Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская литература 10-х годов ХХ века

 

Михаил Коцюбинский

(1864-1913)

 

«Intermezzo»

 

В основу одного из лучших произведений Коцюбинского - новеллы «Intermezzo» - легли автобиографические факты. Завершив повесть «Fata morgana» страшной картиной крестьянского самосуда, писатель истощил нервную систему. К тому время от времени возникали крестьянские бунты, кроваво подавлялись царизмом, происходили еврейские погромы, расправы над прогрессивной интеллигенцией, что пагубно влияло на чувствительную душу художника, приводило к депрессиям.

Для улучшения состояния здоровья врач посоветовал писателю длительный отдых на лоне природы. В июне 1908 года Коцюбинский приехал на Полтавщину, в имении известного мецената Евгения Чикаленко, который финансировал издание произведений многих украинских художников, обеспечивал их средствами на лечение и другие нужды, ведь своим жизненным принципом имел тезис: «Надо любить свой народ до глубины собственного кармана». Очевидно, замысел новеллы в Коцюбинского возник во время отдыха именно здесь, в селе Кононовка, хоть завершено произведение в сентябре 1908 года в Чернигове.

Новелла «Intermezzo» считают вершиной импрессионистического письма Коцюбинского. Французские писатели, братья Эдмон и Жюль Гонкури, о важнейших особенностях импрессионизма писали: «Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство». И Коцюбинский делал это ловко, изящно, красиво, однако не отвергая правды жизни. Новелла «Intermezzo» называют еще и поэзией в прозе. Жанр стихотворения в прозе стал проявлением поэтической свободы автора. Еще одной особенностью этого произведения является то, что он написан в монологічній манере и, на первый взгляд, кажется пейзажем во всех его змінностях. Однако образы растений, птиц, животных в новелле - это только символы тех явлений и процессов, которые бурлят в душе героя. На фоне пейзажа - лирический герой, не идентифицирован ни по социальному положению, ни по профессии. О нем читатели узнают единственное: речь идет о художнике. Вообще, Коцюбинский глубоко интересовался психологией творчества, что отчетливо проявилось во многих его художественных произведениях. Например, из рассказа «Паутина» узнаем, что Коцюбинский придавал лицу художника особого значения и утверждал, что художник кисти или слова «масс немного другие глаза, чем другие люди, и носит в душе солнце, которым вращает мелкие дождевые капли в радугу, вытягивает из черной земли на свет Божий цветы и превращает в золото черные закоулки мрака».

Слово «интермеццо» с итальянского переводится как передышка, пауза. В музыке так называют инструментальную пьесу произвольной строения или отдельный оркестровый эпизод в опере, что воспринимается как музыкальный антракт между актами оперы. Итак, в переносном смысле это слово можно понимать как перерыв в творчестве, наслаждение природой, отдых.

Новелла «Intermezzo» является образцом импрессионизма. Характерным для этого стиля является прием перехода лирического героя через все стадии от крайнего истощения, мало не умирание, до постепенного исцеления и полного выздоровления. Как отмечает современный литературовед Григорий Логвин, импрессионизм «позволял добывать из обыденных и обычных предметов неожиданные свойства и черты». Это в полной мере касается и произведения Коцюбинского.

Хоть новелла «Intermezzo» - произведение прозаическое, она имеет признаки драматического жанра, например, перечень действующих лиц в начале новеллы. Что интересно, большинство этих персонажей - образы символические: моя усталость, нивы в июне, солнце, три белые овчарки, зозуля, жаворонки, железная рука огороды, человеческое горе. Действующие лица становятся средством художественной условности и ключом к образной речи новеллы. Центром сценического действа становится душа лирического героя, а конфликтом произведения - внутренняя борьба персонажа с самим собой. Хотя лирический герой и не назван в действующих лицах, его ощущения переданы усталостью и человеческим горем. Эти символические обозначения определенных состояний, настроений, переживаний человека помогают читателям воспринимать лирического героя как человека с присущим ей сочетанием положительных и отрицательных черт, которой свойственны сомнения, переживания, изменения в оценках окружения и т.д. Современный литературовед Вера Агесва отметила: «В импрессионизме, собственно, принципиально невозможен автор, который владеет окончательной, абсолютной истиной. Авторский интерес направлен не на типичное, обобщенное, а на фиксацию непосредственно воспринятого, изменчивого, единичного... как Раз на этом столкновении отличных оценок, полярных точек зрения и возникает мощный эмоциональный эффект новелл и повестей Коцюбинского. Самые интересные в этом аспекте, в частности, те произведения, где столкновения полярных оценок происходящих в сознании одного персонажа».

Доминирующую роль в новелле «Intermezzo» играют колористика и звуковое наполнение произведения. С помощью удачно подобранных и постоянно меняющихся красок автор передает удивительную красоту природы: Глажу рукой соболиную шерсть ячменів, шелк колосистої волны. Ветер набива мне уши кусками звуков, покошланим шумом. Такой он горячий, такой нетерпеливый, что аж кипят от него срібноволосі овса. Иду дальше - кипят. Тихо плывет голубыми реками лен. Так тихо, спокойно в зеленых берегах, что хочется сесть на лодку и поплыть... Васильки смотрят в небо. Они хотели быть как небо и стали как небо». Коцюбинский очень подробно передал постоянную динамику пейзажа, его частичные и полные изменения. Художник также мастерски фиксирует тончайшие, почти мгновенные подвижки психики героя, его впечатления, переживания, многократные перепады настроения. Все это, конечно, было характерным для импрессионистического письма.

Образы-символы в новелле, усиленные звуками, создают настоящую симфонию. Недаром Николай Лысенко признавался, что новелла «Intermezzo» настолько переполнена звуками, что хочется ее положить на музыку. Кое-кто сравнивает эту многоголосное новеллу с фугой - полифоническим произведением, основанным на последовательном проведении во всех голосах одной или нескольких тем. Литературовед Валентина Гребнева отметила: «Ритмомелодика «Intermezzo» достигается своеобразной звуковой «оркестровкой» произведения. Оказавшись среди волшебно: природы, лирический герой вслухаєтся в ее «великую тишину», которая отзывается множеством необычных волшебных звуков: пением кукушки и жаворонка, ухканням сонной воды колодца, прибоем колосистого моря, певучей арфой ныл: «полные уши имею того странного шума поля, того шелесту шелка, того непрерывного, как текучая вода, пересыпание зерна». Персонифицированный образ звука подчеркивают характерные для творческой палитры Коцюбинского аллитерации по, асонанси, метафоричность образного слова». Однако колористика все-таки существенно доминирует над звуковым наполнением новеллы. Цвета - то мрачные, зловещие, то светлые, акварельные, успокаивающие - всегда уместны, удачно гармонируют с настроением героев новеллы. Сюжет разворачивается синхронно с переходом темных красок в светлые, солнечные, небесные.

 

Клод Моне. Водяные лилии

 

Писатель создает литературный шедевр с элементами живописи и музыки. В то же время новелла «Intermezzo» демонстрирует, насколько импрессионизм близок к символизму, насколько характерным для него является обращение к совместимым искусств» (Надежда Калениченко). Образы-символы в произведении имеют огромное смысловую нагрузку. Например, жуткий образ белых мешков символизирует повешенных на виселице, которым перед казнью, чтобы не видно было мук, накидывали на голову пустые мешки. Автор подчеркивает, что не может смириться с фактом, что несчастных жертв были не единицы, а тысячи. Однако душа художника уже настолько пресыщена муками, что происходит защитное торможение нервной системы и отстранении от страданий. И свое равнодушие к человеческой беде писатель воспринимает как преступление. Эпизод со сливами, с зевотой выводит автора из равновесия. Он болезненно реагирует на малейшие факты своей, как ему кажется, неадекватного поведения, потерю своего привычного болевого порога. Символический смысл в новелле имеет железная рука города - поезд, который везет художника, который со страхом ожидает, что в дороге произойдет что-то непредвиденное и придется возвращаться назад, в коварное город-монстр. Символическими становятся образы трех овчарок, хотя они имели реальных прототипов собак, которых хозяйская экономка давала в сопровождение художнику, опасаясь, что с ним может случиться сердечный приступ среди безлюдных полей. Самовлюбленный Павлин - олицетворение дворянства, безжалостный Трепов - совокупный образ жандармерии. К тому же кличку этой собаки стало фамилия министра внутренних дел Трет - та, который подписывал смертные приговоры крестьянам. Пес, названный «глупым Оверком», олицетворяет униженное и усталое крестьянство, которому даже если дать волю, оно останется бездейственным, хоть до сих пор шаленіло от боли, что его наносил цепь, который натер на шее огромные язвы.

Чисто народное трактовка предоставлено в новелле образу кукушки. Вещая птица пророчит к краю уставшему художнику еще много лет жизни, вселяя надежду на выздоровление. Образом вдохновение выступает жаворонок. Как нельзя повторить написанное талантливой рукой, так не удалось лирическому герою звуконаслідувати жаворонка, который так распевал, будто виртуозно играл на арфе, что «соединяла небо с землей». Солнце в произведении выступает образу вечности и космической энергии, силы. Лирический герой собирает животворное солнечное тепло «из цветков, из смеха ребенка, из глаз любимой». Кстати, друзья называли Коцюбинского «большим солнцепоклонником». В последние дни своей жизни, что показались очень мрачными, писатель постоянно переспрашивал, не изменилась погода за окном, не выглянуло солнце. Очень хорошо удался автору образ ночи. Это символ красоты, одухотворенности, присутствия Бога:«Спокойный, одинокий, садился где-то на крыльце пустого дома и смотрел, как строилась ночь. Как она ставила легкие колонны, заплетала сеткой теней, зсувала и подносила вверх неуверенные, дрожащие стены, а когда все это укреплялось и темнело, склепляла над ними звездную баню».

Большую роль в новелле играют не только цвета, но и оттенки, нюансы освещения, сочетание красок. Валентина Гребнева подчеркивает:«Пытаясь литературными средствами воспроизвести живописно ощутимые картины, писатель ищет тончайших оттенков цвета, подчеркивая его название вспомогательными словами «веселая зелень», «бледные невыразительные люди», метафоризованими оборотами «кипят срібноволосі овса», «тихо плывет голубыми реками лен». Временем цвет сочетается с дотиковими, обонятельными или вкусовыми ощущениями: «Меня останавливает белая пена греч, душистая, легкая, словно сбитая крыльями пчел». Есть в новелле также названия цветов, образованные с помощью ассоциаций: «серебряное марево», позолоченные солнцем хребты нив». Цвет иногда граничит со звуком: «Серебряная струна сверчка», «яркий бы звук упал красным куколем».

Художественной особенностью новеллы является удачное сочетание разнообразных приемов изображения - лирической рассказы, элегических мотивов - с тонкой иронией и острой сатирой.

Кульминацией новеллы становится встреча художника с крестьянином. Кажется, от этого оборванного, разочарованного, несчастного мужчину писатель должен бежать. Ведь он слышит страшную рассказ мужика, который завидует соседу, который потерял детей и уже не должен волноваться, чем их кормить. Рассказ крестьянина передано не полностью, а болезненными импульсами, поражают сердце художника: «Пятеро голодных деток почему-то не забрила горячка», «Раз в неделю бьют человека в лицо», «самый Близкий человек готова продать», «Между людьми, как между волками». Однако такая страшная информация в результате благодатного воздействия на психику лирического героя прекрасной природы уже не пугает писателя. Он выздоровел, поборол депрессию, и «душа готова, струны тугие, наладжені, она уже играет». Это означает, что художник снова способен работать над новыми произведениями, в основу которых лягут рассказы реальных людей о пережитых страданиях. Ведь творческое кредо писателя заключается в том, чтобы наладить «потрепанные грубыми пучками струны души, идти в люди».