченко активно работает в жанре басни (прижизненные издания 1895 г. во Львове и Чернигове).

Образный строй и ассоциативная парабола басен обусловлены как тематикой, так и определенной ориентацией на читателя. Значительное их количество ("Явор и путники", "Парнас") является аранжировкой традиционных странствующих сюжетов (произведения Эзопа, Лашамбоді, Крылова, Глебова) или фольклорных мотивов ("Лжец"). Однако Гринченко существенно расширяет тематику украинской басни. Ее темой часто становится народная поговорка, пословица ("Прыгать все быстрые, а до дела, то спина заболела" - "Лошак", "Путнику скоромина не грех"- "Мудрая старуха"), что делало байку Гринченко привлекательной для чтения "под сельской крышей". Среди других тем - отрицательные явления тогдашней действительности (вседозволенность чиновников, бесправие неимущих - "Волки", "Зверская совет", колонизаторские притеснения в Украине - "Своя хата", "Мачеха и пасынок"), показ сил, противостоящих злу (Просвещение-правда - басня "Лягушки и солнце", мировой прогресс - с "Ручей и дети").

Примечательно, что байка Гринченко, где осмысливаются понятийные реалии человеческой жизни (творчество - "Соловей", судьба - "Девушка и волна"прогресс - "Ручей и дети"), в своей образно-символической наполненности и философско-моралізаторській дидактике приближается к притче. Резюме такого произведения - своеобразная максима, выраженная в констатирующей или настановчій форме: "Ручей - это мировой прогресс: Хоть сначала тихий и малый, - он Непобедим, и делают те, как дети, что думают его остановить" ("Ручей и дети").

Новаторство Гринченко не только в тематическом, жанровом обогащении байки, но и в образном обновлении ее. Это касается найуживанішого автором образа Волка, который осмысливается не только как символ грубой силы, хищничества, но и как символ трусости, лицемерия, двоедушию ("Волк и горлица", "Волк и гуси"). Из других типов - аллегорий нетрадиционно представлены образ Вола - труженика с чувством собственного достоинства ("Лошадь и Вола", "Вич и Комар"), интересный образ Солнца - символа жизненной силы идеала ("Лягушки и Солнце", "Орел и Солнце"). Выразительными являются типы - характеры людей - лжец ("Лжец"), скупой ("дом Павлова") и др.

Талант Гринченко-эпика предоставлял басне признаков остросюжетного повествования с бойким диалогом, комедийными ситуациями, точной реалистичной деталью, типичными характерами, которые действуют в типичных обстоятельствах. Итак, Гринченко продолжает традиции реалистической басни в украинской литературе второй половины XIX в. и одновременно привносит проявляющийся в новых тематических, жанровых и образно-стилистических аспектах струю лиризма (как выразительную авторскую позицию) и психологическое мотивации характера. Неоспоримый связь байки Гринченко с фольклорным трактовкой тем, мотивов, образов ("Лжец" - народная сказка, "Лягушка и коваль" - поговорка, "Насмешливый" - юмореска).

Близкие к байкового жанра и стихотворные сказки Гринченко ("Дурень думкою багатіє", "Сирко", "Ворон - крупная птица"). В целом "Книга сказок віршом" (Чернигов, 1894) ориентирована на широкую популяризацию известных сюжетов фольклорного и литературного происхождения ("Два мороза", "Свирель", "Рыбьи пляски").

В творческом наследии писателя около двадцати поэм, основная тема которых - художественная интерпретация истории Украины. В центре внимания не достоверность, точность воспроизведения того или иного исторического события, факта истории, а духовные основы, характер личности, что, как и менталитет нации в целом, предопределяет неповторимость миропонимания, а следовательно, и жизнедеятельности. Художественный историзм Гринченко предусматривал культурно-историческую изменчивость бытия, духовности; поэтому, исторические поэмы писателя имеют также стоимость художественного документа определенной исторической эпохи.

Героико - патриотическими мотивами поэмы "Смерть атаманова", "Иван Попович", "Галима", "Ярина", "Атаман Музыка" перекликаются с "историко-патриотической драмой высшего стиля" (1. Франко) Бы. Гринченко ("Ясные зори", "Среди бури", "Степной гость"). Образно-символическая поэма "Хома " Макогон" - выразительная политическая сатира: нищим батраком, запуганным и униженным, видится Гринченкови украинская интеллигенция; на бессловесную животное - Вол - превращен злой волшебницей Темнотой украинский крестьянин. Острой сатирой является поэма "Профессор Пшик", где с язвительной иронией, переходящей в сарказм, поэт высмеивает схоластику мелочных проблем украинских "патриотов" от науки, равнодушных к нуждам народа.

В поэмах "Беатриче Ченчі", "Лаврентий Костер", "Матильда Аграманте", "Дон Кихот" Гринченко, разрабатывая сюжеты инонациональных литератур, обогащал тематику украинской поэзии, ее образный мир. Неоспоримым является также выбор той или иной темы созвучно актуальным проблемам отечественной литературы, задач, которые ставил перед собой писатель, и как общественно-культурный деятель. Под этим углом зрения видится, например, одна из лучших поэм Б. Гринченко "Матильда Аграманте". Борьба кубинской героини против национального угнетения - испанской тирании - через иносказание, эзопов язык інтерполюється на реалии украинской действительности. (Подобное решение проблемы в поэме Леси Украинки "Роберт Брюс - король шотландский".) Произведение обозначается образным и ритмомелодичною выразительностью, драматизацией высказывания и искренностью чувства, привнесенного усилением авторского первоистока поэтического переживания.

На конкретике событий истории Украины, других народов, фольклорном материале в поэмах Гринченко нарушаются важные морально-этические проблемы: добра и зла, свободы и насилия, верности и предательства, преступления и наказания и др. Как и в лирике, прозе, драматургии, он стремится художественно осмыслить жизнь относительно таких эстетических понятий, как прекрасное и безобразное, подчеркивая, что любовь к прекрасному, красота окрыляют человека, одухотворяют ее жизнь, наполняют его глибинністю ощущения и содержательностью ("Лаврентий Костер", "Лесь, преславный гайдамака", "Атаман Музыка", "Ярина", "Первая женщина").

Философия прекрасного положительных героев Гринченко отличительная стремлением к свободе, независимости, счастья, добра, духовного совершенства. Особенностью художественного историзма Гринченко является гуманизм, интернациональные мотивы.

Большинство поэм Гринченко с их вниманием к проблемам морали и героическим началом ("Смерть атаманова", "Ярина", "Лесь, преславный гайдамака", "Иван Попович", "Атаман Музыка", "Матильда Аграманте", "Дон Кихот") написано в жанрово-стилевой манере украинской поэзии второй половины XIX в. и представляет ее успехи в выстраивании гостроконфліктних ситуаций, событийного накала, мотивированности поступка. Несколько в стороне от этих ведущих художественных тенденций стоят поэмы "Вечерний свет" и "Первая женщина". Так, конфликт поэмы "Первая женщина", казалось бы, касается сферы личной, интимной жизни человека: первая женщина, созданная Богом для Адама, кроме физической красоты, была воплощением красоты духовной, идеала. Однако перспектива беспокойства духовных соревнований - "Новый, духовный ран говорит", равняясь на идеал ("красоты и добра лучший квит"),- слишком беспокоит Адама. Он отказывается от "девушки-квітчини, пів'янгола и півлюдини" и отдает предпочтение женщине как воплощению только физической красоты, но и частичка неба живая", то есть свет идеала, отныне будет смущать душу человека. Поэму отличает животворящий струя лирического авторского чутья, а также притчева философичность. Как известно, жанр притчи в его склонности к дидактики и алегоризму, субъектно-этического выбора "отличается тяготением к глубинной "премудрости" религиозного или моралістичного порядка" (С. Аверинцев). Ориентация на притчеве видение материала дала возможность Гринченко-поэту через план личностного, интимного в жизни человека выйти па широкие обобщения космического масштаба, на осмысление этических первооснов человеческого существования.

В сложный мир духовных поисков, переживаний углубленная и поэма "Вечерний свет". В ней утверждается доминанта интимного, личностного для человека, их судьбоносность. И хотя обязательным атрибутом духовного единения героев видится общность убеждений в призвании работать на благо родного народа, это скорее дань традиционным лозунгам. Она (сельская девушка Раина) - луч идеала в сумерках несчастливой личной судьбы героя. Он (учитель Витал) - свет любви, разума и науки в ее жизни. Испытывая муки Раїниної неразделенной любви ("Без его жить и видеть чужим его каждый день!") и не в состоянии ответить взаимностью на чувство девушки, Витал выезжает. Поэма заканчивается аккордом печали и отчаяния: в пору весны, красоты и солнца сердце героини окутывает жуткая тьма безнадежности. Поэмы как жанр философского осмысления явлений во многом раскрывают концепцию человека и мира самого Гринченко.

Отличительным признаком организации поэзии Гринченко стала циклизация как объединение в целое под эгидой совместной признаки в определенной степени самодостаточных поэтических переживаний. Так передается движение мысли, рождения мировоззренческого силогизма ("Колебания", "Мольба", "Весенние сонеты", "Из весенних дум" и др.). Первый том полного прижизненного издания сочинений Гринченко "Писания" (1903) отличается глубиной именно таких циклических обобщений.

"Писание" - это книжка сложного философско-поэтического замысла. Две главы ее - "Под облачным небом" и "Минуты" - составляют дилогию лиро-эпического плана. В разделе "Под облачным небом", который является сокращенным вариантом одноименной сборки 1893 г., преобладает повествовательный элемент в "Минутах" - лирический. Разделение "Минут" на отдельные подразделения ("Запевы", "На селе", "Ежедневные заботы", "В немощи", "Зернышки") представляет своеобразную сюжетную канву сборника, завязку, кульминацию и развязку поэтического переживания. Об одной из частей сборника Леся Украинка в письме к Б. Гринченко от 25 февраля 1903 г. писала: "Больше всего пришелся мне по сердцу тот раздел из Вашей книги, что называется "На селе", может, это потому, что я люблю такую чистую, прозрачную эпика... а, может, еще и потому, что в сих малых и простых образках стал, как живой, мне, вечной путешественницы, тот родной край, что я так изредка и не надолго вижу в последние годы... Вы и не поймете, какое то горькое и вместе сладкое чувство, что пробудили во мне Ваши стихи. Я благодарю за него Вам и Вашей музе..."

Такая высокая оценка, кроме подчеркивания глубокой национальной сути поэзии Гринченко, содержала также основные характеристики и индивидуальной творческой манеры поэта. Даже в лирике, с ее определяющими принципами самовыражения, акцентацїї на движении души Гринченко стремился одновременно к широкому эпическому осмыслению действительности. По мироощущению, образным воссозданием действительности, то есть по природе таланта, Гринченко в целом не был лириком. Однако поэзия его не была безособистісною и как откровение души ("Моя песня - то мой робітницький одпочинок и моя робітницька молитва - надежда" [13, V]) давала импульсы лирическому переживанию.

Значительное внимание уделял поэт версифікаційній развитии украинского стихотворения: метрике, ритмике, строфіці. Поэзия раннего периода творчества, как правило, астрофічна, в 90-х годах предоставляется преимущество катренові, широко представлены другие строфічні образование: п'ятивірш, шестивірш, сонет ("Весенние сонеты").

Эпичность поэтической мысли выражает построение от 20 строк и больше. Поэзия 900-х годов не только образностью, но и ритмическим рисунком отличная от предыдущих этапов творчества "плач души", "море вечности", "черные призраки", "похороны черный души" ("Ладно, заходи уже, солнышко родное...") - образы, непривычные для поэзии Гринченко, как необычная и ритмомелодика стихов этого периода. Ритм стихов, в которых нарушена опора украинского стихосложения (соотношение ударений и длины строк) и отсутствует рифма, держится на интонации настроений, в определенной степени самодостаточных фрагментов поэтического переживания как целостной музыкальной структуры ("Ночь" ("Ясно светились звезды"), "Надежды", "Безнадега"). Отметим, что акцентуация, внимание к ритму - приоритет более позднего этапа развития украинского стихотворения (Александр Олесь, М. Вороной, П. Тычина).

Особенностью ритмической организации стиха Гринченко является разработка трискладових размеров. Основные из них - амфібрахій и дактиль. Хореїчних размеров наполовину меньше, а ямбічний, который в то время царил в славянской поэзии, в творчестве Гринченко представлен скупо. Развитие трискладника, в частности амфібрахія, обусловленная ориентацией на выразительные особенности украинского языка, интонациями украинского слова - трехсоставную, с ударением на среднем слоге. Дактиль (размер, приближенный к античного стиха) представляет эпичность поэтического высказывания Б. Гринченко - рассудительность, неспешность, определенную торжественность.

Еще И. Франко, а впоследствии М. Коцюбинский отмечали Грінченкове свободное владение богатством украинского слова, а грациозность, ритмомелодика "слова в стихи" поэта привлекали многих композиторов (М. Левицкого, К. Стеценко и др.).

Если поэзия во многом была пространством проявления духовной жизни Гринченко как личности, то проза и драматургия, можно сказать, вращались в кругу идей просвещения и позитивистских ориентиров, заботясь о "писания реальное, правдивое, доступное широким массам" [14, 23]. Это не означало сосредоточение внимания писателя лишь на крестьянской тематике и проблематике, хотя рассказ о селе, его большие драмы и малые радости является украшением малой прозы Гринченко ("Без хлеба", "Хата", "Гриша", "Украла", "Поджог"). Глубиной проникновения в душевный мир героев, их переживания обозначено рассказы о тяжелом и внутренне не приемлемо для выходцев из села жизнь шахтеров ("Панько", "Отец и дочь", "Среди чужих людей"). С сочувствием к нелегкой положения сельского учителя написан рассказ "Экзамен" и "Непокорный". В общем бытовые картины малой прозы Б. Гринченко, "свежие и новые в украинской литературе" [15, 417], получили высокую оценку еще при жизни писателя.

Художественная эволюция малых форм художественной прозы Б. Гринченко, представленных во втором томе "Писаний" (1905), шла от объективации первых нарисових рассказов ("Без хлеба", "Экзамен"), лирического пе-реживання прозаических миниатюр ("В церкви", "Цветок") к суб'єктивації новелістичних ("Звонок", "Поджигатели"). Если рассказы 80 - 90-х годов кристаллизуют художественную правду, идею произведения из полноты видения и восприятия события, поступка несколькими действующими лицами произведения или с максимально об'єктивованої авторской позиции, то малая проза Б. Гринченко конца XIX - начала XX в. предпочитает освещению события через монопереживання, монобачення героя или автора, а следовательно, самоценности субъективного.

В центре внимания произведений Гринченко начале XX вв. - не так событие (как ложью в бедной вдовы отнимают дом - "Дом", как бедная девушка - сирота, не найдя работы, лишает себя жизни - "Сама, совсем сама"), как чувства, внутреннее состояние человека, его реакция на это событие. Поэтому событие, ситуация рассказа "Покупка" (сын с отцом в лавке покупают доспехи на похороны сына) - лишь повод раскрыть, передать горе, душевное состояние отца, у которого в расцвете лет умирает любимый сын, и трагедию души обреченного сына - влюбленной в красоту жизни человека.

Рассказы раннего периода творчества во многом отмеченные подражанием творческой манеры Марка Вовчка ("Без хлеба", "Нелюбимый"), И. Нечуя-Левицкого ("Хата", "Екатерина"), мотивов малой прозы И. Франко ("Среди чужих людей"), однако и они содержат вполне самостоятельные, оригинальные художественные решения. Это касается прежде всего раскрытие духовного мира персонажей, что задевал движение мысли, чувства ("Сама, совсем сама" - бред больного Маринки, "Хата" - воспоминания Прасковьи). Здесь и в дальнейшем Гринченко-прозаика привлекают психология судьбоносного поступка, ход человеческих чувств в кризисных морально-этических ситуациях.

Основной конфликт рассказов - конфликт человека со своей совестью. Положительный герой малой прозы утверждает христианские заповеди в конкретике народнопоетичного ценностного кодекса: любовь к земле ("Отец и дочь"), любовь к ближнему ("Панько", "Павел Хлебороб"), ко всему живому ("Пан Коцкий"), не убий ("Домик в балке"), не укради ("Без хлеба"), не предай ("Встреча"). Элегический, скорбный мотив забвения, скоротечности человеческой жизни многих рассказов Б. Гринченко (как и некоторых поэтических, драматургических произведений) озаряет надежда на человеческое добродетельности, любовь к ближнему, покаяние как новорожденности души. Бросается в глаза также притчевость малой прозы и Бы. Гринченко - подражания сюжета и основного структурного контура, дидактизм ("Павел Хлебороб").

Сатирические рассказы Гринченко 900-х годов ("Как я умер", "История одного протеста", "Из зависти") является определенным продолжением иронического пафоса рассказов 80-х годов ("Встреча"). Суть их - в інвективі, осміянні украинского псевдопатриотизма, духовного рабства, низости графоманства и т.д.

Отдельную группу составляют рассказы для детей ("Олеся", "Гриша", "Арбузы", "Украла"), где в строгой ориентированности на возрастное восприятие читателя изложены ту или поучительную историю. Лучшим среди них является рассказ "Арбузы" - убедительностью ситуации, психологии поступка, характеров детей и взрослых. Тема детства нарушается и в рассказах автобиографического плана ("Чудесная девушка", "Ксеня", "Дядя Тимоха"). Кроме рассказов для детей, писатель адаптировал для детского восприятия десятки сказочных сюжетов (сборники "Колоски", "Сказки и рассказы", "Книга сказок віршом", "украинские Народные сказки для детей"), поучительных историй ("Чья работа тяжелее?", "Смелая девушка"), что существенно дополняло размышления Гринченко-просветителя о необходимости сознательного воспитания ребенка.

Ощущение конфликтного момента ситуации, движущих сил данного психологического переживания, умение деталью обозначить сущностное, искренность чувства обеспечили многим рассказу Б. Гринченко и сегодня художественную ценность ("Хата", "Поджог", "Нелюбимый", "Покупка", "Арбузы", "Украла").

Большая проза Гринченко - это прежде всего пространство для размышлений о поисках украинской интеллигенцией путей общественного прогресса, романне воплощение ее жизни и деяний. Первая повесть Б. Гринченко "Солнечный луч" (1890), несмотря на очевидные ее художественные просчеты (мозаичность, определенный схематизм характеров и сюжетов), выдержала несколько изданий. В ней на гостроконфліктному событийном и ситуативном материале поставлен актуальный вопрос времени - что должна делать украинская интеллигенция как носитель социального прогресса при условии духовной, экономической и политической несвободы народа.

Повесть возникла на почве национальных проблем жизни украинской интеллигенции. Тематически она объединена многозначностью символа солнечных лучей - неистребимой энергии жизни, которую питает чувство великой, истинной любви. Солнечный луч знаний, просвещения в тупике существующей темноты жизнь фокусирует глубокая, жертвенная любовь Марка и его единомышленников к народу. Солнечный луч в жизни Марка зажигает большая любовь, любовь Екатерины, духовность которой он в свое время пробуждает и которая является земным воплощением света идеальных (в повести как синоним идейных) соревнований человека на путях прогресса. Через утверждение духовности как движущей силы развития и эмоционально-энергетического источника жизни Гринченко нарушает философские проблемы идеала, цели и смысла жизни. Как и в поэтическом наследии писателя, чувство любви, любви являются определяющими в идеальных соревнованиях человека, мерилом его духовности, самоценности личности.

При всей художественной несовершенства первой повести Б. Гринченко (об этом писал в рецензии М. Драгоманов: слабое мотивировки поступков Екатерины, искусственность и не типичность образа Марка, растянутая концовка [15, 387-392]) она определила особенности творческой манеры писателя: остроту конфликта, реалистическое воспроизведение жизни определенных групп населения в их социальной детерминированности, внимание к вопросам духовности, психологии нравственного поступка, освещенных с точки зрения романтической пафосности душевных переживаний личности, объективации изображаемого.

Сюжетные линии повести "На распутье", как и в "Солнечном луче", тоже комбинированные образной символикой названия - украинская интеллигенция на распутье выбора путей к народу, места в жизни ("Все мы на распутье!" - говорит главный герой повести Демид Гайденко). Представлением различных мировоззренческих убеждений, учений, представлений (Квитковский, Пачинський) означувалися в произведении вероятные пути выбора. Два из таких путей - это жизнь главных героев повести (медика Демида Гайденко и юриста Гордея Раденко) в попытке сблизиться с народом, просветить его.

Раденко от природы не злой, но натура пылкая, нетерпеливая, до определенной степени самовлюбленная. Углубившись в поиски личного счастья как удовлетворение эстетических вкусов внешностью, женской красотой, стремясь к неограниченной свободы без цели и содержания, он погибает как индивидуальность, запутавшись сам и невольно сея зло вокруг себя (конфликт с крестьянами, искалеченная жизнь Арины, горе Анны). В итоге герой накладывает на себя руки. Автор осуждает индивидуализм как трагедию самодостаточной свободы, бесцельности существования. Гринченко подчеркивает, что деградация личности Гордея идет параллельно с ростом его благосостояния, социальных привилегий. Позднее украинская проза определит тип "интеллигента - господина" на новом этапе его развития - помещик Малина в рассказе "Лошади не виноваты" М. Коцюбинского, Коростенко в рассказе "Малоросс - европеец". Винниченко.

Университетский товарищ Раденко Гайденко - натура, крепкая физически и духовно, характер цельный и настойчивый - проходит нелегкий, но плодотворный путь сближения с народом через "всегдашние близкие сношения" с ним: работает наравне с крестьянином, учит, лечит, защищает его права. Все это дает Демидове ощущение содержания цели жизни, а по женитьбе с Анной - его полноты, силы, по словам Франка, к деятельности в качестве радикального демократа и в то же время убежденного украинского национала.

Среди других менее детально, но не менее выразительно очерченных фигур - Анна Квітковська, Андрей Кодоленко, друзья и знакомые Гайденко и Раденко. Повесть показала также попытку Гринченко очертить характеры у народа. Вданим есть образ Андрея Кодоленка. Арина, что действует в рамках традиционной литературной ситуации (обманутая господином бедная красивая девушка - крестьянка), - образ, художественно неубедителен из-за переизбытка экзальтации характера и искусственность поведения.

Художественный прогресс повести - в углублении механизма раскрытия психологии нравственного поступка с более широкой ориентацией на конкретику жизненных ситуаций, а не только на самодвижение душевных соревнований личности по сценарию постульованої идеи ("Солнечный луч"). Значительное внимание уделено нюансам протекания психических процессов в сознании личности, расширению диапазона конфликтных ситуаций на различные социальные группы, а также ясности, прозрачности изложения, производительному использованию изобразительных и індивідуалізаційних средств украинского языка. В статье "Южнорусская литература" И. Франко назовет интересной попытку Бы. Гринченко в повестях "Солнечный луч" и "На распутье" "представит зарождение нового толка радикального демократа и вместе с тем убежденного национала" [4, 154].

Дилогия "Среди темной ночи" (1900) и "Под тихими вербами" (1901) - результат почти десятилетнего художественного опыта Гринченко как поэта, прозаика и драматурга, а также этап его мировоззренческого прогресса как просветителя, народника. Писатель показывает, как среди темной ночи крестьянской неграмотности, тяжелого труда ради куска хлеба и порожденной этим озлобленности, жадности, черствости, а также разлагающего влияния солдатчины и города, происходит на селе процесс духовного вырождения человека, деградация личности. Разрушаются патриархальные основы, взаимопонимание родителей и детей, калечится человеческая судьба. Эти реалии жизни тогдашнего села делают невозможным и личное, семейное счастье человека. И под тихими вербами верной любви или красоты товарищеских взаимоотношений прорастает зло невежества, темноты и суеверности, умноженное гражданской и экономической бесправностью крестьянина, властью денег.

Финал повестей трагический. "Пропащей силой" (вором) становится крестьянин Роман Сиваш (от природы любознательный, энергичный, красивый парень). Навсегда искалеченная жизнь красавицы - наймички Левантини. Главный герой повести "Под тихими вербами" Зинько Сиваш (поэтическая, романтическая натура), который, как и Марк Кравченко из "Солнечного луча" и Демид Гайденко из повести "На распутье", является представителем авторских взглядов, погибает, побежденный обстоятельствами глупо устроенного общества, тьмой невежества и суеверности крестьян (непреднамеренное отравлен ближайшими людьми). Дело, за которое Зинько положил свою жизнь и талант (противостоять социальной несправедливости, просвещать, защищать крестьян, сплотить их на борьбу за гражданские права), со смертью героя останавливается на полпути.

В противоборстве власти денег, зла, насилия, коварства и жестокости духовно слепых людей гуманистические идеи справедливости, разума, человечности, доброты, культуры и просвещения не победили. Таким увидел украинское село начала XX вв. Борис Гринченко как общественный деятель, таким показала его логика художественного осмысления событий. В целом дилогия воспринимается как картина жестокой борьбы за выживание человека, подавленного непосильным трудом, экономической и политической бесправностью, культурной отсталостью в ее застылости, неподверженности гуманистическом постепенные. И это дает основание к выводу о разочаровании Гринченко в идеях просвещения, народнических идеалах.

Несомненными являются художественные достижения произведения. Дилогия обогатила украинскую прозу тематически, развила и углубила мотивы социальных повестей И. Нечуя-Левицкого, романов Панаса Мирного и Ивана Билыка, М. Старицкого, дополнила образный ряд колоритными образами крестьян (Денис и Роман Сиваше, брать Момоти, Сучек, Рябченко), людей "городского дна" - конокрадов (Ярош, Лукаш, Хвигуровський), поэтическими женскими фигурами (Левантина, Гаїнка). Зинько Сиваш - образ, несколько идеализированный в условиях тогдашнего села. Это скорее украинский интеллигент - народолюбець в крестьянской одежде. Неубедительности фигуры способствовала явная несвобода характера как носителя обязательной постульованої нравственной идеи в условиях многозначности жизненных ситуаций [16, 57].

Принцип углубленного психологического анализа чувств, мотивов поведения персонажей, установка на широкую объективацию изображаемого способствовали реалистической точности конкретно-исторических характеристик в их детерминированности временем, местом и социальной средой. Широко використовувано средства самохарактеристики и взаємохарактеристики героев, диалоги, внутренние монологи, в которых осуществляется плавный переход от авторского повествования к несобственное прямой речи героя.

Достижения реалистичного характеров аккумулировала повесть "Среди темной ночи", в которой Гринченкови до определенной степени удалось избежать автономности, застылости характера как иллюстрации наперед заданной морального тезиса. В дилогии преодолен свойственна повестям 80-х годов вялость действия, излишняя публицистичность, немотивированность отдельных сюжетных частей. Произведение имеет немало элементов добротной приключенческой повести (острота сюжетных ситуаций, стремительное развитие действия, накал страстей, мотивы преследования, заговора, убийства и др.), относящихся к достижениям романтического художественного воспроизведения действительности. Дилогия обозначена также углубленным психологизмом характеров, драматизацией высказывания, вниманием к жизненной достоверности (вернее, натурализма) художественной детали (смех: "Пьяные красные лица, блестящие от пота и жира, что на их широко зяли ямки красных пастей - ртов с желтыми большими зубами, вискаленими из-под щетинястих усов").

Заключительной в ряду большой прозы Гринченко есть повесть "Брат на брага". Она продолжает тему взаимоотношений интеллигенции и народа в условиях революционных событий 1907 г. Идею произведения отражено в символической названии. Братом был для учителя Корецкого народ (здесь - односельчане), которого он лечил, оборонял, учил, жил его радостями и горем. Братом должен был стать народу и учитель - воплощение человечности и доброты, с его бескорыстной любовью и стремлением помочь "словом и делом". Трагизм ситуации в потоптанні, пренебрежении этого братского, родовой связи. Те, кого Корецкий имел брата, обманутые чиновниками, запуганные мыслью о потере земли, ослепленные злобой и водкой, хотят его убить. Значит, они его должны не за брата, а за господина? Эта мысль бьет Корецкого больнее за палку, которую держит в лечения Корецким руке крестьянин Демид, разбивая надежду учителя на "солнце свободы и счастливой человеческой жизни".

Но она, надежда на такое братство, звенит в символе совместных жгучих слез учителя и его ученика Иакова над погромленою школой, истоптанным идеалами, что их символизирует разбитое бюст Шевченко, потрепанная "История культуры", раздавленная сапогом голова малыша Христа и Мадонны на репродукции с картины Рафаэля, варварски изуродованный молодой сад. И, избит до полу сознания, морально растерзан, Корецкий все-таки верит, что поезд жизни, промчавшись сквозь жуткую тьму этих кровавых дней, вынесет его "на ясный день несбывшихся надежд".

Главный герой произведения не отграничен от народа глухой стеной мессианства как учитель и предводитель. Позиция Корецкого (собственно, авторская) наводит на мысль, что успех работы интеллигенции в борьбе за духовное возрождение народа (здесь - братство людей, равновеликих по духовным развитием, интеллектом, что является залогом справедливого общественного строя) возможен лишь при условии положения интеллигенции как брата среди братьев, а не элитарного слоя. Итак, проблема, вынесенная в заголовок произведения, продолжает осмысление главного вопроса крупной прозы Бы. Гринченко, - места и роли интеллигенции в духовном розкріпаченні народа, ее путь к народу.

Едва ли не впервые для прозы Гринченко характер положительного героя не только раскрывается, но и развивается, "закаляется" в этом самом болезненном моменте - "брат на брата". Духовный мир учителя предстает не только в самоценности его высоконравственных критериев как собственно романтического героя, но и в общественной ценности самоосознания Корецким себя как украинского интеллигента времен революционной ситуации. Так преодолевается свойственная произведениям писателя 80-90-х годов автономизация, замкнутость характера от обстоятельств, взаимовлияния общественных процессов.

Повесть интересна не только в плане создания художественного образа, но и стилистически - как произведение начала XX в., ориентирован на художественные достижения "новой школы" украинской прозы, когда центр внимания переносится с окружающей среды на процессы внутреннего, духовного состояния личности. События повести показано глазами Корецкого, в центре внимания его чувства, отсюда суб'єктивація авторского повествования, ее лиризм. Как и в предыдущих повестях, за прием не собственно прямой речи происходит плавный переход авторского рассказа до внутреннего монолога лирического героя. Выразительной является тенденция к предельной формы внутреннего монолога, потока сознания (мечты Корецкого в камере).

Проза Гринченко - наиболее известный читателю наследие: десятки переизданий, переводов на русском, польском, немецком языках. Менее известны его драматические произведения. "Талантливый поэт и повістяр, он покинул эпика ради драмы, силясь дать нашей литературе историко-патриотическую драму высшего стиля", - отмечал И. Франко в обзоре "Из последних десятилетий XIX века", имея в виду прежде всего исторические романтические драмы идей - "Ясные зори", "Степной гость", "Среди бури".

И формой, и содержанием эти пьесы своего времени были новаторским явлением. Они інтелектуалізовано, т.е. лишены комизма зрелищно-развлекательного течения. По мнению Гринченко, драма, театр должны были служить делу национального, духовного возрождения украинского народа, повышать его образовательный уровень, развивать эстетические вкусы. Путь к этому он видит в прилученні широких народных масс к лучшим образцам отечественного и европейского драматического искусства (произведения Софокла, Мольера, Шекспира, Шиллера, Лессинга, Ибсена) и создании соответствующего украинского репертуара.

Первое драматическое произведение Гринченко "Ясные зори" (пьеса отмечена премией журнала "Заря" и благосклонно встречена И. Франком) за моральными и философскими идеями является попыткой художественной реализации теоретического видения такого репертуара. Наряду с верховенством органических для творческого наследия Гринченко идей долга и патриотизма, которые во многом предопределили направление характеров в драме, всесторонне осмысливается идея красоты как основной устои мироздания, как воплощение божественного, духовного первоистока на земле, идеи любви как страсти и любви "высшего образца" - гармоничного сочетания страсти и духовного чувства, источником которого является всепереможна сила любви в ее божественной сути.

Для развертывания таких сложных идей автору пришлось ставить персонажей пьесы (украинских крестьян времен турецкой неволи) в довольно неестественное для них положение высокообразованных людей времен итальянского Возрождения, которые свободно рассуждают о античность, высокие эстетические идеалы и т.д. (кстати, Квінквіченто и события турецкой неволе - в одной временной плоскости). Ведущие идеи "Ясных зорь" (по жанру историко-патриотической драмы) в их патриотической пафосности имели по замыслу произведения утверждаться через лирику интимных чувств личности.

Драматург делает попытку решить столь нелегкую задачу через образ положительного героя - представителя авторской позиции. В драме это жена пленного Дмитрия - Елена. Устами этой национально сознательной и социально активной патриотки, духовно богатой, красивой, образованной женщины, превыше всего любит Дмитрия, автор провозглашает высокие идеи произведения. Поэтому все сюжетные перипетии пьесы призваны, собственно, создать благоприятные условия для произнесения этих идей, первой из которых должна быть патриотическая. Однако именно она в устах Елены наиболее силувана для художественной сущности произведения. Когда женщина, почти без сознания от убийственной известия, что любимый мужчина, которого она пришла вызволять из турецкой неволи, ее предал (в пьесе хватается за голову и прислоняется к дереву, чтобы не упасть), по-чинає энергично перечислять Дмитрию все те беды, которые его ждут как предателя "родной страны и воли", то это звучит неубедительно. Как и слова Дмитрия, который минуту назад был согласен ради любви к красавице Амины забыть семью и родину, а теперь немедленно "исправляется" и зовет всех украинцев к бегству, "до высших дол".

Что же до ситуации, где в центре внимания сложный мир внутренних переживаний героини (например, борьба Елены с самой собой; не хочет ни потерять любимого, ни быть причиной его страданий, поскольку он полюбил другую), то слова и поступки Елены доносят до читателя глубину душевной драмы героини, идею красоты духовного чувства, преимущество такого чувства над сиюминутными страстями и в конечном итоге утверждают авторскую идею "ясных зорь" - духовных порывов человека.

Эпизоды, в которых конфликт переносится во внутренний, психологический план, сферу чувств, угрызений совести, несогласия с самим собой, душевного беспокойства и колебания свободы |17, 409], относятся к лучшим и в других историко-патриотических драмах; например, диалог Оксаны Коваленко и ее отца, что предался тому, чтобы врагу, передает гамму противоборства чувств Оксаны как дочери и как гражданки ("Среди бури").

К счету автора исторических драм "Среди бури", "Степной гость" следует отнести также глубокую социальную детерминированность изображаемых событий в целом и человеческих характеров в частности. И. Франко в статье "Старое и новое в современной украинской литературе" назвал эти произведения "немаловажным достижением для украинской сцены", а драму "Среди бури" учитывая "композицию", на ясный рисунок характеров и идейный подклад" |18, 106] считал равноценной драме И. Тобилевича (И. Карпенко-Карого) "Савва Чалый". Хотя, конечно, как произведения переходного периода пьесы Гринченко еще во многом пользуются атрибутикой старой драмы с ее внешней интригой (переодевания, подслушивание), чрезмерной аффектацией (сцены убийств, патетические речи) и т.д.

Развитие социальной драмы Гринченко продолжает пьесе "На общественной работе", темой которой (как, кстати, и комедии "Нахмарило") является служения интеллигенции народу. Эта тема не нова для украинской драматургии второй половины XIX в. (произведения И. Тобилевича (Карпенко-Карого), М. Кропивницкого), однако ценная галереей четко резных социально детерминированных характеров: преданный делу бескорыстного служения народу интеллигент Арсен Яворенко, легкомысленная Ольга - его жена, нахлебница Меланья Семеновна, угрожающий своей воинствующей тупостью графоман Назар Подкова, никчемный ловелас Крашевич, коварный вымогатель торговец Лапченко и др. В лучших традициях реалистического письма второй половины XIX в. обозначенные и характеры комедии "Нахмарило": интеллигент - народолюбець Гарас Вільхівський, обедневший, однако надменный его дядя - дворянин Матвей Шевцов, ловкий лавочник Вышкварка, ублюдок от мнимой "образованості" бывший солдат Халимон.

В другой тональности, более близкой к поискам новейшей драмы чувств, написано шутка - одноактівка "Миротворцы" и драма "Невероятный". Сюжет обоих произведений обусловлен не столько внешними событиями, сколько динамикой чувства, настроений действующих лиц. Соответственно проблема жанра пьес (ревность в супружеской жизни) осмысливается более или менее локально, поверховіше или глубже, однако мотивация поведения, психическое состояние героев ("Невероятный") или нюансы течения их настроений ("Миротворцы") очерчены в пьесах достаточно точно.

Еще большей является погруженность авторского взгляда внутреннее состояние, психологию поступка персонажей драмы "На новый путь" (1906), тема которой - освобождение женщины из тенет лицемерия, обмана, ложной благопристойности и выхода на путь высоких морально-этических норм жизни. Значительное внимание уделяет драматург художественному осмыслению философии компромисса (связано с отказом от личных убеждений приспособление к обстоятельствам - путь к измене. Эта проблема не случайна в творчестве Гринченко (поэма "Из папоротника квит", рассказы "Байда", "Встреча") и особенно актуальна в отношении злободневного вопроса начале века - ответственности каждого за результат общего дела, личности перед историей. Гражданские мотивы являются определяющими в, казалось бы, по-бутово (семейном) конфликте между супругами Карбовських. "Сколько подлости, гадости, сколько грязи и злодейства скрывается под этой прилизанной благообразием!.. Зрікаюся этого гражданства лицемерного, зледащілого!.. Пойду до других людей, что хотят другого - здорового и честного гражданства, другой - здоровой и честной семьи! Настоящей семьи, а не для отвода глаз только!.. Вот что на той дороге, по которой я пошла, и я с нее не вернусь!" - говорит Лидия Карбовская.

По принципам и формам художественного изображения действительности психологическая драма "На новый путь" близка пьесам Г. Ибсена ("Нора", "Основы общества") - интеллектуальным осмыслением героями произведения событий и всего своего жизни, вниманием не столько к проблемам, идеям, как к судьбе персонажей в целом: раскрытием точек зрения в процессе дискуссии, сознательным выбором героями жизненной позиции (и в этом оказалась интеллектуально-аналитическая развязка пьесы). Произведения норвежского драматурга Гринченко не только знал, но и всячески способствовал их популяризации, перевода на украинском языке. Только в 1907-1908 годах мероприятиями семьи Грінченків было переведено и напечатано семь пьес Г. Ибсена.

Драматургия Гринченко при сохранении лучших традиций украинской реалистической драмы второй половины XIX в. является шагом к новой драмы начале нового века с самой широкой ориентацией на школу и опыт известных европейских драматургов.

Заботясь о рост, расцвет национального театра и появление его на международной арене, Гринченко неоднократно подчеркивал, что "нашему театру надо дать как можно быстрее мировой репертуар, чтобы этот театр, став наконец на тот грунт, на котором стоят театры других народов, мог развиваться в полной мере и сделаться равноправным членом в большой семье национальных театров мира" [19].

С этой целью Б. Гринченко в предельно сжатый срок вместе с женой и дочерью перевел, зредагував и выдал "Вильгельма Телля", "Марию Стюарт" Ф. Шиллера, "Перед восходом солнца", "Извозчика Геншеля" Г. Гауптмана, "В золотых кандалах" О. Мирбо, "Игрушки" А. Шницлера, "Родной край" В. Сарду, "Огни Ивановой ночи", "В родной семье", "Конец Содому" Г. Зудермана, "Монну Ванну" М. Метерлинка и другие произведения мировой драматургии.

Если принять во внимание, что в течение 1906 - 1909 годов увидели свет семь драм Г. Ибсена, произведения 3. Топелиуса, Г. К. Андерсена, Есть. Амічіса, М. Твена, А. Франса, О. Шрейнер, Г. Брандеса, то перекладацько-издательская деятельность Б. Гринченко просто поражает. Причем, как и переводы 80-90-х (лирика А. Кольцова, Ол. Плещеева, А. Майкова, Г. Гейне, непревзойденный и до сегодня перевод "Лесного царя". В. Гете), переводы последнего периода жизни и творчества писателя отмечены высоким художественным мастерством, тонким ощущением духа эпохи, стиля оригинала и было ориентировано на потребности развития художественного сознания.

Невероятно напряженный труд вместе с тяжелым личным горем, которое постигло Бы. Гринченко (почти одновременная смерть единственной дочери, внука и матери писателя), обострили приобретенный в тюрьме болезнь легких. На одолженные деньги Гринченко в сентябре 1909 г. едет лечиться в Италию, где тяжело переживает разлуку с Украиной, известие о закрытии "Просвещения", ущемлении демократии.

Умер Борис Дмитриевич Гринченко 6 мая 1910 года в г. Оспедалетті. Тело его перевезли в Киев и похоронили на Байковом кладбище. Похороны писателя превратился в многотысячную демонстрацию протеста против самодержавия и прославление "рабочего без отдыха" на благо Украины.

В историю украинской культуры Б. Гринченко вошел как интеллигент - народник, который прежде всего заботился о практической реализации широкой культурно-образовательной программы. В стихи Александра Олеся "Бы. Гринченкови" жизнь и деятельность художника ассоциируется со свободной и ясной морской волной, что открывала жаждущим пространство и красоту духовного возрождения.

В творческом наследии Б. Гринченко отражено определяющие явления развития художественной мысли второй половины XIX в., в том числе и трансформация и переосмысление образно-тематического материала фольклора, интеллектуализация поэтической мысли, углубление демо-кратичних основ литературы. В то же время произведения Гринченко выявляют новые тенденции развития художественной литературы в конце XIX - начале XX вв. - модернистская означеність стиля, философская углубленность в душевное жизнь, притчовий стержень произведений, что в определенной степени обусловлено тяготением писателя к дидактизма и алегоризму и др. В его произведениях художественно воплощены идеи свободы, освободительной борьбы, стремление к национальной самоидентификации, социального и национального освобождения украинского народа.

В целом творческое наследие Бориса Гринченко, что как художественное явление выходила на параметры духовной жизни общества, духовных ценностей эпохи, стала этапом в формировании художественного сознания XIX - начале XX вв.

 

Контрольные вопросы и задания

4. Охарактеризуйте эстетико - литературные взгляды Б. Гринченко.

5. Какие составляющие культурно-образовательной программы. Гринченко вам известны? Что можно сказать о издательскую деятельность Б. Гринченко?

6. Раскройте художественную эволюцию поэзии Б. Гринченко.

7. Определите тематику, проблематику, жанровые особенности большой прозы Гринченко.

8. Как изображено отношения интеллигенции и народа в прозе писателя?

9. Как изображено детскую судьбу в рассказах Гринченко о детях? Какие биографические моменты, по вашему мнению, способствовали заинтересованности его этой тематикой?

10. Очертите круг переводческих интересов Гринченко, проанализируйте его мастерство в интерпретации іномовних произведений.

11. Раскройте новаторство Гринченко-драматурга. Какую оценку дал И. Франко исторической драматургии писателя?